bannerbannerbanner
Золотая нить. Истоки русской народной культуры
Золотая нить. Истоки русской народной культуры

Полная версия

Золотая нить. Истоки русской народной культуры

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5
«Ушли те смертные, что видели,Как зажигается более древняя Заря.Это нам теперь она явилась воочию.…………………………………………….Бесконечно зажигалась раньше божественная Заря.И сейчас здесь зажглась щедрая.И будет зажигаться она (все) последующие дни.Она засверкала украшениями на пороге неба.Богиня сняла черный наряд»98.

Утреннюю зарю в гимнах называют «ярко пылающей юной женщиной в светлых одеждах» и «дочерью неба», но подчеркивают, что она «сестра ночи», а солнце «ее возлюбленный»99. 0 них говорят, что «ночь и заря одного духа, (но) разного вида», что когда «светящаяся, сияющая, она пришла, уступила черная ей (свои) насиженные места»100. Заря «пробудилась», раскрывая края неба. Далеко прочь она прогоняет (свою) сестру», и «юная женщина сверкает глазом (своего) возлюбленного»101. Здесь хотелось бы привести еще один фрагмент гимна Ригведы, посвященного Заре:

«Снова показалось ее сверкающее пламя.Она распространяется (и) гонит черное чудовище.…………………………………………………………….Дочь неба направила яркий свет.Мы перебрались на ту сторону этого мрака,Зажигающаяся Заря создает (свои) знаки.Как соблазнитель, она улыбается, ярко сияя.Прекрасноликая пробудила (людей) для хорошего настроения»102.

Отметим, что, будучи дочерью неба, заря всю долгую зимнюю ночь отсутствует, спит в небе, где находятся и особо чтимые в ведическое время семь звезд Большой Медведицы (семь риши Ригведы, т.е. «семь мудрецов»). Они считались прапредками арьев, в то время как заря – праматерь, так как именно она «отмеряет награды, состоящие из потомства», «озирает все существа», «уменьшает срок жизни смертного», «повелевает надо всем земным добром», «пробуждаетлюдей, поднимает все живое». Зарю называют «матерью богов, высокой богиней», которая «укрепляет людей в роде людском». Будучи богиней, она сестра семи звезд-предков и, естественно, у них отдыхает всю долгую зимнюю ночь, до той поры, пока ее не разбудят первые лучи приходящего на север солнца— «ее возлюбленного». И тогда она начинает сиять солнечным светом – «глазом своего возлюбленного», постепенно заполняя все пространство неба и прогоняя царившую до нее ночь. Вся описанная выше мифологическая ситуация достаточно легко укладывается в сюжет «Сказки о мертвой Царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Отметим, что богиня утренней зари Ригведы Ушас – это весенняя заря и зиму она проводит «в твердыне на горе»103. В.Н.Топоров отмечает, что образ Ушас восходит к индоевропейскому представлению о заре и ее имя тождественно древнегреческому Эос, латинскому Аврора, латышскому Усиньш, русскому Усень, Авсень. Интересно также то, что «вне Ригведы она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает», хотя «архаичность образа Ушас несомненна; ее сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой матери»104. Такое странное исчезновение образа божества можно объяснить только одним – на полуострове Индостан, куда арьи принесли и где сохранили до наших дней гимны Ригведы, сложившиеся в высоких северных широтах их прародины, не было многодневной утренней зари, предвещавшей приход солнца и незакатный 86-ти дневный летний день, и не было 64-х дневной зимней ночи, когда заря и солнце отсутствуют. Что касается русской народной традиции, то можно только удивляться, сколько сказок, песен, заговоров связано в ней с «Зарей-Заряницей, Красной девицей». Вот примеры зачинов некоторых заговоров, записанных исследователями в различных губерниях России в середине 19 – начале 20 веков:

«Заря-заряница, красная девица, утренняя Ирина, Дарья полуденная, придите, возьмите денный крик и полуденный полукрик, отнесите его в темные леса, в далекие края, за синие моря…»

(Балашовский уезд, Саратовская губ.)

«Заря-заряница, Красная девица, возьми ты криксу рабе (имя) и денную, и ночную, и полуночную, и полуденную… Спокой и смиренство дай…»

(Орловский уезд, Орловская губ.)

«Зоря-зоряница! Возьми бессонницу, безугомонницу, а дай нам сон-угомон»

(с. Холмогоры, Архангльская губ.)105


Но вот перед нами заговор, записанный И. Б. Тепловой в 1996 году в деревне Полна Псковской области у Надежды Ильиничны Карасевой:

«Заря-заряница, красная девица,Возьми свои ночницыОт раба, младенца (имя рек)Отдай сон, дрему, доброе здоровье»106.

Все эти заговоры произносятся на вечерней заре, перед наступлением ночи, в полной уверенности в том, что именно заря может справиться с ночными страхами, с бессонницей, с «криками и полукриками». Интересно еще и то, что заря в заговорах часто выполняет функцию пояса:

«…с восточной стороны текут ключи огненные; возсияли ключи золотом… в тех ключах я умываюсь и Господнею пеленою утираюсь… подпояшусь я белою зарею, покрываюсь медным небом; потыкаюсь частыми звездами; ограждаюсь железным тыном, покрываюсь нетленною ризою от земли до неба…».

Этот заговор, как сообщает Л.Н.Майков, был записан «от старухи-раскольницы» в 60-х годах 19 века в Саратовской губ. А. Леопольдовым107. То же самое мы видим в заговоре из деревни Сура, Пинежскогоуезда, Архангельской губ., записанном писарем Г. Хромцовым в 70-х годах 19 века:

«Стану я, раб Божий, и благословесь и пойду перекрестесь, пойду по матери по сырой земли, небом покроюсь, зарею подпояшусь, звездами обтыцусь…»108.

И, наконец, заговор, извлеченный из судного дела 1666 года П. Савваитовым:

«… умоюсь утреннею росою и зорею светлою, утруся красным солнцем, подпояшуся светлым месяцем, отычуся мелкими частыми звездами, покроюся меденным небом…»109

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах. – М.: Высшая школа. – 1993. – С. 29, 35; Махабхарата. Вып. III. – Ашхабад. – 1985. – С. 305—307.

2

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу (в связи с другими родственными народами). – т. I. —3. – М. – 1865—1869.

3

Гусева Н. Р. Индуизм. – М. Наука. – 1977. – С. 52—53.

4

Ригведа. Мандалы I—IV. Пер. и коммент. Т. Я. Елизаренковой. – М. Наука. – 1989. – С.543.

5

Иванов Вяч. Вс. Язык как источник при этногенетических исследованиях и проблематика славянских древностей. Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. – М. Наука. – 1976. – С. 39.

6

Мейе А. Общеславянский язык. – М. Изд-во иностранной литературы. – 1951.-С.14.

7

Абаев В. И. Доистория индоиранцев в свете арио-уральских языковых контактов. Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тыс. до н.э.). – М. Наука. – 1981.-С. 89.

8

Соболевский А. И. Названия рек и озер Русского Севера. Известия отделения русского языка и словесности АН СССР – М. – 1927. – №32.

9

Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов (к постановке проблемы). ВИ. – 1974.-№4.-С. 67.

10

Гусева Н. Р. Индуизм… С. 31.

11

Третьяков П. Н. Некоторые вопросы этногонии восточного славянства. КСИИМК. – М. – Л. – Изд. АН СССР. – 1940. – №1. – С. 11.

12

Журавский А. Европейский Русский Север. ИАОИРС. – 1911. – №16.-С. 293, 308.

13

Елачич Е. Крайний Север как родина человечества.– Спб.—1910.

14

Махабхарата. Вып. V. Книга 2. Нараяния.– Ашхабад. Илым.– 1984.-С. 17— 18,26—27.

15

Максимов С. В. Год на Севере. Архангельск.—1984.—С. 402.

16

Белдыцкий Н. В. В низовьях Печоры. ИАОИРС-1911. – №4.-C. 267.

17

Гусева Н. Р. Глубокие корни. Дорогами тысячелетий. – М. Молодая гвардия.– 1991.-С. 26.

18

Гусева Н. Р. Глубокие корни… С. 22.

19

Махабхарата. Адипарва.—М.—Л., 1950 – С. 53.

20

Махабхарата. Выпуск V. Книга 1. Мокшадхарма.—Ашхабад. Илым.-1983.– Гл. 280.

21

Геродот. История в девяти книгах. Пер. Г. А. Стратановского.—Л. Наука.– 1972. Кн. IV (с. 7, 13, 16 22, 28); Кн. III, С. 116.

22

Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии.—М.—1983.

23

Мещеряков Ю. А. Рельеф СССР.-М.-1972.– С.76,81 -82, 176—177, 207.

24

Бейлис В. М. Ал-Идриси (XII в.) о Восточном Причерноморье.-М. Наука.– 1984.-С.212—213.

25

Авеста. Избранные гимны (Гимн Ардви Суре).– Душанбе.—1990.

26

Наш Север в описании иностранцев XVI века. ИАОИРС—1911. —№1.– С.31.

27

Бова. Из впечатлений Севера. ИАОИРС -1912- №20 – С 9—38.

28

Геродот. История… Кн. IV (28).

29

Геродот. История… Кн. III (116).

30

Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Ефрона.—Спб.—1895.– т.31. – С.409.

31

Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. – М. Мысль.-1988.-С.48.; Ошибкина С. В. Неолит Восточного Прионежья.-М. Наука.-1987.-С136.

32

Журавский А. Земледелие на Севере. ИАОИРС-1911. – №16. – С.284.

33

Известия Общества изучения Олонецкой губернии. – 1913. – №2,3. – С. 126.

34

Берг Л. С. Географические зоны Советского Союза.– М.—1947.—С.92—194, 196.

35

Махабхарата. Кн. III. Лесная. – Ашхабад.—1958.—С.580.

36

Наш Север в описании иностранцев XVI века… С.31

37

Махабхарата. Книга о женах (кн. XI). – Ашхабад.—1963.—С.641.

38

Баландин А. И. Мифологическая школа в русской фольклористике. – М. Наука. – 1988. -С41.

39

Баландин А. И. Мифологическая школа… С.40.

40

Ригведа. Мандалы I—IV.. С.543.

41

Буслаев Ф. И. Славянские сказки. Буслаев Ф. Русская народная поэзия. – СПб. – 1861.-С. 310.

42

Пропп В. Я. Русская сказка. – Л. Изд. ЛГУ. – 1984. – С. 68—69.

43

Пропп В. Я. Русская сказка…, С. 69.

44

Ненаглядная краса. – Минск. – 1992. – С. 55—61.

45

Ненаглядная краса…, С. 51—54.

46

Диво дивное. Т. 2. – М.: Современник. – 1993. – С. 77—80.

47

Махабхарата (в пересказе Н.Р.Гусевой). – М. Детская литература. – 1984. -С. 19.

48

Русские заговоры…, С. 28, 47, 66, 81, 82.

49

Поэзия и проза Древнего Востока. – М. Худ. Литература. – 1973. – С. 409.

50

Русские заговоры…, С. 74.

51

Русские заговоры…, С. 47.

52

Кузьмина Е. Е. О двух перстнях Амударьинского клада. Сов. Археология. -1979.-№1.-С.43.

53

Русские заговоры…, С. 47.

54

Русские заговоры…, С. 49.

55

Русские заговоры…, С. 44.

56

Русские заговоры…, С. 46.

57

Русские заговоры…, С. 46.

58

Русские заговоры…, С. 94.

59

Русские заговоры…, С. 84.

60

Пропп В. Я. Русская сказка…, С. 73—74.

61

Русские заговоры…, С.49.

62

Мифы народов мира. Энциклопедия, т.1. – М. Сов. Энциклопедия. – 1991. – С. 49, 75.

63

Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье. Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. – 1912. – №1. – С. 12.

64

Жарникова С. В. Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии. Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО). М. Наука. – 1989.-Вып. 16.

65

Рапопорт Ю. А. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах. Средняя Азия в древности и средневековье. – М. Наука. – 1977. – С. 68.

66

Рапопорт Ю. А. Космогонический сюжет…, С. 61,67.

67

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М. Наука. – 1981. – С. 344, 365.

68

Фольклор Русского Устья. – Л. Наука. – 1986. – С. 212.

69

Русская народная поэзия. – Л. – 1984. – С. 193.

70

Фонд ФЭЦ МК РФ. – СПб. – №1750—05. – Псковская обл. Велико-Лукский р-н, Пореченский с/с, д. Горбаки 28.01.1985.

71

Русские заговоры…, С. 93, 157.

72

Русские заговоры…, С. 273.

73

Русские заговоры…, С. 81.

74

Русские заговоры…, С. 157.

75

Русские заговоры…, С. 99.

76

Русские заговоры…, С. 59.

77

Поэзия крестьянских праздников. – Л. – 1970. – С. 56.

78

Кузьмина Е. Е. О двух перстнях Амударьинского клада с изображением цариц. СА. – 1979. – №1. – С.44.

79

Жарникова С. В. Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис). Культура Русского Севера. – Вологда. – 1994. – С. 108— 119.

80

Русская народная поэзия. – Л. – 1984. – С. 240.

81

Савченко С. В. Русская народная сказка: История собирания и изучения. – Киев. – 1914. – С. 37.; Кузьмин А. Г. Падение Перуна. – М. Молодая гвардия. – 1988.-С. 232.

82

Черненко Е. В. Скифские лучники. – Киев. Наукова думка. – 1981. -С. 135—137.

83

Вертоградова В. В. К истокам пракритской поэзии (охотничьи песни). Древняя Индия. Язык, культура, текст. – М. Наука. – 1985. – С. 107.

84

Русские заговоры…, С. 56, 49.

85

Русские заговоры…, С. 55.

86

Ригведа. Мандалы I—IV.., с. 45.

87

Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. -М. – 1982.-С. 146.

88

Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия…, С. 146.

89

Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде. Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. – 1913. – №1. – С. 26.

90

Фонд ФЭЦ МК РФ. – СПб. – 1996.

91

Фонд ФЭЦ МК РФ. – СПб. – 1996.

92

Пропп В. Я. Русская сказка…, С. 70.

93

Пропп В. Я. Русская сказка…, С. 69.

94

Поэзия и проза Древнего Востока. – М. Художественная литература. – 1973. -С. 401.

95

Поэзия и проза Древнего Востока…, С. 401.

96

Древность: Арьи. Славяне. – М. Палея. – 1996. С. 23.

97

Атхарваведа. Избранное. – М. Наука. – 1976. – С. 326—327.

98

Ригведа. Мандалы I—IV.., С. 138.

99

Ригведа. Мандалы I—IV.., С. 137.

100

Ригведа. Мандалы I—IV.., С. 137.

101

Ригведа. Мандалы I—IV.., С. 111

102

Ригведа. Мандалы I—IV.., С. 111.

103

Мифы народов мира. Энциклопедия, т.2. – М. Сов. Энциклопедия. – 1992. -С. 553.

104

Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2…, С. 553.

105

Русские заговоры…, С. 31, 32.

106

Фонд ФЭЦ МК РФ. – СПб. —

107

Русские заговоры…, С. 172.

108

Русские заговоры…, С. 176.

109

Русские заговоры…, С. 175.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5