bannerbanner
Дмитрий Донской
Дмитрий Донской

Полная версия

Дмитрий Донской

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Началось заседание. Тулунбек-ханум восседала на троне в строгом бархатном халате тёмно-синего цвета, вышитом золотом с двумя рядами жемчужных пуговиц. На лицо опускалась чёрная прозрачная вуаль, которая лишь подчёркивала её красоту52. Справа от Тулунбек сидели её дети: царевич Абдул, которому уже исполнилось пятнадцать, и десятилетняя Айсулу. Далее по кругу справа и слева на небольших возвышениях, устланных мягкими коврами и подушками, расположились везирь, беки, шейхи, имамы, кадии, шериф и представители купечества. Кроме высшего мусульманского духовенства, присутствовал и глава сарайского православного епископата. После недолгой молитвы и многочисленных славословий с пожеланиями процветания и благополучия Тулунбек-ханум, председатель Дивана попросил её «милостиво известить уважаемых присутствующих» о делах Орды и проблемах, которые предстоит сегодня обсудить…

Тулунбек поздравила присутствующих с окончанием Великого поста, праздником Уразы и перешла к делам.

– Нет необходимости говорить о том, сколь трудные времена переживаем мы сегодня, – начала она. – Улус Джучи из-за неуемных стремлений некоторых правителей властвовать в провинциях, не подчиняясь Сараю, ослаб. И нам предстоит решить множество проблем в управлении и текущих делах; в первую очередь, необходимо лишить эмира Мамая возможности называть себя первым среди беков. Мы должны избрать беклярибека! Да и может ли называть себя беклярибеком тот, кто не подчиняется решениям Великого Дивана?! – сделала акцент на последней фразе Тулунбек.

– Конечно, нет! – чуть не хором ответили многие присутствующие.

Хотя были и те, что промолчали, а некоторые с иронией переговаривались между собой, зная, кого ханша намерена объявить беклярибеком.

– Может ли называться беклярибеком тот, кто самовластно провозглашает «ханами» малолетних детей, полностью зависящих от него?! Именно так поступает Мамай, пользуясь своим положением! – гневно продолжила Тулунбек.

– Нет, не может! – был ответ присутствующих.

– А может ли быть беклярибеком Великой Орды человек, который кормится из рук кафинских христиан? – вновь задала вопрос она. – Те мечтают подчинить себе земли, которым наши предки принесли благополучие и спокойствие!

– Конечно, нет! – с воодушевлением кричали придворные.

Тулунбек-ханум была женщиной умной и хорошо знала царедворцев: ей приходилось принимать участие в заседаниях Великого Дивана и в прошлом, будучи женой хана Азиз-шейха. Она понимала: чем больше получит положительных ответов на свои вопросы от присутствующих, тем легче будет получить утвердительный ответ и на главный, интересующий её вопрос. Ханша прекрасно знала, что большинство членов Дивана меньше всего занимают государственные проблемы. Они руководствуются личной выгодой. Мало кто из них, используя своё высокое положение, отказывался от взяток и подношений.

Значительная часть присутствующих вообще не понимали, о чём идёт речь, но, улыбаясь, согласно кивали головами, когда требовалось. Эту публику нетрудно склонить как в ту, так и в другую сторону…

Были и такие, кто заранее не согласен с любым решением, независимо от обсуждаемой проблемы – «несогласные». Этих тоже редко волнует истинное значение обсуждаемого дела. Их вполне устраивает своим «несогласием» быть в центре внимания! Вначале они могли гневно осудить, осмеять, отвергнуть предлагаемое, но, в конце концов, так же убедительно его принять…

И, наконец, были те, кто считает, что только им дано решать государственные дела, и всячески стремятся ограничить власть правителя. С ними надо быть осторожнее. Они могли повернуть мнение Дивана в любую сторону!

«Надо изменить состав Дивана в пользу людей, большинство которых будут голосовать за любое моё решение», – под впечатлением единодушного «нет», подумала Тулунбек.

Вслух же продолжила:

– Я предлагаю лишить Мамая поста беклярибека Великой Орды и отстранить от командования крымской тьмой.

– Истинно так, несравненная Тулунбек-ханум, – послышались голоса. – Среди твоих военачальников много других, более достойных мужей и мы готовы к избранию нового беклярибека.

Глава Великого Дивана спросил:

– Кто должен стать первым среди уважаемых беков?

В зале наступила тишина, прерываемая редкими покашливаниями. Все напряженно смотрели на Тулунбек-ханум.

– Беклярибеком предлагаю избрать бека Булата, – громко объявила она. – Он опытный воин и решительный человек. Считаю, ему под силу восстановить нашу власть в Крымском улусе!

Тулунбек была почти уверенна, что сумела склонить членов Дивана в пользу принятия предложенной кандидатуры….

И здесь произошло неожиданное. Зал загудел от многочисленных голосов, что слились в базарный шум с выкриками самых громкоголосых. Она попыталась заставить возмущённых замолчать, но никто уже не слышал её… Тулунбек посмотрела на Булата в надежде, что тот что-то предпримет. Но Булат, побледнев, лишь презрительно смотрел на присутствующих, не обращая внимания на неё. Этот гордый потомок степных воинов был далёк от придворных хитросплетений и не считал нужным склонять на свою сторону членов Дивана. А те, в свою очередь, не могли простить ему его независимость, считая высокомерным и неучтивым. Бек Булат олицетворял угрозу, которая надвигалась из восточных степей и холодной Сибири. Ведь он был воином Синей Орды, сохранившим волю и боевой дух предков в отличие от изнеженных, развращённых беков Белой Орды.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории [послесл. С. Б. Лаврова]. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 320 с.: ил. – (Библиотека истории и культуры).

2

«…Это варварство, чистое варварство, скифство»! См.: Достоевский Ф. М. Бедные люди – повести. Л.: Художеств. лит – ра, Ленинградское отд-е, 1983. С. 235.

3

Неподготовленному с исторической точки зрения белорусу (Как и другим гражданам распавшегося СССР – Прим. автора) трудно связать себя с летописными литвинами Великого Княжеств Литовского, путая их с предками жителей соседней Литвы. См.: Антипов В. ВКЛ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛОРУСОВ. Доказательная историография. Т.1. Минск, 2016.

4

Под монголами подразумеваются подданные империи Чингисхана, одним из названий которой было «Мэнге Эль», в переводе с тюркского языка «Вечное государство». Даты здесь и далее в современном летоисчислении.

5

Великая Скифия в период её расцвета (VIII – II вв. до н.э.) простиралась от Саян и Алтая до Причерноморья.

6

Свод законов Чингисхана.

7

От одного до трёх воинов с 10 дворов, кибиток.

8

В переводе с тюркского – дворец, «город-дворец», «царь – город».

9

Один из внуков Чингисхана, многие воины которого были христиане-несториане.

10

«Русские земли» – обозначение условное, т.к. тогда они Русью еще не могли называться. Более того, Московия автором «Задонщины» именуется «Ордой залесской» // Рустам Наби. Правда о «Куликовской битве. Казань, 2004. С.40.

11

Хан Золотой Орды в русских летописях назывался царём.

12

Князь Александр Ярославович Невский причислен Русской православной Церковью к лику святых.

13

Последователи римско-католической Церкви.

14

Один из сыновей хана Батыя, ставший православным христианином.

15

Так католические священники называли православных христиан.

16

Территория Улуса Джучи, названной историками Золотой Ордой простиралась от Сибири до Карпат.

17

Древний город на территории Монголии, расположенный в 380 км от г. Улан-Батор.

18

Ямская служба.

19

Марко Поло. Книга чудес света / [пер. И. П. Минаева; предисл. И. П. Магидовича; примеч. Лео Яковлева]. – М.: Эксмо, 2013. – 512 с.: ил. – (Великие путешествия).

20

Современный Пекин.

21

Золотая Орда – в начале XIV в. это фактически вся территория Улуса Джучи.

22

Среди них были христиане, преимущественно несторианского толка, но большинство являлись тенгрианами – верили в Дух Вечного Синего Неба или Тенгри-хана. У тюрок и сегодня «Тенгри» может звучать как синоним Бога.

23

Согласно летописи – «человек порядочный и честный».

24

Отчина – наследственное владение.

25

Замятня («Великая замятня») – междоусобная война в Золотой Орде в 1359 – 1380 гг.

26

Выход – дань (налоги) в Золотой Орде XIII – XV вв. Облагалось всё население, кроме духовенства. Размер дани был непостоянен.

27

Байкал, Бай-куль, Байгол – богатое озеро (тюрк., монг.)

28

Аттила родился на берегах Волги (Атил, Адил, Идель, Итиль, Boolgar – так называлась река разными народами).

29

В переводе с тюркского – «Вечное государство», страна.

30

Стан – в переводе с тюркского – поселение, государство.

31

В переводе с татарского – мотылек, бабочка. Платье или сарафан, напоминающее по силуэту распахнутые крылья бабочки.

32

В переводе с татарского – мальчик, маленький.

33

Сабли

34

Северский Донец, приток Дона

35

Зипун – вид распашной одежды полуприлегающего типа, расширенного к низу, без ворота, надевался поверх рубахи. Особенно ценился казаками, и военные походы нередко называли «походом за зипунами».

36

В переводе с татарского – домой, трогаемся.

37

В переводе с татарского – доброго пути.

38

Замуздок – платок, концом которого казачки прикрывали лицо в присутствие незнакомых мужчин.

39

В переводе с тюркского – рыжая (сары – желтый, рыжий).

40

Иван I Калита.

41

Византия.

42

Полуостров в европейской части Восточной Римской империи.

43

По имени основателя турецкой империи султана Османа тюрки (турки) Малой Азии стали именоваться «османами» (оттоманами)

44

Император (греч).

45

Приходится удивляться его прозорливости. Ведь, действительно, между Великой Российской и Великой Османской империями практически никогда не было настоящего союза! Два могущественных государства, начиная с конца XVII и до конца XIX века, враждовали друг с другом. Искусная политика европейских государств и католической Церкви не давала угаснуть этой вражде. Самые мощные в военном отношении евразийские империи не смогли объединиться, чтобы диктовать волю европейским государствам. По иронии судьбы обе они «одной ногой» стояли в Европе, а другой – в Азии». Двуглавый орёл в равной степени мог быть гербом этих империй. Но разница оказалась весьма существенной: тюрки-османы выпали из геосферы Великой Скифии!

46

Германский король, император Священной Римской империи.

47

Согласно преданиям в праздник летнего солнцеворота снимались все запреты на любовные отношения между мужчинами и женщинами; девушки получали право становиться женщинами.

48

«…Повелеваем всем веровать в Единого Бога, Творца Неба и Земли, единого подателя богатства и бедности, жизни и смерти по Его воле, обладающего всемогуществом во всех делах», – из первой статьи «Конституции Чингисхана» – Ясы.

49

В переводе с татарского – князьям.

50

Высший исполнительный орган Золотой Орды.

51

Улус Джучи делился на четыре крупнейших провинции (улуса).

52

В Сарае хотя и вводились мусульманские обычаи, в общественных местах женщины не скрывали лицо полностью, обычно прикрывая только голову и нижнюю часть лица, а то и вовсе оставляли его открытым. Дамы высокого происхождения прикрывали лицо вуалью. Это вызывало возмущение прибывших из Хорезма, Аравии или Египта духовных лиц. Но ордынские женщины всегда были независимы и самостоятельны. Несмотря на принятие исламских законов, жёны правителей Орды активно участвовали в государственном управлении.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4