bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Все молча выпили.

– Владим Альбертыч, вы же наверняка следили и за мной, и за Фалиным… так что же произошло в Японии на самом деле? – спросил Николай, когда все снова уселись за стол. – А то я, честно говоря, так и не понял – если это наши японцы, то на хрена им? А если засланные – то почему я до сих пор жив?

– Напали на тебя засланцы – это совершенно точно! – задумчиво ответил дед. – Я самым внимательным образом несколько раз просмотрел запись покушения. И твоими глазами, и глазами Фалина. И, несмотря на детсадовский уровень организации нападения, спасла тебя случайность! Ты, в нарушение протокола, не сел в карету с какой-то местной шишкой. Там сидел казак-атаманец из твоего конвоя. Вот с ним тебя и перепутали, видно, лицом он на тебя чем-то похож был. Или они только на местного начальника ориентировались. В общем, покушение готовили явные дилетанты. Очень жаль, что вы позволили покончить с собой тому придурку. Надо было его хватать – и на корабль. А потом поспрашивать с пристрастием. А ты в благородство сыграть вздумал.

– Но я же… – начал Николай.

– Ладно, проехали! – прервал его дед. – Продолжаем докладную часть нашего съезда… Павел Александрович, ваша очередь!

«Романов-два-в-одном» с достоинством встает и, открыв тисненный золотом шевровый бювар, начинает доклад о потребностях проекта Транссибирской магистрали. Акционерное общество уже создано. Из частных предпринимателей в него вошли только наиболее честные (есть и такие!) купцы и промышленники. Романов вскользь упоминает, что среди потенциальных инвесторов проводился специальный конкурс – желающих погреть лапки на столь грандиозном госзаказе было хоть отбавляй. Но всесторонний отбор прошли только двадцать восемь юридических лиц. Естественно, что одним из пайщиков, причем не самым крупным, был Александр Рукавишников. Но, несмотря на строгий фильтр, блокирующий пакет акций остался за государством, и председателем был назначен цесаревич Николай, а исполнительным директором великий князь Павел Александрович.

В настоящий момент проект дороги проходил стадию технического согласования. По предполагаемому маршруту трассы высланы геодезические партии и горные инженеры.

– А почему бы нам сейчас не начать строительство Транссиба по северному маршруту? – предложил я. – Пока все еще на стадии проектирования. Это более выгодно в стратегическом смысле, невзирая на несколько большие расходы. А то ведь негоже строить магистраль под самым носом у потенциального противника.

– Ты, Дим, уж извини, какого противника считаешь потенциальным в том регионе? – хмыкнул Алексей. – Если Китай, то он сейчас никто и звать его никак, и в таком положении он будет пребывать еще долгое время. Тем более присоединение Маньчжурии просто автоматом требует постройки дороги именно в том регионе, а не за Байкалом.

– Ну как же… Во-первых, железная дорога строится не на один год, а за это время Китай вполне может подняться, как это и случилось в наше время. А когда это произойдет, передвигать дорогу будет поздно. А во-вторых, «Северное направление» более полезно для освоения Сибири! А Маньчжурия… нужна ли нам она?

– А кто сказал, что мы будем присоединять только Маньчжурию? Там еще Монголии разные есть – прекрасная местность… и население для формирования иррегулярных войск! – улыбнулся Николай.

– Да на хрена?! – возмутился я. – Нам бы уже завоеванное переварить…

– Пойми, Димыч: с присоединением Маньчжурии, а у нас сейчас есть все возможности ее таки присоединить, граница будет проходить гора-а-аз-до дальше! – сказал Николай. – Да враги просто замаются переть к нашей железке через набитые разными хунхузами степи! К тому же Маньчжурия нужна в качестве продовольственной базы Дальнего Востока. Как Казахстан для Сибири.

– Собственно, японцам она же нужна по тем же причинам! – вставил Алексей.

– Плюс к тому: присоединение Маньчжурии вызовет сильный общественно-экономический резонанс – ибо Россия на протяжении всей своей истории развивалась именно территориально! – с воодушевлением продолжил Николай.

– Ты ведь, Дим, я так понимаю, по сути, нам БАМ строить предлагаешь? – решил уточнить дед. Я кивнул, а Альбертыч продолжил: – Так ведь в твоем варианте трасса мимо Иркутска пройдет, а это один из крупнейших городов Сибири!

– А что Иркутск? – упорствую я. – К Иркутску проведем боковую ветку. Это по-любому выйдет дешевле, нежели строить Кругобайкальский отрезок!

– Да вы, молодой человек, хоть представляете все трудности строительства БАМа? – вмешивается Павел. – Практически на всем протяжении трассы гористая местность. Семь горных хребтов! Становое нагорье! В реальности там пришлось восемь тоннелей прокладывать! И самый большой из них – Северомуйский, протяженностью пятнадцать километров! А вечная мерзлота?

– Откуда там вечная мерзлота? Это же на широте Киева? – ляпнул я.

Павел Александрович посмотрел на меня, как учитель на глупого и нерадивого ученика. Но промолчал.

– Понимаешь, Дим, если смотреть на карту распространения вечной мерзлоты, то подверженные ей районы как бы смещаются по диагонали с северо-запада на юго-восток, – просветил меня дед. – И если в Томске этой беды почти нет, то в Тынде и Благовещенске я в свое время много отзывов об этой самой мерзоте слышал. Матерных в основном…

– Но ведь как-то в реале при прокладке БАМа боролись с мерзлотой? – уже чувствуя, что проиграл и мое предложение не катит, поинтересовался я.

– Если мне не изменяет память… – начал Павел Александрович, – то основной способ – это насыпь. Обеспечивающая теплоизоляцию грунта. Но иногда приходилось изгаляться… Кстати, в сравнении с трудностями «Кругобайкалки» полезно посмотреть на тот же Северомуйский тоннель. 27 лет строили… Шлюзовые ворота и климат-контроль по всему 15-километровому протяжению… Подумаешь так, подумаешь… и махнешь рукой! Через Байкал паромами мороки меньше получается! Да и, наконец, южный вариант просто дешевле…

– Но ведь БАМ реально короче! И от границы дальше! – не удержался я. – Да нагнать каторжников – они этот Северомуйский тоннель за пару лет прокопают! Ах да!!! Чуть не забыл – у нас ведь маленькая победоносная война на носу, а после нее нам ведь надо куда-то пленных японцев девать! Вот они пускай и копают!

При упоминании о маленькой победоносной вой не генерал-адмирал криво усмехнулся:

– Пословицу знаешь? Не хвались, идучи на рать…

– Молодой человек! Не забывайте, что БАМ строился при несопоставимом с Транссибом уровне механизации – сейчас ничего такого просто нет! – снова принялся вещать Павел. – Еще и поэтому южная трасса предпочтительней!

– Я как представлю себе: сто тысяч мужиков с кирками и лопатами посреди забайкальской тайги десять лет колупаются… – закатил глаза Шенк. – А природная среда, ешкин дрын, там еще та… Как бы словосочетание «забайкальский комсомолец» не появилось на свет раньше графика…

– Ну, если прения по второстепенному вопросу закончены, я, с вашего позволения, продолжу? – обвел всех взглядом Павел.

Мы дружно киваем, и Павел снова берет в руки папку. Цифры сыплются, как из рога изобилия. Потребно, необходимо, должно быть обеспечено…

– Отлично, Павел Александрович, просто отлично! – похвалил дед. Шенк снова хотел зааплодировать, но передумал. – Давайте-ка, братцы, накатим по маленькой, за успех этого грандиозного проекта!

Народ зашевелился, стал разливать по рюмкам коньяк и накладывать на тарелки закуски. Только Алексей продолжал сидеть мрачнее тучи. От выпивки он отказался. Да и вообще игнорировал все попытки его расшевелить. Видя тщетность своих усилий, Альбертыч решил перегнуть палку в другую сторону и предоставил адмиралу слово для доклада.

Алексей встал, потом снова сел на место. Бездумно покрутил в пальцах пустую рюмку. Похоже, что нерадостные, на общем фоне, мысли его терзают.

– Млять!!! Война на носу, а такое ощущение, что все всем по херу! – неожиданно заявил адмирал. Все удивленно уставились на докладчика, а Алексей, постепенно заводясь, продолжил: – Мне одному воевать прикажете?! Я и так в одиночку тащу на себе вагон штабной работы и планирования этой войны! Сонное болото… Млять… Согласование на согласовании… Саша, брат, помоги!!! Император, тля, всероссийский…

– Да ты что, Сереж?! – вытаращился на адмирала дед. – Что с тобой? Вон, выпей коньячку, хоть и нельзя, успокойся!

– Вот только не надо, Владим Альбертыч, меня как нервную институтку успокаивать! – хмуро ответил Алексей. – У меня вовсе не истерика, как вы подумали, а просто зло накопилось!

– Ну, так поделись с коллегами своей проблемой! – посоветовал Шенк. – Вместе, глядишь, и решим!

– Да если бы проблема была всего одна! – вздохнул Алексей. – Я же тут кручусь как белка в колесе! Генерал-адмирал хоть и первый под шпицем… но среди равных. Палки в колеса со стороны чинов Морведа и особенно от «авторитетнейших и опытнейших наших адмиралов» суются постоянно. А зачистка «ненужных» не проведена. Причем времени тотально не хватает. Все сам! И поручить толком некому. Косячат с… Команды у меня за четыре месяца толком не возникло, приходится использовать существующие кадры, а свою «понималку» не размножишь и на другие головы не пришьешь. А по вечерам как накатит… документы… раздумья… бессонница… нервное истощение… стакан, чтобы спать… плевать на печень и здоровье – ВОЙНА! Для меня война уже началась. Сразу, без предупреждений. С момента убиения Георгия. А это не все понимают, для кого-то она просто не нужна, кто-то думает, что будет легкая прогулка… мол, папуасы желтомордые…

– Давай поконкретней! – скомандовал дед.

– Поконкретней? Ладно, – кивнул Алексей и четким звучным голосом начал излагать: – Срочно формирую и отправляю инженерные бригады на Сучан, благо вовремя подвернулся рапорт о тамошнем угольке! Телеграф раскален от депеш из Владика… Манзы и корейцы не хотят идти на зимние работы на север. Кто будет работать на прокладке дороги и строительстве рудников? Каторжане сахалинские? А борьба нанайских мальчиков с «сапогами» по поводу отправки в Находку нормальных строевых частей, а не с бору по сосенке? Но дают то, что дают. А работа по реорганизации боевой подготовки флотских экипажей? А решить параллельно вопрос о доковании судов, находящихся на ДВ, в испанской Маниле? Дорасслаблялись, тля, думали, что война не скоро! А теперь догоняем! Экстраординарные траты на закупку машин, угля, припасов и прочего. Зимний ремонт машин, замена орудий на «Мономахе» и клиперах на новые 35-калиберные, те, что делались для ЭБРов. И опять – пробей-ка, докажи необходимость, организуй срочные зимние работы. А теперь пошли сообщения о волнениях среди экипажей на ДВ. А что вы хотите? Зимовать во Владике или в Находке – это не в Нагасаках с Иокогамами кайфовать…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Плавбаза «Днепр» – носитель разведывательно-дозорных планеров.

2

Плавбаза «Волга» – носитель катеров-торпедоносцев. Плавбаза «Дон» – носитель мини-субмарин.

3

Витгефт Вильгельм Карлович (1847–1904) – контр-адмирал, видный теоретик использования минного вооружения, с 22.04.1904 – исполняющий обязанности командующего Тихоокеанским флотом. Погиб в морском сражении с японцами в Желтом море.

4

Планерами на русском флоте называли мотодельтапланы.

5

Старк Оскар Викторович (1846–1928) – вице-адмирал, с 7.02.1904 – исполняющий обязанности командующего Тихоокеанским флотом.

6

Аннигилятор (annihilator) – уничтожитель (англ.).

7

На войне как на войне (фр.).

8

В написании этой главы участвовал Сергей Плетнев.

9

В написании этой главы участвовал Сергей Плетнев.

10

Шестаков Иван Алексеевич (1820–1888) – российский флотоводец и государственный деятель, адмирал. В описываемый период – управляющий Морведа (должность, равная министерской).

11

В отчете МТК написано именно «скорость носового огня». Сейчас это называется огневой производительностью.

12

Основной вопрос, которым занимается сомелье в ресторане, это рекомендации по выбору и обеспечение грамотной подачи напитков гостям.

13

Мой дорогой (фр.).

14

Ужасный ребенок (фр.).

15

Змей – одно из прозвищ Победоносцева. Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) – юрист и государственный деятель. В 1860–1865 гг. профессор гражданского права в Московском университете; в 1862–1865 гг. обер-прокурор 8-го Московского департамента Сената, в 1868-м сенатор, в 1872-м член Государственного совета, с 1880-го обер-прокурор Священного синода.

16

Цицилия (Цецилия) Августа (1839–1891) – принцесса и маркграфиня Баденская, после замужества и перехода в православие – российская великая княгиня Ольга Федоровна.

17

Разные исторические источники дают противоположные оценки сексуальной ориентации великого князя. Авторы решили, что у героев романа тоже будут разные мнения: Олег Таругин уверен в гомосексуализме Сергея Александровича, а Сергей Платов – нет.

18

Лихачев Иван Федорович (1826–1907) – российский военный и государственный деятель, адмирал.

19

Автор этой главы Сергей Плетнев.

20

Мишкин – домашнее прозвище великого князя Михаила Александровича.

21

Автор этой интерлюдии Сергей Плетнев.

22

23 июля 1887 года.

23

Рэндольф Спенсер Черчилль (1849–1895) – лорд, третий сын 7-го герцога Мальборо, известный политик, депутат палаты общин от консервативной партии, занимал должность канцлера казначейства.

24

В написании этой главы участвовал Сергей Плетнев.

25

ОВР – охрана водного района.

26

Их на тот период было в России всего два: Морское училище и Морское техническое училище.

27

Бой на Кушке – боевое столкновение, которое произошло 18 марта 1885 года, после того, как Российская армия захватила афганскую территорию к югу от реки Амударьи и Мервского оазиса, у селения Пенджде.

28

Чихачев Николай Матвеевич (1830–1917) – адмирал Российского императорского флота, генерал-адъютант, государственный деятель.

29

Морской технический комитет.

30

Самойлов Николай Александрович (1842-1918) – инженер-кораблестроитель, полковник.

31

Бронепалубные крейсера «Ицукусима» и «Мацусима», фирма-строитель: «Форж и Шантье», Ла-Сейн (Франция).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6