Полная версия
Европейская мозаика
С Оксфордом также связано имя Шекспира – в 1593 г. во дворе кабачка «Голден Кросс» состоялось первое представление Гамлета. События английской революции также не обошли Оксфорд стороной. В гражданскую войну, после казни Карла I, город стал временной резиденцией королевского двора, который затем, после окончательной победы Кромвеля, переместился во Францию.
Так как университет первоначально организовывался как богословское учебное заведение, то женщин туда не принимали, т.к. считали, что им незачем учиться. Эта догма господствовала до 1878 г., когда женщин стали принимать в университет, но получать академические звания они не могли вплоть до 1920 г.
Один из самых древних колледжей Оксфорда – Мертон, основан в 1264 г. канцлером Англии Уолтером Мертоном. Этот колледж послужил образцом при создании многих других колледжей университета. Его учебные и жилые здания полностью обособлены, сгруппированы вокруг коллегиальной церкви. Здесь до сих пор студенты живут вместе с преподавателями, соблюдая средневековую традицию. Здания колледжа построены из местного желтого известняка. Крутые скаты крыши трехэтажного фасада с высокими печными трубами замаскированы ритмично следующими треугольными фронтонами одинаковой ширины, каждый из которых увенчивает секцию стены с двумя окнами. В центре здания высится мощная прямоугольная башня в перпендикулярном стиле – с двумя полукруглыми окнами в нишах, контрфорсами по углам и тремя высокими пинаклями с каждой стороны. Противоположный фасад колледжа выходит на ботанический сад, основанный в 1621 г., и луга Крайст-Черч, на которых стоит крупнейший колледж Оксфорда.
Колледж Крайст-Черч был основан в 1529 г. фаворитом Генриха VIII кардиналом Вулси на месте древнего аббатства св. Фредесвинды, легендарной основательницы Оксфорда. Коллегиальная церковь Крайст-Черч сохранилась со времен норманнов и представляет собой мощную трехнефную постройку с небольшими полукруглыми окнами, разделенными прямоугольными контрфорсами. Центр треугольного восточного фасада занимает большое полукруглое окно, крыша опоясана зубчатым парапетом. У западного фасада возвышается приземистая квадратная башня с восьмигранными контрфорсами по углам, завершающимися небольшими башенками. Трехэтажные здания колледжа унизаны множеством башенок, напоминая фантастические шкатулки, на скате крыши красуются сдвоенные мансардные окна под треугольным фронтоном. Над входом в колледж возносится двухъярусная башня Том-Тауэр, окна которой украшены резным декором. Она была построена в 1681 г. Кристофером Реном, строителем собора св. Павла в Лондоне. В ее колокол Биг-Том звонят ежевечернее, раньше это служило сигналом к закрытию городских ворот.
Оксфорд. Рэдклиф-камера. XVIII век
Колледжи Оксфорда основывали не только власть имущие – колледж Сент-Джон был основан в 1555 г. богатым лондонским портным Томасом Уайтом в честь покровителя портных евангелиста Иоанна и считается самым богатым колледжем Оксфорда. Его фасад, выходящий на улицу св. Жиля, выделяется мощной квадратной башней с зубцами наверху.
Один из самых древних, Бэллиол-колледж, был основан в середине 13 в. неким Джоном из Бэллиола, который набрал в 1266 г. 16 бедных студентов и организовал для них хостел. Со временем здания перестраивались, и сейчас колледж занимает уютное трехэтажное здание с эркерами и мансардами.
На Брод-стрит обращены фасады одного из самых красивых зданий Оксфорда – Тринити-колледжа, сгруппированные вокруг парадного двора. Колледж был основан в 1555 г. Томасом Поупом на месте древнего монастырского колледжа 13 в. Его здания украшены полукруглыми башенками, многочисленными эркерами и мансардными окнами с треугольными фронтонами. Однообразие фронтонов смело нарушают резные каменные гирлянды. Весь этот конгломерат шпилей, эркеров и резного декора создает неповторимый готический колорит колледжа.
На другой стороне Брод-стрит, за зданием Эксетер-колледжа, основанного в 14 в., расположен Шелдонианский театр, построенный в 1669 г. по образцу театра Марцелла в Риме. Это знаменательное место в Оксфорде, так как постройка здания театра была первой самостоятельной работой крупнейшего английского архитектора эпохи классицизма Кристофера Рена. В здании театра происходит ежегодное вручение дипломов выпускникам. Первый этаж этого небольшого двухэтажного здания обрамляют полукруглые рустованные арки с окнами внутри, единообразие второго нарушают сдвоенные прямоугольные окна, разделенные пилястрами. По периметру крыши идет балюстрада, ее венчает пристроенный позже белый световой фонарь над куполом. Расположенный по-соседству небольшой двухэтажный Кларедон-билдинг, построенный в 1713 г. в классическом стиле, сейчас занимает администрация университета. Здание выделяется своим большим четырехколонным портиком.
Оксфорд. Башня Пяти стилей
Постройки расположенного рядом Хартфорд-колледжа украшают изящные лоджии с резным каменным декором. На фоне других колледжей он выделяется тем, что два его здания соединены друг с другом крытым мостом Вздохов, построенным наподобие венецианского.
За Шелдонианским театром расположены здания Бодлианской библиотеки, основанной в 1610 г. и сейчас насчитывающей более 6 млн. томов. Над ее входом вздымается необычная квадратная башня «пяти стилей», демонстрирующая разные элементы, присущие пяти архитектурным стилям Англии – от романского до классического. Башня богато декорирована резьбой по камню, украшена статуями и колоннами. За библиотекой расположена ротонда камеры Редклиффа, построенной в 1749 г. в стиле классицизм и являющейся читальным залом библиотеки. В этой ротонде часто читал книги создатель «Капитала» Карл Маркс. Первый рустованный этаж с полукруглыми окнами, увенчанными треугольными фронтонами, несет на себе коринфскую колоннаду, над карнизом с балюстрадой на небольшом мощном барабане, укрепленном волютами – большой полукруглый купол с фонарем.
Камера Рэдклиффа сооружена посреди замкнутой площади, образованной библиотекой, церковью св. Марии и двумя колледжами. Благодаря гармонии окружающих ее готических и ренессансных построек, это самая красивая площадь в Оксфорде. Современная церковь св. Марии была построена в 1315 г. в готическом стиле на месте более древней. Эта трехнефная церковь увенчана зубчатым парапетом с пинаклями, в центре воздвигнута мощная башня с высокими каменными шпилями и статуями.
На площадь выходит стена колледжа Всех Душ, основанного в 1438 г. архиепископом Кентерберийским в память погибших в Столетней войне. Два его флигеля об-
Оксфорд. Колледж Всех Душ. XV век
рамляют квадратный двор, отделенный от площади каменной оградой с красивыми воротами, над которыми высится фланкированный четырьмя башнями купол. Здание колледжа выделяется двумя высокими квадратными башнями с пинаклями.
Завершает площадь Бразеноз-колледж, основанный в 1509 г. на месте Бразеноз-холла 13 в., названного так за дверное кольцо в виде головы льва с бронзовым носом на дверях его парадного входа. Сами двери после основания колледжа исчезли, и когда их обнаружили в 1890 г. в Линкольнширской школе, то Бразеноз-колледж купил все здание ради того, чтобы эти двери заполучить. Над входом, где раньше были эти знаменитые двери, возвышается квадратная башня, украшенная рядами полукруглых слепых арок с пятилепестковыми завершениями и эркером со статуей наверху.
На Хай-стрит расположен Юниверсити-колледж, второй по древности в Оксфорде, основанный в 1249 г. Его трехэтажные готические здания с перестройками в стиле ренессанса, с квадратными зубчатыми башнями и треугольными фронтончиками занимают целый квартал. Этот колледж печально знаменит тем, что отсюда в 1811 г. за безбожие был отчислен английский поэт Перси Шелли. Позже руководство колледжа решило загладить свою вину и воздвигло ему здесь памятник. Центральный вход обрамлен четырехколонным портиком, окружен огромными окнами и фланкирован двумя низкими квадратными башнями с ажурной балюстрадой. На крыше возвышается железный фонарь с полукруглыми окнами.
Бат. Красивый курортный город раскинулся на берегах реки Эйвон, и его возникновение связано с бьющими здесь из-под земли целебными горячими источниками, вода которых помогает лечить кожные болезни. Их целебные свойства заметили еще древние, и в связи с этим возникла кельтская легенда. По этой легенде сын одного кельтского короля принц Ладуд был болен экземой. Нравы в те времена были жестокие, и чтобы болезный отпрыск не мозолил ему глаза, отец сослал его в свинопасы. Принц смирился со своей участью и стал прилежно выполнять возложенные на него обязанности королевского свинопаса. Он был наблюдательным человеком и заметил, что свиньи любят лежать в лужах с горячей водой, которая вытекала из-под земли. Решив, что природное чутье их не подводит, он, в свою очередь, стал принимать ванны в этой воде и вскоре выздоровел. Ладуд вернулся во дворец к отцу, который, увидев, что сын выздоровел, принял его обратно. Легенда умалчивает о дальнейших взаимоотношениях отца с сыном, однако вскоре Ладуд стал королем, а на месте источников был заложен город. Другая легенда, связанная с Ладудом, гласит, что его внуком был не менее легендарный король Лир, воспетый Шекспиром.
Первый расцвет города приходится на эпоху римского завоевания Британии. Римляне пришли сюда в 65 г. и назвали поселение Аквисулес в честь местной богини. Они сразу оценили значение целебных источников и организовали лечебницу для своих солдат. Город стал первым английским курортом и оставался таковым на протяжении всего римского периода.
Бат. Аббатство. XV век
После ухода римлян город, как и вся Британия, пережил период упадка и был завоеван саксами, при которых начинается христианизация Британии. В 676 г. здесь был основан монастырь, это событие послужило новым толчком к развитию города, и Бат становится рыночным центром. Значение монастыря было столь велико, что в 973 г. король Уэссекса Эдгар коронуется здесь королем Англии. При норманнах обветшавшее саксское аббатство было перестроено в норманнском стиле. Завоеватели быстро поняли значение источников и построили мужские королевские бани. Рядом с ними в 1174 г. был основан госпиталь св. Иоанна.
Постепенно норманнский собор также приходит в запустение, однако на его восстановление у епархии не хватает денег. Чтобы собрать средства на восстановление гибнущего аббатства, новый епископ Бата Оливер Кинг придумал хитрый ход. Он объявил, что во сне ему явилась Троица в окружении ангелов, которые по лестницам поднимались на небо и спускались с него. Все сочли, что это знак свыше, и деньги на восстановление аббатства сразу нашлись. Но едва восстановление успели закончить, как Генрих VIII во время английской реформации провел секуляризацию, и монастыри были расформированы. Таким образом, аббатство превратилось в городской собор.
Город продолжает развиваться и как курорт, и здесь с 500-летним отставанием строятся бани для женщин. В 18 в. Бат становится модным курортом благодаря экстравагантной фигуре Ричарда Нэша, который на протяжении 50 лет оставался «королем Бата», местным законодателем мод и светских развлечений. Благодаря его влиянию город продолжает развиваться в неоклассическом стиле, модные архитекторы Джон Вуд Старший и Джон Вуд Младший застраивают его ансамблем элегантных классических домов и строят крытый мост через реку Эйвон. В таком виде, практически без изменений, Бат дошел до наших дней.
Собор построен в английском готическом перпендикулярном стиле и в плане имеет форму латинского креста. Характерным элементом стиля является большая квадратная башня над средокрестием. Ритм стен задают два ряда широких стрельчатых окон, разделенных прямоугольными контрфорсами с пинаклями, крышу опоясывает парапет из прямоугольных зубцов. Фасады с треугольными фронтонами фланкированы мощными контрфорсами с пинаклями наверху, в центре каждого – большое витражное окно. Западный фасад собора особенно необычен и выделяется не только среди английских, но и других готических соборов. Восьмигранники контрфорсов, фланкирующих его, украшены вырезанными из камня изображениями лестниц со скульптурами взбирающихся по ним крылатых ангелов – намек на сон Оливера Кинга, позволивший перестроить собор.
Внутри стрельчатые аркады, поддерживаемые пучками колонн, делят собор на три нефа, над аркадой проходит галерея больших окон. Внутреннее великолепие собора подчеркивают замечательные пальмовые или веерные своды 16 в. – пучки нервюр расходятся от колонн в виде раскрытого полукругом веера, создавая в центре потолка пересечения в виде ромбов. В алтарной части сохранились остатки норманнского собора.
На площади перед собором сохранились остатки римских купален, вход в которые оформлен в виде классицистического здания с четырехколонными треугольными коринфскими портиками. В интерьере древний римский восьмигранный бассейн опоясывает аркада полукруглых романских арок с резным каменным поясом, над которой надстроено здание купален 18 в.
Бат. Аббатство. Пальмовые своды центрального нефа
Неповторимый колорит курортного города придают Бату его дома, тихие тенистые улочки и широкие парадные площади. Город застроен трехэтажными зданиями из желтого песчаника в классическом и ренессансном палладианском стиле. Улицы, спускающиеся с холмов, окружены ансамблями стоящих ступенями домов, крыши которых усеяны рядами прямоугольных труб с раструбами. Мост через Эйвон с тремя арочными пролетами также застроен домами. От собора Банная улица ведет к Королевским баням, окруженным палладианскими ренессансными домами с пилястрами и рустовкой, составляющими системы замкнутых прямоугольных внутренних дворов, переходящих друг в друга.
На небольшой площади находится центр светской жизни Бата – Королевский театр в ренессансном стиле, перед фасадом которого выступает трехарочный портал входа, а плоская крыша образует террасу, окруженную балюстрадой. Рядом с ним трехэтажный дом со ступенчатым фронтоном «короля» Нэша, подаренный им своей любовнице. Здесь Нэш провел свои последние годы в светских развлечениях.
Четырехугольник Королевской площади застроен классицистическими домами, объединяет которые нижний рустованный этаж, на нем громоздится парадный этаж с большими окнами с наличниками, чередующими полукруглые и треугольные фронтоны. Окна разделены коринфскими пилястрами, которые на центральном и боковых ризалитах заменяются полуколоннами. Центральный ризалит венчает треугольный фронтон. Эти дома были разделены на квартиры для богатых жителей Бата.
Соседняя площадь Королевский полумесяц – большой луг, любимое место отдыха жителей Бата и курортников. Словно рука светской модницы в красивом бальном платье, полумесяцем обнимает площадь длинное здание с ионическими полуколоннами и мансардами на крыше. Оно было разделено на 32 квартиры для аристократов.
Стоунхендж. Это мистический центр Англии, легендарное строение древних, загадка, которую еще предстоит разгадать. Его назначение неизвестно, по одной из версий, это древняя обсерватория, лунный календарь. Другие исследователи связывают комплекс с древним культом жрецов-друидов. Поклонники эзотерики считают это место выходом на поверхность энергии земли.
Стоунхендж – «каменная изгородь» – комплекс, составленный из двух колец мегалитов. Он состоит из двух типов прямоугольных каменных глыб: внутренний круг составляют Сарсенские камни весом до 50 т. с перемычками-архитравами, доставленные сюда за 30 км, внешний круг – Синие камни весом до 5 т. из Уэльса. По легенде, камни были доставлены из Ирландии по воздуху волшебником Мерлином, чародеем при дворе короля Артура, а туда они были перенесены великанами из Марокко.
Строительство Стоунхенджа разделяют на 3 этапа: I– 3050 г. до н.э. – создан круговой ров и насыпь (хендж), II– 2500 г. до н.э. – в центре построено деревянное сооружение, III– 2500-1500 г. до н.э. – возведение каменного монумента, установка и переустановка камней. Сейчас Стоунхендж, после разрушений, полученных с течением времени, состоит из двух полуколец П-образных арок с большим камнем-алтарем в центре и врытым в землю, чуть наклоненным в сторону колец, находящимся неподалеку пяточным камнем. С этим камнем связана еще одна легенда о монахе, который прятался среди камней от дьявола. Скрыться ему не удалось, и дьявол запустил в него камнем, который, однако, лишь придавил монаху пятку. Линия, соединяющая центр колец с пяточным камнем, являлась центральной аллеей комплекса, вблизи нее расположены курганы с захоронениями кельтской знати.
Честер. Великолепный по красоте город, сохранивший свой первозданный средневековый облик, расположен на границе Англии и Уэльса, это положение определило его основную функцию – защиту английских рубежей от набегов валлийцев. Защитная функция отразилась и в названии города – Честер был основан римлянами в 74 г. под названием Каструм («лагерь» XX римского легиона) на реке Ди, на месте города племени корнавиев Дева. Со временем Честер стал самой большой крепостью Британии, а германские племена, пришедшие сюда после римлян, превратили римское название в Честер. Когда римляне ушли отсюда, город недолго был столицей валлийского королевства Гвинеди, а затем его завоевали англо-саксонские племена. После принятия христианства в Честере строится церковь св. Вальбурги. В 835 г. Честер был завоеван королем Уэссекса Эгбертом.
Вильгельм Завоеватель, захватив город, начинает строить здесь замок, включая Честер в систему укреплений, возводимых им по всей Англии. Король передает Честер во владение своему племяннику Ги д’Арваншу, который становится первым графом Честера. Д’Арванш укрепляет и расширяет город, он строит крепостную стену на месте римских валов, длина которой составляет более 3 км. Граф Честер основывает бенедиктинское аббатство на месте церкви св. Вальбурги, что поднимает престиж города.
Когда умирает последний граф Честера, город вновь отходит к королю. Он являлся форпостом при завоевании Уэльса английским королем Эдуардом I. После включения Уэльса в состав Англии, оборонительное значение Честера снижается, однако он продолжает оставаться важным торговым центром.
После секуляризации, проведенной Генрихом VIII, бенедиктинское аббатство расформировывается и преобразуется в городской собор. В Честере останавливается Карл I во время своего бегства на север от разбившей его армии Кромвеля.
В 19 в. набирает силу увлечение историзмом, это не обходит стороной и Честер, и принимается решение о восстановлении района исторической застройки внутри крепостных стен, поэтому сейчас центр города имеет свой исторический облик, что придает ему неповторимый романтический колорит.
Честерский замок, выстроенный из красного песчаника и примостившийся в южном углу крепостной стены, является частью средневековых городских укреплений. Над многоугольником зубчатых стен, соединяющих круглые башни, возвышается мощный квадратный донжон. Стена снаружи укреплена прямоугольными контрфорсами, над ней вздымаются полукруглые башни, как, например, башня Гоблина, или башня короля Карла, откуда, по легенде, Карл I наблюдал за битвой своих войск с войсками парламента. Над воротами, ведущими к улице Истгейт, в 19 в. была построена ажурная железная беседка с часами – часовая башня.
Ядром готического аббатства, построенного из красного песчаника в 12-14 в.в., является трехнефный собор с южным трансептом и клуатром, окруженным крытой галереей, на которую выходят скрипторий и рефлекторий в северной части собора. Несмотря на то, что долгое время это был городской собор, сама инфраструктура аббатства хорошо сохранилась. Центральное место в нем занимал собор, над средокрестием которого возвышается мощная квадратная башня с парой полукруглых окон с каждой стороны и восьмигранными башенками, вздымающимися над основной башней, усиливая ее по краям. Фасады собора также фланкированы восьмигранными башнями с остроконечными завершениями. Внутри стрельчатые аркады, опираясь на мощные колонны, сгруппированные в пучки, делят собор на три нефа, над аркадой идет галерея окон, по высоте равная ей. Свод пересекают нервюры, места их соединений друг с другом отмечают позолоченные замковые камни. Алтарную часть с резными хорами освещают трехлепестковые арки трифория, помещенные над аркадой, прямо над алтарем – большое стрельчатое окно. В восточном конце собора расположены капелла св. Девы 13 в. и капелла св. Вальбурги, все, что осталось от старой церкви. Необходимая часть аббатства, внутренний двор, клуатр, в котором монахи могли прогуливаться в свободное время, окружает низкая сводчатая галерея, размыкающая пространство двора строенными полукруглыми окнами.
Так как в раннее средневековье основным видом литературы была богословская, а по религиозным канонам она должна была писаться на латыни, то основными центрами знания являлись монастыри, монахи которых владели этим языком. Их обязанностью было сохранять и размножать древние книги, однако постепенно к чисто религиозным прибавились и другие книги, в первую очередь античные и арабские, которые переводили вначале на латынь, а затем и на местные языки. Отход от чисто религиозной литературы позволил книгам распространяться в городах и монастыри стали терять свою просветительскую функцию, а после изобретения книгопечатания в 15 в. необходимость в переписывании книг и вовсе отпала. В честерском аббатстве, как и во многих других, монахи также занимались переписыванием книг в специальном помещении – скриптории.
К галерее примыкают все основные здания аббатства – скрипторий, с противоположной стороны двора – лаваторий, где монахи умывались и рефекторий, где они обедали. Здания открываются на двор широкими стрельчатыми или подковообразными окнами.
У восточного угла городской стены раскинулся сад с руинами римского форума – остатками колонн амфитеатра, фундаментами храмов, где можно увидеть систему отопления горячим воздухом, который подавался по отверстиям внутри стен из подвала.
Напротив форума, с внутренней стороны городской стены, под раскидистыми кронами деревьев смотрят из глубины веков несколько древнейших городских фахверковых домов, сохранившихся с 17 в. – белые, двухэтажные, на каменном основании, с черными вертикальными балками, пространство между которыми заложено кирпичом и оштукатурено. Высокие треугольные фронтоны несут нарядные резные коньки крыш. Фахверковые дома более позднего времени легко определить – к простым горизонтальным и вертикальным балкам добавляются наклонные, более сложной изогнутой формы.
Честер. Истгейт
Город пересекают почти под прямым углом, сохраняя древнюю римскую планировку, две основные торговые артерии. Они высечены в скалистой почве, а здания построены на колоннах, образуя открытые для прохожих галереи. На перекрестке Кросс стоит колонна с коническим завершением, у которой каждый день специальный глашатай в старинной форме зачитывает шуточные указы. Фахверковые дома с высокими, выдающимися вперед мансардами, соединенные друг с другом открытыми галереями второго этажа, образуют длинные ряды над лавками и магазинами первого. Узоры, сложенные из несущих балок, имеют сложную форму – балки от прямых до пересекающихся дуг окружностей образуют причудливый черный орнамент на белом фоне. Стены фасадов расщеплены на несколько слоев за счет выступающих уступами друг над другом этажей, их оживляют полукруглые эркеры с резными консолями и статуи в нишах. Ярчайший пример такого декоративного стиля – великолепнейший «дом короля» на Бридж-стрит с резными балками и деревянной статуей короля в центре фасада.
Конуи. История этого королевского замка, твердыни Уэльса, начинается со времени завоевания этой страны королем Англии Эдуардом I. Замок был построен в 1283-89 г.г. по приказу короля во время его второй военной кампании в Уэльсе. Замок, призванный защищать устье реки Конуи и умело использующий особенности местного рельефа, возводил мастер Джеймс из Сент-Жоржа, потратив на его строительство рекордную по тем временам сумму.
Постепенно замок теряет свое стратегическое значение, в 1401 г. его захватывают валлийцы и сжигают, после чего Конуи окончательно приходит в запустение и медленно разрушается. В последний раз замок использовали для обороны, когда в нем некоторое время укрывались сторонники свергнутого короля Карла I. До нашего времени дошли лишь стены замка, которые и в таком полуразрушенном состоянии выглядят внушительно, давая представление о его былой мощи и монументальном фортификационном искусстве династии Плантагенетов.