Полная версия
Кавказская Швейцария. Chechnya
Андийский округ занимает площадь в 3106, 5 кв. верст, при населении в 51996 душ. Так как на одну квадратную версту приходится не более 16, 4 душ, он одна из наименее населенных местностей Дагестана (еще меньше жителей на одну кв. в. приходится в Аварском и Гунибском округах). Жители бедны; главное занятие их – скотоводство. Насчитывается около 218 000 овец, 38 500 коз, 35 500 быков и коров и 3700 лошадей. На низменности держат также и ешаков. Для земледелия каменистая почва, крутые склоны и глубокие узкие ущелья мало пригодны, так что местного хлеба не хватает на продовольствие населения, и нужно ввозить его из Чечни и Кахетии: и притом еще местный хлеб поздно созревает. Интересно, что молотят его в самую зиму на гумне, облитом водой и покрытом слоем льда. В некоторых местах, как, например, в Ботлихской котловине, с более мягким климатом, разводятся с успехом фруктовые сады, в которых в прошлом году собрали до 11—12 тыс. пудов груш, яблок, персиков и т. п. Разводится также местами виноград и выделывается вино. Здешние магометане пьют вино, правда, только пока оно еще сладко, или же в вареном виде. Впрочем, виноградников не более десяти десятин, с которых в 1900 году было собрано 3700 пудов винограда. В андийском округе процветают также и ремесла, есть много слесарей и плотников, но еще больше каменщиков. Вследствие бедности народа, подати взимаются незначительные: с дыма собирают по два рубля ежегодно. По той же причине многоженства почти не бывает, калым ничтожный. Вообще аулы здесь имеют более убогий вид, чем в Чечне, притом они гораздо грязнее и дома стоят очень скученно.
Едва-ли какой-нибудь другой округ в Дагестане имеет столь различное народонаселение, говорящее на отдельных языках и идиомах. К счастью, аварский язык почти всюду понимают, а на юге округа грузинский язык играет такую же роль. Из многих групп укажу только следующие: андийцы, называемые так от большого аула Анди (778 дворов, 2680 жит.) на С. От Ботлиха, составляют группу, состоящую из девяти аулов: Анди, Гогатль, Гунхо, Сило, Чанко, Инхо, Рикуани, Ашали и Конхидатль (всего 2191 двор с 7740 жителями); на особенном языке говорят также хваршинцы (язык их хотя сроден с дидойским, но дидойцы и хваршинцы друг друга не понимают), потом тиндальцы, джамалальцы, ункратльцы и хухетцы; вокруг больших аулов группируются меньшие с такими-же наречиями; на особенном языке говорят также и жители Ботлиха (и аулов Туасата, Годобери и Муни), затем жители Караты, а также дидойцы, на левом берегу Андийского Кой-Су в Ункратльском отделе лежит аул Тадиры (Гады), где живут чеченцы; они живут также еще в аулах Бути и Куанхи на запад от Ботлиха. При замечательной пересеченности местности и долинах, доступ к которым труден и притом возможен почти только в летние месяцы, такое разнообразие племен и языков неудивительно.
Начальник Андийского округа князь Андроников посоветовал нам не подниматься прямо вверх по долине Андийского Кой-Су * (если у древних писателей, напр., у Плиния, упоминается река Casius, а у Клавдия Птолемея река Kaiotoc?, которые протекают через Албанию и впадают в Каспийское море, то мы, кажется, в праве предложить, что эти названия не что иное, как передача слова Кой-Су. Тогда справедливо будет также и другое предположение, что теперешнее население жило в этих местах уже в первом веке по Р. Хр.). «Дороги», сказал он: «там сильно испорчены проливными дождями, выпавшими за последние недели; притом, вы там не увидите ни одного большого аула, а только маленькие хутора, и, проезжая по узкой долине, не будете наслаждаться также и просторными и дальними видами, дающими понятие о построении западного Дагестана». Гораздо целесообразнее было, по его мнению, перевалить высокие хребты, тянущиеся на правом берегу Андийского Кой-Су, с главным направлением с востока на запад, с северо-востока на юго-запад, и с юго-востока на северо-запад, и отделяющиеся друг от друга глубокими ущельями правых притоков реки. При взгляде на карту, дорога эта казалась весьма трудной, но зато представляла, несомненно, большой интерес в географическом и этнографическом отношениях. Так как князь любезно обещал нам всяке законное содействие, то мы решили принять следующий маршрут: Карата – Тинди – Хварши – Кедери – Хупро – Кодорский перевал и Сабуэ – Телав. Все эти имена означают однодневные переходы, потребовавшие усиленной восьми-девятичасовой верховой езды.
Главные истоки Андийского Кой-Су, который, как известно, с тремя другими Кой-Су – Аварским, Кара и Казикумухским – образует реку Сулак (Soanasу древних), я посетил в 1890 г. во время моей экскурсии в Тушетию. Один из этих истоков, Пирикительская Алазань, составляется из рек Квахидис—Цкали, берущей начало у перевала Ацунта, и Наруанис-Цкали, стекающей с гор Амуго и Наруанис-Тави; другой же исток, Тушинская Алазань, берет начало с того же Наруанис-Тави и с Малого Борбало. После соединения обоих истоков река называется просто Алазанью, затем на коротком протяжении – Мадо. Только там, где река берет направление на северо-восток и, приняв исток Ор-Цкали, вступает в Андийский округ, она получает название Андийского Кой-Су. Раньше многочисленные остроги и передовые кряжи тушинских альп и Главного хребта заставили реку пробить себе дорогу бесчисленными изгибами. Образуя сперва продольную долину, река впоследствии принимает меридианное направление и сильно увеличивается, питаемая ледяными потоками Пирикительской цепи с левой стороны и Бочохского хребта с правой стороны. Немного выше Ботлиха река направляется на восток, и потом, до соединения с Аварским Кой-Су, ниже аула Гимри, течет на северо-восток. С каким трудом река проложила себе путь в узкой долине, об этом лучшее представление дает вид с хребта Бешо: оттуда виден целый ряд параллельных высоких кряжей, идущих с обеих сторон почти перпендикулярно к руслу Андийского Кой-Су. Линии, обозначающие верхние контуры их, значительно опускаются, приближаясь к реке. Та же самая картина представляется с высот на север от Ботлиха. В самойй долине Андийского Кой-Су выше Ботлиха местами попадается низкорослый кустарник.
Чтобы из Ботлиха попасть в самую долину Андийского Кой-Су, отстоящую на три версты, нам пришлось спуститься на 1000 футов среди фруктовых садов и огородов. Там, внизу, лежат развалины Преображенского укрепления, которое было оставлено вследствие лихорадочности этого места. Оно составляло ключ в долине горного потока. Проехав еще несколько верст вдоль левого берега, мы очутились у второго Преображенского укрепления, защищающего мост, перекинутый в узком ущелье через Кой-Су. На левом берегу защищенный ход ведет по многочисленным ступеням к высокому выступу скалы, откуда можно было наблюдать за тем, что происходило в теснине. Мост этот блиндирован толстым железом; выходит он на правом берегу к громадной круглой башне с бойницами для пушек. Толстая железная дверь запирала прежде вход снаружи. Теперь укрепление оставлено, и грозные, пушки лежат на земле. Над мостом на правом берегу почти отвесно поднимаются голые шиферные скалы, у подножья которых расположены узкой полосой сады до аула Инхели. В упомянутых скалах, на протяжении трех верст от Инхели до моста, Шамиль выкопал себе ров и устроил вал, чтобы оттуда безопасно беспокоить гарнизон укрепления у моста и обстреливать всю теснину. Аул Инхели (Котле-Инхели, Гортль-Инхели, т. е. Нижний Инхели) прислоняется к голому холму, за которым речка того же имени впадает в Кой-Су. Инхели и аул Конхидатль, лежащий немного ниже по течению реки, снабжают большую часть Дагестана солью, которая добывается посредством вываривания из местных соляных источников. В 1900 году добыто 2824 пуда. Продается она по 80 коп. за пуд. Но соль эта нечиста и горьковата. К. Ф. Ганъ
Описание Терской области 1870 год
Описание Веденского и Грозненского округов Терской области. Рукопись хранится РГИА ф. 866, оп. 1, д. 16. 1870 год.
Стр. 1. Терской области Веденский округ. Границы. Веденский округ соседствует с округами с восточной стороны.
Веденский округ занимает пространство земли «» квадратных верст, из которых под лесом «» и под земледелием «»; почва земли преимущественно чернозем, весьма плодородный для кукурузы и ячменя, другие же хлеба по суровости тамошнего климата вовсе не родятся. Народонаселение заключается из «» душ обоего пола, а на каждую квадратную версту приходимая населения по «» душе. Главное сельское занятие заключается большею частью в пчеловодстве, овцеводстве и скотоводстве; хлебом же занимаются только для себя.
Правление военно-гражданское; горцы все дела свои неприкосновенные с русскими разбирают в горском суде /мехкеме/ составленном из председателя суда, начальника округа, кадия и трех депутатов из среды народа, затем все дела горцев, прикосновенные к русским, ведаются в общих судебных учреждениях. Округ разделен на три приставства или участка, управляемые приставами, офицерами из русских и туземцев.
В округе имеется школа, для обучения туземных мальчиков говорить, читать и писать по-русски и началу арифметики. В школе помещается «» мальчиков и все они на общественном содержании.
Народонаселение Веденского округа называется Ичкеринцами и исповедует веру Мусульманскую, учения суни. Оно принадлежит к племени чеченцев /нохчи/ и, как все чеченцы, разделяются на многие родовые свои фамилии /тайпа/ которых в Веденском округе 23.
Главные реки, в Веденском округе, Хулхулау, Гудермес, Аксай и Басс (по соединении с р. Джалкою между аулами Шали и Герменчуком, называется Джалкою) все они вытекают из Андийского хребта и первые три впадают в р. Сунжу впадающую в р. Терек, а последняя теряется в песках Кумыкского округа.
Из озер по величине и глубине замечательнее других озеро Кези-ам служащее границею между Веденским и Аргунским округом, Терской области, и Андийским Дагестанской области.
Предание существующее у горцев говорит так: в давно прошедшее время, когда горцы были еще христианами (чеченцы окончательно приняли Мусульманство в начале XVI столетия) близ того озера, Аварской хан разбил отряд называвшийся казаками.
Полагать надо, что те казаки были гребенские, о существовании которых на Кавказе, говорится в исторических сведениях начала XVI столетия; они известны были Царю Ивану Васильевичу Грозному, это подтверждается тем, что он, в 1533 году, после взятия Царства Астраханского снаряжая посла к королю Польскому, с известием о взятии того Царства, делал послу тому наказ такой: Черкесы, почему государя вашего холопы? Отвечать: Черкесы государей наших старинные холопы, потому что бежали из Казани.
Предание существующее у горцев и у самих гребенцов, видно, что казаки гребенские придя на Кавказ заняли всю плоскость Большой и Малой Чечни и передовую часть Ичкерии, где они жили, роднились с чеченцами, как единоверцами, и ходили с ними на войну; с принятием же горцами мусульманства казаки подверглись сильному гонению, вследствие которого они были первоначально оттеснены на левый берег р. Сунжи, а потом прижаты к правому берегу р. Терека, где и жили они в большой нужде. Вероятно, как видно и из песен гребенцов, они тогда обратились с просьбою к Царю Иоанну Васильевичу Грозному о дозволении городкам их поселиться на р. Тереке. Окончательное же переселение гребенцов с правого берега р. Терека на левый последовало в 1711 году.
Горы. Андийский хребет, там где находятся железные ворота (они же называются Волчими и Андийскими) замечателен тем, что в 1845 году, отряд войск, под Начальством Князя Воронцова, пришел чрез тот хребет и железные ворота из Дагестана в кр. Герзель-аул и на пути своем разорил аул Дарго, местопребывание Шамиля, и там же недалеко от него в лесу, называемом даргинским, имел с горцами большое дело, названное солдатами сухарною экспедициею (потому что дело то совершилось во вермя передачи сухарей из Дагестанского отряда в отряд князя Воронцова).
Кортжелик, – на левом берегу р. Аксая, где отряд войск, под начальством генерала Граббе, после пятидневного похода из кр. Герзель-аула, в глубь Ичкерии, и после краевой пятидневной битвы с горцами в особенности 2 июня 1842 года, вынужденным нашелся отступить обратно к крепости Герзель-аулу.
Во время владычества Шамиля над горцами, Хулхулавское ущелье служило в торговом и военном отношении единственным удобным путем сообщения между Чечнею и Дагестаном; дорога шла по самому руслу реки Хулхулау; по той дороге всегда ходили полчища Шамиля и его артиллерия.
Басское ущелье, по течению р. Басса, замечательно тем, что в 1859 году, отряд войск под начальством генерала Евдокимова наступал из Чечни, по тому ущелью, для осады и взятия Ведень.
Дороги. От укрепления Ведень до укр. Преображенского на «» верст колесная дорога, проложена в «» году – она тем замечательна, что по той дороге, в 1859 году, тогда еще мало разработанной, наступал отряд войск под начальством главнокомандующего князя Барятинского для покорения Дагестана.
Дорога от укр. Ведень до укр. Эрсеной по Хулхулавскому ущелью, на протяжении 21 версты, началась разрабатываться в «» году, а окончена только в «» году. Эта дорога, по случаю частых земляных завалов и дождевыми из гор потоков, преимущественно весною и осенью, приходит в такое состояние, что нередко даже прекращается всякое сообщение.
Укрепление Ведень. В 1859 году после взятия укрепленного аула Ведень, ниже того аула в 700 сажнях на правом берегу р. Хулхулау, и на том самом месте, какое занимал правый фланг отряда графа Евдокимова при осаде Ведень, было возведено земляное укрепление для временного помещения в ней всего Куринского Его Высочество Павла Александровича полка, а вслед затем начато и окончено в «» году каменное укрепление с цитаделью и форштадтом окруженным каменною стеною. Укрепление Ведень, по своему расположению в центре гор и горного населения, хотя и каменная в замкнутом положении и в опасности, в случае восстания края, но такое опасение далеко стоит ниже того грозного влияния каким оно пользуется на все горное население рассеянное по горным теснинам, но для войск расположениях в укр. Ведень доступное.
Стр. 4 …Грозненский округ занимает пространство земли «» квадратных верст, из которых под лесом «» и под земледелием «» народонаселения состоит «» душ обоего пола, а на каждую квадратную версту приходится «» душ, почва земли преимущественно чернозем, весьма плодородный для каждого рода хлеба. Главное сельское хозяйство чеченцев заключается в скотоводстве, пчеловодстве и хлебопашестве; этот последний род хозяйства дает возможность чеченцам сбывать в Россию в большом количестве кукурузы.
Правление военно-гражданское; чеченцы, все дела свои неприкосновенные с русскими разбирают в горском суде /мехкеме/ составленном из председателя суда, начальника округа, кадия и шести депутатов из среды народа, затем все дела чеченцев, прикосновенные к русским, ведаются в общих судебных учреждениях. Округ разделен на шесть приставств, управляемых офицерами русскими и туземными.
В окружном городе Грозном имеется горская школа, на шестьдесят воспитанников, из которых сорок казеннокоштных /25 русского происхождения и 15 горцев/. В станицах и аулах 23 школ, 598 воспитанников.
Чеченцы исповедуют веру Магометанскую, учения суни. Все племя чеченцев разделено на родовые фамилии /тайпа/, которые в Грозненском округе более тридцати.
Территория Чечни и ее положение со времени появления в Чечне Шейх Мансура (в 1785 году) до совершенного покорения Чечни в 1859 году. Территория Большой и Малой Чечни замечательна тем, что она с 1785 по 1860 год, была постоянным театром войн наших с горцами. Вся плоскость Чеченской территории, находящаяся между рекою Сунжею и горами и с востока между рр. Аксаем и Сунжею, замыкаемые Качкалыковским хребтом, до времени появления Шейх Мансура /1785/ как говорят сами чеченцы, вмещала в себе только несколько малонаселенных аулов находившиеся среди дремучих непроходимых лесов, пересеченных реками и оврагами, а потому и считавшаяся малодоступною. Чеченцы говорят: мы не были данниками русских, а были их союзниками и жили с ними всегда в мире, до появления из среды нас Шейх Мансура, первого возмутителя Чечни в 1785 году. Из этого можно заключить, что отношению наши к чеченцам были ранее XIX столетия в котором Шейх-Мансур был взят в плен и сослан в Соловецкий монастырь. Чеченцы говорят: Со времени появления Шейха Мансура мы жили в постоянной вражде с русскими, такое их показание подкрепляется целым рядом беспокойств делаемых ими Терской линии, вследствие которых, вероятно, генерал Ермолов был вынужден построить в 1818 году небольшое укрепление между Тереком и р. Сунжею у Горячеводска, а потом и на р. Сунже крепость Грозную. Эта крепость сильно повлияла на население Чечни, тогда же сделавшая почти покорною, чему благодаря генерал Ермолов успел в 1819 и 20 годах без выстрела образовать посредством просек два входа в Чечню – первый в Ханкальском ущельи в 10 верстах, а второй по направлению к Алдынскому аулу в 6-ти верстах от кр. Грозной. В таком положении находилась Чечня, когда из среды ее, явился замечательный умом, наездничеством и влиянием своим на чеченцев, некто Бейбулат, а вслед за ним и шейх Гавка. Оба они возмущением Чечни и враждебными своими действиями (1825 года генералы Лисаневич и Греков, собрав из покорных аулов народ в укрепление Герзель-аул, для совещания с ними о земстве, были оба убиты изменнически фанатиком из чеченцев по имени Уча-Хаджи, там же убитого) вызвали генерала Ермолова в 1826 году сделать экспедицию в Чечню и разорить аулы: атагу, Чахкери, Урус-Мартан и другие, и тогда же образовать просеку между рр. Гойтою и Мартаном. Чеченцы, испытав такое разорение и видя доступность русских отрядов к их аулам, чрез просеки, изъявили покорность и выдали аманатов. Но покорность эта продолжалась недолго; с открытием действий Шейха Кази Муллы вся Чечня пришла в волнение и сделалась тогда нетолько беспокойною, но даже опасною для Терской линии, что самое вынудило войска наши под начальством генерала Вельяминова сделать, для наказания чеченцев в 1831 году экспедицию в Большую Чечню, по направлению к аулам Шали и Герменчуку, предварительно начав делать, для безопасного прохода во все аулы, большую просеку в Шалинском лесу, чеченцы видя серьезное приготовление генерала Вельяминова нанести им разорение, предварили его приход изъявлением покорности и выдачею аманатов, из лучших фамилий Большой Чечни. Генерал Вельяминов возвратился в Грозную, а чеченцы, тогда же, соединяясь со скопищами Кази-Муллы, осадили кр. Внезапную, освобожденную из блокады войсками Терской линии, а потом разорили и город Кизляр. Такое изменническое действие чеченцев, опять вызвало войска наши в 1832 году, под начальством генерал от инфантерии барона Розена, в Большую чечню, для наказания там аула Герменчука, как места сборища всех враждебных нам горцев. Аул был взят штурмом, а защитники его все там пали. Чеченцы говорят: в деле том весь цвет Чечни пал от русских штыков. После того, все события совершавшиеся в Дагестане, как на пример: смерть Кази Муллы появление на место его Гамзат-Хана, вскоре потом убитого; появление Шамиля и бегство его из Ахульго, мало имели влияния на Чечню, которая, как и сами чеченцы говорят, старалась держать себя, в отношении к русским более в покорном положении чем враждебном. Так вела себя Чечня до 1840 года. Самые сильные перевороты в жизни чеченцев были всегда вызываемые их религиозным фанатизмом; при легкомыслии и легковерии их, нужно только смелому проповеднику явиться среди их и сказать: Во имя Бога, обнажайте шашки, я поведу вас бить неверных; Не один правоверный не задумается исполнить приказание шейха, хотя бы такой шейх и не обладал качеством выдающимся умом, ученостью, удалью и проч., как например, Шейхи: Мансур, Гавка, Уча и многие другие. Нельзя сказать этого только о двух личностях: Кази-Мулле и Шамиле. Эти два виновника главных переворотов в судьбе кавказских горцев. Изучив до совершенства Коран, отличались всегда среди мира своего и умом, и даром слова и характером и строгим образом жизни истинного мусульманина. В 1839 году, Шамиль, после бегства своего из Ахульго, по совету верных к нему людей, поселился в Чеберлоевском народе, Шатоевского округа, в видах тех дабы оттуда, как из ближайшего пункта к Чечне, действовать на умы легковерного, предприимчивого и воинственного племени чеченцев, распространять в нем учение Корана и раздувать в массе народа фанатизм. Февраль месяц 1840 года ознаменовался исполнением всех тех его предположений, вся Чечня Большая и Малая находилась в полном восстании, последствием которого и было то, что непрерывная война наша с чеченцами, продолжалась 19 лет, до покорения их в 1859 году. Во все время войны нашей с чеченцами, для покорения их, было употребляемо и разновременно три системы; заключающиеся в следующем: Первая – с 1840 по 1845 год – постройка укреплений и набеги на неприятельские аулы. Вторая – с 1845 по 1856 год постройка укреплений, рубка в лесах просек, для образования путей сообщения, и набеги на неприятельские аулы. Третья – с 1856 по день покорения Чечни, 1859 года, постройка укреплений рубка просек и безвыходность отрядов из Чечни. Об этих трех системах войны нашей с чеченцами, сами чеченцы говорят так: Если бы русские, в первый год нашего восстания /1840 г./ употребляли тяжкую для нас последнюю свою систему, тогда бы и существование Шамиля и война на Кавказе не продлились бы и двух лет.
Предположение о происхождении Чеченского племени Нохчи. Пространство территории занимаемое народом говорящим наречием чеченцев /нохчи/ находится на северной покатости Кавказа, по правой стороне р. Терека между рр. Акташем и Камбилеевкою; все это, пространство находится в территории Терской области и составляет из себя четыре округа: Веденский, Грозненский, Аргунский и Владикавказский; чеченцы приобщают к своему племени, по одноязычию, и смежный с ними народ, живущий на южной покатости Закавказья, так называемых хевсуров, которых они считают старшими своими братьями и именуют их Бацой-нах.
Судя по численности племени чеченского народа /нохчи/ нельзя полагать чтобы этот народ был возрождающийся, а вернее сказать можно, что он есть остаток какого-нибудь древнего великого народа; разбитого сильнейшим народом, от которого укрылся их остаток в неприступных местах кавказских гор и там сохранился до настоящего времени. Такой народ не может остаться без этнографического исследования, которое быть может, не по догадкам, а на основании точные научных данных выяснить истинное происхождение чеченцев. Пока нам известно из истории, что в половине V века Царь Грузинский Вахтанг, побеждает осов /осетин/ и печенегов; в XVIII и IX веках, печенеги занимают всю южную часть настоящей России, а в половине XI века их разбивает и сменяет орда Половецкая, и затем куда делась орда печенегов, неизвестно. Если допустить мною, что печенеги которых, современные им историки, называют Паценаками, потерпев поражение от половцев бежали и искали себе убежища от грозных своих врагов, то можно предположить, что они, т. е. печенеги, будучи уже ознакомленными с Кавказом, еще в V веке, нашли в нем спасение и заняли для себя все, то пространство земли, какое в настоящее время занимает племя /нохчи/ чеченцев и племя /Бацой-нах/ хевсуров, имея у себя соседами тот же самый народ осов /осетин/ с которым они, еще в V веке были в союзе и с которым ходили воевать Грузию, но были разбиты. Слова Печенег, Паценак и Бацай-нах имеют много созвучия, в особенности последние два слова.
Легенда о слове «Чеченцы», которым русские называют народ Нохчи. Легенда говорит так: в давно прошедшие века, за Волгою кочевала колмыцкая орда, у которой был ханом Идиль или Адиль, а иные говорят Сургут; у хана того было два сына по имени Субут или Зубут и Аргун. Оба они ухаживали за какою-то царевною красавицею по имени Чечень, которая потом предпочла Аргуна и вышла за него замуж. За смертью Сургута, орда его разделилась между теми двумя его сыновьями Субутом и Аргуном; Аргун обладал красавицею женою, а Субут, будучи влюбленном в нее и задумав завладеть ею, явно стал искать смерти брату своему Аргуну. Аргун бежал на Кавказ и расположил орду свою по правому берегу Терека, избрав место ставки для себя там, где в настоящее время существует аул Большой Чечень /на левом берегу р. Аргуна Грозненского округа/ Субут вслед за ним пришел и расположил орду свою на левом берегу Терека. Война началась и долго длилась с переменным счастьем: Аргун видя орду свою заметно уменьшавшеюся, первый подал руку мира Субуту; Субут принял, но потребовал Чечень. Аргун вызвал Субута на ратоборство, в котором Субут убил Аргуна, а Чечень, узнав о смерти его и из опасения сделаться женою ненавистного Субута, приняла яд и умерла. Субут явился в ставку Аргуна и не застав Чечень живою похоронил ее, а потом присоединяя орду Аргуна к орде своей, возвратился за Волгу. Могилу ханьши Чечень и теперь еще указывает чеченцы; она находится в одной версте расстояния от аула Большой Чечень и представляет собою Большой курган, на котором, как чеченцы говорят, стоял из белого камня памятник, с высеченными на нем словами «Ханьша Чечень».