Полная версия
Искусство оратора. Техника и культура речи. Практическое пособие для политиков, бизнесменов, руководителей организаций, педагогов и студентов
– В окончании -тся в форме 3-го лица единственного и множественного числа, а также в инфинитиве на -ться в результате слияния согласного т или ть с последующим звуком с произносится твёрдое ц (умыццъ, забыццъ, талпяццъ, стриемьаццъ и т. д.).
– В именительном падеже множественного числа прилагательных и причастий окончания -ые, -ие произносятся как -ыи, -ии (старыи журналы, новыи дама, тёплыи крайа, другии врьмисна, мелкии азёръ и т. д.).
– Женские отчества от наиболее распространенных имён на -ей произносятся со звуком е на месте ее (закон стяжения): Аликсевнъ, Андревнъ, Сергевнъ, Никалавнъ.
– В мужских отчествах от имен на твердый согласный на месте безударного суффикса -ович произносится -ыч и -ъч (Иван Иваныч, Стиспан Стиспаныч, Фрол Михалъч и т. д). Наиболее распространенные мужские имена также произносятся со стяжением (Михал Михалыч, Пал Палыч и т. д.).
Произношение слов иноязычного происхождения
– В подавляющем большинстве слов иноязычного происхождения о и а в безударных слогах произносятся по общим правилам русского литературного произношения, то есть несколько ослабленно (с реду́кцией): бакал, бастон, канцерт, ламбард, батаника, кастюм, прагресс, раяль и т. д.
В ряде же слов иноязычного происхождения в первом предударном слоге (боа. Бомо́нд, бордо́, бордовый, коктейль, оа́зис, оте́ль и др.), во втором предударном слоге (болеро́, бонвиа́н, коммюнике́, консоме́, модера́тор, фронтиспи́с) и во многих собственных именах (Бодлер, Вольтер, Золя, Жорес, Шопен, Мопассан и т. д.) в безударном положении сохраняется ясное, нередуцированное о (полного образования).
– В словах иноязычного происхождения, прочно вошедших в русский литературный язык, перед е произносятся мягкие согласные. Особенно неприятно и неверно звучит произношение твёрдых согласных перед е в таких словах, как аффект, бассейн, берет, газета, кассета, конкретный, корректный, кофе, музей, Одесса, пионер, профессор, тема, фанера, эффект. Произношение этих и подобных им слов с твёрдым согласным перед е (аффэкт, бассэйн, бэрёт, газэта, кассэта и т. д.) следует считать нарочи́тым, жарго́нным, недопустимым в современном литературном языке.
Случаи произношения твёрдых согласных перед е выпадают главным образом на зубные согласные т, д. н, с, з, р (адаптер, антэнна, антитэза, атэизм, атэлье, бифштэкс, коттэдж, кронштэпн, штэпсель, бедэкер, вундеркинд, дэкольтэ́, дэ́льта, дэ́нди, ко́дэкс, кордэбале́т, модэ́рн, дэ-ю́рэ, дэ-фа́кто, би́знэс, кашнэ́, пенснэ́, турнэ́, нэ́тто, сэ́псис, сэ́кста. cэ́птима, сэ́кстакко́рд, нэсэссэ́р, шоссэ́, безэ́, мо́рзэ, амбрэ́, пюрэ́,кабарэ́, карэ́ и в некоторых других).
Правила произношения гласных и согласных
(пишется = произносим):
О = А (пайдем)
Е и Я = И (Ие) (бирёза, питок)
ГК = ХК (лёхкий)
ЧТ = ШТ (штобы)
ЧН = ШН (канешна)
ТЧ и ДЧ = ЧЧ (лёччик, навоччик, водопровоччик)
ТЦ и ДЦ = ЦЦ (ацца, триццать, колоцца)
СЧ и ЗЧ = ШШ, ЖЖ, ДЦЩ (шшастье, грушшчик)
– ОГО, – ЕГО = В (добраво, синиво)
– ИЕ = -ЫИ = ИИ, ЫИ (гончии, крылатыи)
Логическое ударение
Это выделение звуком слова (группы слов) среди других слов в предложении.
Цель – выделить важные для донесения мысли слова, выражающие суть сообщения в данном предложении (отрывке текста, речи). Логическое ударение делается усилением или уменьшением звука, тона, темпа речи, а также ударением на слове. Та́ктовое ударение – это ударение на слове внутри речевого такта (то есть внутри группы слов, объединённых по смыслу). Фра́зовое ударение – это выделение главного по смыслу речевого такта в предложении. В русском языке логическое ударение тяготеет к концу фразы: слова, стоящие в конце предложения, получают наиболее сильное ударение (хотя и не всегда).
Та́ктовое = – Итоги выборов депутатов I подведены в срок.
– Кривые переулки Арбата I были засыпаны снегом.
Фра́зовое = – Городской голова, Кирилл Владимирович, I молодой и энергичный, I проводил совещание.
– Дочь, I Екатерина Ивановна, I молодая девушка, I играла на рояле.
Назначение и озву́чение знаков препинания
Точка (.). Показывает завершение мысли, законченность предложения. На предшествующем ей (либо близко стоящем к ней) слове делается сильное понижение голоса. После точки – длительная пауза, особенно когда мысль завершена:
– Урок окончен .I Но точка в конце предложения может предполагать развитие мысли в следующем. Тогда голос понижается, но не падает резко вниз, как при завершающей (настоящей) точке: – Жара. I Прибой гремит жестянками. I Над морем летают чайки.
Точка с запятой (;). Разделяет, но и соединяет в одно целое части одной картины. Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке. Означает соединительную паузу, но более короткую, чем при точке:
– Облака плывут по небу; II облака плывут по реке; II капли росы падают с ивы в воду.
Запятая (,). Показывает, что мысль не закончена. Голос повышается на ударном
слове, а перед запятой делается пауза.
ТЕХНИКА РЕЧИ
Логическое ударение
Это выделение звуком слова (группы слов) среди других слов в предложении.
Цель – выделить важные для донесения мысли слова, выражающие суть сообщения в данном предложении (отрывке текста, речи). Логическое ударение делается усилением или уменьшением звука, тона, темпа речи, а также ударением на слове. Та́ктовое ударение – это ударение на слове внутри речевого такта (то есть внутри группы слов, объединённых по смыслу). Фра́зовое ударение – это выделение главного по смыслу речевого такта в предложении. В русском языке логическое ударение тяготеет к концу фразы: слова, стоящие в конце предложения, получают наиболее сильное ударение (хотя и не всегда).
Та́ктовое: – Итоги выборов депутатов I подведены в срок.
– Кривые переулки Арбата I были засыпаны снегом.
Фра́зовое = – Городской голова, Кирилл Владимирович, I молодой и энергичный, I проводил совещание.
– Дочь, I Екатерина Ивановна, I молодая девушка, I играла на рояле.
Назначение и озву́чение знаков препинания
Точка (.). Показывает завершение мысли, законченность предложения. На предшествующем ей (либо близко стоящем к ней) слове делается сильное понижение голоса. После точки – длительная пауза, особенно когда мысль завершена:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.