bannerbanner
Готовые сочинения по литературе. 5-8 классы
Готовые сочинения по литературе. 5-8 классы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Запомни эту пословицу и не будь похож на такого звонаря.

Плох (плохой) тот солдат, который не мечтает стать генералом

Эта пословица одобряет тех, кто стремится достичь в жизни большего. Солдат, который мечтает стать генералом, всегда несёт службу добросовестно. Тот же, кто не стремится подняться по служебной лестнице, кому на всё наплевать, выполняет свою работу кое-как, лишь бы от него отвязались. Ну а ты учись прилежно, чтобы потом получить высшее образование и стать хорошим специалистом. Только трудом и старанием можно добиться настоящего успеха.

По одёжке встречают, по уму провожают

Ты, наверное, часто слышал эту пословицу. Когда встречаются с неизвестным человеком, сначала обращают внимание на то, как он выглядит, на его одежду. А уже после оценивают ум и способности незнакомца. И первое впечатление бывает обманчиво. Кроме красивого внешнего вида, у твоего собеседника больше может и не обнаружиться достоинств. Настоящая ценность – это не дорогие наряды, а то, что у тебя внутри, – твой внутренний мир, знания. Ведь если человек одет скромно, но он умный, начитанный, талантливый, то с ним куда интереснее!

Повинную голову (и) меч не сечёт

Этой пословице уже много лет – ещё на Руси прощали виновных, если они публично каялись. Действительно, тот, кто умеет признавать свои ошибки и промахи, достоин прощения. Старайся не совершать плохих поступков, а если уж провинишься, честно признайся. Тогда и на душе станет легче, и тебя, возможно, простят за честность и смелость.

Правда в (на) огне не горит и в воде не тонет

Эта пословица утверждает, что правда всегда восторжествует. Если ты столкнулся с несправедливостью, эти слова тебя обязательно подбодрят. Как бы человек ни лгал и ни старался исказить истину, её всё равно не скроешь. Ты, наверное, и сам иногда пытался приврать, чтобы не сердить, например, родителей. Признайся! Но ведь проходит время, и всё тайное всё равно становится явным. И тебе достаётся не только за плохое поведение, но ещё и за ложь! Всегда будь честным перед самим собой и окружающими и никогда никого не обманывай. А если тебе вдруг захочется посочинять небылицы, напиши лучше волшебную сказку.

С миру по нитке – голому рубашка (рубаха)

В жизни у каждого человека бывают нелёгкие периоды, случаются разные невзгоды. Очень важно, чтобы в такие моменты рядом были хорошие люди, которые помогут и поддержат. Ведь когда можешь опереться на надёжное плечо друга, любая неприятность кажется не такой страшной. Да и справиться с ней можно гораздо быстрее. А ещё бывает так, что одному человеку не под силу выполнить какую-либо работу. Но если приняться за неё вместе с друзьями – всё получится.

Если каждый сделает для человека, нуждающегося в помощи, хотя бы чуть-чуть, то в целом эта помощь может оказаться очень значительной. Как говорится в пословице, с миру по нитке – голому рубашка!

Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь

Прежде чем браться за дело, нужно как следует всё продумать. Даже самая пустяковая работа может оказаться не без подвоха. Поэтому не спеши, подумай, как лучше её выполнить. А уж потом принимайся за дело. Вспомни, как портной тщательно снимает мерки и только после этого начинает кроить платье или брюки. Иначе сколько ткани он бы испортил зря!

Слово не воробей, вылетит (выпустишь) – не поймаешь

Случается, что люди говорят друг другу неприятные вещи. Бывает так, что одно слово, брошенное сгоряча, делает врагами лучших друзей, разлучает любящих. Проходит время, и они жалеют о сказанном. Ведь потерять дорогого тебе человека очень просто, а вот обрести заново иногда невозможно. Но бывает, что изменить уже ничего нельзя, произнесённые слова обратно не возьмёшь.

Можно привести много ситуаций, когда употребляют эту пословицу. Допустим, ты опрометчиво пообещал что-то сделать, но не сдержал данного обещания, а потом тебе стало стыдно за свои слова… Главный урок, который следует запомнить: прежде чем что-то сказать, подумай хорошенько.

Слово – серебро, молчание – золото

Слово обладает огромной силой. С помощью слов мы выражаем свои мысли, чувства, переживания, находим общий язык с другими людьми, обретаем друзей. Словами можно вселить веру, повести в бой, утешить, обрадовать, рассмешить. Почему же в пословице говорится, что слово – всего лишь серебро, тогда как молчание – золото?

Каждому из нас приходилось жалеть о сказанных словах. Часто это бывает оттого, что мы произносим их необдуманно. А ведь словом можно ранить, огорчить, обидеть, наказать и даже убить. Поэтому порой лучше промолчать, чем сказать то, о чём потом будешь жалеть. Вот почему молчание и называют золотом.

Скоро сказка сказывается, да (а) не скоро дело делается

Чтобы понять смысл этой пословицы, вспомним русские народные сказки. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» – эта фраза традиционно в них повторяется. Так рассказчик даёт понять, что в сказках всё происходит очень быстро, а чтобы слушателям и читателям было интересно, многие несущественные детали опускаются. Герои растут «не по дням, а по часам», за одну ночь появляются дворцы… Так бывает только в сказках. Но в жизни всё по-другому. Об этом и говорит пословица. Чтобы завершить сложное дело, требуется время. Поэтому когда тебя кто-то торопит с выполнением ответственной работы, можешь ответить: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Соловья баснями не кормят

Эта пословица учит нас законам гостеприимства. Самый важный из них – предложить гостю угощение. Конечно, когда ты давно не виделся с друзьями, хочется узнать и обсудить много новостей и событий. Но радушные хозяева прежде всего приглашают гостя к столу. Зная эту пословицу, ты можешь вежливо предложить гостям побеседовать, например, за чашечкой чая. Но эту же пословицу можно употребить и в другой ситуации. Когда от бесполезных разговоров, которые только отнимают время, нужно перейти к делу.

Старого воробья на мякине не проведёшь (не обманешь)

Интересно наблюдать, как чирикающие стайки воробьёв ищут себе корм. Опытные, взрослые птички, выбирают всё самое спелое и вкусное. И уж на мякину – отходы, которые получаются при обработке зерна, – вряд ли обратят внимание. А вот маленькие воробушки отличать хорошее от плохого ещё не научились. Поэтому они клюют всё без разбору.

Во взаимоотношениях людей происходит точно так же. Молодые и неопытные подчас не могут понять, когда под красивыми словами скрывается ложь. Бывалого же человека обхитрить не удастся. Он поймёт все нечестные замыслы и быстро разгадает обман.

Старый друг лучше новых двух

Старому, проверенному другу можно доверить любые секреты, и он никогда их не выдаст. Он всегда поддержит тебя и поможет не только словом, но и делом. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания. Помнишь известные строчки из детской песенки: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – вот что значит настоящий, верный друг!». Но это не значит, что новые друзья плохие или их не нужно заводить. Эта пословица советует нам не быть излишне доверчивыми с малознакомыми людьми и ценить старых, преданных друзей.

Сытый голодного не разумеет

Для того чтобы понять другого человека, всегда нужно попытаться поставить себя на его место, представить, что он чувствует.

Но богатому человеку трудно понять бедного, здоровому – больного, молодому – старого, а сытому – голодного.

Поэтому пословица и говорит: сытый голодного не разумеет, то есть не понимает.

Часто мы осознаём потребности других людей только тогда, когда сами оказываемся в их положении.

Эту пословицу можно употребить в любой ситуации, когда кто-то не способен почувствовать всей сложности проблем, с которыми сталкивается другой человек.

Ты ближе к делу, а он про козу белу

Ты, наверное, можешь вспомнить ситуации, когда вы с приятелем никак не могли понять друг друга, будто на разных языках говорили? Ты толкуешь ему про одно, а он тебе – про другое. Ты снова и снова говоришь о чём-то вполне конкретном, а он в ответ – о том, что совершенно не относится к делу. Ты долго и подробно объясняешь ему что-то, но оказывается, что он ничего не понял или, ещё того хуже, просто притворяется, что не понял, о чём речь.

Вот в таких ситуациях и вспоминают эту пословицу: когда люди не понимают друг друга или не могут договориться о чём-то.

У ленивого что на дворе, то и на столе

На Руси крестьяне трудились круглый год, чтобы прокормить свои семьи. С утра до вечера они пахали, сеяли, убирали урожай, косили траву, ухаживали за скотом – одним словом, вели хозяйство. Зато в их домах всегда было уютно и сытно, а на столе всегда были парное молоко, яйца, овощи, хлеб.

У того же, кто круглый год лежит на печи, и на дворе голо, и на столе пусто – вот смысл пословицы. Она осуждает людей, не желающих работать, и призывает их задуматься о последствиях своей беспечности.

У семи нянек дитя без глазу (без глаза)

Казалось бы, дело должно спориться, когда за него берутся сразу несколько человек. Но бывает, что каждый из них перекладывает ответственность на другого. Что же получается? Надеясь друг на друга, они не справляются со своими обязанностями.

Пример этого есть в самой пословице: сразу семь нянек присматривали за ребёнком, а с ним всё равно случилась беда.

Так что запомни, уж если вы с друзьями взялись за какое-либо дело, то ваши действия должны быть согласованными, общими, тогда всё получится!

Худой мир лучше доброй ссоры

Даже у родных людей, у самых близких друзей бывают споры и разногласия. Всегда вспоминай эту пословицу в таких ситуациях. Нужно уметь вовремя остановиться и не доводить конфликт до большой ссоры или даже вражды. Если бы все люди следовали совету пословицы, то, возможно, на земле не было бы таких страшных войн. Учись жить в мире и призывай к этому своих друзей.

Что посеешь, то и пожнёшь

Эта пословица напоминает нам о том, что в мире существует очень справедливый закон: добро порождает добро, а зло порождает зло. Если человек жесток и груб с другими людьми, то и они скорее всего ответят ему тем же. А тот, кто дарит другим любовь, заботу и радость, получит в ответ благодарность и хорошее отношение к себе.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу

Часто чужие беды и неприятности кажутся нам не такими уж серьёзными. Мы порой не можем понять, почему человек так переживает, и с лёгкостью даём советы, как разрешить проблему, или даже предлагаем не обращать на неё внимания. Но советовать со стороны просто… Получил друг плохую отметку. «Подумаешь, исправишь на следующем уроке», – можешь сказать ты. А вот если сам заработаешь двойку, то очень расстроишься. Тогда-то друг и припомнит пословицу: чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Сочинения по былинам

Былины – песни о старине

Былины – это русские народные песни-сказания о богатырях. Они начали создаваться в Древней Руси в ХI – ХII веках. Тогда они назывались старинами, то есть песнями о старине. Древнерусские певцы-сказители брали в руки гусли яровчатые (звонкие) и под их аккомпанемент нараспев исполняли старинушки, в которых рассказывалось о славном прошлом родной земли, о её защитниках – героях-богатырях. Слово былина появилось гораздо позднее – только в ХIХ веке.

Былину невозможно спутать ни с каким другим жанром устного народного творчества. У неё – особый ритм и строй. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона в былине часто сочетается с живыми разговорными интонациями. Сказитель здесь – главное лицо. Каждый человек мог пересказать содержание услышанной однажды былины. Но не каждый мог стать её исполнителем.

Древний сказитель – это и артист, и музыкант, и певец, и поэт. Он должен был не только запомнить огромное эпическое содержание былины, но и каждый раз пропеть ее по-новому. Сказители никогда не повторяли механически заученных вариантов, не были простыми исполнителями. Они были настоящими творцами – в каждом исполнении умели находить новые краски. Каждый раз былина как бы заново складывалась в устах певца перед новыми слушателями. Поэтому и петь былины брались не все.

Интересно изобразили древних сказителей художники Виктор Васнецов и Илья Глазунов. Обе картины называются одинаково: «Боян» – то есть древнерусский певец и сказитель, «песнотворец». Мы видим на картинах мудрых старцев с гуслями в руках. Они изображены в момент исполнения былинных песен.

На протяжении долгих веков былины хранились в памяти народной и передавались из уст в уста – от старого сказителя к молодому. А записаны они были только в ХVIII веке.

Само слово былина означает, что в её основе – быль, то есть реально произошедшие когда-то события. Сейчас, много веков спустя, читая былины, мы много узнаём о далёком прошлом. Мы узнаём, как жили наши предки, какими были старинные города, каким оружием владели русские воины, какие наряды носили русские женщины.

Действие большинства былин происходит в период существования единого Древнерусского государства. Его столицей был Киев, поэтому позже появилось название – Киевская Русь. Москва в те далёкие времена была всего лишь маленьким поселением и не играла значительной роли в жизни государства. В то время на Руси влиятельными и крупными городами были Киев и Новгород. Поэтому чаще всего в былинах упоминаются именно эти два города. И события разворачиваются тоже здесь. Действие самых известных былин происходит во времена правления Владимира Красное Солнышко. Он был великим князем Киевским больше 35 лет – до 1015 года. Именно при нём произошло Крещение Руси, и христианство стало государственной религией.

Самые известные из всех былин – героические былины. Они изображают воинов-богатырей, сражающихся с врагами и нечистью за святую Русь. Три главных русских богатыря действуют в них: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Главная идея, проходящая через всё былинное творчество, – идея защиты русской земли.

О чём рассказывают древние былины

На вопрос, когда появилась та или иная былина, ответить очень трудно. Былины складывались постепенно. Каждая эпоха вносила в них свои черты и поправки. Поэтому в любой былине есть и очень древние, и более поздние детали. В них порой соединяются персонажи, жившие в разных столетиях, смешиваются события, происходившие в разных местах и в разное время. Но, несмотря на это, каждая былина – это законченное художественное произведение со своей идеей и своим смыслом.

Основой, на которой создавались былины, конечно, являлась жизнь русского народа. Но история не отражается в былинах буквально, как в учебнике. Об историческом событии в былине рассказывалось так, чтобы слушатели почувствовали гордость за свою родину и её славных защитников.

В эпоху, когда Русь была раздроблена на множество удельных княжеств и ослаблена междоусобными войнами, когда князья думали лишь о своём куске земли, былины повествовали не об этом тяжёлом для страны времени. Они воспевали единое и могучее Киевское государство. Все вместе былины показывали, какой должна быть святая Русь, какими должны быть русские князья, как должны защищать свою землю, свободу и независимость русские воины.

Центральной идеей, проходящей через всё былинное творчество, можно назвать идею защиты родной земли. Русские богатыри стоят на богатырской заставе, охраняют стольный град Киев и побеждают врагов: Соловья-разбойника, Идолище Поганое, Змея Горыныча, Тугарина Змеевича.

Поэтические особенности былин

Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.

У былин много характерных для них особенностей.

Медленное изложение событий – первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента – гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.

Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так и в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.

Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы – мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.

Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле – это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».

Использование гиперболы (преувеличения) – тоже особенность былин. Русские богатыри – необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.

Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев – это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя – это вымысел.

По содержанию былины принято делить на две большие группы.

Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления – зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Например:

Как во славном городе во Киеве,У ласкового князя у ВладимираБыло пированьице – почестен пир…

После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Тут Илье и славу поют…

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:

Прямоезжая дорожка заколодила,Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:

Да У славной У речки У Смородины…ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин  –  постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.

Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Былинные   богатыри

Главные действующие лица всех былин – русские богатыри. Каждый богатырь – это яркий и запоминающийся образ. У каждого из них есть своё имя и своя биография.

В былинном повествовании богатырь обычно предстаёт сначала как самый обыкновенный человек. На княжеском пиру, среди князей, бояр и купцов он не выделяется ни знатностью, ни богатством, ни особой силой. Но обязательно наступает момент, когда обнаруживается, что русский богатырь обладает фантастической силой, которая позволяет ему побеждать врагов.

Например, в одной из былин про Илью Муромца рассказывается, как Илья переоделся в платье нищего странника. Не узнал богатыря в таком обличье Идолище Поганое, раскричался, разгневался, выхватил острый меч, метнул в нищего. Тут Илья Муромец и показал свою силу – отрубил голову Идолищу Поганому.

Несоответствие между обычными человеческими размерами и способностью владеть многопудовой палицей в былинах никогда не объясняется. И богатырская мощь, пока нет в ней необходимости, тоже никак не проявляется. И огромная физическая сила богатырей, и чудесное оружие, которое всегда оказывается у них под рукой в нужный момент, – всё это направлено к одной главной цели – исполнению своего великого долга защиты Отечества.

Все ратные дела русских богатырей связаны с Киевом. Но родились и выросли они в разных концах Русской земли. Илья Муромец – под городом Муромом, в селе Карачарове, Добрыня Никитич – в Рязани, Алёша Попович – в Ростове.

У русских богатырей есть свой моральный кодекс. Они выступают в защиту слабых, несправедливо обиженных людей. Но иногда былинные богатыри предстают не только могучими, но и милосердными, даже к своим врагам. Они бывают доверчивыми и простодушными.

На страницу:
3 из 5