Полная версия
Замуж – не напасть. Пьеса
Сеновал погружается во тьму. А в комнату Аксиньи набирается свет.
Александр и Петр заносят Аксинью в дом, укладывают на кровать. (Уходят).
В е р а. Мам, может, вызвать врача?
А к с и н ь я (тихо). Нет. Не надо.
В е р а. Завтра, если не станет легче поедем в больницу. (Уходит).
ЗАНАВЕС
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
ЛИЦА: Раиса, Татьяна, Галина.
Действие происходит за околицей села. Лесополоса, кустарники, высокая трава. Затем действие переносится во двор дома Раисы. Обстановка: беседка, в ней стол, стулья. Вокруг неё молодые березки. Возле дома у крыльца стол, стулья. Несколько цветочных клумб.
Поздний вечер.
Раиса идет по высокой траве, пробирается через кустарники. Ей надо чтобы никто не слышал и не видел как она терзается душевной болью. Оборачивается, убеждается, что её никто не услышит, падает на траву, долго рыдает.
Р а и с а (нарыдавшись, смотрит в небо, привстав на колени вытягивает руки к Всевышнему. Громко, раздирающим голосом). Господи, что мне делать?.. Я люблю его!.. Как мне жить без него? Дай мне силы… (Мягче). Мне больно, но я прощаю ему, я не могу иначе, он дорог мне.…
Снова падает на траву, долго всхлипывает, затем затихает. Через некоторое время встает, идет к деревьям. Послышался протяжный вой волка.
(Замирает. Сама себе). Для него наступила пора любви, он зовет к себе свою самку. А для меня пора любви кончилась.
Содрогнувшись, припадает к шершавому стволу дерева, словно надеясь, почерпнуть из него новые силы. В этот момент почувствовала в животе несколько ударов. Улыбнувшись, нежно гладит живот.
(Ласково). Не волнуйся, сынок, у нас с тобой все будет хорошо. Хотя твой папа покинул нас, но он не принял в расчет мою беспредельную любовь к нему и свою собственную страсть! Мы созданы друг для друга и нас разлучит только смерть!.. (После короткой паузы). Ну, вот и утро, сынок! Нам с тобой пора домой, у твоей мамы сегодня рабочий день!
Поднимается с травы, смотрит под верхушку старого дерева, и только сейчас замечает что это дуб и стоит он один. На ее глаза навернулись слезы.
(Грустно). Вот так и я буду одна до самой смерти! (С тяжелым предчувствием идет к своему дому).
Околица погружается во тьму. Двор набирает свет.
Появляются Галина с Татьяной.
Г а л и н а (Татьяне). Ну, вот и наша красавица возвращается! Ты только посмотри, Таня, она за одну ночь превратилась в старуху! Представляю, как ей тяжело! А если еще узнает, что случилось с Игорем!..
Т а т ь я н а (Раисе). Ты где была, Рая? Мы с Галиной вчера приходили к тебе. И вот решили сегодня перед отъездом зайти, узнать, как ты! У тебя все в порядке?
Р а и с а (надтреснутым голосом). Хотелось побыть одной. Ты же знаешь, вчера Игорь женился. Мы встретились с ним случайно, когда он катался с невестой. Я видела его глаза, он любит меня, Танечка, он страдает!
Т а т ь я н а. Ничего, сестренка, время лечит! Поверь, все будет хорошо… Прости, Раюша, к сожалению, нам пора, наш автобус отходит. А ты будь умницей, береги сына! За Игоря забудь, на нем свет клином не сошелся! (Распрощавшись, девушки уходят).
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
ЛИЦА: Раиса, Майя. Тося. Назар Васильевич. Татьяна
Действие происходит во дворе дома Раисы. Обстановка та же, что и в двадцать второй картине. Затем во дворе больницы. Вокруг больницы тополя, березки, клумбы с разными цветами. В глубине двора гараж и машина скорой помощи.
Р а и с а (в беседке своего дома, смотрит на уходящих от неё Галину и Татьяну. Лицо её мрачное. Сама себе). Вам легко говорить. Как же мне жить без него?
Появляется Майя.
Р а и с а (оборачивается). Майя, здравствуй!
М а й я сразу. Кротко). Не знаю, Раиса Евгеньевна, как сказать тебе.
Р а и с а (смотрит на нее уставшими глазами). Просто, Майя, говори, что ты хотела?
М а й я. Может, ты уже знаешь!
Р а и с а. О чем я знаю?
М а й я (осторожно). Об Игоре.
Р а и с а (стиснув зубы чтобы не расплакаться). Что он женился, так об этом все знают!
М а й я. Не о женитьбе, а о пожаре!
Р а и с а. О каком еще пожаре?
М а й я (удивленно). Ты и, правда, ничего не знаешь?
Р а и с а (теряя самообладание. Резко). Майя, не тяни за душу! Либо говори, либо замолчи!
М а й я (приглушенно). Сегодня ночью сгорел сеновал у твоей тетки Аксиньи. Каким-то образом Игорь Потапов и ваш Сережа оказались в горящем сеновале и оба сгорели.
Р а и с а (смотрит на нее удивленным непонимающим взглядом). Что ты сказала? Игорь с Сережей сгорели?
М а й я (виновато). Да, оба сгорели.
Раиса, боясь упасть в обморок, хватается за дерево настолько, что в руку ей сразу же вонзается заноза. Боль приводит ее в чувство.
Р а и с а. Где они сейчас?
М а й я. Их Тося увезла в больницу.
Р а и с а. Майя, я в больницу! В отделе скажи, через час буду. (Убегает).
Двор Раисы погружается во тьму. А двор больницы набирает свет.
Раиса поднимается на крыльцо больницы, навстречу ей Назар Васильевич.
Усталым жестом, она откидывает назад упавшие на лицо волосы, и глазами, блестящими от слез, смотрит на него.
Н а з а р В а с и л ь е в и ч (мягким голосом). Ах, дитя мое, что могло так огорчить тебя?
Р а и с а (всхлипывая). Вы доктор?
Н а з а р В а с и л ь е в и ч. Да, милая, я доктор! К вашим услугам Назар Васильевич!
Р а и с а. Назар Васильевич, я могу видеть Тосю?
Н а з а р В а с и л ь е в и ч (разводя руками). Простите, сударыня, на данный момент Тоси в больнице нет!
Р а и с а. А, когда она будет?
Н а з а р В а с и л ь е в и ч. К сожалению, не располагаю такими данными, она еще вчера уехала в Центр, а когда вернется, не знаю! (Крутит свои усы и внимательно смотрит на Раису). А может я смогу вам помочь? То заходите!
Р а и с а. У вас есть возможность связаться с Центром?
Н а з а р В а с и л ь е в и ч. Можно, только в исключительно срочных случаях!
Р а и с а (через рыдания). У меня тот самый исключительный случай!
Н а з а р В а с и л ь е в и ч. Ну что вы, барышня, не надо так волноваться!
Р а и с а. Вчера Тося увезла двоих парней пострадавших на пожаре. Один из них мой брат, а второй очень близкий мне человек! Я хотела бы узнать, что с ними?
Появляется машина скорой помощи. Вместе с нею Тося.
Т о с я (выходит из машины. Увидев Раю. Через рыдания). Раюша, ох, Раечка!
Н а з а р В а с и л ь е в и ч (сам себе). Мне лучше уйти. (Уходит).
Р а и с а (сквозь слезы). Ну, говори же, что с ними?
Т о с я. Не знаю, как тебе сказать, но ты должна знать! Сережа пострадал на пожаре, но слава Богу жив! А Игорь… умер, не приходя в сознание.
Раиса, открыв рот, чтобы что-то сказать, но раздавленная ужасной болью со стоном падает у ног Тоси.
Т о с я (испуганно). Рая, Раечка, да что ты, Рая? (Назару Васильевичу). Назар Васильевич, помоги мне занести ее в больницу!
Назар Васильевич стоит за дверью, ждёт, когда его позовут, сразу же выскакивает на крыльцо с тампоном смоченным нашатырем и водит им у носа Раисы, что приводит ее в чувства.
(Дрожащими руками вынимает из кармана телефон, набирает номер Тани. Говорит). Танечка, у меня в больнице находится Раиса, состояние у нее тяжелое. К тому же, кажется она беременна, оттого, что с ней происходит, может, пострадать ребенок!
Т а т ь я н а (голос в трубке). А она знает, что Игорь пострадал?
Т о с я (через рыдания). Да знает, только Игорь умер!
Т а т ь я н а (не сразу). Какой ужас! Бедная моя сестренка! (Сквозь слезы). Через час буду!
Т о с я (устало). Спасибо, Танечка, я жду!
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ЛИЦА: Михаил, Потапиха. Сват-Иван, Нина.
Во дворе дома Потапихи, обстановка та же, что и в четырнадцатой картине, потом в доме.
Утро.
Сват-Иван выходит из дома по нужде. Идет за сеновал, там натыкается на спящего Михаила.
С в а т-И в а н. О, сват Михаил! Ты, что здесь валяешься? Чуть было не обмочил тебя! (Заправляет рубашку в брюки). Вставай уже, пойдем, опохмелимся, а то голова раскалывается!
М и х а и л (громко гагочет). Ох, сват-Иван, какая красота спать на сеновале! Так дышится легко, за одну ночь лет на пять помолодел!
С в а т-И в а н. Да ты и так молодой тебе самому можно жениться!
М и х а и л (загадочно улыбается). Твоя, правда, сват, наверное, я женюсь!
Оба смеются.
Появляется Потапиха.
Ноги ее подкосились, когда во дворе увидела Михаила живым и невредимым. Злой взгляд мужа будто придавил ее к земле, лицо окаменело, и язык не шевелится.
П о т а п и х а (через силу). Ты где был всю ночь?
М и х а и л (зло). Где, где? За сеновалом спал! Сват-Иван вот разбудил меня! А тебе, что не все равно, где я был?
П о т а п и х а. Ты Игоря не видел? Он еще вчера вечером ушел из дома, ты не знаешь, где он может быть?
М и х а и л (с трудом сдерживая себя). Я не невеста, чтобы знать!
Садится за стол, берет бутылку с водкой, наливает полный стакан, выпивает. Не закусывает, вытирает ладонью губы, выходит из-за стола с ненавистью смотрит на Потапиху, направляется к ней.
Потапиха не стала испытывать судьбу. (Убегает).
Двор погружается во тьму. Комната набирает свет.
Нина, провалившись в пушистой перине и подушках спит на кровати в свадебном платье и фате. Открывает глаза, обводит взглядом всю кровать.
Н и н а. Так, муженек, первую брачную ночь ты провел со своей невестой! Да я сегодня же уйду от тебя! Пусть все знают, не ты меня, а я тебя бросила!
Появляется Потапиха.
П о т а п и х а. Что Игорь так и не пришел?
Н и н а (со слезами на глазах). Нет, не пришел.
П о т а п и х а (присаживается к ней, обнимает). Не переживай, дочка, никуда он не денется! А сейчас, возьми себя в руки, и пойдем за Игорем!
Н и н а. А это, как будет удобно мне идти за ним?
П о т а п и х а. По мне, если хочешь удержать мужа возле себя то ходи за ним и тащи домой! Он твой и должен быть с тобой, а ни с какой-нибудь….
Н и н а (спрыгивает с кровати, подходит к зеркалу, поправляет фату на голове, улыбается отражению). Я готова, Маменька!
П о т а п и х а (обводит взглядом ее с ног до головы). Ты у меня красавица!
Н и н а. Спасибо, маменька! (Уходят).
Комната погружается во тьму. А двор набирает свет.
М и х а и л (сидит на скамейке, докурив сигарету, нервно бросает окурок в горшок). Да что же со мной происходит сегодня? Такое волнение чувствую впервые в жизни! Не до веселья мне. Пусть Игорь не обижается на меня. Я пойду в сад. (Уходит).
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ
Лица: Потапиха, Нина, Мария Сергеевна, Тося, Михаил.
Действие происходит на обочине дороги. Затем во фруктовом саду Потапихи. Обстановка: скамейка, небольшой стол под яблоней, на нем бутылка с водкой и один граненый стакан.
Потапиха с Ниной идут по дороге и продолжают разговор.
Н и н а. Маменька, может мне не надо было ходить, искать Игоря? Разговоры пойдут. Еще свадьба не прошла, а невеста уже жениха разыскивает!
П о т а п и х а (не слушает, что говорит невестка, у нее другое на уме). Кто же был в сеновале у Аксиньи? Ну я же четко слышала голос Михаила! Выходит, у нее был кто-то другой и сгорел вместо Михаила!
Н и н а. Маменька, вас кто-то кличет!
П о т а п и х а (оборачивается). А, Мария Сергеевна, здравствуй! Прости, я задумалась. Познакомься. Это Нина – жена Игоря. Ты же знаешь, он вчера женился!
М а р и я С е р г е е в н а (сразу). Вчера вышла, а сегодня стала вдовой! (Закрыв лицо платком, рыдает).
П о т а п и х а (в недоумении). Да что с тобой, Мария? Скажи толком, о какой вдове ты говоришь?
М а р и я С е р г е е в н а. Твоя невестка Нина стала вдовой! Игорь был на пожаре, спасал кого-то и сам сгорел! Я сама видела, как его выносили из сеновала и увезли в больницу! А сегодня сказали, Игорь скончался, не приходя в сознание!
Слова Марии Сергеевны раскатились громом, Потапиха мгновенно стала задыхаться, боль железной рукой схватила ее грудь. Ухватившись в плечо подруги, вдруг обмякла и медленно начала опускаться к ее ногам.
Н и н а (ошарашенная известием, ничего не понимая изумленно смотрит на незнакомую женщину. Не сразу). Они убили его! Они забрали его у меня!
Появляется карета скорой помощи. Вместе с неё Тося.
Тося выходит из машины.
Т о с я. Что с ней? (Щупает пульс на шее Потапихи).
М а р и я С е р г е е в н а. Что у нее сердечный приступ?
Т о с я. Я забираю ее в больницу. Похоже у нее инсульт.
Потапиху погрузили в машину, и скорая помощь быстро скрылась за поворотом.
М а р и я С е р г е е в н а (обняв Нину по-матерински). Да, дочка, замуж – не напасть! Видно у тебя на роду так написано стать вдовой, не познав прелести замужней женщины! Идем, дочка, я провожу тебя домой. Да и к Михаилу надо зайти. (Уходят).
Обочина дороги погружается во тьму. Фруктовый сад набирает свет.
Михаил, сидит за столом под яблоней, лицо его хмурое, дыхание прерывистое и тяжелое, он не может понять, что его тревожит.
Появляется Мария Сергеевна.
Михаил резко отворачивается от нее и недовольно гагочет.
М а р и я С е р г е е в н а. Вот ты где, Михаил!
М и х а и л (зло). Если ты, Мария, к Варьке пришла, иди в дом!
М а р и я С е р г е е в н а. Нет, Миша, мне не нужна твоя жена. У меня к тебе разговор!
М и х а и л (без интереса). Говори, что надо?
М а р и я С е р г е е в н а. Налей-ка мне, Миша полстаканчика, выпью за твое здоровье!
М и х а и л (удивленно смотрит на нее, приподняв нависшие брови). За это с удовольствием налью! А то у меня сегодня с утра, не могу себе места найти, плохо мне, а почему не пойму! Радоваться надо, сына женил, а радости нет! (Наливает водки полный стакан, подает Марии).
М а р и я С е р г е е в н а (молча берет стакан, выпивает как воду, срывает с ветки яблоко, надкусывает, подаёт Михаилу). Себе, Миша, наливай тоже полный стакан!
М и х а и л. Нет, Мария Сергеевна, я уже наналивался! Ну, разве что чисто символически! (Наливает полстакана).
М а р и я С е р г е е в н а. Да что ты, Миша, не мужик? Наливай до краев!
М и х а и л. Вам бабам не угодишь, пьешь плохо, не пьешь тоже не хорошо! (Доливает полный стакан, выпивает, откусывает кусок яблока, пережевывает). Ну, так, о чем, Мария Сергеевна, хочешь поговорить? Говори!
М а р и я С е р г е е в н а (закрывает лицо, ладонями сдерживая рыдания).
М и х а и л (громко и зло). Что ты на самом деле? Говори же ради Бога! Что ты тянешь, как кота за хвост!
М а р и я С е р г е е в н а (сглотнула). Ты плесни мне еще чуток. (Протягивает пустой стакан).
М и х а и л (криво усмехается). А немного ли, Мария Сергеевна? Кто бы сказал, не поверил!
М а р и я С е р г е е в н а. Сегодня в самый раз! (Глубоко вдыхает в себя и осушает стакан).
М и х а и л (протягивает ей яблоко). На закуси!
М а р и я С е р г е е в н а (отводит его руку в сторону). Плохую весть я принесла тебе, Миша. Ваш Игорь сегодня ночью сгорел в сеновале у Аксиньи.
М и х а и л (четко услышал слова Аксиньи, «Нас подожгла твоя Варька»). Что ты сказала, Мария?
М а р и я С е р г е е в н а (виновато). Твой сын Игорь сгорел в сеновале у Аксиньи.
М и х а и л. Ты, что несешь, Мария? У него свадьба!
М а р и я С е р г е е в н а. Я ничего не знаю! Говорят, он кого-то спасал, но в сеновале не было никого!
М и х а и л (не сразу с болью громко). Я убью тебя! Убью, чудовище! Где ты, тварь?
М а р и я С е р г е е в н а. Твоя жена в больнице у нее инсульт!
М и х а и л (хватается руками за свою голову и сдавливает виски. Лицо его обрело синюшный цвет, а он все давит). Это я виноват в его смерти!.. Это я!.. Вот почему болело мое сердце!
Благодаря выпитому спиртному, он смог выдержать непосильный удар. Глаза его были закрыты, а слезы текли по его щекам.
О, Господи! (Поднимает руки к Всевышнему). Этого не может быть!!! Этого не может быть!!! Он единственный мой сын, не отнимай его у меня, прошу тебя, Господи!!!
М а р и я С е р г е е в н а (не в силах видеть его страдания. сквозь слезы). Крепись, Михаил. (Уходит).
М и х а и л (обнимает любимую яблоню Игоря и как раненый зверь кричит). И-г-ор-ь! А-а-а! Сын м-о-й!.. Простиииии!
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ
ЛИЦА: Раиса. Арсений. Потапиха, Аксинья.
В палате больницы гинекологического отделения. Затем в палате терапевтического отделения. Обстановка ординарная.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.