Полная версия
Руны. Теория и практика работы с древними силами
Ольга Корбут
Руны. Теория и практика работы с древними силами
Я хочу посвятить эту книгу своей бабушке Ульяне (Ольге) Бречко и маме Светлане за то, что они открыли для меня этот мир и поощряли мое творчество. А также выразить искреннюю благодарность Тонечке Давыдовой, моему ангелу-хранителю, и Вере Кутыревой за ее безграничное терпение.
Ольга Корбут (Insolate)© Корбут О., текст, 2017
© ООО «Издательство «Эксмо», 2018
* * *Ольга Корбут, также известная в сети как Insolate, – эзотерик, рунолог, таролог, практикующий психолог. Создатель школы саморазвития «Magiclife» и сообщества «Руны XXI», автор обучающих курсов и семинаров по рунам, Таро, практической магии. Автор многочисленных публикаций, популяризатор эзотерических практик в интернете.
«Чем хороша эта книга? Реальными авторскими наработками в магии рун и очень трезвым, взвешенным подходом к практике, которым Ольга делится с читателем. Руника – это живая и развивающаяся дисциплина. Без практиков, которые применяют руны в жизни, нарабатывают опыт их познания и применения, руника мертва».
Олег Синько, эриль (мастер рунной магии), психолог, мастер рейкиВместо вступления
На дворе XXI век, мир захватили высокие технологии, компьютеры становятся компактнее, новые средства коммуникации в мгновение ока связывают людей, находящихся в тысячах километров друг от друга, но только одно остается неизменным во все времена – наша вера в сверхъестественное, в то, что где-то существует волшебная палочка, исполняющая желания. Открою вам тайну – она действительно есть. Точнее, их целых 24 – и это руны! Они пришли к нам из далеких I–II вв. н. э. с территории, где сейчас находятся Германия и скандинавские страны. Руны прошли через мрачное Средневековье и были забыты в период технической революции, но ворвались в XXI век, захватив своей таинственностью умы наших современников. В своей книге я хочу рассказать вам об этой магии, пришедшей из далекого прошлого и воплотившейся в современной рунической традиции.
Руны сегодня пользуются большой популярностью. И если о самих рунах информации много и разной, то о практическом применении рун можно найти лишь отрывочные сведения. С одной стороны, рунами пользуются многие и оставляют отзывы о своей работе, но с другой – вы нигде не найдете четко изложенной схемы и последовательности проведения рунического воздействия – слишком много разных мнений и при этом полное отсутствие конкретики. Моя книга восполнит этот пробел и научит вас использовать магию рун на практике.
Если вы встали на путь саморазвития и готовы изменить свою жизнь к лучшему – руны помогут вам в этом. А эта книга и мое скромное руководство дадут возможность наладить с ними связь. Из небольшой исторической справки вы узнаете, что такое руны, откуда они к нам пришли и почему они помогают в достижении наших целей. Я научу вас через гадание на рунах узнавать причины возникновения той или иной ситуации, прогнозировать будущие события и анализировать результаты своей деятельности. Я расскажу, как можно использовать руны для достижения различных целей, что такое рунические ставы, какие они бывают и по каким принципам создаются. Материалы, собранные в книге, помогут вам использовать силу рун для улучшения своей жизни. Вы узнаете, как отслеживать неблагоприятные тенденции, и научитесь защищать от них себя и тех, кто вам дорог. Эта информация покажет выход из сложной ситуации, научит вас противостоять негативным влияниям и просто позволит вам чувствовать себя уверенно, что бы ни происходило. Вы узнаете, как правильно организовать рабочее пространство, как использовать силу Луны и различных ритуальных предметов и, самое важное, – как применять полученные знания, не причиняя вреда себе и близким.
Важно понимать: руны невозможно изучить только через чтение эзотерической литературы. Для осознания их силы и принципов воздействия обязательно нужны личный опыт и собственные открытия, рождающиеся в ходе творческих экспериментов. В каждом из нас присутствует активное творческое начало, способное изменять реальность, и для того чтобы воздействовать на реальность, нужно всего лишь освободить внутренние силы и воспользоваться своими возможностями!
Начнем?
Глава 1
Теории происхождения рун и источники сведений о рунах
Руны – это письменность древних германцев, которая использовалась приблизительно с I по XII в. н. э. на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, и с X по XII в. в Гренландии и Исландии. Руны – это символические фигуры, состоящие из прямых линий. Их обычно высекали на различных твердых материалах: дереве, камне, металле.
Есть несколько версий происхождения слова «руна».
Согласно одной из теорий слово «руна» (англ. «rune») происходит от древнескандинавского и англосаксонского слов «run», древнеисландского «runar» и древненемецкого «runa», которые содержат германский корень «ru», а также от готского понятия «runa», означавшего «тайна», и древненемецкого «runen» (совр. Raunen) – «таинственно шептать».
Автор книг по истории кельтов и геомантии Найджел Пенник пишет о связи слова «руна» с древнекельтским «run» и валлийским «rhin», которые означают «шепот». В его работах говорится, что слово «run» в ирландском языке значит «тайна», а в шотландско-гэльском – «жребий».
Исследователи Р. Моррис и Э. Антонсен видят связь названия «руна» с индоевропейским корнем «run», что значит «царапать», «делать насечки».
Как видите, мнений существует несколько, но в каждом из них присутствует некая мистическая составляющая, присущая этим древним знакам.
Сам же рунический алфавит появился около III в. до н. э., но до сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это инструменты для гадания, особые знаки для эзотерической практики или же они изначально задумывались как письменность.
Также существует несколько гипотез о происхождении самих рунических символов, от научно обоснованных до откровенно мистических.
Я понимаю, что вы не историки и вас прежде всего интересует, как использовать руны, а не то, откуда они появились. Но тем не менее считаю, что нужно разбираться в том предмете, который изучаешь и, тем более, собираешься использовать себе на благо, поэтому потерпите немного «занудства».
Греко-латинская версия
Специалист в области археологии и топонимики Исаак Тейлор выдвинул версию о структурной взаимосвязи рунического алфавита и греческого, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Черного моря. На этот вывод его натолкнула удлиненная и угловатая форма рун. Согласно теории датского лингвиста Людвига-Франца-Адальберта Виммера, руны произошли от латинского письма конца II в. н. э.
Северноэтрусская версия
Северноэтрусская версия происхождения рун считается самой популярной. В 1928 г. ее выдвинул норвежский ученый Карл Марстрандер. Его поддержал в 1929 г. скандинавский исследователь Магнус Хаммарстрем, дополнив эту теорию предположением о том, что руны имеют смешанное происхождение от северноэтрусского и огамического алфавитов. Большинство ученых это заимствование считают наиболее вероятным.
Переднеазиатская версия
Считается, что лидийский алфавит, возникший от финикийского, имеет ряд букв, схожих по графике с рунами. Данная письменность исчезает в III в. до н. э., и примерно в это же время руны появляются в Европе. Некоторые рунические символы имеют аналоги в семитских алфавитах, например руны Гебо, Беркана, Инг (в скандинавском варианте) встречаются в южноаравийском письме.
Нетрадиционные версии
В 1930–1940-х гг. в Германии разрабатывалась теория Urrunen (Теория Прарун), предполагающая, что руны происходят от неких прарун, от которых зародился северносемитский алфавит и все прочие алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью германизации алфавита, поэтому достоверной считаться она не может. Нетрадиционной теории придерживался и шведский профессор Сигурд Агрелл, считавший, что руны появились в I в. и изначально являлись неким шифром. В 1932 г. он выдвинул предположение, согласно которому руна f (Феху) была последней, а не первой в руническом алфавите. Эту теорию научный мир не принял, но и у нее нашелся ряд последователей, среди которых, например, Томас Карлссон – автор известной книги «Руны и нордическая магия».
Мифологическая версия
В скандинавских мифах описывается, как получил руны бог Один. Он узнал, что для обретения великой мудрости нужно принести себя в жертву, после чего пронзил себя копьем и провисел на Мировом древе Иггдрасиль на протяжении девяти дней и ночей без еды и воды. За это Один был вознагражден: великан Бельторн подошел к нему, напоил его медом и вручил тайные знаки – руны. Об этом говорится в одной из строф «Старшей Эдды» – поэтического сборника священных песен о богах и героях скандинавской мифологии:
Знаю, висел яв ветвях на ветрудевять долгих ночей,пронзенный копьем,посвященный Одинув жертву себе же,на дереве том,чьи корни сокрытыв недрах неведомых.Никто не питал,никто не поил меня,взирал я на землю,поднял я руны,стеная, их поднял, —и с дерева рухнул.И далее:
Руны найдешьи постигнешь знаки,сильнейшие знаки,крепчайшие знаки,Хрофт их окрасил,а создали богии Один их вырезал.(«Речи Высокого», 138–39, 142, перевод А. И. Корсуна)Существует две версии того, как руны попали из мира богов в руки к людям. Об этом мы узнаем из «Песни о Риге», одной из эддических поэм, которые полезно прочесть любому интересующемуся рунами. Считается, что бог Хеймдалль в образе Рига обучил рунам своего наследника по имени Кон. Согласно другой версии Риг – это сам Один, и если принять эту версию, получается, что руны людям дал именно верховный бог.
На данный момент существует всего одна руническая письменность, признанная наукой. Это футарк – ряд древнегерманских и скандинавских символов (старший футарк), а также производные от них: нортумбрийские (англосаксонские), исландские и датские руны (младший футарк). Существование рунических алфавитов других народов находится под сомнением – это стоит запомнить любителям венгерских, тюркских и прочих рун, в том числе и «рун ангелов». Считается, что только символы футарка способны изменять мир, потому что их дал человечеству бог Один, а все остальные алфавиты придуманы людьми, и об их божественном происхождении нам ничего не известно.
Мы соглашаемся с магической версией происхождения рун, потому что воспринимаем магию как неотъемлемую часть жизни человека.
Абстрактное мышление – это то, что делает человека человеком и отличает его от всех прочих существ на земле. Именно благодаря этому мышлению появились религиозные обряды и магические практики (по моему мнению – суть одно и то же). Человек – существо разумное и прагматичное, но в то же время люди верят в сверхъестественное на протяжении многих тысячелетий, и эта вера не ослабевает, а лишь крепнет. Согласитесь, что раз так происходит, то в этом действительно есть смысл. Если бы магия не работала, она бы не пользовалась такой популярностью. Человека можно обмануть раз и даже два, но, убедившись, что ему опять солгали, он больше не поверит вам, да еще и расскажет доброй сотне других людей о своих выводах.
В магии нет ничего сверхъестественного, ведь человек по своей природе творец.
Когда мы создаем что-либо, будь то произведения изобразительного искусства, музыка или новый рецепт пирога, мы меняемся сами, изменяем окружающий мир. И этот акт творения как раз и есть самая «волшебная» магия. Находясь в состоянии творческого поиска, мы изменяем наше психологическое состояние, мысли, эмоции, поведение. Благодаря этому расширяется наше восприятие: мы видим мир под другим углом и замечаем возможности, которые ранее были скрыты или просто незаметны для тех, кем мы были раньше. И мы получаем больше, наши планы реализуются, а цели становятся достижимыми. То же самое происходит, когда мы творим любой ритуал или создаем рунические вязи. Мы входим в измененное состояние сознания с помощью легкого транса или медитации, тем самым освобождая скрытые ресурсы нашей психики. Магию нельзя ни взять извне, ни потерять, поскольку она уже находится внутри нас самих и состоит из воли, разума и направленного действия. Применительно к рунам все объясняется просто: силой своего разума мы создаем вязь, в процессе структурируя информацию о проблеме, волевым усилием меняем свое отношение к ситуации и с помощью логических и понятных действий получаем желаемое.
Так действует любая магия. Но вернемся к рунам.
На сегодняшний день мы не имеем подробного описания значений и смысла рун, составленного древними северными народами. Подлинными источниками этой информации являются так называемые Рунические поэмы: Исландская руническая поэма, Норвежская руническая поэма и Англосаксонская руническая поэма.
В этих поэмах указан порядок рун в алфавитах, даны некоторые сведения о смысле символов и ассоциативных связях. Но этой информации мало, и она выражается большей частью в метафорах (кеннингах, характерных для скальдической поэзии). К тому же сами поэмы были записаны христианином, человеком, далеким от древней традиции, и спустя несколько веков после распространения рун, что, естественно, наложило отпечаток на интерпретацию и подачу материала.
Есть несколько вариантов перевода рунических поэм. Сначала они переводились со старых языков (олд-норса – старонорвежского и пра-герма – прагерманского) на современные немецкий и норвежский, затем на английский, а только потом на русский. Из-за большого количества переработок текста и использования в древних поэмах разных названий для одних и тех же символов отличия в наименовании некоторых рун есть и сейчас. Например:
• Германское название: Беркана (Berkana)
• Англосаксонское: Беорк (Beork)
• Древнескандинавское: Бьяркан (Bjarkan) Некоторая информация о практическом применении рун содержится в песне «Старшей Эдды» под названием «Речи Сигрдривы». В ней описывается, как валькирия Сигрдрива раскрывает магические значения рун правителю Сигурду. В строфах 6–13 описано 8 рунических групп:
5. Клену тинга кольчугдаю я напиток,исполненный силыи славы великой;в нем песни волшбыи руны целящие,заклятья благиеи радости руны.6. Руны победы,коль ты к ней стремишься, —вырежи ихна меча рукоятии дважды пометьименем Тюра!7. Руны пивапознай, чтоб обмантебе не был страшен!Нанеси их на рог,на руке начертай,руну Науд – на ногте.8. Рог освяти,опасайся коварства,лук брось во влагу;тогда знаю твердо,что зельем волшебнымтебя не напоят.9. Повивальные руныпознай, если хочешьбыть в помощь при родах!На ладонь нанеси их,запястья сжимай,к дисам взывая.10. Руны прибояпознай, чтоб спасатькорабли плывущие!Руны те начертайна носу, на рулеи выжги на веслах, —пусть грозен прибойи черны валы,невредимым причалишь.11. Целебные руныдля врачеванияты должен познать;на стволе, что ветвиклонит к востоку,вырежи их.12. Познай руны речи,если не хочешь,чтоб мстили тебе!Их слагают,их составляют,их сплетаютна тинге таком,где люди должнытворить правосудье.13. Познай руны мысли,если мудрейшимхочешь ты стать!Хрофт разгадал их,он их измыслилиз влаги такой,что некогда вытеклаиз мозга Хейддраупнираи рога Ходдрофнира.(Перевод А. И. Корсуна)По приведенному отрывку сказать что-то конкретное о практическом использовании рун мы не можем, поскольку в тексте содержатся лишь названия рунических групп и намеки на то, для чего они предназначены.
Возможно, это было зашифрованное послание, но подтвердить или опровергнуть данную информацию никто, увы, не может. Руной победы могла быть названа и Соуло, и Тейваз, а рунами мысли – Ангуз и Лагуз. Поэтому на основании первоисточников можно строить лишь предположения, и не более того.
Современное практическое использование рун началось в 1982 г. после выхода книги о руническом гадании Ральфа Блюма «Книга рун. Руководство по пользованию древним Оракулом: Руны викингов». Ральф Блюм не был серьезным историком или исследователем, и сами руны в сопровождении пары листков с описанием их значений попали ему в руки случайно. Сначала он отложил их в сторону, но спустя некоторое время вернулся к их изучению. Блюм занялся поиском доступной литературы о происхождении и использовании рун и одновременно с чтением книг изучал китайскую систему «И цзин», полагая, что в работе с одним оракулом логично обращаться за помощью и к другому.
Блюм высказывает идею о том, что каждая руна является отдельным магическим знаком, обладающим определенными свойствами и силой. Он же предложил использовать в гадании и 25-ю пустую руну. Трактовки символов, предложенные Блюмом, немного отличаются от современных, и некоторые рунологи вообще не рекомендуют работать с пустой руной.
Следом за Блюмом появился целый ряд авторов, активно писавших о гадании на рунах и использовании их в магии. К концу 90-х годов прошлого столетия практическая работа с этими древними символами обрела современный облик, и в ней на сегодняшний день есть место как предсказаниям, так и использованию комбинаций рун в качестве магических инструментов.
В мою жизнь руны вошли в начале 90-х вместе с журналом «Наука и религия», а чуть позже – с донецкой газетой «Магия». Быть может, именно благодаря простой рекомендации нарисовать руны Феху и Отал на кусочках кожи и носить в кошельке моя семья практически не заметила сложностей перестройки.
Сегодня все большую популярность набирают рунные ставы и скрипты – комбинации из рун, наделенные определенными свойствами. Их также называют «формулами». Следует учесть, что авторы этих ставов создавали их под собственные ситуации, придавая рунам свое значение. Поэтому не стоит удивляться, что рунические комбинации работают не всегда и не у всех.
Каждый, кто считает себя знатоком рун, пытается их классифицировать и соотнести их с предметами живой и неживой природы, стихиями, мифологическими персонажами, цветами, звуками и т. д. Сложно сказать, насколько все это имеет смысл, ведь мы не знаем, использовались ли подобные аналогии и взаимосвязи в древности. Такие сопоставления и интерпретации индивидуальны и часто разнятся между собой.
Современные трактовки рун с помощью логики и субъективного восприятия выводились из текстов древних поэм, значения рун старшего футарка – из младшего, со временем обогащаясь и усложняясь.
Ваше понимание любой руны может немного отличаться от интерпретаций других практикующих. Принимать за догму стоит лишь значения символов из рунических поэм, а все остальные версии – лучше интерпретировать как субъективные варианты познания этой системы.
Глава 2
Футарк и его структура
В руническом строе каждая руна занимает определенную позицию, а весь ряд обычно называют футарком по начальным буквам его первых шести знаков (fuÞark): Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ. Рунический алфавит получил свое наименование по тому же принципу, что и азбука. Хотя само слово «футарк» традиционно пишется через «т», руну Турисаз правильнее соотносить не с Т, а с D (Д) или буквенным сочетанием TH. Таким образом, оба названия рунического алфавита (Fudark или Futhark) верны.
Иногда можно встретить и наименование «футорк». Это связано с тем, что в ряде младших футарков 3-я руна Ансуз означала звук «о», а не «а», и называлась Осс (англосаксонский рунический строй).
Футарк состоит из трех подразделов – эттиров, или аттов (исл. Ættir – эттир, норв. Ætt – атт). Во всех аттах старшего футарка по 8 рун, всего же их 24.
Принято считать, что каждый атт посвящен определенному скандинавскому богу, в честь которого названа руна, открывающая эту группу: первый – Фрейру (Фрейе), второй – Хеймдаллю, третий – Тюру.
Рис. 1. Футарк и его структура
Особенность изображения рун связана с удобством их начертания на твердых материалах: в прошлом рунические надписи наносили на камни или деревянные дощечки. Если у вас возникнет вопрос, как правильно рисовать руны, возьмите деревянную плашку и попробуйте вырезать на ней символы – и вам станет все понятно.
В современной традиции руны принято разделять на четыре группы по положению, которое они занимают относительно своей оси.
Симметричные руны – Уруз, Альгиз, Тейваз, Эваз, Манназ, Отал – могут читаться вверх ногами, поэтому называются обратимыми, или переворачиваемыми. Считается, что в инвертированной позиции их значение становится противоположным. В таких случаях перевернутое положение обозначается как «п. п.».
Рис. 2. Обратимые руны
Несимметричные руны – Турисаз, Кеназ, Перт, Беркана – не меняются при переворачивании, но могут поворачиваться справа налево. Это называется зеркальным положением – «зерк. п.». Их значение при этом тоже становится другим, но необязательно противоположным.
Рис. 3. Зеркальные руны
Руны Ансуз, Лагуз, Вуньо, Райдо, Феху, входящие в третью группу, и поворачиваются, и переворачиваются. Их толкование также изменяется при этом. В рунескриптах/вязях такие позиции чаще всего обозначаются как «п. п.» – перевернутое положение.
Рис. 4. Перевернутые и повернутые руны
Также есть девять рун, не имеющих обратных позиций: Гебо, Хагалаз, Наутиз, Иса, Иера, Эйваз, Соуло, Ингуз, Дагаз. Их значение постоянно.
Рис. 5. Необратимые руны
Смысл зеркальных и перевернутых рун может меняться, но практически он всегда характеризует отрицательные моменты, проблемы и неприятности.
А теперь перейдем непосредственно к значениям рун, принятым в современной практике. Я буду давать краткие современные трактовки символов параллельно с аутентичными из Англосаксонской рунической поэмы в переводе Кирилла Горбаченко. Не привожу лишь толкования дополнительной «Пустой руны», понятие которой возникло уже в современности и выходит за рамки древней рунической традиции. Напомню еще раз, что названия символов могут различаться в зависимости от перевода. В современной традиции чаще всего встречаются германские названия рун. В своей работе я также предпочитаю использовать их.
Атт I
Феху
Феху – Fehu (герм.), Феох – Feoh (англосакс), Фе – Fe (древнескандинавск.).
В Англосаксонской рунической поэме в переводе Кирилла Горбаченко:
Feoh biþ frófor fira gehwilcum;sceal þéah mann gehwilc miclan hit dælangif hé wille for dryhtne dómes hléotan.Богатство – утешение всем людям,но должен человек каждый – щедро им делиться,если он хочет перед Господом славу обрести.Слово «feoh» означает «имущество, богатство», первоначальное его значение – «скот (мелкий)». В современной практике руну Феху трактуют как символ богатства, имущества и денег вообще.
Я использую Феху для обозначения материального предмета (то, чем мы можем «делиться», – согласно рунической поэме). Руна способствует получению денег, товаров, может служить идентификатором бизнеса.
В перевернутом положении: недостаток, отсутствие или лишение материальных ценностей, денежные проблемы, финансовые потери и неудачи.
Уруз
Уруз – Uruz (герм.), Yp – Ur (англосакс), Ур – Ur (древнескандинавск.).
В Англосаксонской рунической поэме в переводе Кирилла Горбаченко: