bannerbannerbanner
Русская философия. История учений в конспективном изложении
Русская философия. История учений в конспективном изложении

Полная версия

Русская философия. История учений в конспективном изложении

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Русская философия

История учений в конспективном изложении


Илья Сергеевич Качай

© Илья Сергеевич Качай, 2017


ISBN 978-5-4490-0715-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ОТ РЕЦЕНЗЕНТА

Представленное учебное пособие в конспективном виде раскрывает содержательную сторону философских концепций основных представителей русской философии. Хронологически выстроенная система подачи материала позволяет отчётливо прослеживать эволюцию отечественной философской мысли. Издание включает в себя рассмотрение всех наиболее важных периодов и направлений русской философии, что способствует формированию целостного представления о феномене русской культуры философствования.

Пособие характеризует доступность изложения учебного материала. Теоретико-методический уровень работы выдержан должным образом. Текст пособия снабжён рядом поясняющих понятий и примечаний, которые облегчают и в то же время расширяют восприятие философских учений. Данное пособие не заменяет традиционных изданий, содержащих более обширное изложение философских учений, но дополняет их, акцентируя внимание на основных моментах. Учебное пособие состоит из введения, 33 глав, посвящённых изучению главных особенностей и направлений русской философии, заключения, контрольных вопросов, словаря философских понятий и библиографического списка.

Александр Парфёнович Свитин, доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Философия» в учебных планах и графиках учебного процесса большинства направлений подготовки и специальностей высших учебных заведений является базовой дисциплиной, входящей в гуманитарный, социальный и экономический циклы образовательных программ. Целью представленного учебного пособия является знакомство с концептуальными построениями ключевых персоналий русской философии, а также основными особенностями и проблемами этой эпохи.

Однако главный акцент делается на изучении коренных философских проблем – проблем бытия и познания, ценностей и морали, науки и религии, культуры и искусства, общества и государства, истории и языка, свободы и счастья, а также многих других философских вопросов. Если первая глава учебного пособия знакомит с основными особенностями русской философии, то последующие главы посвящены рассмотрению учений важнейших мыслителей, относящихся к различным периодам и направлениям русской философии.

Помимо тезисно и доступно изложенных воззрений философов, сопровождающихся кратко сформулированными поясняющими понятиями, учебное пособие содержит перечень вопросов для самоконтроля и общий словарь философских терминов по русской философии. Главным достоинством учебного пособия является конспективный характер изложения, лишённый традиционных для философских учебников громоздких конструкций.

Текст учебного пособия отличается системностью, логической последовательностью, ясностью и точностью терминологических определений, а также содержит краткие примечания, обогащающие восприятие учебного материала. Издание адресовано студентам нефилософских направлений подготовки и специальностей высших учебных заведений в качестве материалов, сопровождающих образовательный процесс и позволяющих систематизировать полученные на занятиях знания. Учебное пособие также полезно для преподавателей философии и всех, кто интересуется вопросами философии. Издание может использоваться и для самостоятельного изучения истории философской мысли.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Географические и хронологические рамки русской философии:

Географические рамки: Россия, Украина, Белоруссия, Израиль, США, Франция

Хронологические рамки: XI – XX вв.


Особенности русской философии:

1. Проблема размытости географическо-этнических рамок.

2. Позднее становление как самостоятельного духовного феномена лишь в XIX веке.

3. Опора на немецкую классическую философию в лице Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, а также на византийскую средневековую традицию.

4. Опора на религиозное миросозерцание и православное христианство.

5. Идея соборности, противостоящая западному индивидуализму.

*Соборность – свободное единство верующих внутри церкви на основе любви к Богу и ближнему.

6. Приоритет сердечного выстрадывания, интуитивного переживания и мистического созерцания истин над их рациональным познанием.

7. Противопоставление восточно-христианских Любви и Добра западным Воле и Разуму.

8. Проблема смысла жизни человека как микрокосма, являющегося ключом к макрокосму.

*Антропоцентризм – понимание человека как центра мироздания.*Микрокосм – человек как малая Вселенная.*Макрокосм – внешняя по отношению к человеку Вселенная.

9. Проблема исторической судьбы и мессианской роли России, а также тема русской идеи.

*Историософия – целостное постижение истории путём раскрытия её универсального смысла.

10. Проблема социальной справедливости, революции и идеального общества.

*Революция – скачкообразное качественное изменение сущего, ломающее его основы.*Реформа – частичное изменение сущего, не затрагивающее его основ.*Эволюция – постепенное количественное изменение сущего.

11. Идея недопустимости принуждения, насилия и человеческих жертв.

12. Маскировка философских идей в публицистике, литературной критике и искусстве в связи со строжайшей цензурой власти.


Периоды русской философии:

1. средневековая философия: XI – XVII;

2. философия Просвещения: 1750 – 1800;

3. философия первой половины XIX века: 1836 – 1850;

4. философия второй половины XIX века («золотой век»): 1850 – 1900;

5. философия начала XX века («серебряный век»): 1901 – 1917;

6. советская и российская философия: 1917 – настоящее время.

ГЛАВА 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Илларион Киевский

1000 – 1055


«Слово о законе и благодати», «Исповедание веры»

История вершится по божественному плану через приобщение народов к христианству.

Две стадии истории народов:

1. закон – иудейская ветхозаветная эпоха рабства, холода, сумерек и исключительности;

2. благодать – христианская новозаветная эпоха свободы, тепла, света и общности.

Русь примыкает к христианству по воле божественного Провидения.

*Провиденциализм – понимание мировых событий и поведения человека как проявления воли Бога.

Князь Владимир, осуществивший крещение Руси, по мудрости подобен христианским апостолам.

*Крещение Руси – введение князем Владимиром в 988 году в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, сменившей язычество.*Язычество – политеистические религии, предшествовавшие монотеистическим.*Политеизм – многобожие.*Монотеизм – единобожие.

Бог как заступник человека движет историю в благоприятном для славян направлении. Противоположности божественного и земного, вечного и временного взаимопроникающи, поэтому познание общества, истории и Бога носит неограниченный характер, а разум – источник знания и веры.

Исторические эпохи взаимосвязаны, поэтому прошлое и будущее стянуты к настоящему.

N.B. Илларион Киевский – первый русский митрополит.

Никифор Киевский

1050 – 1121


«Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание о разделении церквей на восточную и западную»

Две сферы бытия:

1. божественная – разумное, духовное и добродетельное начало;

2. земная – неразумное, телесное и греховное начало.

Душа и тело взаимодействуют, о чём свидетельствует пост, укрепляющий власть души над телом. Добро и зло неразделимы в бытии. Основой познания являются пять чувств, обобщаемые разумом как властителем души и тела, познающим Бога по его творениям. Философия и богословие едины.

Три силы души:

1. яростная – чувства, управляющие эмоциями человека;

2. желанная – воля, управляющая действиями человека;

3. словесная – разум, управляющий поведением человека.

Идеальное государство управляется князем-умом через слуг-чувства и подчиняет тело душе. История движется божественным предопределением.

*Фатализм – отождествление судьбы и необходимости.*Волюнтаризм – признание божественной или человеческой воли основой всякого развития.*Финализм – понимание развития мира от начала к предопределенному свыше концу.

Климент Смолятич

1100 – 1164


«Поучение в субботу сыропустную»

Смысл жизни человека состоит в познании Бога через самопознание. Человек ответственен за свои дела, приближающие его к Богу или отдаляющие от него. Бог мудро управляет миром, поэтому в мире нет ничего случайного, и спасение человека зависит только от воли Бога, но достигается через веру, любовь и терпение.

*Сотериология – учение о спасении души.

Философия есть личная мудрость и праведная жизнь в соответствии с полученными знаниями. Православная церковь должна быть независима от византийской.

*Автокефалия – самостоятельность и независимость православных церквей.

Свобода человека достигается путём умерщвления плоти и избавления от бремени имущества.

*Нестяжательство – преобладание духовных интересов над материальными.

N.B. Климент Смолятич впервые в русской философии вывел принципы нестяжательства.

Кирилл Туровский

1130 – 1182


«Притча о слепце и хромце», «Слово о премудрости»

Человек как вершина творения обладает свободой воли и должен стремиться к истине, возвещенной Христом. Как душа превалирует над телом, так и светская власть должна быть сильнее духовной. Духовная и светская власть несут ответственность перед Богом и законом. Тело человека есть град, населённый чувствами, поэтому познание мира, души и Бога возможно только разумом. Спасение человека достигается через монашеский аскетизм и бегство от мира.

*Аскетизм – добровольное самоограничение с целью духовного самосовершенствования.*Эскапизм — бегство от реальности в мир иллюзий.

Феодосий Печёрский

1036 – 1074


«Слово о вере христианской и латинской»

Две сферы бытия:

1. божественная – невидимый духовный мир добра, познаваемый Откровением;

2. земная – видимый материальный мир зла, познаваемый чувствами.

Спасение человека достигается через монашеский аскетизм, бегство от мира, нестяжательство, терпение, смирение, покаяние, соблюдение постов и молитв во имя деятельного служения Богу.

Две церкви:

1. восточная – православие, символизирующее Новый Завет, как царство света и благодати;

2. западная – католичество, символизирующее Старый Завет, как царство измены и греха.

N.B. Феодосий Печёрский – основатель иноческого общежития на Руси.

*Иночество – монашество.

Иосиф Волоцкий

1439 – 1515


«Просветитель»

Упадок морали в монастырях преодолевается строгостью соблюдения церковного обряда, укреплением церковного имущества, тесным союзом церкви и государства, расправой с еретиками и обожествлением царской власти.

*Ересь – особое вероучение, извращающее общепринятые истины веры.

Нил Сорский

1433 – 1508


«Предание»

Упадок морали в монастырях преодолевается благостью умной молитвы, отказом от церковного имущества, невмешательством церкви в дела государства, прощением еретиков, моральным самосовершенствованием и опорой на традицию.

N.B. Конфликт стяжателей (иосифлян) и нестяжателей (заволжцев) достиг своей кульминации в споре Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Победа стяжателей привела к появлению концепции Филофея Псковского «Москва – Третий Рим».

Филофей Псковский

1465 – 1542


«О покорении разума откровению»

Древний Рим пал из-за язычества. Второй Рим, т. е. Византия пала из-за отклонения от православия. Третий Рим, т. е. Москва как единственная хранительница православия и преемница Рима и Константинополя, будет стоять вечно, т.к. избрана божественным Провидением («Два Рима пали, третий стоит, четвёртому не бывать»).

N.B. Крупнейшими литературно-философскими памятниками русской средневековой философии неизвестного авторства являются «Слово о полку Игореве», «Палея Толковая», «Изборник 1076 года» и «Успенский сборник XII—XIII вв.».

ГЛАВА 3. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ФИЛОСОФИЯ ДУХОВНЫХ АКАДЕМИЙ

Симеон Полоцкий

1629 – 1680


«Комедия притчи о блудном сыне», «Орёл Российский»

Мир есть великая книга, созданная Богом и соответствующая библейской Книге Бытия.

Три части мира:

1. мир первообразный – Бог;

2. макрокосмос – природа;

3. микрокосмос – человек.

Душа ребёнка есть ненаписанная скрижаль.

Четыре черты воспитанной души ребёнка:

1. черты голубя – кротость;

2. черты орла – величие духа;

3. черты крота – деятельная любовь к земным вещам;

4. черты вола – трудолюбие.

Человек отличается от животных разумом, познающим сущность вещей. Источником социального зла является невежество. Достоинство человека состоит в просвещённости, добродетели и трудолюбии. Философия есть мудрость, научающая терпению и смелости и врачующая нравы.

Три части философии:

1. разумительная – логика;

2. естественная – физика;

3. нравственная – этика.

Три части этики:

1. монастика – учение о морали отдельного человека;

2. экономика – учение о морали семьи;

3. политика – учение о государстве.

Если философская истина познаётся разумом, то религиозная – верой. Философия выше религии, но жизнь по христианским заповедям делает философию ненужной. Искусство отражает вещи путём создания их подобия. Лучшая форма правления – просвещённая монархия.

N.B. Симеон Полоцкий – автор первого русского стихотворный перевод Псалтири.

Григорий Саввич Сковорода

1722 – 1794


«Алфавит, или Букварь мира»

Мир есть вечная материя, управляемая Богом, который един с миром за счёт эманации (теизм и пантеизм). София есть Божья Премудрость, Мать Доброты, замысел Бога о мире.

*Теизм – понимание Бога как однажды сотворившего мир и активно в нём участвующего.*Эманация – истечение божественной сущности от высшей сферы бытия к менее совершенным.*Софиология – религиозно-философское учение о Софии как Божьей Премудрости.

Счастье человека возможно путём осознания своей сродности, т.е. предназначения к определённому виду деятельности

Три мира:

1. макрокосм – природа;

2. микрокосм – человек;

3. мир символов – Библия как единство макрокосма и микрокосма.

Каждый мир состоит двух натур.

Две натуры:

1. форма – невидимая божественная натура;

2. материя – видимая земная натура как тень и отражение божественной.

Самопознание есть обнаружение невидимой божественной натуры через видимую земную натуру путём аллегорического толкования Библии. Познать себя – значит познать Бога, т.к. истинный человек и Бог – одно и то же. («Нужность не трудна, трудность не нужна»). Зло есть отказ человека от своей сродности, предусмотренной Софией, и стремление утвердить свой миропорядок. Философия – не сумма готовых знаний, а рискованный, аскетический и творческий поиск истины. Философия как весёлое ремесло и умное веселие пронизана игрой («Мир ловил меня, но не поймал»). Философская любовь есть вечный союз между Богом и человеком. Главной наукой является богословие как наука о самопознании и достижении счастья.

N.B. Г.С. Сковорода также был поэтом, музыкантом и педагогом.

N.B. Философия духовных академий, главным образом, сконцентрирована вокруг представителей первых высших учебных заведений – Киевско-Могилянской (1631) и Славяно-греко-латинской (1687) духовных академий, открытие которых возвысило русскую философию на новый уровень.

ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Михаил Васильевич Ломоносов

1711 – 1765


«О сохранении и размножении российского народа», «Российская грамматика»

Единый материальный мир создан Богом и состоит из монад, обладающих движением, протяжённостью, формой, непроницаемостью и инерцией.

*Монада – единичный элемент бытия.*Деизм – понимание Бога как однажды сотворившего мир и более в нём не участвующего.

Два типа монад:

1. элементы – мельчайшие неделимые первочастицы;

2. корпускулы – делимые соединения элементов.

Три вида материи:

1. собственная – материя, образующая тела;

2. посторонняя – материя, образующая тончайшие тела как промежутки собственной материи;

3. тяготительная – материя как носитель сил притяжения и отталкивания.

Многообразие природных явлений обусловлено разными формами движения единой материи, подчинённой закону сохранения энергии. Природные явления нужно изучать в их исторической эволюции и причинной обусловленности, не ограничиваясь деизмом и поклонением авторитетам. Основой познания является синтез чувств и разума, эксперимента и теории («Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением»). Гипотеза есть единственный путь открытия истин. Наука и религия должны быть едины, но у них свои объекты. Общественный прогресс движется наукой как источником развития образования, ремёсел, торговли, армии и сельского хозяйства. Естественный закон людей состоит в служении общему благу, любви к Родине и браках по любви. Золотой век человечества наступит путём совершенствования человека и общества. Государство обязано служить интересам граждан и обеспечивать мир между народами.

N.B. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения энергии; создал теорию атмосферного электричества, теорию гравитации, атомно-молекулярное учение; изобрёл электроизмерительный прибор, ночезрительную трубу, громовую машину, аэродромную машину, приборы для морского кораблевождения, составил российскую грамматику; основал Московский государственный университет.

N.B. Различение М. В. Ломоносовым элемента и корпускулы – исток открытия атома и молекулы.

N.B. А.С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове, что он не только создал первый университет, но и сам был первым университетом.

Николай Никитич Поповский

1730 – 1760


«О содержании, важности и круге философии», «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества»

Бог сотворил мир и больше в нём не участвует. Не существует такой мысли, которую нельзя было бы выразить на русском языке, поэтому философия должна формироваться и преподаваться на русском языке и быть широкодоступной. Философия как мать всех наук и художеств определяет все формы познания и изучает главные законы Вселенной, т.е. предельные основания вещей. Философии и естествознание должны быть едины. Богословие выше философии. Естественное богословие как часть философии есть путь восхождения от атеизма к вере. Лучшая форма правления – монархия.

Дмитрий Сергеевич Аничков

1733 – 1788


«Слово о свойствах познания человеческого»

Четыре источника религии:

1. страх – порождает ложные представления о мире;

2. воображение – порождает суеверия и передаётся от поколения к поколению;

3. удивление – реакция на сверхъестественные способности и необъяснимые явления;

4. антропоморфизм – перенесение свойств человека на Бога.

*Антропоморфизм – очеловечивание природы.

Основой познания являются ощущения, поэтому врождённых идей не существует.

Два типа вещей:

1. нераздельные – конкретные вещи;

2. отвлечённые – абстрактные понятия конкретных вещей.

Два вида познания:

1. нижнее – чувственное познание конкретных вещей;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1