Полная версия
Епископы Кинешемские. Викарии Костромские. Уроки истории
1799 26 196
1825 27 585 (включая часовни)
1855 48 318
1907 71 526
1912 76 394
1914 66 908 (учтены не все епархии)
При решении вопроса о строительстве нового храма в синодальный период рассматривалось наличие средств на содержание духовенства. В начале XVIII в. приходы весьма разнились по количеству дворов и по численности причта. Были такие приходы, где на 15 дворов приходилось два священника, но встречались приходы в 200 дворов с пятью священниками. В 1711 г. Петр I повелел назначать священников лишь туда, где это крайне необходимо. Указ 1718 г. запретил открывать новые домовые церкви и предписал закрыть уже имевшиеся, за исключением принадлежавших императорскому семейству и некоторым вельможам. В 1722 г. Святейший Синод в особом указе подчеркивал, что строительство новых церквей может производиться только с его разрешения (была установлена норма – 300 дворов на одну церковь). В 1726 г. Екатерина I предоставила право стролительства епископам. Позднее новые штаты 1778 г. зафиксировали норму в 150 дворов на церковь. В это же время разрешение на возведение новых церквей снова стало исключительным правом Святейшего Синода. В 1800 г. Синоду пришлось напомнить епископам об этом указе. Подробные предписания по церковному строительству были изданы Императором Николаем I.
И только в 1858 г. епархиальные епископы вновь получили право давать разрешения на строительство церквей. С 1869 г. мелкие приходы стали объединяться в более крупные, вследствие чего было закрыто 2000 церквей, более того к 1880 г. их число достигло 4800. И лишь в 1884—1885 гг. Святейший Синод, разрешил открыть некоторые из этих закрытых церквей. На ремонт храмов стали отпускаться государственные средства.
С целью контроля над старообрядцами при приходских церквах по решению Большого Московского Собора 1666—1667 гг. велись списки исповедующихся, но обязательными они сделались только при Петре I, который указом 1718 г. потребовал ежегодно представлять списки не ходящих к исповеди с целью взимания с них денежных штрафов. Во второй части «Духовного регламента», где идет речь о мирянах, предписывается ежегодное причащение Святых Тайн. 18 июня 1722 г. состоялась совместная конференция Святейшего Синода и Сената. Эта конференция постановила вместо упомянутого списка вести три отдельных:
1) исповедовавшихся,
2) не являвшихся к исповеди,
3) отпавших в раскол.
При Анне Иоанновне для таких списков был введен весьма сложный формуляр из 49 пунктов. Ввсе священники уездных городов, кроме этого, обязаны еще были и составить списки своих прихожан, «от престарелых и средовечных до сущего младенца», с указанием возраста и местожительства. Согласно Уставу духовных консисторий от 1841 г., списки исповедовавшихся, составленные по упрощенной схеме, препровождались священниками через благочинных в консисторию. Последняя обрабатывала эти списки и метрические данные в так называемые перечневые ведомости для годового отчета епископа Святейшему Синоду. Эти ведомости, согласно Своду законов, считались официальными свидетельствами о рождении, браке и т. д.
С 1769 г. стали составляться клировые ведомости, включавшие послужные списки и сведения о церковном имуществе.
С 1837 г. вводятся метрические книги, в которые заносятся сведения о рождениях, браках и смертях и препровождавшиеся в консисторию.
В течение всего синодального периода заключение и расторжение браков было делом Церкви, По указу Святейшего Синода от 1810 г. бракосочетание для лиц, состоявших друг с другом в родстве до четвертой степени, не дозволялось.
Особым церковным наказанием был отказ в церковном погребении для самоубийц, если не представлялось судебно-медицинского свидетельства о том, что самоубийство было совершено в состоянии невменяемости или в результате психической болезни. Самым тяжким наказанием для мирян было отлучение от Церкви. Оно могло налагаться только Святейшим Синодом и влекло за собой утрату некоторых гражданских прав.
ЧАСТЬ 2. Кинешемское викариатство
Кинешемское викариатство было образовано 11 мая 1866 г., когда император Александр II утвердил доклад Святейшего Синода об открытии Кинешемского викариатства Костромской епархии. Комментируя это событие, свт. Игнатий (Брянчанинов), живший на покое в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре (Костромская епархия), писал 11 июня 1866 г. своему брату П.А.Брянчанинову: «Костромскому и Нижегородскому (архиереям) даны викарии, преимущественно для обращения раскольников».
Кинешемское викариатство существовало с 1866 по 1936 г. Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен Костромской Ипатьевский во имя Святой Троицы монастырь, в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая церковь во имя свщмч. Ипатия, епископа Гангрского, и апостола Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь неподалеку от Костромы.
Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев), в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже ХIХ и ХХ вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский епископ Вениамин (Платонов; 1883—1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний.
Примечание
При работе над книгой по истории Кинешемского викариатства были использованы материалы, любезно предоставленные Государственным Архивом Костромской области, сохранившиеся после пожара 1982 года: документы Богородицкого Игрицкого мужского монаятыря Костромского уезда Костромской губернии (ф. 706), Галичского духовного училища (ф. 407), Костромской духовной консистории (ф. 130), Костромской духовной семинарии (ф. 432), Коллекции метрических книг церквей Костромской губернии (Троицкой церкви села Одоевское Ветлужского уезда Костромской губернии, Николаевской церкви села Ширяево Кинешемского уезда Костромской губернии) (ф. 56), а также печатные издания из научно-справочной библиотеки архива.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.