bannerbanner
Христианство как новая жизнь. Беседы о главном
Христианство как новая жизнь. Беседы о главном

Полная версия

Христианство как новая жизнь. Беседы о главном

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 11

21

Труд святого Августина «О граде Божием» был написан в 413—427 гг.

22

Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати.

23

Тарновский Вольфганг. Ведьмы. Энциклопедия «Что есть что?». Слово, 1989. С.31

24

Афоризм из книги Станислава Ежи Леца «Непричесанные мысли»

25

Выражение Платона.

26

Нус // Новая философская энциклопедия. Институт философии Российской Академии Наук.

27

Фигаро – герой трех пьес Пьера-Огюстена Бомарше (1732—1799).

28

Труффальдино из Бергамо – герой пьесы «Слуга двух господ» Карло Гальдони (1707—1793).

29

Слова из стихотворения «Мистер Твистер» С.Я.Маршака (1887—1964).

30

Бердяев Н. А. Истина и откровение. Прологемоны к критике Откровения. Глава 2.

31

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М., 1999. С.120

32

Выражение из статьи И. Канта «Что такое просвещение?», изданной в 1784 г.

33

Ломоносов М. Стихотворения / Под ред. П.Н.Беркова. Изд. «Советский писатель», 1948. С. 7.

34

Герои романов Жюля Верна (1828—1905) и Артура Конан-Дойля (1859—1930).

35

Пятистрочие А. С. Пушкниа было написано в 1829 г., опубликовано в 1884 г.

36

Максим Воробьев. Интеллигенция и народ // Русский дом.

37

К. Д. Ушинский как педагог-христианин.

38

Строка из стихотворения Н. С. Тихонова «Баллада о гвоздях» 1922 г.

39

Толковый словарь русского языка Д. И. Ушакова (1873—1942) и Словарь русского языка С. И. Ожегова (1900—1964).

40

Кировская область в цифрах. Краткий статистический сборник. Киров, 2009. С.18.

41

«Цифры обманчивы, я убедился в этом на собственном опыте; по этому поводу справедливо высказался Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Марк Твен. 5 июля 1907 г.

42

Основным источником статистических данных, в том числе Всемирной организации здравоохранения, и фактов, приведенных в этом разделе, послужил интернет-ресурс «Проект о жизни». URL: http://lossofsoul.com.

43

World Health Statistics. URL: http://www.who.int/gho/publications/world_health_statistics/en/index.html.

44

Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России

45

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994. С. 55.

46

Статистика самоубийств по странам. URL: http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/countries.htm.

47

Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России.

48

Гилинский Яков Ильич, род. 1938, доктор юридических наук, криминалист, профессор РГУ им. А. И. Герцена (СПб), опубликовал в соавторстве с Г. Румянцевой работу «Основные тенденции динамики самоубийств в России».

49

Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России.

50

Цит. по Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России.

51

«Тогда… по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 9—14).

52

Suicide rates (per 100,000), by gender, Greece, 1960—2006.

53

Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 1. Свод учреждений и уставов управления духовных дел иностранных исповеданий христианских и иноверных. Изд. 1896 г. Введение. Пункты 1, 4.

54

Ефрем Сирин, преп. Толкование на книгу Второзаконие.

55

Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Матфея.

56

Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004. С. 26, 30.

57

Шмеман Александр, протопресвитер. Беседы на радио «Свобода»: В 2 т. Т.1. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. C. 306.

58

Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Матфея.

59

Отсюда происходит женское имя Ирина.

60

Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие.

61

Из письма В.И.Ленина А. М. Горькому от 13 или 14 ноября 1913 г. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226, 227, 228.

62

Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920), русский филолог, историк, действительный член Императорской академии наук, член Государственного Совета Российской империи от академической курии.

63

Например, в 2012 г. увидела свет протоиерея Максима Козлова «Клир и мир», название которой можно толковать по-разному.

64

«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19, 14—15).

65

Выражение митрополита Вениамина (Федченкова) из толкования молитвы «Отче наш».

66

Объяснение молитвы Господней митрополита Вениамина Федченкова.

67

Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева.

68

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

69

Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Экклесиология. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2005. С.47—48.

70

«В последней глубине Истина есть Бог и Бог есть Истина». Бердяев Н. А. Истина и откровение. Прологемоны к критике Отровения.

71

Возникновение мустьерской культуры датируется примерно 300 тыс. лет назад, закат культуры связывают с похолоданием и исчезновением неандертальцев около 30 тыс. лет назад.

72

Ганина Н. В. Эволюция представлений о загробном мире. Автореферат диссертации по культурологии.

73

В 1961 г. в Румынии близ с. Тэртэрия были обнаружены три глиняных таблички с рисунками животных и деревьев и пиктограммами, получившие название «Тэртэрских табличек». Ныне известно более тысячи таких табличек, найденных на территории Румынии, Болгарии, Сербии, Венгрии, Украине, Молдавии. В 1973 г. Ш. Уинн выделил 230 знаков этого письма, которое было не буквенным, а слоговым (силлабическим) и исчезло к 4000 г. до Р.Х., дав ответвление в критском и кипрском письме.

74

Термин «Старая Европа» был введен в 1974 г. Марией Гимбутас (1921—1994) для обозначения доиндоевропейской Европы времен энеолита. Пример – Культура Винча, существовавшая на Балканах в V – III тыс. до Р.Х.

75

Кун Н. Царство мрачного Аида. URL: http://ulenspiegel.od.ua/aid.

76

Слово «кур» также означает «гора», отсюда – «курган».

77

Элизиум у римлян.

78

Современный остров Бахрейн в Персидском заливе.

79

Святитель Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. Беседа 19.

80

Например, блаженный Иероним Стридонский (+420) вопрошал: «Хотя Лазарь представляется на лоне Авраама и в месте прохладном, но не так же ли подобно оно и аду, как и Царству Небесному?». Блаженный Августин (+430) замечал: «Я еще не нашел, доселе еще ищу, но не встречаю случая, чтобы каноническое Писание употребило где-нибудь слово ад в добрую сторону; не знаю, слыхал ли кто-нибудь, чтобы лоно Авраамово и тот покой, куда отнесен был ангелами нищий, надобно было принимать не в добрую сторону, а потому не понимаю, как можно думать, что этот покой находится в аде» – Блаженный Августин, епископ Иппонийский. О Книге Бытия буквально.

81

Свт. Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. Беседа 19.

82

Диалектический материализм – философская основа марксизма-ленинизма

83

Шмеман Александр, протопресвитер. Беседы на радио «Свобода»: В 2 т. Т.1. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. C. 305.

84

См. Мецгер, Брюс М. Новый завет. Корнтекст, формирование, содержание. М.: ББИ. С. 66—69.

85

У. Баркли писал: «Евангелие от Луки является прежде всего результатом тщательной работы. Его греческий язык изящен. Первые четыре стиха написаны лучшим греческим языком во всем Новом Завете. В них Лука утверждает, что его благовествование написано „по тщательному исследованию“. Он располагал для этого большими возможностями и надежными источниками. Как доверенный спутник Павла, он, должно быть хорошо знал всех крупных делателей раннехристианской Церкви, и они, несомненно, рассказали ему все, что знали. Два года он вместе в Павлом находился в тюрьме в Кесарии. В те долгие дни у него несомненно было много возможностей все изучать и исследовать. И он сделал это основательно». – Баркли, Уильям. Лука – взыскательный историк Евангелие на каждый день. Евангелие от Луки.

86

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея.

87

Евангелист и апостол Иоанн Богослов, сам бывший прежде учеником Крестителя, вспоминал, как тот говорил ученикам о Христе: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 33—34). Из евангелистов только Матфей пишет о том, что Иоанн узнал Иисуса еще до Крещения, «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). Остальные евангелисты сообщают, что Предтеча ранее не знал Иисуса (Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 21—22; Ин. 1, 28—34).

88

Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 104

89

От греческого «метано́йя» (μετάνοια), означающего «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление».

90

Греческое слово Христос есть перевод ивритского «Маши́ах» и арамейского «Меши́ха» (русская транслитерация – «Мессия») и означает «помазанник».

91

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна.

92

Песнь хвалебная святого Амвросия епископа Медиоланского.

93

Очевидно, Иисус крестился и вышел на проповедь где-то между 26 и 27 гг. н. э. Можно условно говорить, например, о начале 27 г. н.э.

94

«Евангелист сообщает нам об имени Андрея, а об имени другого умалчивает. Некоторые говорят, что другой был сам Иоанн, пишущий сие, а иные говорят, что он был из незнатных» – Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна.

95

Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 144.

96

Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 98—105.

97

Древнегреческое слово «синопсис» (σύνοψις) образовано от греческих слов: συν – с и όπτω – смотрю) и у греков означало изложение в одном обзоре, в сжатой форме, одного целого предмета или одной области знаний.

98

Б. Мецгер: «Заметим, что Библия нигде внешность дьявола не описываетю Толко Павел пишет, что сатана может принимать облик ангела света (2 Кор. 11, 14). Рога, копыта и хвост приписываются дьяволу лишь в фольклоре». – Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 123.

99

В последствии, особенно на Тайной вечере, Христос не раз говорил ученикам о вражде мiра сего против Его и учеников и на Суде у Пилата также свидетельствовал, что Его Царство не от мiра сего (Ин. 18, 36).

100

Десятиградие (Декаполис) – группа из десяти античных городов к востоку от долины реки Иордан, центров греческой и римской культуры. Включала Дамаск, ныне столицу Сирии.

101

Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 146—147.

102

По толкованию святителя Иоанна Златоуста, «нищие духом» – «смиренные и сокрушенные сердцем».

103

Икона – греч. εἰκών – «образ», «изображение»

104

Эпифания – греч. Επιφάνια – «явление»

105

Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 98.

106

Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Матфея.

107

Автор благодарен за эту мысль игумену Филиппу (Симонову), члену Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, доктору экономических наук, заведующему кафедрой Истории Церкви исторического факультета МГУ им. Ломоносова.

108

Попович, Иустин, архимандрит. О рае русской души.

109

Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., «Русский язык», 1999.

110

Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. 1846 г.

111

Времянник еже нарицается Летописец Российских Князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася. Вкратце написано // Тр. ВУАК. 1905. Вып. II. Отд. II. С. 62.

112

Из жития преп. Александра Свирского, составленного святителем Димитрием Ростовским: «Однажды он удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трёх Лицах, и беседовать с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию. Когда затем он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для неё».

113

Мощи прп. Александра Свирского находятся в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре, что в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области, примерно в 25 км. к востоку от побережья Ладожского озера.

114

Добросоцких А. Тайны и загадки мощей чудотворца А. Свирского.

115

Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 144.

116

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. Письмо 228 Марко Н. о воспитании малых и старых.

117

«Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8, 35—38).

118

Из четвертой молитвы Чина оглашения: «Соделай его овцою разумной святого стада Христа Твоего; членом достойным Церкви Твоей; сыном света и наследником Царства Твоего, чтобы по заповедям Твоим пожив, и сохранив печать нерушимой, и одежду соблюдя незапятнанной, достиг он блаженства святых во Царстве Твоем».

119

Подробнее об этом в главе «О свышнем мире. Евангелие Царства»

120

Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 150—158.

121

Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 125.

122

Бердяев Н. А. Философия свободы. Часть IV. О христианской свободе.

123

Так говорил о некоторых руководителях советского периода митрополит Хрисанф (Чепиль), управляющий Вятской епархией в 1978—2011 гг.

124

«Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36).

125

«В религии Христа свобода ограничена только любовью, христианство – религия свободной любви и любящей свободы. Новый Завет – завет любви и свободы. Любовью и свободой исчерпывается содержание новозаветной веры, преодолевающей ветхозаветное законничество и языческий натурализм». – Бердяев Н. А. Философия свободы. Часть IV. О христианской свободе.

126

Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 160.

127

Бердяев Н. А. Философия свободы. Часть IV. О христианской свободе.

128

Екатерина Синицына. Индексы счастья: Как измерить неизмеримое?

129

Шмеман А., прот. Водою и Духом. О таинстве крещения. М., «Паломник», 2001. С.102.

130

Шмеман А., прот. Беседы на радио «Свобода»: В 2 т. Т.1. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. C. 306.

131

Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. Глава 2.

132

Там же.

133

Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. Глава 2.

134

Подробнее об этом в главе «О свышнем мире».

135

Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева.

136

Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. Глава 3.

137

В древности именно Малый вход являлся первым священнодействием литургии, память о чем сохранило архиерейское богослужение, во время которого и сегодня архиерей впервые входит в алтарь во время Малого входа.

138

Для обозначения грехопадения в оригинальном библейском тексте использованы слова – производные от корней «промахнуться», «совершить ошибку», «сопротивляться», «бунтовать», что позволяет истолковать «грех» первых людей как «бунт», «промах», «ошибку».

139

Митрополит Антоний Сурожский. Царственное священство мирян.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
11 из 11