bannerbanner
Предвидение. Шестое чувство
Предвидение. Шестое чувство

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Для непосвященных следует упомянуть, что первая ступень предполагает ряд упражнений по работе с телом. Приняв позу «кучера» или лежа на спине, следует последовательно вызвать в своем теле ряд состояний. Они следующие: покой, тяжесть и тепло во всем теле, дыхание и сердцебиение спокойное и ровное, солнечное сплетение излучает тепло и ощущение прохлады в области лба. Если научиться вызывать эти ощущения и сохранять их некоторое время (до 30 минут), то можно констатировать, что человек добился аутогенного погружения и состояния полной релаксации (расслабления). Важно отметить, что автор метода подчеркивал важность последовательности вызываемых состояний и неизменность внушаемых формул.

Для физического здоровья вызывание состояний аутогенного погружения способствует эффективному отдыху и общему оздоровлению. Данное состояние также благотворно влияет на эмоциональную сферу и умственную деятельность, но не является достаточно эффективным способом, чтобы пойти дальше в сферу бессознательных и нерегулируемых процессов.

Для перехода ко второй ступени АТ предполагается, что на первой ступени мы добились аутогенного погружения, состояния релаксации, и тело нас больше не беспокоит. В идеальном состоянии – его почти нет в ощущениях, и только легкая волна пульса во всем теле говорит, что тело еще здесь. Ощущение своего пульса в любой части тела является хорошим признаком, и значит, что вы умеете входить в состояние аутогенного погружения и освоили первую ступень АТ.

Подойдя к состоянию аутогенного погружения, можно перейти ко второй ступени АТ. Она предполагает остановку потока сознания и той эмоциональной симфонии, которая его сопровождает. Иногда эмоциональные бури не имеют осознаваемых причин, и не соответствуют переживаемому и осознаваемому потоку сознания. Но это уже из сферы коллективного бессознательного, и мы это пока отложим на потом.

Остановка потока сознания может быть реализована, если мы предположим, что этот поток нам не совсем принадлежит, так как он течет как бы сам по себе. При первых усилиях кажется, что у него свои законы, и мы можем только воспринимать этот поток, но управлять им нам не дано. Многие на этом этапе остановятся и не увидят смысла идти дальше. Некоторые могут сосредоточиться на эмоциональной саморегуляции, что предполагает вызывание в сознании соответствующих образов. Например, положительные эмоции вызывает визуализация тех мест, где мы можем чувствовать себя комфортно и в полной безопасности. Но потоки более глубоких слоем сознания или коллективного бессознательного нам будут пока недоступны.

Мой опыт говорить, что начинать высшую ступень АТ необходимо с остановки потока сознания. Остановка потока сознания предполагает, что вы для начала можете его осознавать. Необходимо сосредоточиться на внутренних образах, на сменяющих друг друга мыслях и чувствах. Иногда человек настолько поглощен своими мыслями и чувствами, что не может себе даже представить наблюдение за ними со стороны. Если вы начали наблюдать поток сознания, то у вас появляется и возможность выйти за его пределы, что равноценно его остановке. Другими словами, если Вы выходите за пределы потока настолько далеко, что перестаете его воспринимать, то это значит, что вы его остановили. Для мира физической реальности подобные утверждения не имеют смысла, но для мира сознания они истинны.

Как выйти за пределы потока сознания? Здесь вам поможет визуализация неба. Представьте себе небо. Чаще всего, на первых этапах оно будет все в облаках. Вам необходимо представить, что вы плывете сквозь облака к тому месту, где ясно и светло. Лучше всего стремиться к чистому небу, каким оно бывает в ясную погоду.


Вам необходимо представить, что вы плывете сквозь облака к тому месту, где ясно и светло.


Такие места на небосводе с облаками наиболее светлые. Туда и направляйте свое сознание. Возможно, у вас это получится сразу, возможно, нет. Чаще всего, бывает так, что вас отвлекут неожиданные мысли и образы, или вы провалитесь в сон и выпадете с АТ. Это не страшно и довольно часто бывает даже с мастерами АТ.

Но если вы не уснули и прошли сквозь облака внутреннего пространства, и перед вами открылась чистая лазурь небосвода, то постарайтесь остановиться на этом видении небесной чистоты некоторое время. Это не просто, так как есть масса образов, которые пытаются заслонить его.

Если у вас хватило душевного равновесия для созерцания чистой лазури некоторое время и ничто вам не помешало, то появится движение сквозь экран этого чистого образа. Вас понесет по туннелям какого-то уникального пространства, кувыркая и разворачивая на огромной скорости. Вы будете лететь в этом многомерном пространстве, замечая, что иного пути как бы и нет. Не пугайтесь. Иначе вас выбросит обратно в ваше испуганное тело, и все на этом закончится. Если же вы позволите нести вас сквозь это «что-то», то через некоторое время (1—2 минуты в жизни тела) перед вами распахнется новый мир.

Открытие этого нового мира происходит всегда неожиданно и всегда по-разному. Одно только можно сказать с уверенностью, что он распахивается в конце туннеля, по которому необходимо пролететь до конца.

Вас выбросит как пушечное ядро, и вы окажетесь в ином пространстве и времени. Там будет у вас иное тело и иное окружение, иная одежда и, возможно, вы будете и не совсем человеком. Это может быть глубокая древность, или будущее, иная цивилизация или планета, иное измерение мира. Все будет происходить настолько реально, что вы сможете потом говорить о произошедшем бесконечно много, так как пережили это путешествие во всех красках и ощущениях. Более того, ваше сознание обогатится опытом, который не может быть простой рекомбинацией памяти. Это уникальный опыт тех измерений времени и пространства, которые были или будут доступны другим сознаниям, или тем частям глобального сознания, которое охватывает Вселенную.

Есть основания утверждать, что данный опыт является реальным, а не вымышленным. Есть основания думать, что такие путешествия дают нам возможность жить в иных временах и в иных пространствах в тот момент, когда наше привычное до этого времени тело находится где-то в кресле или на диване.

Для правды дела следует сказать, что не всегда подобные путешествия за пределы своего сознания и жизни встречают дружелюбное окружение. Там можно встретиться со всем, что можно найти в литературе и фольклоре человеческой цивилизации и даже больше. Возникает вопрос, как вы будете реагировать на все это, и как вы будете вести с ним диалог?

Диалог – ключевое понятие. И совершенно бесполезно вести диалог в состоянии глубокого транса с позиции силы. Это вызовет только повышение внутреннего напряжения, ваше сознание начнет закипать внутри, что может привести, как минимум, к головной боли после АТ. Как максимум – к эмоциональному перенапряжению и срыву в бодрствующем состоянии. Вы вынесете свой конфликт на поверхность сознания и не сможете расстаться с захватившими вас образами. В этом случае посмотрите в зеркало и осознайте себя, прикоснитесь к своему лицу и отстранитесь от пережитого. Если не помогает и вы продолжаете жить образами пережитого, видите в зеркале не свое лицо, или считаете, что зеркало отражает не ваше лицо, то следует начать применять метод маскотерапии.

Маскотерапия показала свою эффективность, например, в работе с расстройством самовосприятия (деперсонализ́ацией). При деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими.

Расстройство самовосприятия может включать в себя следующие ощущения:

– Исчезновения черт своей личности и остановки времени

– Исчезновение чувств и настроений, мир кажется «бесцветным»

– Окружающая обстановка воспринимается как бы через стекло

– Притупление эмоционального восприятия природы, произведений искусства и музыки

– Ощущение отсутствия памяти и мыслей в голове

– Постоянное жамевю (обычное кажется незнакомым)

– Свои действия кажутся автоматическими

– Затруднение образного мышления

– Притупление или отсутствие болевой, тактильной, температурной, вкусовой чувствительности, ощущения веса, чувств сна, голода и насыщения.

Следует заметить, что деперсонализация является нормальной реакцией организма на острый стресс. Патологической же считают длительное, непрекращающиеся, мучительное течение деперсонализации.

Метод маскотерапии эффективен и в работе с людьми, переживающими кризис идентичности.

Суть метода заключается в том, что пациент создает свой автопортрет из пластилина у зеркала и в процессе переживает последовательный ряд терапевтических состояний, которые способствуют нормализации самовосприятия на разных уровнях структуры души, например, животном, общечеловеческом, родовом, семейном и личностном. Ассоциации на портрет выявляют ключевые субличности, между которыми важно построить конструктивный диалог и достичь целостности и внутренней гармонии личности.

Более подробно о методе маскотерапии можно прочесть в главе «Маскотерапия» или в книге С.А.Кравченко «Маскотерапия. В поисках лица».

Думаю, что я еще вернусь и продолжу эту работу.

Удачи Вам!

Аутотренинг, исихазм и холотропное дыхание

Определим понятия:

Аутотренинг – аутогенная тренировка, АТ – психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия механизмов саморегуляции человеческого организма, нарушенных в результате стресса. АТ основана на применении мышечной релаксации, самовнушениии и самовоспитании. АТ отличается от гипнотерапии тем, что пациент активно вовлекается в процесс терапии, в отличие от пассивной роли пациента в лечении гипнозом. АТ была создана немецким врачом Иоганном Шульцем в1932 году.

Исихазм – духовная практика в рамках мистического христианства, составляющая основу православного аскетизма. Практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с контролем за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая подвижника к духовному богосозерцанию.

Холотропное дыхание, ХД – метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания под ритмичную музыку и в сопровождении опытного специалиста. В результате вымывается СО2 из крови, сосуды мозга сужаются, начинается торможение коры головного мозга, и активируется подкорка, что вызывает изменённое состояние сознания, вытесненные в подсознание переживания и образы коллективного бессознательного. ХД был разработан американским психологом С. Грофом в 1970-е годы в качестве замены запрещенному ЛСД.

Имея большой опыт в аутогенной тренировке (АТ) и интуитивно-теоретическое понимание исихазма и холотропного дыхания, осмелюсь сделать сравнительный анализ этих практик, отлично понимая, что исихазм выходит за рамки практики. Возможно, данный анализ поможет нам продвинуться в понимании способности человека к предвосхищению событий.

1. В АТ мы начинаем без установок, желая просто достичь состояний тяжести, тепла, покоя и других локальных состояний тела (например, спокойного дыхания и сердцебиения). В исихазме определенная молитва (другими словами – установка относительно отношений с Богом и диалога с Ним) присутствует с первых шагов практики. Не лишне конечно будет упомянуть, что адепты исихазма – аскеты, ограничивающие себя во всем, в том числе и в еде, тем самым приводя свое тело в особое состояние покоя. Если же тренирующий АТ вегетарианец, то это приближает его к лучшей изначальной позиции, но не уравнивает его с исихастом.

2. Вторая ступень АТ работает с ментальными структурами, включая, в том числе, и остановку потока сознания, давая при этом полную волю случаю в заполнении опустошенного пространства. В исихазме происходит та же работа с мыслями и чувствами, где внимание возвращает адепта к молитве, к образу фаворского света.

3. Проникнув в пространство-время бессознательного с помощью АТ или холотропного дыхания, мы остаемся без поддержки, или, в лучшем случае, в практике холотропного дыхания имеем рядом нейтрального сопровождающего, который будет сдерживать нас от самоповреждений. Мы в этом случае похожи на первооткрывателей, которые идут по незнакомой местности без компаса. В исихазме молитва (концентрация на отношениях с Богом) сопровождает адепта в самых глубоких сферах бессознательного, определяя основной диалог практикующего с Богом, и гарантируя ему поддержку и совершенную цель в конце пути.

4. АТ со временем влияет на жизнь практикующего, привнося в нее дополнительные переживания, опыт, здоровье. Но она не дает цели в жизни, и не объединяет жизненные события во что-то общее. Ученый, исследующий бессознательное, имеет преимущества перед просто практикующим АТ или холотропное дыхание человеком, так как он имеет цель в своих исканиях. Практика исихазма преобразует жизнь адепта, преобразуя тело и душу, образ мыслей и действий, объединяя жизнь и весь опыт в единый путь с определенной целью.

5. АТ развивает диалог с бессознательным, способствуя самопознанию, задавая вопросы (Кто Я? Зачем живу? Что я хочу? и др.), иногда получая ответы, требующие нового уточнения. Исихазм устанавливает диалог с Богом (бессознательным, выраженным в этически и эмоционально значимых образах, выстроенных в определенной иерархии и имеющих исторически обусловленное значение), что способствует самопознанию, не задавая вопросов, и предвосхищая их.

6. АТ раскрывает способности человека, не отягощая его этическими проблемами, способствуя черпанию знаний из хаоса бессознательного. Исихазм ведет по пути совершенствования, давая необходимые знания, развивая способности и выстраивая мир бессознательного в пределах христианского мировоззрения.

7. АТ утверждает бесконечность личности, но не дает поддержки на пороге смерти. Исихазм открывает путь к вечности, поддерживая человека на пороге смерти его тела.

8. Эффект Леонардо да Винчи (смотри одноименную статью) дает нам материал для прогноза того, как может работать исихазм – длительное сосредоточение на лице отождествляет нас с ним, давая интуитивное тотальное знание о личности этого лица. Исихаст – в пределе – становится Всем как и Лик, который был центром его многолетнего сосредоточения.

9. АТ практикуется периодически. Молитва же исихаста все время формирует определенный настрой, состояние, отношение, не давая поддаться внешнему, нарушающему внутренний покой сознания влиянию жизни, как киль не дает опрокинуться яхте в море. Молитва исихаста настраивает его восприятие мира, формируя реакции на него, во многом определяя состояние его здоровья как душевного, так и физического.

Дополнительно можно прочесть в книге С.А.Кравченко «Лицо Личности».

Выводы:

1. Тренирующие АТ начинают с концентрации на телесных переживаниях, и стремятся достичь телесного покоя, в то время как исихаст начинает с диалога с Богом, а телесный покой он уже имеет в результате образа жизни.

2. При остановке потока сознания в АТ, когда достигается молчание души, мы сталкиваемся с последующими случайными траекториями внутреннего пространства бессознательного, тогда как медитативная молитва исихаста определяет его прямой путь.

3. В АТ мы обречены на незащищенные скитания по бесконечному полю бессознательного, тогда как в исихазме защищенность пути способствует продвижению к цели.

4. Практикующий АТ ради здоровья тела и приключений уступает ученому, исследующему лабиринты и структуры бессознательного, в масштабности своих целей. Но исихаст превосходит их обоих, так как совершенство его цели не знает себе равных среди людей.

5. Диалог в АТ ограничен суетной обыденностью. Диалог исихаста объемлет все и предвосхищает будущее.

6. АТ принебрегает этикой в хаосе бессознательного. Исихазм организует хаос в рамках религиозной морали.

7. АТ останавливается на рубеже смерти, тогда как исихазм ведёт душу дальше.

8. Установки АТ превращаются в доморощенную веру молодой одинокой души, тогда как состояние исихаста пропитано большой историей, опытом и памятью ранее прошедших этот путь.

В итоге, очевидно, что даже если атеист с помощью АТ проникает в мир бессознательного, то незащищённость и ограниченность опасностями приведёт его неминуемо к мысли, что жизненно необходимо приобщиться к опыту проверенных духовных практик.

Опираться только на тело можно на первоначальных этапах тренировки саморегуляции, когда мы хотим добиться телесного покоя и тепла, спокойного сердцебиения и дыхания. Двигаясь же дальше, нам может помочь уже визуализация величественных образов, например, чистого неба, что приведёт к остановке потока сознания (смотрите главу «Сознание чистое»). Но дальнейший безопасный путь в сферы бессознательного невозможен без духовной поддержки.

Таким образом, технологии предвидения, предвосхищения с помощью ИСС неминуемо сталкиваются с необходимостью впитать опыт проверенных историей духовных практик.

Сознание чистое

Фрагмент картины Леонардо да Винчи Спаситель мира.


Я достигаю чистого сознания с помощью аутогенной тренировки (АТ) и оно характеризуется чистым фоном внутреннего пространства, где нет никаких образов и, тем более, потоков образов. Чистый фон внутреннего пространства может иметь цвет. Чаще всего я стремлюсь к цвету чистого неба, что, видимо, естественно для человека нашей культуры, так как чистота неба ассоциируется с душевной чистотой, плюс к этому, образ неба всегда возвышен и захватывает.

Отступление:

Насколько я знаю, противопоказано продолжать медитацию с целью вхождения в измененное состояние сознание (ИСС) в том случае, если внутреннее пространство сознания имеет красный оттенок или цвет.

Справка:

По тесту Люшера красный цвет не способствует покою, так как связан в нашем сознании с окраской цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела, отражает охотничьи инстинкты, эротическое влечение, стремления к овладению благами окружающей жизни. Опыты с темно-синим цветом Люшера показали обратный эффект: падает давление крови, замедляется сердцебиение и дыхание становится медленнее. Синий означает мир и покой вне зависимости от того, нравится ли этот цвет человеку или нет.

Некоторые исследователи считают сознание новорожденного чистой доской, что, на мой взгляд, не совсем так. Есть данные, что многие виды научения происходят еще в утробе матери. Многое происходит и в первые дни после рождения. Но сознание новорожденного – не чистая доска.

Если мне удается удержать сознание хотя бы несколько секунд в состоянии чистоты небесного цвета, то вскоре возникает ощущение неудержимого полета по лабиринтам. И если дать этому полету продолжиться некоторое время (полминуты – минуту), то в конце него распахивается уникальное зрелище иных пространств и времен, где наше сознание уже не совсем наше, где оно приобретает дополнительные свойства и может принадлежать самым разнообразным существам и сущностям. Опыт переживания таких ИСС всегда сильно впечатляет и запоминается на многие годы, такой опыт изменяет нашу личность, убеждает в том, что наша жизнь и сознание не ограничены банальным окружением сиюминутности.

Что же такое чистое сознание?

– Это сознание, в первую очередь, свойственно человеку, так как я не могу допустить, что животным оно зачем-то нужно, и может способствовать адаптации и выживаемости.

– Чистое сознание может быть только в пределах личного сознания. Чистое сознание не может быть общественным или политическим, другими словами свойственным как минимум нескольким людям, так как в присутствии еще хотя бы одного человека мы не можем не вести с ним диалог. Пусть этот диалог буде и молчаливым или образным. Справедливо и обратное – общественное сознание не может быть чистым.

– Вместе с этим, следует оговориться, что чистое сознание нельзя уподобить чистой доске. Сознание имеет свойство жить даже в том случае, когда оно чисто. Без вмешательства личности его сознание всегда будет заполняться личным или общественным, осознаваемым или неосознаваемым содержанием. А живое не может быть доской.

– Чистое сознание – за пределами философии, так как оно за пределами разума и мудрости, любви к мудрости и к настоящей жизни. Оно может быть достигнуто только в случае полного отстранения от жизни и мудрости. Чистое сознание не имеет структуры и не входит в какую-либо структуру. Единственное что можно ему приписать, чтобы хоть как-то его идентифицировать, так это то, что оно стоит на грани сознания и бессознательного. Это сама грань, которая у людей с душевными расстройствами разрушается и тогда бессознательные образы смешиваются с сознательными, преодолевая их и доминируя над ними, превращая жизнь в смешение личностей, времен и пространств.

– Чистое сознание не есть одна из форм сознания. Скорее всего, это ее полное отсутствие. Отсутствие форм и самого сознания как такового. Это переход из одного качества в другое. Если капля воды попала на стол. Граница между водой и столом не является ни тем, ни другим. Граница существует только тогда, когда есть и капля и стол. При отсутствии этих двух сущностей и форм не будет существовать и границы между ними.

– Чистое сознание не есть потеря создания. При потере сознания, чаще всего, мы находимся в измененном состоянии сознания и можем даже иногда выносить из него опыт переживаний. Это свойственно человеку даже в моменты клинической смерти. Сознание продолжает быть даже тогда, когда внешне оно и не наблюдается.

– Чистое сознание – наиболее сложная часть проблемы сознания, которую давно поставила философия, так как менее всего поддается осмыслению и находится за пределами всякого мудрствования.

– Развитие сознания всецело зависит от способности переживать состояние чистого сознания, так как дает нам возможность постичь бессознательное как личное, так и коллективное, дает нам возможность установить диалог с бессознательным (трансцендентальная функция по Юнгу).

– Чистое сознание невозможно «скачать», одолжить или приобрести, так как оно является результатом личного опыта.

– Массовое сознание – практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, и нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире – может содержать некоторые элементы приобщения к чистому сознанию. Но чаще всего, при неразберихе определений понятия «чистое сознание», оно не может быть обобщено и передано в чистом виде. Возможно, именно потому знание о чистом сознании передается только в специальных, чаще всего закрытых группах, школах, сектах.

– Формирование сознания на определенном этапе подводит личность к ощущению чистого сознания и, возможно, может способствовать естественному вхождение в него. Но страх перед неизведанным в большинстве случаем останавливает человека. Более того, есть масса методов искусственно притуплять сознание (например, алкоголь), не давая ему расти в естественном направлении.

– Состояния сознания находятся по обе стороны чистого сознания и могут содержать как личное, так и коллективное бессознательное, но чистое сознание не есть его состояние. Чистое сознание более всего подобно его минимальному присутствию.

– Если писать реферат по сознанию, то о чистом сознании можно сказать, что это его минимальное присутствие в мире.

– Вместе с этим, приобщаясь к чистому сознанию, мы в большей степени можем познать сущность сознания как такового. В чистом сознании сущность сознания не замутнена и открыта. Можно сказать, что сущность сознания в том, чтобы всегда быть заполненным потоком жизни, потоком переживания мира.

– Таким образом, понятие сознания определяется через понятие чистого сознания и может быть следующим: сознание – это поток жизни в переживаниях измерений мира.

– Формы общественного сознания как формы отражения в сознании людей физического мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности, лишены чистого сознания, тем самым делая невыносимым жизнь тех, кто практикует чистое сознание, вынуждая их к отшельничеству.

– Еще более далеко от чистого сознания сознание правовое, потому чистое сознание более всего страшит людей, привыкших жить по праву. Когда они сталкиваются с ситуаций полного отсутствия права, то эта ситуация должна вызывать в их сознании страх.

– Таким образом, человеческое сознание сталкивается с проблемой противоречия в развитии сознания: с одной стороны приобщение к культуре требует приобщения к праву, с другой стороны, правовое сознание несовместимо с чистым сознанием.

На страницу:
2 из 3