bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Гражданские браки в Гане не распространены, а аборты запрещены, но это не уменьшает количество нежелательных беременностей. Более того, девушки, попавшие в затруднительное положение, оказываются зажаты между осуждающим обществом и невозможностью обратиться к врачу и прибегают к непроверенным нелегальным способам прерывания беременности. Многие из таких попыток заканчиваются плачевно и могут стоить жизни не только ребенку, но и матери.

Точно также общество осуждает и развод, часто вынуждая женщину терпеть несчастливый брак, чтобы избежать позора и осуждения.

Для ганского мужчины же пункты «жениться» и «родить ребенка» стоят сразу после «найти хорошую работу» и «построить дом» (дерево можно не сажать). Где-то насильно выдают замуж девушек, а в Гане могут заставить жениться мужчину! Так произошло с дядей мужа. Жил, не тужил, работал, овощи выращивал, женщинами особо не интересовался. Но свободный мужчина после определенного возраста в Гане выглядит подозрительно и попадает под осуждение общества. Нашли ему приличную девушку из родной деревни и заставили жениться. Ничего хорошего, кстати, из этого не вышло. На старости лет он так и живет один.

Родись он в другой стране, возможно, он бы смог остаться один или найти пару среди представителей своего пола, но в Гане это невозможно, а к гомосексуальным связям здесь относятся не просто негативно, а даже враждебно.

Религия и Сверхъестественное

До прихода христианства и ислама в Африке существовала своя система верований. И являясь важной частью африканской культуры, она не потеряла свою значимость и после прихода миссионеров.

В отличие от других религий, у религии африканской нет письменных источников, таких как Коран или Библия. Ее основы издревле передавались из уст в уста, а также при помощи ритуалов и празднований.

В основе африканской религии находится Верховный бог, младшие божества и поклонение предкам. Верховный бог сотворил все сущее, но остается далеким и недостижимым, в то время как младшие божества выступают в роли посредников между ним и человеком. Нарушения правил и табу, по мнению африканских религий, становятся причиной болезней и житейских трудностей, и должны быть заглажены при помощи ритуалов для сохранения общей гармонии.

Приверженцы традиционной религии считают, что предки также осуществляют связь между миром живых и миром духов, помогая поддерживать социальный порядок и снимая свое покровительство с людей, нарушающих табу. Человек всегда может обратиться за советом к оракулу, чтобы узнать в чем его ошибка и исправить ее, принеся жертву.

Интересно, что большинство африканцев, принявших христианство или ислам, до сих пор используют элементы традиционных религий в своей повседневной жизни. Большинство африканцев верят в силу «джуджу» (талисман, зелье), обращаются за помощью к целителям и участвуют в традиционных фестивалях. Примечательно, что практически ни один африканский фильм по сюжету не обходится без вмешательства потусторонних сил, духов, колдунов. Местные верят в сглазы, проклятья, привороты и во всем, что происходит с ними, видят духовную подоплеку.

Они никогда не сорвут фрукт с чужого дерева, на котором висит красная лента – дескать, оно заговорено хозяином. Скорее выкинут еду, подаренную им человеком, которому они не доверяют, чем ее съедят. А вдруг там подмешано зелье? Если человек потерял работу/заболел/умер – это постарались его завистники (часто дальние родственники из деревни).

Именно поэтому мы никогда не бывали в родной деревне мужа. Сначала нельзя было, вдруг сглазят, не смогу забеременеть. Потом – вдруг муж не сможет экзамен сдать. Теперь еще какие-то «вдруг» есть. Одним словом, местные убеждены, что в каждой семье есть колдун или колдунья, которые ничего сами добиться не смогли, а только успешным родственникам портят жизнь.

Во всем мире известны так называемые деревни ведьм в Гане. Это поселения, отведенные специально для тех людей (иногда и детей), которых родственники уличили в колдовстве. А так как обвинения эти обычно не больше, чем догадки и подозрения, люди, живущие в этих деревнях – самые обычные люди. Такая вот охота на ведьм.

Пока я жила в России и слышала рассказы об африканской магии, они меня поражали. Неужели есть в нашем мире места, где нехитрыми манипуляциями с дохлой курицей можно навлечь на человека болезнь или даже смерть?! Сейчас я думаю, что большинство этих колдунов – шарлатаны. А большинство случаев сглаза и порчи – самые обычные болезни и неудачи, которым ложно приписывают сверхъестественные причины. Но в любом случае, для большинства ганцев сверхъестественное вполне реально.

Христиане и мусульмане в Гане живут в полном мире и гармонии. На государственные мероприятия и праздники всегда приглашают представителей трех религий: христианства, ислама и традиционной африканской религии. В школе дети изучают основы этих религий, а христианские и мусульманские праздники являются государственными выходными.

Наша семья исповедует христианство, потому о традициях христианских праздников я могу рассказать подробнее.

Во время рождественских праздников все христиане Ганы (а это 69 % населения) посещают церковь практически каждый день – проводятся службы, пикники, конференции, молитвенные собрания. Даже Новый год принято встречать в церкви. В Гане много протестантских и католических церквей, но, говорят, есть и православная в Аккре.

Под Рождество муж приносит с работы фрукты: несколько кистей бананов, пару крупных манго, пол арбуза. Все это подарки от благодарных пациенток. Такие подарки здесь очень распространены. Могут подарить мешок риса или канистру растительного масла. К праздникам в лавках стоят завернутые в подарочную упаковку сардины, томатная паста, те же рис и масло.

Когда мы жили с родителями мужа, в конце декабря в наш дом начинали тянуться люди с петухами, козами, мешками с рисом и корзинами с провизией. Для родителей, конечно.

Однажды, когда мы еще жили в России, Франку позвонила сестра и предложила скинуться на подарок родителям к Рождеству. Она предлагала купить им корову.

«Как здорово!» – думала я. – «Будет у них своя Буренка. Молочко, там, маслице. Конечно, давайте, скинемся».

Каково было мое удивление, когда подаренная корова не дожила и до нового года. Домашний скот здесь держат исключительно в мясных целях. А сестра мужа еще и четверть туши увезла с собой. Скинулись, называется.

В округе у нас многие держат коров, овец, коз. Но коров никто не доит (мы знаем только одно место, где можно купить молоко), а если я говорю, что можно доить еще и коз, смотрят на меня как на умалишенную. И когда муж заикается о том, чтобы завести козу, я понимаю, что именно он имеет ввиду.

Рождество в Гане празднуют 25 декабря, и празднования медленно перетекают в январь. Зная ганцев, вы уже догадались, КАК они празднуют и ГДЕ. Они ходят в церковь.

Представьте, если Рождество выпало на среду. В воскресенье добропорядочный ганец сходил в церковь на воскресную службу. Затем, во вторник вечером, Сочельник – все идем в церковь. 25-го утром – в церковь праздновать Рождество. В воскресенье снова церковь. 31-го декабря – в церковь провожать старый год. 1 января – в церковь встречать год новый.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2