bannerbanner
Беспредельные возможности человека
Беспредельные возможности человека

Полная версия

Беспредельные возможности человека

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 8

84


щими по определенной мысленной стратегии. Весь этот про-цесс образует систему, называемую ментальной личностной парадигмой.


Парадигму составляют убеждения, ожидания, ценности и их критерии, взгляды, обобщения и процессы психики, обе-спечивающие взаимосвязь и соответствие. Мы смотрим на мир через эту парадигму, которая является своеобразными очками. Отсюда следует вывод: «Мир – это видение мира, описание его, но никак не он сам». Наше сознание, мышление наделяют любую ситуацию тем или иным оттенком.


Все, что мы видим и знаем, к чему стремимся, подобно отражению от большого зеркала. Мы не видим себя реаль-ных. Мы видим образ, созданный убеждениями, представ-лениями, ожиданиями, взглядами, которые были восприня-ты в процессе предыдущего опыта. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель писал в своей книге «Наука логи-ки»: «Истинным служат не предметы в своей непосредствен-ности, а предметы, сначала возведенные в форму мышления, предметы как мыслимые». Мир – это своеобразная иллюзия, где мы являемся таковыми, каковыми представляем себя в об-разах через систему своих убеждений, которые и помогают нам создавать «интересующую нас социальную среду». А эффек-тивна ли ваша существующая на сегодняшний день система интерпретаций? Как вы оцениваете свой успех и удовлетворен-ность? Каковы ваша широта и глубина взглядов? Вы мыслите категориями успеха или поражения?


Убеждения представляют собой воспринятые обобщения, истинность которых несомненна на определенном этапе, сде-ланные нами на основе индивидуального и относительного опыта. Они, как правило, обновляются и корректируются в результате приобретения нового опыта. Убеждения являются составляющей глубинных ментальных структур. Они форми-руют и создают поверхностные конструктивы наших мыслей, слов и поступков и формируют значение, придаваемое событи-ям. Убеждения лежат в основе мотивации и структуры инди-видуальной жизненной идеологии. В основе своей они являют собой суждения и оценки в отношении своей личности, других людей и окружающего мироустройства. Основная задача ин-дивидуальных убеждений и систем убеждений – структури-ровать глубинные персональные ценности со всеми сферами непосредственного опыта.


85


Так как убеждения являют собой систему усваиваемого опыта, происходят непрерывное опущение и искажение некото-рых аспектов переживаний, на основе которых они сформиро-ваны. В результате этого убеждения могут как ограничивать, так и расширять личностные возможности человека.


Существует отдельная категория ограничивающих убеж-дений, которые специалисты по НЛП (нейролингвистическое программирование) называют «мысль-вирус». Они представ-ляют собой запрограммированную в подсознание мысль о не-возможности чего-либо (ограничивающее убеждение), которое может превратиться в «самоисполняющееся пророчество».

В психологии существует такой феномен, как эффект Пигмалиона (Розенталя). Это психологический феномен, за-ключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер действий и интер-претацию реакций окружающих. Это и провоцирует самоосу-ществление пророчества. Он относится к защитным механиз-мам психики. (Хочу также поведать вам, что именно на этом феномене в сочетании с другими защитными механизмами базируются все предсказания гадалок) Подобных механизмов психики существует великое множество. Я настоятельно реко-мендую прочитать книгу выдающегося русского невропатоло-га, физиолога и психолога Владимира Михайловича Бехтерева «Гипноз. Внушение. Телепатия». Понимание информации, содержащейся в книге, многое прояснит в вопросе внушения и действий, совершаемых человеком, а также сбросит ореол тайны с феномена предсказаний гадалок, порчи и прочих про-явлений человеческого невежества.


Все мы стремимся к психическому комфорту. И, испытав определенное состояние, оцениваем его с позиции удовлетво-рения или недовольства. Если мы испытали дискомфорт, то впредь пытаемся избежать подобного опыта через описание его себе как негативного посредством системы внутренних кодов. Включаются механизмы обобщения. И формируется «мысль-вирус». Также она может запечатлеться в подсознании благо-даря внесению корректив в систему постижения определенного человека посредством повторения на этапе его формирования.


Мысли-вирусы служат огромным препятствием в реали-зации заложенного в человеке потенциала и могут сделать ничтожными любые попытки саморазвития и личностной реализации. Ограничивающие убеждения зачастую оформ-


86


лены определенной целью – ощущением индивидуальной малой или большой значимости, самозащитой, личностным разграничением. Например: «Успех дается только тяжелым трудом»; «Если у меня нет диплома об образовании, то я об-речен на прозябание в нищете»; «Я не создан для предприни-мательства»; «У меня это никогда не получится»; «Я не создан для того, чтобы быть успешным и богатым»; «Я снова и снова терплю поражения»; «Это невозможно»; «Такова моя судьба». Заметьте, что во всех этих фразах присутствует концентра-ция на неудаче и поражении. А так как наше подсознание не видит разницы между плохим и хорошим (это сознание дела-ет его таковым), то воплощает в жизнь то, на чем концентри-руемся! Ограничивающими убеждениями мыслят жертвы! Необходимо изменять рамки проблем на результат! Например: «Я приобрел из этой ситуации очень много полезного опыта, и теперь я еще более успешен».


В вышеописанном процессе ценности наделяют значени-ем наши убеждения и переживания и представляют собой те элементы внутренней самоаргументации или «позитив-ные намерения», для обоснования которых эти убеждения и формируются. Вот пример ценностей: ответственность, удо-вольствие, любовь, уважение, достижение, доверие и прочее. Подобные ценности в значительной степени детерминируют задаваемые нами самими цели и предопределяют выборы, которые совершаем в отношении действительности. Ценности не только являются фундаментом мотивации, но также высту-пают в роли мощного фильтра восприятия. Ценности играют главенствующую роль в формировании ментального фокуса, который заключается в излишней концентрации внимания на одной сфере жизни: семье, карьере, удовольствии, деньгах, развлечениях и т. д. В результате излишней однополярной концентрации только одна сфера социальной действительно-сти становится «центром жизни», подавляя остальные. Но это приводит к тому, что постепенно человек начинает ощущать какую-то пустоту. Он чувствует, что его жизнь недостаточно полна составляющими счастья. Да к тому же упускается масса возможностей, которые несут с собой остальные сферы. Если концентрироваться, например, только на своем возлюбленном, то если вдруг он от вас уйдет, то смысл жизни будет потерян! Так же дело обстоит и с остальными сферами. Нельзя допу-стить, чтобы был личностный дисбаланс! Чтобы быть счаст-


87


ливым и испытывать ощущение полной самореализации, не-обходимо все сферы жизни поместить в одинаковый фокус. Они должны быть равными составляющими единой системы. Нельзя какому-то аспекту уделять большее внимание, а дру-гому – меньшее. У гармоничной личности все должно быть в одинаковом фокусе. Все сферы жизни одинаково важны, хоть и являются различными! Махатма Ганди сказал однажды: «Человек не может правильно поступать в одной сфере своей жизни, если он неправильно поступает в других. Жизнь – это неделимое целое». Это подобно вопросу: «Что важнее: руки или ноги?». Но здесь нельзя выбирать! В подобных вопросах все важно! Это одна из важнейших составляющих успеха! Я эту ис-тину вывел из размышлений над собственным прошлым опы-том. На определенных этапах своей жизни я концентрировался на различных сферах жизни: возлюбленная, удовольствия, карьера, деньги. И ничего другого не видел. В результате в одной какой-либо сфере я преуспевал, а в других оставался на низком уровне. И со временем наступал личностный кризис! И я не мог понять причину. Особенно печально у меня дела обстояли со вторыми половинками. Если я влюблялся, то от-давал себя без остатка. Каждая из них становилась смыслом моей жизни на определенном отрезке пути.. Но когда я по ка-кой-либо причине оставался один, то жизнь для меня теряла всякий смысл и я не видел выхода. Это потом я осознал, что нужно одинаково фокусироваться на всех сферах. И поэтому делюсь с вами опытом. Не повторяйте подобных ошибок. Один великий мудрец сказал: «Мудрые учатся на чужих ошибках, а глупые – на своих».


Но это было лирическое отступление. Теперь обратите вни-мание на то, как далее формируется наша парадигма.


Далее процесс обусловлен тем, что убеждения связывают ценности с нашими переживаниями через причинно-след-ственные связи и совокупные ассоциативные эквиваленты. В результате этого формируются ожидания. Они создают мо-тивацию для поддержки определенного обобщения или убеж-дения. Ожидания связаны с последствиями, к которым, по нашим прогнозам, приведет то или иное убеждение. Эти по-следствия определяют полезность убеждения.


Ощущения и поступки людей зависят от ценностей и мо-тивов, которые приписываются ожидаемым последствиям. Ожидания оказывают сильнейшее влияние на нашу мотива-


88


цию, а также выводы, которые мы делаем на основе получен-ного опыта.


Внутренние состояния служат одновременно фильтром для восприятия и стимулом для действий.


Взаимосвязи между различными компонентами жизнен-ного опыта образуют то, что можно назвать структурой реаль-ности.

Функция наших убеждений заключается в том, чтобы соз-давать ключевые связи между базовыми элементами, входя-щими в нашу «карту мира».

Наши убеждения представляют собой обобщения, свя-зывающие переживания, ценности, внутренние состояния и ожидания, а также образующие «ткань» нашей реальности.


– результате постижения этого мира через призму убеж-дений мы входим в определенные состояния (настроения), которые влияют на количество и качество доступных нам ва-риантов поведения.


– зависимости от собственных убеждений конкретный че-ловек выбирает тот или иной путь к успеху, счастью.


Насколько та или иная ситуация, деятельность или идея вписывается (или не вписывается) в системы убеждений и цен-ностей конкретного человека, напрямую определяет то, как она будет воспринята и истолкована.


Человеческое мировоззрение (парадигму) можно предста-вить в виде зеркальной мозаики, где каждый элемент (убеж-дение) имеет свой оттенок. Каждый из этих разноцветных кусочков мозаики мы перенимаем из окружающего мира в процессе жизни и вставляем в общую мозаику, через которую затем смотрим на мир, предстающий перед нами уже в иска-женном виде и различном цвете. Что-то опускается, искажа-ется, обобщается. Каждый человек представляет собой сумму всех влияний, оказанных на него в процессе социализации. Таким образом, мы приходим к пониманию того факта, что видимый нами мир представляет собой своеобразную субъ-ективную иллюзию, созданную убеждениями. Элементы, из которых составляется мозаика, у каждого человека различ-ные. Поэтому и мировоззрение иное. А это влечет за собой совершенно различные реакции на одинаковые поступки. В результате реагирования принимаются решения, которые мо-гут быть эффективными или неэффективными в зависимости от общей мозаики. Они могут вести к успеху, богатству, равно


89


как и к неудаче и нищете. Изменить мозаику, а соответственно,


– результаты можно путем изменения элементов (убеждений). Нужно только начать это осознавать!


Все это сводится к феномену, который был определен пси-хологом Леоном Фестингером как когнитивный диссонанс, который является состоянием индивида, характеризующимся столкновением противоречивых знаний, убеждений и устано-вок относительно какого-то объекта или явления. При этом существование одного элемента исключает существование другого. Это сопровождается ощущением психологического дискомфорта. В дословном переводе это означает отсутствие гармонии при познании. То есть то, что вы знаете, повлияет на то, как вы воспримете новую противоречивую информацию. В результате конфликта убеждений возникает непоследова-тельность, которую мозг не приемлет и пытается отвергать или искажать. Люди стремятся к рационализации всего в со-ответствии с имеющимися убеждениями. Допустим, у вас уже есть сложившееся мнение о себе и о мире. И если кто-либо вам говорит что-то другое, то вы это либо воспримите с искажением либо отвергнете. Вы поверите во все аргументы в пользу уже принятой вами точки зрения.


– пример приведу эксперимент, который проводился в 1959 году психологами. Они пригласили девушек принять уча-стие в опросе сексуального характера. Эту группу разбили на две. Для одних проводили кастинг, где предлагали произ-носить вслух фразы сексуального содержания, а с другими просто делали собеседование. Затем психологи опросили этих девушек, какие у них остались впечатления. И те, кто прошел через кастинг с произнесением фраз сексуального содержания, сочли мероприятие интересным. Та группа, которая эмоцио-нально не была вовлечена, посчитала, что все было скучно.


Меня очень заинтересовал этот эксперимент. И я провел аналогичный. Мы с моими коллегами устроили два семинара. Один платный, а второй бесплатный. Та информация, кото-рую я давал, была практически одинакова, с тем отличием, что на платном семинаре я говорил даже более монотонно


– неинтересно. Но после проведения двух мероприятий мы опросили присутствовавших о впечатлениях. Ответы были таковы: группа, которая заплатила за семинар, считала его очень интересным и увлекательным, в то время как те, кто не платил, посчитали неинтересным и скучным. К тому же на


90


бесплатном семинаре мы раздавали книги тоже бесплатно.


– на другом люди сами их покупали. После опроса мы вы-яснили, что читали их те люди, которые заплатили за них, а другие отложили их пылиться на полки. Подобную тенденцию я также заметил и у себя. Я охотно читаю те книги, которые покупал. И дочитываю до конца даже в том случае, если они совсем не интересны.

Подобные опросы я провел и среди тех людей, которые ходили на очень дорогие тренинги, проводившиеся в моем го-роде другими спикерами. Участвовавшие всеми способами пытались оправдать свою финансовую потерю, говоря, что это очень интересный тренинг. Они делали все, чтобы убедить себя в том, что мероприятие стоило того. Но я тоже присутствовал на этих тренингах, но бесплатно. И был глубоко разочарован. Все, что там говорилось, можно было прочитать в книгах. И к тому же было совершенно неинтересно.


Но так уж мы устроены. Не вкладывая во что-то своих денег или эмоций, мы не ценим этого. Но самое главное, что я хотел показать, насколько сильно убеждения влияют на вос-приятие. И если что-либо не соответствует уже существующим установкам, то мы либо отвергаем это, пытаясь не попадать в ситуации, которые могут поставить под вопрос существую-щие убеждения, либо искажаем, чтобы информация совпада-ла с остальными мыслями. И еще мы можем принять новые убеждения за истину. И тогда наши действия изменятся, что повлечет изменение жизни!


Убеждения человека оказывают огромное влияние на физиологию. Они изменяют ее тем или иным образом. Физиологические реакции человека, верящего в то, что он го-ворит, отличаются от реакций говорящего без убежденности в своих словах. Таким образом изменяются состояние и, со-ответственно, поведение человека. В разных состояниях нам доступны различные ресурсы организма и модели поведения. Порой в бодром и приподнятом настроении наши модели по-ведения намного более разнообразны и эффективны, чем в состоянии, вызванном ограничивающими убеждениями.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
8 из 8