Полная версия
Басни XXI века. I, II, III, IV тома
И бедный волк от горя на луну всю ночь провыл,
Медведя утром встретил,
Решил пожаловаться он ему,
С медведем поздоровался, приветил.
Медведь ему, конечно: «Как живёшь?
Работа у тебя нужна, доходна,
И если б я не поступил в мединститут,
Юристом мне под силу и угодно».
А волк… Волк сразу выдавил слезу,
Как тяжело ему на этой ниве!
Ведь все всегда идут сперва к врачу,
Нет перебоя никогда с больными!
А мне вот надо каждый день пахать!
Дела выигрывать, успеха добиваться!
А если бы, как ты, я был врачом,
Сиди себе и жди, к тебе ведь будут обращаться!
Медведь его послушал и сказал:
«Ты ничего о медицине и не знаешь!
И, слава богу, у тебя работа есть,
Чужого места ты не занимаешь».
А басня в том, что волк или медведь,
Сапожник, пекарь ты или пирожник,
Поверь, легки труды, которых мы не знаем,
И то, чем мы себя не занимаем…
51. ВИНО, КРОВЬ, СЛЁЗЫ И ВОДА
Вино, кровь, слёзы и вода текут всегда по нашей жизни.
Когда мы за столом, тогда
Вину хвалу мы воздаём и тризне.
В бою мы кровь горячую теряем,
Солёную слезу от боли льём,
А воду – ею жажду утоляем.
Хоть капли жидкости лишить самодовольного нахала —
Смотри, он высох, как листок,
А там глядишь – его не стало…
Всё дело в мере, и тогда вино, кровь, слёзы и вода
Поддержат жизнь твою надёжно,
А нету меры – извини, с тобой уже проститься можно.
Цени: напрасно не текут вино, кровь, слёзы и вода!
Вот, может быть, и проживёшь
Жизнь полноценную тогда!
52. ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «СВОБОДА»!
Пока сидела птица в клетке,
Не подстрелили бы на ветке.
Есть в сладком слове о свободе
Малозаметный привкус соли.
Ведь соль – ингредиент необходимый,
И в жизни соль незаменима,
Так в счастье, в радости и в воле,
Есть отзвук чьей-то дальней боли.
Ведь боль дана уже с рожденья,
Она и мука, и спасенье.
Живя, страдая в этом мире,
Мы и болели, и солили.
Как стороны одной медали,
Противоположности нам дали.
Сегодня – белыми слонами,
А завтра – чёрными конями…
И в этом жизненном балансе
Смысл и секрет, как и в романсе.
Там и любовь, и ожиданье,
Там и тоска, там и прощанье.
Кто пишет басни, кто поэмы,
У всех – быть иль не быть дилеммы!
Тебе желаю петь романсы,
Чтоб были соль и боль в балансе.
И если вырвешься из клетки,
Не забывай про то… – на ветке…
53. КРЫСА
В крысиной стае не любили
Ту крысу, что меж крысьих дел
Она всё глазки отрывала
И к небу часто поднимала.
Нет, чтоб, как все, в грязи копаться,
Она любила подниматься
И в небесах витать,
А может, и летать.
Крысиных дел огромное значенье,
Для всех крысиньи увлеченья
Не волновали крысу ту.
И даже стоя на крысином на посту,
К ней в голову сомнения закрались,
А может, подошли или подкрались.
Что не в порядке что-то в королевстве,
Верней, в Крысином Мусорном Вселенстве!
О чём я?
Если крыса ты – из бака поднимайся,
На свет вылазь
И к небу обращайся!
54. СВИНЬИ И СВИНОПАСЫ
Ведь cвиньи – те, что наверху,
Не слышат тех cвиней, что снизу.
Свинарник опустел совсем,
Всех режут, вопли «помогите!» слышу.
Ведь разве думала латвийская свинья,
Что все уедут за границу свинопасы.
Пакуя чемоданы и баулы,
Они хотят из Латвии в пампасы.
Ну, не в пампасы, то хотя б в ЕС,
Хоть там недалеко и до развала.
И плохи всем балтийские края,
Тут социалки, милостыни мало!
И поедая сало и бекон в латвийской глубине,
Ведь видел свинопас, что дети уезжают.
И где же родина у них и отчий дом,
Уже не вспоминают и не знают.
Где же кресты и на могилах, и на теле,
Что отличает от свиней их, в самом деле?
Меня кидает в пот, мурашки покрывают,
От страха руки христианский крест сжимают.
А остальные ничего и не боятся,
В Европу «голубую» едут развлекаться!
Ведь лучше среди тех, кого не знаешь,
Себе тогда ты больше позволяешь.
А вот секач в лесу ещё довольней!
Ведь в опустевшей Латвии раздольней!
И хочет он, чтоб пастухи и свиньи
В ближайшем будущем разъехались совсем.
Тогда он подкопает их угодья,
И свиньи, свинопасы останутся ни с чем!
Суть басни: иногда наверх кричать о помощи чревато
и опасно!
Просить свинью и свинопаса
Остаться в Латвии – напрасно.
55. ДНО
Пройдоха старый молодого поучает,
Не то, чтоб плохо, – хуже некуда бывает!
Жизнь там за горизонтом – там за краем, на пределе,
Никто оттуда не вернулся, даже птицы не летели.
Там сыро и темно, ключей оттуда нету,
Там пропадают все без вести, без привета.
Я был там – там, на дне, не сутки, может, боле,
Не чувствуешь уже там ни тоски, ни боли.
Там ровно всё и все равны, ну и понятны,
Одеты кое-как, а кто-то неопрятно.
Там денег нет, и деньги там уже не надо,
И песни там молчат – уже не до услады.
И смотришь вверх со дна и думаешь – доколе?
Как можно пережить страданий столько, боли?
Да, деньги не нужны, ведь денег просто нету,
Там душу продают за стопку и котлету.
Но всё равно ты жив, и это понимаешь,
И ты от слова «плохо» «ещё хуже» отличаешь.
Смысл басни: если ты на дне,
То стёрся, потерялся.
Но пусть притёрся ты в аду,
Лишь человеком бы остался!
56. АКАКИЙ
(по Гоголю)
Копил Акакий на шинель,
Для этого в кино снимался.
И так он с хлеба на сухарь
Ради сукна перебивался.
А жизнь – не Голливуд и не кино,
И даже не мультфильм, а так – общага.
И у соседей каждый день гульба,
И все у них иль лохи, или шняга.
Сидят, выходят, снова и по новой,
И каждый божий день – украли и обнова.
И незачем задуматься – не надо!
Ватага обобрать любого рада.
Пришел Акакий на работу.
А ведь работать неохота!
Начальник злой, и перья исписались,
Друзья продали, жёны передрались,
И сопли у детей ниже колена,
И только горе в окружающей вселенной!
И ему больно, даже очень больно!
И он кричит: «О боже! Ну довольно!
За что, за что? Ведь в этой слёзной стыни
Ты нас не должен оставлять холодными, больными!
Шинель нужна – и срочно, непременно!
Дай мне шинель сейчас, одномоментно!»
Идёт Акакий тёмным переулком,
Его шаги пугающи и гулки.
Вдруг видит под ногами… Что же это?
Мешок он поднимает – вот же где ты!
В мешке – шинель, новёхонька, суконна!
Акакий надевает. Во обнова!
Сбылось, о чём мечтал и что просил – скорее!
От удовольствия Акакий даже млеет!
Но что это? Свистки, жандармы, крики?
Понабежали караул, полиция и шпики.
Все навалились и Акакия скрутили,
Его в участок тут же потащили,
А там беднягу в клетку посадили,
Что снял шинель Акакий, обвинили,
С купца. Купец сидит, весь синий и избитый,
И на Акакия не смотрит – страсть сердитый!
Суть басни: не наглей!
И поскромней проси обновку!
А то получишь караул и уголовку!
57. ШАТУН
Как от хорошей вещи отказался,
Так сразу дрянь ненужную купил,
Как ты от дел полезных отдалился,
Так и пороки сразу пригубил.
Медведь-шатун жил, спал, не горевал,
Опился как-то медовухи и берлогу потерял,
С тех пор шатался не у дел и всем мешал,
То задерёт охотника, из хлева – животину.
Спасенья нет от шатуна – такая он скотина!
И вроде пользы никакой – шатун, одни убытки.
С другой же стороны – в охоте дисциплина,
Шататься вместе с шатуном по лесу – не малина.
Другое дело – пристрелить бы шатуна и только,
Ведь есть на это и стрелки, и пуля, и винтовка.
Шатун – лишь повод всем собраться вместе,
Охотников расставить в нужном месте.
Но что в конце? Охотники поддали,
Друг друга постреляли, заплутали.
О чём же басня? А о том, приятель,
Что повод будет разный, – как взрыватель.
А где рванёт – ты никогда не знаешь,
Когда патрон в винтовку заряжаешь.
Сидел, пил чай и убивать ты никого не собирался,
Решил убить – ну вот и сам мишенью оказался…
58. НА СМЕРТЬ КЛОУНА
Искусное владение предметом
На все вопросы выдаёт ответы.
Быть может, ты юрист или Олег Попов,
На все вопросы у тебя ответ готов.
Желая быть, как Мастер – Клоун солнца,
Самым первым, лучшим,
Ты подаёшь пример
Всем неудачникам и худшим.
Что всё возможно, надо лишь терпенье,
Старание и к доброму стремленье.
Неся хоть что-то лучшее, стараясь,
Как клоун в цирке, слёзы лья и надрываясь,
Пусть лучше станет мир и улыбнётся!
И клоун солнечный когда-то вновь вернётся!
Лежит вот кнопка на столе и никому не помогает,
И что юристу пригодится – то не знает,
Листок бумаги тоже где-то завалялся
И никому пока не пригождался.
Юрист взял кнопку и бумажку кнопкой приколол,
И дело новое легко в суде завёл.
Суть басни в том: легендой стал Олег Попов
И мир покинул…
Нас на искусное владение предметами подвинул!
59. КРОТ
Жил крот, в земле рыл норы он
И ни о чём не волновался,
Роднёю приходился он кроту,
Который при Адаме аж копался.
Не знает крот: когда он роет,
В корнях он делает прорехи,
И что снаружи его норы
Дефекты на земле, огрехи.
Так мы живём сами в себе,
Волнения не знаем,
И даже мысли нет у нас,
Кому-то мы мешаем.
Как хочешь, назови его,
Прозренья день, день бравный,
Он может быть трагичным днём,
А может быть и славным.
И что мешаешь всем ты жить,
Вдруг станет очевидным,
И день покажется, как ночь,
И будет очень длинным.
И вдруг откуда ни возьмись
Появятся лихие,
Друзья окажутся – враги,
А близкие – глухие.
На землю небо упадёт,
Земля качнётся будто,
Что было вечным, то умрёт,
С трудом наступит утро.
Как у крота – ползёт себе
Он в темноте неловко
И попадает в западню,
Вернее, в кротоловку.
А там его – на божий свет.
Разделка, шкура, мясо.
Вот только в чём он виноват?
Так до конца неясно.
О чём же я? А я о том —
Хочу я басню дописать быстрее,
Что иногда живёшь, как крот,
И кротоловка не пустеет!
60. УНИЖЕННЫМ И ОСКОРБЛЁННЫМ
Униженные и оскорблённые отлично знают, что вокруг
всё толерантно
Униженные чувствуют, где их доходный бизнес,
Быть оскорблённым – выгодно, занятно.
Когда вокруг тебя все прыгают, жалеют,
Тебя, как достояние, лелеют.
По лесу бегал паучок,
И вдруг он ножку подвернул,
На лес, на весь, он завопил,
Весь лес к ноге его прильнул.
Никто не знал про паучка
И под ногой не замечал,
А как он ножку подвернул,
Так сразу всех заметней стал.
Все стали расступаться перед ним
И, только бы не плакал, ублажать.
И вкусный корм, и вкусненько попить
Наперебой все стали предлагать.
У паучка нога давно как не болит,
Но паучок для публики хромает.
Живёт теперь он, будто бы в раю,
Внимание и деньги принимает.
Суть басни?
Иногда так выгодно обиженным страдальцам,
Чтоб было всё,
Не надо шевелить им даже пальцем,
Весь мир бедняг лелеет, угождает,
Они ж палец о палец не ударят!
61. МЕЛЬНИК, ПЕКАРЬ И ТРАКТИРЩИК
Построил мельник мельницу
И жернова приладил,
Трактирщик выстроил трактир
И жил как в шоколаде.
И оба худо-бедно, но семью
Тащили, обували, одевали,
Ни в чём особо не нуждались,
Не плакали, не горевали.
Обоих жизнь, как мельница,
Молола, притирала,
По праздникам и выходным
Стаканчик водки наливала.
Так каждый человек по жизни:
То жернова, то пьянки,
То кости дробит и ломает,
То с девками гулянки.
Как проскочить, чтоб к мельнику
Под жернова не попадаться?
Трактира мимо проскользнуть,
Чтоб под столом там не валяться?
А выход прост: пекарню строй,
Чтоб ни под кем не прогибаться.
Тогда и мельник, и трактирщик
За хлебом будут обращаться!
Всё вроде ясно, ты сейчас,
Быть может, басенку читаешь?
Да, важно для тебя, когда
Себе как мастер цену знаешь!
62. СЕРОСТЬ
Никто не знает, что есть серость.
У баснописца – наглость, смелость
Про серость басню написать,
Быт серой мыши показать.
Ну что? Училась, как могла,
И в ясли, в детский сад ходила.
Была обычной мышью я,
Миллиардеров не ловила.
Жила обычно и, как все,
Ходила утром на работу.
Покрашу волосы, как все,
И ногти – милому в угоду.
Таких, как я, да миллион,
Ращу мышей, котлеты жарю,
Вопросы все закроет он,
И о вопросах я не парю.
То ли мокрица, то ли тля,
Как назовут, такой и буду,
И если даже оскорбят,
От оскорблений не убуду.
И что жила, а может, нет,
И до меня какое дело?
И хорошо родить мышат,
В мышиной жизни я успела.
Суть басни: серость видим, знаем,
Что серость норма – утверждаем!
63. ДЯТЕЛ И ЛОЖКА
Сравним поэта с ложкой,
Поэта дятлом назовём.
Как ложечка удобна для обеда,
Так рифма хороша и у поэта.
Но вот кому он нужен, если он не к месту?
Какой-то безымянный, неизвестный,
Ну и известный хлебом не накормит
Не даст ни мяса, рыбы не наловит.
В реальном мире всё имеет цену,
А он пылит и лишь взбивает пену.
Вот только долбит дятел, докучает,
Своим сарказмом всех он донимает.
А ложкина судьба – та на столе лежала
И только об одном она мечтала:
Влюбиться, в каше, в супе находиться
И только для любимого трудиться.
Чтобы он ел ну только бы с неё,
Любил и об обеде лишь мечтал,
И больше ложек, вилок и ножей
Не признавал бы милый и не знал.
Любимый ложку взял, поел, ну и сломал её, конечно,
И выбросил он ложечку небрежно.
Так и поэт о похвале мечтает,
В избе-читальне только критику читает.
И похвалы нет для него – одни памфлеты,
Но не заплатят спонсоры за это.
Нужнее кто: басенник или стальная ложка?
Хоть дятел долбит, но продолбит понемножку.
А вот где суть и смысл басни спрятан:
И если ложка – только брюхо наполнять,
То дятел будет что-то в голову вбивать!
64. МАССА
Движенье массы хаотично
И импульсивно, и циклично.
Слывет, по Броуну, движеньем
И перепадом настроенья.
Решил философ двигать массы,
Дать массе зрелищ, хлеба, кваса.
То ли философ ошибался,
А может в массе кто попался,
Кто общей пользы не понявший
И вечно обществу мешавший.
Наличье в массе индивида
Похоже на мятеж подвида.
Да, ведь всегда спокойней в массе,
Того гляди и пустят к кассе.
Но в массе – не по расписанью,
Лишь хаос в массе, не сознанье.
А нам-то что? Мы тоже масса,
Взаимопомощи сберкасса.
Судьба опасна индивида,
Гляди – изгонят из подвида.
Кого – на сотый километр,
Кого-то – к стенке, в землю метр.
Когда бы знал, что хочет масса,
Всегда бы первым был у кассы.
Но вместо массы – лишь стихия,
Как в девяностые лихие.
Не факт, что где народа масса,
Там обязательно и касса.
Ведь масса как обожествляет —
Она потом и пожирает.
Суть басни: в массе незаметней,
Но в массе утонуть конкретней.
65. МУРАВЕЙ И МУРАВЬИХА
Встречая самочку красиву,
Заносчиву, горду, пусть и спесиву,
Ты кофе предложи ей, ещё торт,
Билеты в цирк, театр и на корт,
Бильярд и боулинг, и бег трусцой,
Тогда ты для неё почти родной.
И в будуаре после близко-близко…
И вот уже квартира и прописка.
Но в её обществе ты всё равно не свой,
Ведь беден ты, поэтому чужой.
А может, жениха забито место,
И как поймать богачку – неизвестно.
Так думал прощелыга-муравей,
Хоть не был он из знатных из кровей,
Но сватался к богатой муравьихе —
С квартирой и хорошей поварихе.
А муравьиха в ванне плавала и думала о брокколи.
«И где же миллионер мой, ждать его мне доколе?
Одни сантехники кругом, что трубы прочищают
И ничего об интеллигентности не знают».
Тут муравьиха выпила, оделась и пошла гулять.
И надо ж было муравья ей повстречать!
Ну, муравей напрягся, сделал умный вид,
Как будто о проблемах мира голова болит.
Но что бы он ни предлагал: бильярд и боулинг, и торт,
С ним муравьиха к будуару не идёт.
Миллионера ждёт и лишь о нём вздыхает,
Но только одного не понимает,
Что никогда и не было в миллионерах муравья
И то, что жизнь – всего-то муравьиная твоя.
Суть басни: пусть себя тот мудрецом считает,
Кто своё место в муравьином мире знает.
66. ЛЕТАЙТЕ САМОЛЁТАМИ
(монолог покрышки)
Летайте самолётами аэролёта,
Но только когда лётная погода.
А я – и в непогоду регулярно,
И подвиг каждый день, туда-обратно.
Опять посадка, снова испытанье,
И по полю, по лётному, болтанье.
Всё поле в ямах, в рытвинах, разрыто,
Заплатками всё кое-как покрыто.
И самолёты – старые корыта,
То ли дуршлаг летающий, то ль сито.
И всё на мне, всё только на резине,
Ведь вы же в самолёте, не в дрезине.
А у меня и дети, и пилоты,
Ведь на шасси садятся самолёты.
А я – покрышка, и держусь я из последних сил,
Механик – пьянь, вот заменил бы, но забыл.
И подкачал протектор, наварил бы!
Ну а ему – всё похмелиться лишь бы.
Иду на ощупь на автопилоте,
Вот так живёт покрышка в самолёте.
Всё в жизни так – есть пустозвоны и трудяги,
Одни звенят, а тянут всех – бедняги.
Труд не заметен их, но даже очень важен,
Трудяга на посту по-своему отважен.
Суть басни? На себя ты посмотри со стороны.
Что, для тебя эффекты лишь важны?
А может, польза для тебя всего важнее?
Тогда летать надёжней и смелее!
67. ЗАЯЦ И ВЕЛОСИПЕД
Что хочешь покупай – велосипед, «Феррари», самолёт,
Но если ты по жизни тормоз, то далеко тебя не увезёт.
Зайчишка по лесу всё бегал и метался,
От всех своих проблем он по кустам скрывался.
Но озаренье – и на пользу, не во вред!
Зайчишку осенило купить велосипед,
Теперь от волка и лисы педали он накрутит
И о проблемах всех своих сейчас же позабудет.
Рванул на велике от волка, еле ноги утащил,
Крутил педали он весь день и выбился из сил.
По лесу слухи поползли: «Феррари» новый появился,
И заяц тут же на «Феррари» новый навострился.
Купил – и ну давай давить на газ, давить на все педали,
Но волк с лисой ключи отняли, чуть не обглодали.
В отчаянии заяц тут на небо посмотрел,
Вот был бы самолёт, так взял, да улетел!
Наш заяц лесорубов как-то повстречал,
Пол-леса им за доллары он на корню загнал.
И вот хватило наконец на самолёт,
Решил: теперь он точно удерёт.
Пока он в самолёт все чемоданы загружал,
С лисою волк из самолёта керосин весь посливал.
И тут уж дали зайцу тумаков, чуть было шкуру
не спустили,
И только под залог – под самолёт и взятку – еле
отпустили.
Суть басни: сколько зайцем от судьбы ни прячься и ни
бегай,
Она тебя достанет или с правой, или с левой.
Бросай ты заячьи привычки и не бегай от судьбы.
Пошевели мозгами, не ушами,
Купи капканы и силки. И их поставь,
А волк с лисою попадутся сами!
68. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
(басня-аллегория-памфлет)
Ну нету больше ничего —
Ни знаний и ни денег, ни таланта.
Нельзя же прозябать националу в нищете,
На социалку жить, как тем у мусорки бомжам-то!
Кого-то надо придушить и запугать,
И так прижать, чтоб дали бы пожрать.
Национальная идея, как кормушка,
Национальный скот жуёт свою горбушку.
И комплекс свой неполноценности восполнит,
Но всё-таки, что не животное, пусть вспомнит.
Устроен мир их так: гордятся тем, что есть,
И если нет мозгов, то продаются тем, чем сесть.
Всё точно так же, как в лесу, в зверином мире —
Гиена с трупом рядом будет спать, но только б накормили.
Другое дело, что увлёкшись тем, что есть,
Ты не даёшь другим покоя и поесть.
Чтоб только и они такими стали
И всё, что дорого и нужно лишь тебе,
Они бы в благодарность
За своё бы принимали.
Болезненная гордость за язык,
Национальность, место проживанья
Достойна лишь врачебного вниманья
И на больной инстинкт звериный тянет.
Но люди ведь – не звери, мир – не лес, не зоопарк,
И посмотреть, национал ведь со стороны дурак.
К примеру, волки в стае догоняют, обглодают,
Но ведь они капканы, пули получают.
Настойчив хищник добиваться своего,
Но ведь и он рискует, что поймают и его.
И если ты национал с повадками лесными,
Пойми: спецы справлялись даже не с такими.
Суть басни-аллегории-памфлета: спасибо дуракам за всё
за это.
Ты не гони, национал, как жертву, тех, кто не согласен.
Запомни: оппонент твой может быть сильней,
Умнее он тебя и тем, такому дураку, как ты, опасен!
69. БЕШЕНЫЕ СОБАКИ И МУХИ
Повылезая из Сети, oни в себя уже и не приходят,
Они углами режут кошек,
А после, не найдя покоя,
Шагают дружно из окошек.
О ком я? Вот идёт толпа из школы,
Орут, как звери, ржут и воют.
Непроизвольно мысль пришла:
Когда умрут и рот закроют?
Так у собак, что бешенством страдают:
Слюною брызжут, бешено рычат,
Кто попадётся на пути, того кусают,
Ну а потом, конечно, умирают.
Не виноваты ведь щенки,
Что родились от бешеной собаки.
Они не ощущают – души их во мраке,
Не пролил свет туда никто, ни церковь, ни семья.
Одни аккаунты у них, где «группы смерти»,
Но нет там жизни, суицид там, мне поверьте.
Хотелось бы щенку от бешеной собаки подсказать,
До них не достучатся, их конец не показать.
Да и они меня уже не слышат,
Они идут в последний раз на крышу.
Суть басни: мухи мимо паучков летают,
Но жаль, что дети в Сеть как мухи попадают!
70. КОЗЁЛ
Пришла пора козлу болеть,
Всё прыгал, бегал, веселился,
С козлихами плейбойствовал, резвился,
Пил пиво и вино, обжорствовал не в меру.
И вот схватило так, что лёг пластом,
Не пошевелить и ни копытом, ни хвостом.
«Да, – думает козел, – уже старею,
Недолго так, совсем и околею».
Козёл тут вспомнил, что ему когда-то где-то говорили,
Что раньше все болезни к небу просьбами лечили.
Ну, раз уж подыхать, тут не до сантиментов.
Наверное, надо пробовать в последние моменты.
И вот воздел козёл два бельма к небесам
И стал просить, но уж не верит в это сам.
Всё у него болит и ноет,
И даже просьбы боль не успокоят.
Но просит (делать что!), не подыхать же молча!
И стонет к небу, чтобы сняли порчу,