bannerbanner
Краткая история протестантизма на Руси. Быть ли протестантизму в России?
Краткая история протестантизма на Руси. Быть ли протестантизму в России?

Полная версия

Краткая история протестантизма на Руси. Быть ли протестантизму в России?

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Краткая история протестантизма на Руси

Быть ли протестантизму в России?


Андрей Соловьёв

© Андрей Соловьёв, 2017


ISBN 978-5-4485-8116-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Большинство из нас воспринимают протестантизм и последовавшую за ним религиозную реформацию исключительно как западное явление, возникшее в средние века, в следствие всколыхнувшего Европу народного движения против бесчинств католической церкви и «оязычивания» христианства. Однако не всем известно, что подобное явление в это же время (и даже немного раньше) имело место и на Руси, на канонической территории русской православной церкви. Однако история русского протестантизма существенно отличается от западного. Протестантизм здесь не смог занять твёрдую позицию и ушёл в подполье. Почему так произошло? Чем русские реформация отличалась от западной? Каково было учение её приверженцев и против чего она выступала?

В книге «Краткая история русского протестантизма» вы можете узнать о захватывающей истории борьбы консерваторов ортодоксальной церкви с попыткой её реформирования, которая в XV в. получало широкое распространение в крупнейших городах древней Руси – Москве, Новгороде, Пскове. В него были вовлечены выдающиеся русские политические и религиозные деятели, в том числе и представители царской семьи, но при этом не обошлось и без вмешательства со стороны запада. История рассказывает о положении дел в русской церкви на закате средневековья, о том, как церковь отстаивала свои позиции и какими методами боролась с ересью и сектантством. В книге раскрываются основные причины конфликта православной церкви с протестантами и просматриваются перспективах их разрешения.

Книга написана простым языком, лишена излишних подробностей и представляет собой объективный исторический очерк о зарождении становлении и судьбе русского протестантизма.

Как и почему возникают протестантские движения

Конец X века. Крещённая князем Владимиром («огнём и мечом») древняя Русь оказала далеко не радушного приёма новой религии под названием «христианство». Учение Иисуса Христа было чуждо исконно русской языческой вере и вступило в противоборство с традиционным учением отцов. Многовековая война двух религий окончилась, так называемым, двоеверием. Благодаря множеству уступок, на которое шло духовенство, христианство постепенно слилось с язычеством. Об этой особенности русской религии написано немало: «Вера народа во всё святое бессознательна. Он, т. е. народ, называет себя христианином, и не может дать отчёта, почему так называется; он молится Богу, болтая только языком, ограждая себя крестным знамением – машинально; он содержит праздники и посты, говеет, почитает святых, поклоняется иконам – и всё это делает потому, что так делали его предки и так поступать ему заповедали. На христианских святых он переносит грубые представления язычества, называя их богами» (Херсонские Епархиальные Ведомости, 1873, №12, с. 352).

Неудивительно, что в такой ситуации на Руси время от времени возникали движения, ставившие перед собой цель очистить учение святых апостолов от привнесённых в него заблуждений. Говорить о времени, с которого берут начало эти движения сегодня сложно. Долгие годы Русь страдала от набегов монголо-татарского ига. Все монастыри с находившимися в них библиотеками и архивными документами сжигались. Лишь древние рукописи, относящиеся к XV веку, дают нам возможность заглянуть в глубь религиозной жизни русского народа и раскрывают одно, к тому времени уже довольно развитое реформаторское движение. Движение Новгородско-московских еретиков. Их называли «субботниками» или «ересью жидовствующей»1.

Известно, что это движение пользовалось большой популярностью и охватывало практически все слои общества. В него входила большая часть духовенства Новгорода, Москвы, Пскова (по некоторым данным даже митрополит Московский и всея Руси Зосима симпатизировал взглядам субботников). Примыкали к движению и такие известные люди как писатель Иван Чёрный, первый советник великого князя Московского Ивана III, министр иностранных дел или как тогда говорили, «дьяк посольского приказа» Фёдор Курицын и его брат Иван, невестка Ивана III, дочь молдавского государя – Елена, её сын Дмитрий, архимандрит Юрьевского монастыря Кассиан с братом Иваном, Дмитрий Коноплёв, Иван Максимов, Дмитрий Пустосёлов, а также множество простых людей: «Толико прильстиша и в жидовство отведоша, яко ни исчести можно» (из письма И. Волоцкого).

Чем же привлекало народ новое движение? Как отмечают историки, растущей популярности субботников во многом способствовал высокий духовный и моральный уровень его приверженцев. «Аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бы веровал ереси их?» (Из обличения на еретиков епископа Стефана Пермского). Новгородские протопопы Алексей и Деонисий были удостоены внимания самого Ивана III. Он был поражён их интеллектом и простым образом жизни. По его приглашению они переехали в Москву и заняли кафедры только что построенных Ахангельского и Успенскго соборов Московского кремля.

Большую поддержку движению оказывал Ф. Курицын. Занимая ключевой пост в государстве, этот человек сделал очень много для своего отечества. Благодаря его дипломатической работе, Русь, не пролив ни единой капли крови смогла освободиться от монголо-татар. В период его управления делами внешней политики начались серьёзные отношения России с Западом. Курицын объездил почти всю Европу: он владел литовским, итальянским, татарским, латинским, польским языками. Многие его проекты получали поддержку государя, который всегда советовался с Курицыным как по вопросам политики, так и внутреннего устройства. Ф. Курицын хорошо знал Библию и был выдающимся богословом. Он часто устраивал беседы на духовные темы в семье государя, и его неортодоксальные идеи были по душе Ивану Васильевичу.

Немаловажную роль в становлении «жидовствующих» сыграл знаменитый в истории православия 1492 год. Именно тогда «жидовствующие» стали пользоваться наибольшим авторитетом. 1492 год по православному летоисчислению должен был стать последним годом земной истории. В соответствии с древними пасхалиями в ночь с 24 на 25 марта 1492 г. истекало 7 тысяч лет от сотворения мира2. В это время должен был прийти Христос и наступить конец света. Об этом свидетельствовали авторитетные византийско-болгарские источники, например, «Небеса» Иоанна Дамаскина, «Жития Андрея Юродивого» и др. Ожидания кончины были настолько сильными, что духовенство не считало нужным производить расчёты Пасхи на последующие годы. В церковных книгах отсутствовали даты постов и праздников, связанных с Пасхой.

Одним из признаков приближающегося «конца» Церковь считала падение Константинополя. В 1453 г. Константинополь действительно был взят турками. Это событие укрепило веру духовенства в правильности своих расчётов. Представители Новгородско-московской ереси относились к пророчествам о приближающемся Втором пришествии и Дне Страшного Суда скептически. Вот почему, когда злополучная дата миновала, и ожидаемое русским народом пришествие не состоялось, авторитет «жидовствующих» резко возрос.

Основные пункты вероучения Новгородско-московских еретиков

И всё же, главная причина успеха субботников заключалась в том, что все свои идеи они обосновывали текстами Священного Писания. К сожалению, не так много письменных источников, принадлежащих сторонникам этого движения, дошло до наших дней. Узнать о вероучении «жидовствующих» можно из немногочисленных рукописей писателя И. Чёрного и братьев Курицыных – Ивана и Фёдора.

И. Чёрный считался вдохновителем и апологетом «еретиков». Наиболее известны две его рукописи. Это «Сборник Библейских Книг конца XV века» и «Книга Пророчеств Ветхого Завета начала XVI века». На полях рукописей были оставлены пометки, которые и раскрывают нам сущность учения еретиков.

Одна из первых идей – это несостоятельность и даже еретичность монашества. К еретикам он относил тех, кто «отменяет законную женитьбу и пьюща и едяща жулят». Свои убеждения он основывал на тестах из 1Тим. 4:1—3: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести свой, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

Используя тексты и образы Ветхого Завета, И. Чёрный сравнивал православные иконы с ветхозаветными кумирами. Кроме того, он выступал против пышной литургии, обращая внимание на простоту «преломления хлеба» в заповеди Христа и жизни апостолов. Критикуя веру в так называемое преосуществление хлеба и вина в подлинное тело и кровь Христа, он ссылался на тексты из Евангелия от Луки, где говорится о вкушении хлеба и вина, как о воспоминании страданий Христа.

Писатель обращал внимание на те места Священного Писания, где говорится о всевозможных суевериях, гадателях, колдунах, вызывателях мертвецов и т. д. Причину распространения подобных явлений в православной среде он считал веру в бессмертие души и «христианизированный» культ мёртвых. Кроме того, И. Чёрный неоднократно подчёркивал необходимость соблюдения десятисловного закона, в том числе и 4-й заповеди – субботы3.

Интересные теологические исследования проводил и Ф. Курицын. В своей рукописи «Написание о грамоте» он затрагивает главную тему всей христианской теологии – значение искупительной жертвы И. Христа. Курицын критиковал распространённую в русской православной церкви (РПЦ) теорию, согласно которой Бог как бы «перехитрил» Дьявола4. Ф. Курицын писал, что такая теория унижает Бога, вменят ему тот же способ действия, каким пользовался Сатана. Хотя сам автор конкретно не пояснял, в чём же значение смерти Христа, тем не менее, он придавал большое значение тому, что даёт человеку знание о таком Боге, который сошёл на землю и умер за людей. Ф. Курицын подчёркивал необходимость непосредственных отношений между Богом и человеком, когда человек в молитве общается с Царём Веленной, как делали это пророки древности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Последнее название сложилось в результате обвинения (ложного, как оказалось впоследствии) в связи еретиков с евреями. В то время православная церковь открыто высказывала своё негативное отношение к иудеям. 11-е правило Шестого Вселенского Собора Константинопольского гласит: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати а содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачества принимати от них, ни в баню купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен». Толкование Вальсамона поясняет: «Желая, чтобы мы не имели никакого общения с иудеями, божественные отцы определяют, чтобы мы не праздновали вместе с ними, не принимали и не ели опресноков, какие бывают у них там, не лечились у них, или не мылись вместе с ними, а тех, которые делают вопреки сему, повелевают извергать, если это клирики, мирян же отлучать. См. также 31, 32, 37 и 38-е Правило Лаодикийского собора и 70-е Правило святых Апостолов и толкование на него…» («Правила Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отцов, с толкованиями», издание московского общества любителей духовного просвещения. Москва, 1876 г.). Практически всё, что исходило от евреев по плоти, в независимости от того, какую религию они исповедовали (иудаизм или христианство) считалось жидовским. Обвинением в связях с евреями можно было легко дискредитировать как целое вероучение, так и стоящие за ним силы.

2

По православному представлению история мира в соответствии с семью днями творения должна уложиться по слову Давида «перед очами Твоими тысяча лет как день» (Пс. 89:5) в течение 7 тысяч лет. Поскольку православные считают от Адама до Христа не 4004 лет, а 5508 лет, следовательно, Страшный Суд должен наступить в 1492 году (5508+1492=7000).

3

В отличие от Православных богословов, «жидовствующие» рассматривали Ветхий Завет наравне с Новым, большое значение придавали пророческим книгам Библии. Отсюда и неудивительна вера еретиков в необходимость соблюдения субботы, а не воскресенья, а также в единство тела и души «Якоже бо душа неведома без тела, сице и тело нечувственно без души», – писал Ф. Курицын.

4

На Руси долгое время считали, что как Сатана вначале перехитрил Бога тем, что соблазнил людей, так и Бог перехитрил Дьявола, обманув его человеческим естеством, побудив распять Его, словно Он – простой человек.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу