bannerbanner
Русские. Как мы изменились за 20 лет?
Русские. Как мы изменились за 20 лет?

Полная версия

Русские. Как мы изменились за 20 лет?

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Алла Сергеева

Русские. Как мы изменились за 20 лет?

© Сергеева А. В., 2015

© Издательство «ФЛИНТА», 2015

Предисловие

«Зачем вы пишете такую книгу? Какова ваша цель: слава? деньги?»

Прямой вопрос издателя обескуражил меня. Слава – это что? Это когда ты мелькаешь в телевизоре или раздаешь интервью? Немедийному человеку в этом нет нужды. Интервью ничего, кроме усталости и раздражения от глупых вопросов, не дают. Деньги? Без громкого имени и раскрученности – смешно рассчитывать на деньги, имея дело с нашими российскими издателями. А если не деньги, не слава, тогда что?

Пожалуй, желание понять: что происходит в моей стране, что случилось с русскими, если они не всегда понимают друг друга? Отчего они так изменились за последние 20 лет, как и пейзаж за окном, как и сам русский язык? Какие перемены произошли в головах русских людей? И куда это все ведет?

А поскольку большинство моих современников – это плоды пока еще бумажной (не электронной!) цивилизации, когда осознанная мысль должна быть оформлена линейно, то впереди один путь: чтобы разобраться и что-то понять, мысли должны обрести вид строчек, абзацев, глав.

Тем более что сам объект наблюдения – Россия и русские – заманчив: в нем есть магнетическая притягательность. Страна наособицу, загадочная, как и жители, ее населяющие. Почему-то в мире не принято говорить о «немецкой душе», или индийской, или мексиканской. А вот представление о «славянской», о «русской душе» – можно встретить повсюду.

Притягивает загадка России: каждые 20 лет она неузнаваемо меняется. И в то же время вот уже 400 лет она – равна самой себе, в ней все остается по-прежнему. Ибо все ее несовершенства, как и обаятельные стороны, уходят корнями в прошлое, повторяя матрицу событий и человеческих моделей поведения, сложившихся давным-давно.

Не согласны? Тогда смотрите сами. Вот прошло уже более двух десятков лет, как рухнул СССР, похоронив под своими обломками целый космос: идеи державного превосходства, монолит огромного пространства, утопические мечты о построении идеального общества, целые отрасли индустрии, торговые связи, человеческие судьбы, различные литературные и философские концепции, целый культурный космос… Казалось бы, что все в прошлом, наступила новая цивилизация. И это правда. Но в то же время никуда не исчезла и легко прослеживается некая «матрица», которая накладывается на все последние изменения. В любом происходящем сейчас событии легко найти отзвуки, параллели и истоки прошлого.

Причины существования такой «матрицы», стойкой последовательности в судьбе и истории нашей страны – в особенностях национального самосознания русских, в их ментальности. То есть в наших головах. Интересно посмотреть, что же в этих головах изменилось (или ничуть не изменилось?).

Еще 25 лет назад никто и предположить не мог, что с нами произойдет то, что произошло, тем более, чем это закончится, куда что повернет… История показывает, что нельзя вывести четкие законы развития, предвидеть все повороты. Наверное, история – это действия людей в прошлом, а главная ее проблема – это человек.

Посмотрите, что происходит в мире – разваливаются, захлебываются все крупные проекты: Европейский проект, проект Обамы, Средиземноморский проект Саркози, не говоря уже о наших: Сколково, модернизация, милиция-полиция, программы партий и т. п. Причина одна: все проекты рассматривают человека механически, будто человек – только объект. А это исключает сцепление проекта и самого человека, и тогда все механизмы крутятся вхолостую.

Даже такая наука, как социология, изменила направленность: теперь ей интереснее рассматривать не человека в «социальном мире» (как прежде), а мир (в том числе и социальный) – внутри человека, в связи с его ментальностью. Словом, при описании жизни любого народа плодотворен только один подход – антропоцентричный, когда в центре внимания – человек, его самосознание и картины мира, его ментальность.

Но как воссоздать современный ментальный портрет русских? Какие изменения произошли в русских головах? Похожи ли мы на тех, что были еще 20 лет назад?

Тогда, 20 лет назад, аналитики дружно отмечали в русских такие удивительные качества, как «духовность», «мобилизационный коллективизм», «стремление к свободе и независимости» в сочетании с предельным доверием к сильному государству, а также «стремление к справедливости и равенству с позиций служения народу и государству», «всечеловечность» как способность легко уживаться с другими этносами». Да и труд прежде осознавался как высшая ценность.

Возможно, так оно и было на самом деле. Но можем ли мы сегодня узнать самих себя в этом лестном портрете?

Для ответа на этот вопрос важно рассмотреть современную российскую жизнь в ее главных проявлениях, не впадая в суету мелких событий и скандалов. Эта задача стоит непомерных усилий: ведь Россия сейчас опять (как обычно) на перепутье, в ожидании каких-то перемен, которые якобы могут разрешить узел постоянно возникающих проблем. Сознание людей постоянно прессуется громкими скандалами, техногенными и природными катастрофами и т. п. Создается впечатление, что жизнь здесь, что называется, «бьет ключом», что все постоянно меняется. Но в реальности – все остается по-прежнему…

А еще интересно измерить интеллектуальную температуру общества: не потеряли ли мы статус «самой читающей в мире страны»? Стали мы более образованными – или наоборот? А как обстоят дела с русским патриотизмом? И вообще, какие мы теперь? Русские? Или уже не очень? И как новые времена изменили нашу ментальность? Что с нами стало? Что позволяет нам быть и оставаться народом, а не толпами людей без роду и племени? Нас, русских, что-то объединяет или каждый проживает свою жизнь наедине с массой собственных проблем?

А если что-то изменилось, хорошо бы постараться понять причины произошедших перемен.

Нельзя сказать, что на эти темы ничего не написано. Книг очень, очень много. Но вопросы настолько серьезны, что подступиться к ним отваживаются только специалисты, причем каждый в своей области. Политологи, экономисты, социологи, культурологи – каждый пишет о своем и по-своему. Большей частью – громоздко, с графиками и таблицами, и таким языком, что читать трудно. А ведь неплохо просто поговорить с людьми – рассказать о своих наблюдениях, выразить свое мнение на общечеловеческом языке, причем не столько утверждая что-то, сколько ставя вопросы, высказывая сомнения.

Рассуждения принято подкреплять статистикой. Но голая статистика – вещь коварная: ведь социология – молодая наука, даже еще не столько наука в академическом смысле, сколько лаборатория истории современности. К тому же известны случаи манипуляции статистикой. А любая ложь, замешанная на цифрах, может выглядеть правдоподобно, но не перестает от этого быть ложью. Результаты таких исследований дают лишь общие представление о верхушке айсберга, о внешних проявлениях общественного мнения.

И тем не менее данные опросов общественного мнения привлекать необходимо и интересно. Наибольшим авторитетом (и для наших аналитиков, и для зарубежных) пользуется Аналитический центр Юрия Левады («Левада-центр»). Это крупнейшая в России социологическая служба, негосударственная исследовательская организация, ее данные нередко расходятся с официальными. Исследования «Левада-центра» признаны самыми объективными: недаром их называют «барометром общественного сознания». «Левада-центр» в последние 15 лет проводил регулярные опросы по 45 регионам (1,5 тыс. человек) и ни разу не был уличен в подтасовках.

По этой причине в книге приводятся данные опросов «Левада-центра», а также Росстата, Института социологии Высшей экономической школы и ВЦИОМ АН РФ (Всероссийский Центр изучения общественного мнения), если по затронутому вопросу исследования «Левада-центром» не проводились.

Почему мы говорим о новой ментальности русских?

Нынче любят поговорить о русском своеобразии, называя его разными словами: «менталитет», «ментальность», «национальный характер», «архетип», «культурный код» и т. п. Самое точное, принятое в научной практике и уже достаточно привычное слово – «ментальность». Его мы и возьмем за основу, наблюдая за русской жизнью.

Говоря о русской ментальности, будем опираться на идеи о психологических типах великого психолога Карла Густава Юнга. Во-первых, он – общепризнанный в мире авторитетный ученый. Во-вторых, его идеи о сути этнической ментальности помогут не утонуть в противоречивых частностях нашего национального характера, ограничиться главным.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу