bannerbanner
Чеканные узоры
Чеканные узоры

Полная версия

Чеканные узоры

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

помещенные в этом разделе книги, прославляют здравый ум и мудрость народа.

Древнейший союз

В древние времена разобщенные чеченские племена подвергались нападению различных захватчиков. В целях самозащиты от внешних врагов чеченцы объединились в союз. В результате консолидации девяти крупнейших этно-территориальных объединений – тукхумов (фратрий) – Аьккхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, Т1ерлой, Ч1аьнтий, Ч1ебарлой, Шарой, Шотой, Эрштхой, Орстхой, а также тайпов (родов) не вошедших в тукхум: Пешхой, Нашхой, Ч1инхой, Зуркъхой, М1айстой, Кей, Садой и др. сложилась многочисленная чеченская народность.

В прошлом чеченский тукхум – это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения врага и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте чеченского языка. Существовал закон кровной мести и убивший члена своего тукхума не мог рассчитывать на пощаду со стороны даже ближайших родственников.

Совещательным органом тукхума был совет

старейшин, который состоял из представителей всех тайпов, входивших в данный тукхум.

Понятие тукхум (фратрия) и тайп (род) не идентичны. Чеченский тайп – это группа людей или семейств, выросших на основе первобытных производственных отношений. Члены его не всегда связаны между собой кровным родством по отцовской линии. В прежние времена тайп составлял основу всей организации чеченского общества. Члены его пользовались одинаковыми личными правами. Каждый чеченский тайп имел свое первоначальное название, происходящее в большинстве случаев от названия аула. Тайп также имел тайповую гору, общинные земли, собственные кладбища для похорон своих умерших сородичей, фамильные башни.

В период расселения тайпов на плоскости, образовались новые родственные группы, происходившие от одного общего предка и соподчиненные между собой в соответствии с делением на прямую и боковую линии родства.

Тайп делился на кровнородственные группы: гар (ветвь рода), некъий (ветвь гара) и ц1а (фамилию).

В 70-е годы нашего столетия исследователи насчитывали более ста тридцати пяти тайпов. Причем, есть тайпы, образовавшиеся от представителей других народов, но прочно вошедшие в состав чеченского общества.

Вот такие тайпы входили в соответствующие тукхумы. Тукхум Аьккхий объединял в своем составе такие тайпы: Барчахой, Жевой, 31огой, Нокрхой, Пхьарчой, Ваьппий. Одновременно это общество делилось на лам-аьккхий (горные акинцы) и ара-аьккхий (равнинные акинцы). Первые находились на западе, вторые населяли восточную часть.

В тукхум Маьлхий входили тайпы Б1аьстий, Б1енастхой, Икалхой, Камалхой, Кхоратхой, К1еганхой, Меший, Санканхой, Тертхой, Дж1архой, Эрхой, 1амхой.

Тукхум Нохчмахкхой состоял из крупных тайпов: Белг1атой, Беной, Билтой, Гендарганой, Пордлой, Гуной, Даттахой, Зандакъой, Курчлой, Чертой, Чермой, Ц1онтрой, Эрсаной, Эг1ашбатой, Элистанжхой, Энакхалхой, Энганой, Харачой, Ширдий, Ц1онстрой, Шуаной, Ялхой, 1аларой и др.

В состав тукхума Т1ерлой входили тайпы Баьшни, Б1авлой, Жерахой, Кхенахой, Мац1архой, Ник1арой (Никъарой), Оьшний, Санхой, Шуьндий, Элтпхьархой, Оттой и др.

В тукхум Ч1аьнтий входили тайпы Борзой, Буг1арой, (Зумсой) Хилдехьарой, Доьрахой, Кхуокхадой, Хьачарой и Тумсой.

В общество Ч1ебарлой входили Д1ай, Макажой, Сандахой, Сиккхой и Сирхой.

Тайпы Кинхой, Ригахой, Хихой, Хой, Хъакмадой и Шикъарой объединились в тукхум Шарой.

Тукхум Шуотой включал в свой состав тайпы Варандой, Вашандарой, Г1аттой, Келой, Маршой, Нижалой, Нихалой, Пхьамтой, Саьттой и Хьакхой.

Тукхум Эрштхой или Орстхой, объединял в своем составе тайпы Галай, 1андалой, Г1арчой, Мержой, Мужахой, Ц1ечой, Хьевхахарой, Белхарой, Мужганхой, а также фамилии Ферг- некъий, Оьр-некъи, 1алха- некъи, Виелха-некъи, Булгучан- и Бокар-некъий.

Как отмечалось, кроме того, в разное время в состав чеченского этноса вошли и стали его органическими частями фамилии, основанные представителями других народов. Это тайпы: Г1ажарий, Г1умкий, Куьпчий, Мелардой, Ног1ий, Суьлий, Туркой, Таркхой, Ц1адахьарой, Чергазий, 1аьрбий, 1аьндий и др.

Таким образом, договорившись между собой помогать друг другу в борьбе с внешними врагами, разрешать мирным путем взаимные тяжбы, тукхумы объединялись в одну страну. Руководящим органом этого союза был Совет страны (Мехкан кхел). Совет страны (Мехкан кхел) имел право объявлять войну и заключать мир, вести переговоры, заключать союзы, решать все вопросы внутреннего устройства страны.

Чеченцы относятся к древнейшему народу Кавказа. С незапамятных времен живут они на данной территории, занимая пространство Центрального и Северо-Восточного Кавказа. В современной жизни в чеченском обществе роль тайповых отношений не столь крепка, как в прошлом.

ПРЕДОК ГА И ЕГО ПОТОМСТВО

Дедушка Саид нам рассказывал…

Жил в горах Кавказа мужчина по имени Га. Он был могущественным человеком.

У него было четыре сына: Нохчо, Галга, Мялхе, Акке. От каждого из них образовалось новое племя. Каждое из них носило имя своего предка. Никто не осмеливался сразиться с этими племенами. В то время еще не было огнестрельного оружия. Люди носили кольчуги, а воевали стрелами и копьями. Однажды на них напали могущественные, но дикие иноземцы. Между ними и горцами произошло кровопролитное сражение. Кавказцы одержали победу и отогнали врагов от своих границ.

Враги поняли, что силою им не одолеть эти племена, поэтому решили покорить их коварством. Они задумали нарушить мир и согласие между ними. Враги стали золотом и лестью подкупать одних, а другим раздавать княжеские титулы. Недруги ввели понятие «князь» и «раб». Вскоре те, кто позарился на деньги и титулы стали переходить на сторону врагов.

Нарушив согласие между побратимами, захватчики собрали свои войска и вновь напали на них и легко победили. Оставшиеся в живых аборигены забрались глубоко в горы. Наследники Нохчо, Галга, Акке, Мялхе поселились в горах сопредельно и стали строить крепкие башни. Но враги, постоянно нападая, и там не давали им жить. Им не позволялось пахать и пасти скот.

Тогда лучшие семьи покинули нашу страну и ушли жить к другим народам.

(Сказки, сказания…)

КАК ПОСТРОИЛИ БАШНЮ

В горных теснинах Чечни и сейчас встречаются сложенные народными умельцами башни. Эти каменные монолиты свидетельствуют о зодчестве предков чеченцев. В удобном для жилья, в укрытом от врагов в горном ущелье выбирали место для строительства башни.

Трижды землю поили молоком, трижды срывали грунт.И только когда земля отказывалась пить, клали первые камни.Восемь огромных глыб, образующих углы боув.И был каждый камень ценою равен быку, а весом – восьми быкам.Их привезли с вершины горы, взявши из – под глубокого льда…Каждый камень везли двенадцать быков, ломая копыта от напряжения.Каждый камень тесали двенадцать дней четыре камнетеса.И стальные тесла крошились у них, будто сделанные из липы…Двенадцать тесел каждый камнетес сломал о ребра камней.И камни стали ровны, как стекло, и приняли нужный вид!..Тогда четыре, как горы, седых старика осмотрели и ощупали их.И каждый сказал:-Теперь хороши, ни порока, ни трещины нет!..И каждый сказал :-Боув будет крепка, как наши горы крепки,И будет стоять во веки веков, как мир во веки веков стоит!..И каждый сказал: – Мы землю здесь поили густым молоком,И камни эти, чтоб были крепки, напоим горячей кровью, —Пусть свяжет кровь четыре угла, как род наш кровью связан,И этой связи не сокрушат ни смерть, ни вечное время!

(Илли, героико-эпические песни чеченцев и ингушей)


ТОСТЫ. ЗДРАВИЦЫ

На всех торжествах дедушка Сайд был тамадой. На свадьбах, при встречах друзей и гостей чеченцы произносили тосты и здравицы.

НЕПОКОЛЕБИМЫЙ

Жил в свое время хафиз Абу Абдулла. Жил безбедно, не допускал в быту излишеств, верно служил людям: хоронил усопших, ежедневно совершал в положенное время намаз, держал пост, раздавал милостыню. Все свое свободное время заполнял чтением Корана и священных писаний, учил людей жить по божьим законам, сам писал различные поучительные трактаты. Окружающие его копили деньги, добивались повышения на службе, множили табуны лошадей, стада овец, строили себе роскошные особняки. В отличие от них, Абу Абдулла приобретал знания.

Никто и никогда не видел его раздраженным, сердитым, недовольным чем-либо. В его семье царили мир и лад. Соседи охотно шли к нему слушать наставления. Друзья ценили его за ум, бескорыстие, веселый нрав.

Каким бы человек не был знатным, храбрым, богатым, бедным, нищим – без пищи, одежды и жилища он не обходится. Вопрос другого плана, как он питается, одевается, где живет.

Однажды хафиз задумал прилично одеться. Он заказал себе кафтан из дорого сукна. Портной снял мерки. Принял от него оплату за шитье и приступил к пошиву кафтана.

Друзья разузнали об этом и решили подшутить над Абу Абдуллой, озлобить его. Они упросили портного укоротить правый рукав кафтана, а левый – удлинить.

Пришел хафиз в мастерскую за своей одеждой. Надел обновку, стал присматриваться. Увидел, что один рукав короткий до локтя, другой же – провисает до пояса. Абу Абдулла улыбнулся и начал благодарить портного:

– Спасибо, друг, за работу. Когда я был у тебя в первый раз, забыл сказать тебе о том, чтобы ты сшил рукав правый коротким, а левый – длинным. В этой одежде мне будет очень удобно писать. Коротким рукавом я не размажу написанный мною текст. В левой – я ношу свои фолианты. Длинный рукав поможет мне держать ношу и убережет руку от книжной пыли.

Неприятной шуткой друзья хотели разгневать хафиза. Но Абу Абдулла, как всегда, оказался сдержанным. Терпение и рассудительность взяли верх над злой шуткой.

По просьбе друзей хафиза портной преподнес ему новый исправный кафтан.

ИСТОЧНИК СОКРОВЕННЫЙ

Наш мудрый дедушка Сайд прожил долго. Он был красноречив, знал народные традиции и обычаи, мог четко анализировать события и явления. Как из чудесного источника льется чистая горная вода, из его уст исходили поучительные рассказы. Наставления и советы были его духовным оружием.

СТАРОЕ В НОВОМ

Мой дед Саид говорил, что наступят времена, когда:

– друзья станут врагами, враги – друзьями;


– кровь превратится в воду;


– лжецы будут торжествовать, а праведники плакать;


– дети перестанут слушаться родителей;


– стены в домах будут извлекать музыку и усыплять

детей и женщин.


Мужчины от этих мелодий тоже станут засыпать на ходу.


Пробуждение их будет трудным…

Приметы тревожного времени подтверждают прорицания дедушки Саида. Сегодня многое созвучно с его высказываниями. Сам же старый мудрец, прожив свою нелегкую жизнь, оставил потомкам в наследство сундуки драгоценностей – золота, алмазов, изумрудов. Богатство это-незапятнанные имена отцов, их добрые дела, верные друзья, счастливые семьи, дружба и взаимопонимание с окружающими их людьми. Ценой самого большого алмаза в этом кладе по праву считается то, что, уходя в мир иной, отцы не протянули за собой нить кровавого следа. Люди настороженно говорят о случаях, когда вендетта неотступно преследовала убийцу годами и десятилетиями, пока ему не была отомщена кровь. Пусть Всевышний Аллах бережет нас от этого зла!

Непродолжительная жизнь человека не всегда складывается так, как ему хочется. Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах. Часто надежды молодых людей рушатся под давлением жизненных коллизий. Если в пору юности у человека не окажется мудрого путеводителя, то на жизненном пути его подстерегают пороки.

Страшно думать, что человек любым путем стремится к обогащению. Известно давно, кто посредством ненавистных пороков приобретает земные блага, никогда не будет счастлив, его ждет проклятие.

В наше злосчастное время сузились пути, следуя по которым, человеку честным трудом можно заработать, добиться успеха в жизни. И все же трудовые тернистые дороги приведут вас к заветной цели: мудрости, знаний, в круг верных друзей, счастливую супружескую жизнь, к известности в обществе. Вашими верными спутниками на жизненном пути будут – гармония разума, клад знаний, ожерелье мудрости. Древние говорили: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало…»

Какой бы тип характера вы не имели и к какому бы астрологическому знаку не принадлежали, если положитесь на мудрость, вы избежите многих неприятностей, никто не вовлечет вас в конфликты, избежите многих жизненных драм, обретете семейный очаг, будете любимы людьми. Вспоминая предсказания деда Саида, я много раз задумывался о том, как же друзья могут стать врагами, а враги – друзьями»? Да, еще, как же может кровь превратиться в воду, вода – в кровь? По рассказам самого же старца это происходило так…

СЕМЯ РАЗДОРА

Жили в одном ауле два друга – Ахит и Хадид. Дружили с детства. Лихо скакали на конях, метко стреляли в цель, переплывали бурные горные реки, переносили много трудностей. Друг друга понимали с полуслова. Но однажды…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2