bannerbanner
Вот пришло землетрясение. Факты, причины, гипотезы и последствия
Вот пришло землетрясение. Факты, причины, гипотезы и последствия

Полная версия

Вот пришло землетрясение. Факты, причины, гипотезы и последствия

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6


Чаще всего в мифологии землетрясения олицетворяются представителями семейства парнокопытных и это не случайно. Массовый исход крупных животных в преддверии подземного удара первобытного человека мог напугать сильнее, чем само землетрясение и служить доказательством их причастности к нему. К тому же, бегущие животные вызывают сотрясения схожие с колебаниями почвы при землетрясениях.

В Северной Азии орочи верили, что Земля это гигантская безрогая восьминогая лосиха. Они считали, что леса это её шерсть, а птицы – вьющиеся над лосихой комары. Землетрясения возникают тогда, когда от усталости она переступает с ноги на ногу.

В религии нганасанов Земля олицетворялась с наиболее знакомым им животным – оленем, на спине которого живут люди. Схожие представления имеются и у других народов Сибири и Дальнего Востока. Лось или олень отождествлялись ими со звёздами, солнцем и вообще со всей небесной стихией.

Об острове Сахалин сложено много легенд и преданий. Его необычная форма, напоминающая человека или человека-дельфина, нашла отражение в мифологии нивхов. Они полагали, что Сахалин это лежащий на правом боку дух-хозяин всей Земли по имени Миф Ыз. Его ноги это мысы Анива и Крильон, а голова – мыс Марии. Леса его шерсть, а люди это живущие в ней насекомые.


В прежние времена Миф Ыз лежал другим боком к материку Азия. Когда он повернулся в своё нынешнее положение, то на всей Земле погибло множество людей и животных, а уцелевшие решили не убивать друг друга. Согласно представлениям нивхов землетрясения и цунами происходят от «шевелений» Сахалина.


В древнеславянской мифологии Земля представлялась живым человекоподобным существом. Как живая женщина Мать Сыра Земля рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, а когда гневалась, то учиняла землетрясения. По воззрению южных славян, Земля была круглой и плоской. На краю света купол неба соединялся с Землёй, которую держал на роге вол или буйвол. Землетрясения происходят, когда они от усталости перебрасывают свою ношу с рога на рог.

Ещё одно древнейшее славянское мифическое существо Дажьбогъ состоит в браке с Месяцем. Она красивая молодая девица появляется в начале лета, но с каждым днём стареет и зимой покидает своего супруга. Предки славян считали, что землетрясения возникают из-за плохого настроения этой супружеской пары.


Дажьбогъ в восточнославянской мифологии это входившее в состав Владимирова пантеона божество. Первое известное упоминание о нём содержится в «Повести временных лет» (980 год). Он упоминается в «Слове о полку Игореве» (конец XII века). Ему приносились жертвы и, возможно он был покровителем древнерусского этноса. Индоевропейские источники относят истоки возникновения Дажьбога к древнейшим ведийским временам.


В карачаево-балкарской мифологии со временами года связан покровитель земли бог Дауле. Он отвечает за растительный мир, землетрясения и смену времён года. Здесь интересна увязка богов со временами года. Возможно, что современные поиски связи землетрясений с космическими явлениями и погодой неким образом унаследованы от наших предков, которые в области наблюдений за природой ошибались достаточно редко.

К примеру, американские сейсмологи установили, что между вулканическими микроземлетрясениями и приливами существует причинно-следственная связь. Так, землетрясения чаще всего происходят во время приливно-отливных понижений уровня воды, когда вес толщи воды и её давление на дно минимальны.



На Филиппинах легенда связывает землетрясения с попытками вырваться на свободу легендарного царя Лакала, несправедливо смещённого соперниками и заточённого в глубокой пещере. В тысячах километрах от Филиппин способностью производить подземные удары обладал бог Мусиси из мифов народа ганда. Этот бантуязычный народ Уганды основал в XI – XII веках в Межозерье государство Буганда в восточной Африке. По его верованиям сын бога Ванга – Мусиси живёт в центре Земли, где своими движениями вызывает землетрясения.

Близки к филиппинским представления народности манси, населявшей некогда бассейны рек Сосьвы, Конды и западные склоны Уральских гор. Они были первыми, с кем встретились русские в Сибири. У манси бог Куль-Отыр злобный старик владеет загробным миром. Его брат Ену родился добрым, но глупым. Тем не менее, последнее качество не помешало ему заманить в глиняные горшки Куль-Отыра с его ордой злых духов. Ену поместил горшки в преисподнюю, откуда периодически возникающий подземный гул и землетрясения говорят о попытках Куль-Отыра вырваться на волю.

Как наследие Великого шелкового пути (термин ввёл в оборот немецкий учёный Фердинанд Рихтгофен) – торговой дороги из Китая в Европу и Ближний Восток появились сказания казахов и киргизов. В них рассказывается о том, что Земля покоится на огромной рыбе и её опоясывает огромный дракон. На краю Земли стоит держащий на своём роге небо голубой бык. Движения рыбы вызывают землетрясения, а если пошевелится бык, то наступает Конец Света.

Предки армян связывали землетрясения с движениями огромной рыбы-кита Вешапи: «Когда шевелится кит великий, который в океане, тогда он производит тряску всей земли так, что разваливаются горы массивные и скалы крепкие…». В Армении найден мифологический петроглиф с изображением быка, с которым древние армяне также связывали землетрясения: «Когда двигается бык, то происходит землетрясение и приводятся в движение небесные светила».

На другом континенте, описанные в эпосах майя природные катаклизмы это непрерывные ливни, ураганы, обвалы, извержения вулканов и землетрясения. Имеющиеся данные позволяют лишь предполагать, что империя майя не была разрушена в результате войны или революции.

Дискутируются различные причины упадка и гибели этой цивилизации – от национального декаданса, междоусобной войны, иноземного вторжения, эпидемии, изменения климата и т. д. В этом списке есть и землетрясения способные, как уже не раз отмечено в истории, вызвать крушение мощных цивилизаций.



Согласно хронологии мая современная эпоха началась 12 августа 3114 года до нашей эры и должна была завершиться 22 декабря 2012 (3) года. По предсказаниям майя из-за ужасных землетрясений к этому времени Земля поменяет свой облик. Тем не менее, этого не произошло, и она в целом осталась такой же что и пять тысяч лет назад.


Один из авторов статьи о древнем Эль-Ниньо археолог Майк Мозес (Mike Moses) считает, что около 3600 лет назад на побережье Перу, в районе столкновения двух литосферных плит, произошла серия мощных землетрясений. Затем Эль-Ниньо вызвало непрекращающиеся проливные дожди, вынесшие на побережье массы песка и горной породы. Она засыпала богатые рыбой заливы и сельскохозяйственные угодья. Неспособность справиться с этими бедствиями привела к упадку местных этносов.


У племени индейцев Центральной Америки сапотеков за землетрясения отвечал бог-ягуар Питао-Шоо. Они представляли его в виде атланта держащего на своих плечах Землю. Время от времени Питао-Шоо от усталости переступает с ноги на ногу, чем и вызывает землетрясения.

Подобен Питао-Шоо бог индейцев чибча-муисков Чибчакум. Это бог природных сил и хранитель земли индейцев племени Чибча. Чибчакум держит на своих плечах Землю, а когда устаёт, то перекладывает её с одного плеча на другое, от чего и происходят землетрясения.

Некоторые древние индийские племена Центральной Америки считали, что землетрясения полезны. Недостаток металлов и отсутствие знаний для поиска руд создали у них мнение о том, что Земля сознательно прячет от них свои богатства. Индейцы полагали, что танцы в специальных ритуальных масках способны вызывать землетрясения и, тем самым, открывать доступ к металлическим рудам.

Наивности индейцев удивляться не стоит и спустя тысячу лет схожим способом различные прорицатели обещают добиться хорошей погоды или успешного бизнеса. На этом поприще трудятся все современные религии, а использовать в ритуале индейскую маску или метёлку для святой воды не столь уж важно.

На другом конце света, в древних айнских мифах Канна Мосири – Верхний мир стал первым земным миром созданным Пасе Камуй с помощью трясогузки. Он был образован в виде океана и японских островов на спине огромного лосося. Землетрясения объяснялись движениями этой рыбы под водой, а гибель в океане судов заглатыванием ею воздуха и воды.

В поздних японских мифах рассказывалось, что японские острова расположены на спине огромного сома Намадзу-э. Если он щекочет своими усами морское дно, то происходят землетрясения и цунами.

В водах Японии водится до 13 разновидностей сомов и имеется много свидетельств об их необычной активности перед землетрясениями. Упоминание об этих рыбах и природном бедствии можно встретить также у Мацуо Басё (1644—1694) в поэтическом сборнике «Эдо сангин» (1678).


Автор «Ансэй Кэмбун-си» (Записки о наблюдениях) перед землетрясением в Эдо отправился на реку ловить угрей, но рыбалка оказалось неудачной. Он не смог поймать ни одного угря, но зато на удочку попадались сомы. Тогда он вспомнил предание о том, что если сомы ведут себя необычно, то быть землетрясению. Вернувшись домой, он приготовился к возможной беде и действительно, в тот же вечер произошло землетрясение.


С конца XVII века каждый раз, когда случались землетрясения в Японии писались картины с изображением сомов Намадзу-э. В середине XIX века изображения Намадзу-э начали печатать большими тиражами.

После землетрясения 1855 года в Эдо издано около трёхсот типов картин изображающих Намадзу-э с различным, в том числе и юмористическим содержанием. В некоторых из них сом дзисин-намадзу представал виновником землетрясения и признавался в своём «преступлении». В других, он почитался как защитник, способный предотвратить бедствие или же восхвалялся в качестве посредника, помогающего людям заклинать землетрясения.


Самым древним письменным источником, в котором прописана связь между землетрясениями и сомами считается корреспонденция объединителя Японии Тоётоми Хидэёси (1536—1598). В последние годы жизни Хидэёси захотел построить в киотском районе Фусими новый замок. По этому случаю, он отправил письмо в департамент, осуществляющий управление и полицейский контроль внутри города. В нём излагалось пожелание: «В связи с возведением замка Фусими следует предпринять решительные меры противодействия сомам». В 1592 году слова «меры противодействия сомам» означали действия по предупреждению разрушений зданий от землетрясений.


Помимо сома, начиная с XVIII века, землетрясения в Японии связывались с действиями громадной рыбы зубатки. Считалось, что её движения под водой вызывают цунами и землетрясения. Как и сомы, зубатка хорошо известна ихтиологам. Её научное наименование Paraslurus asotus и полагают, что эта рыба способна предчувствовать приближение землетрясения.

Свойство живых организмов реагировать на изменения в природе издавна используется человеком. Так, в старину для обнаружения опасного рудничного газа шахтеры брали с собой клетку с канарейкой. Чувствительная к газу птица своим поведением подавала им сигнал об опасности.


Явление «памяти предков» воспринималось исключительно на обывательском уровне и, казалось, не имело и не могло иметь никакого научного обоснования. Оказалось же, что травмирующая информация изменяет активность генов путём химической модификации ДНК и эти изменения от родителей передаются детям, а затем и внукам. Человек получает от предков гены, в которых записаны черты его облика, здоровья и характера. Память – это информация о событиях в окружающей среде и она приобретённое качество. Поэтому, по крайней мере два следующих поколения могут опасаться того же, чего боялись их родители и прародители. Причём сами потомки могут даже не сталкиваться с истинной причиной страха их предков.


Во времена, когда еще не было карт и приборов GPS близость земли моряки определяли по появлению рядом с кораблем гнездившихся на морском побережье птиц. Пожар и течь в трюме корабля крысы обнаруживали раньше моряков и своим поведением сигнализировали об опасности, родив житейскую мудрость: «Крысы первыми бегут с корабля». В наши дни, как и тысячи лет назад, охотники берут с собой собак, которые чуют опасного зверя и дичь лучше, чем их хозяин.

Суть приведенных примеров в том, что мифы стали первой вербальной коммуникацией позволявшей сохранять через поколения жизненно важную информацию. В современном понимании – это унаследованные воспоминания первобытных времен пережившие создавших их этносы.

Мифы из кузницы Гефеста

«В отместку они наслали на Трою эпидемию и морское чудовище. Спас Трою от чудовища Геракл, но Лаомедонт пожалел положенной награды и не отдал обещанных волшебных белых коней…»

Из Древней Греции пришли слова Вулкан, Гигант, Тайфун, Титан и множество других. В том или ином контексте ими пользуются и сегодня. Имя Тайфун дало название ураганному ветру – тайфуну, а Вулкан, вполне естественен в сочетании со словом «извержение». Когда подчеркивается масштабность того или иного события или вещи произносится «гигантский». Сложность или большой объём выполненной работы связывается со словом «титанический».

Эти слова появились во времена, когда человек будучи не в силах понять природу стихии олицетворял её в образах сверхъестественных существ. Так было удобно не только объяснять мир, но и информировать потомков об опасности мест, где живут способные гневаться боги. Таковых было много, на дне морей грозящих бурями и цунами, вблизи гор и вулканов, опасных извержениями и землетрясениями.

Можно посмеяться над наивностью древних, но столь уж важно, каким способом передаётся предупреждение. В форме мифа или в виде норм сейсмостойкого строительства, остающихся для большинства современников тайной за семью печатями.

Человечеством должны были быть принесены огромные жертвы стихии, раз память о природных катастрофах не исчезла, отразившись во всех религиозных вероучениях.

В Коране (Сура «Пещера» 58,59) рассказано о произошедшей задолго до возникновения ислама трагедии: «А Господь твой – прощающий, обладатель милосердия, – если бы Он схватил их за то, что они приобрели, то успокоил бы. Он для них наказание. Но у них есть определённый срок, и никогда они не найдут помимо Него убежища. И эти селения погубили Мы, когда они стали несправедливыми, и сделали их гибели определённый срок».

Благодаря начатым в 1748 году археологическим раскопкам стало ясно, что речь идет об иных, чем в Библии, городах «разврата и богохульства». В начале первого тысячелетия нашей эры они располагались на побережье Неаполитанского залива и в 79 году были уничтожены извержением вулкана Везувий. Они именовались Геркуланум, Помпея и Стабия.

Предвестником пробуждения Везувия стало разрушившее Геркуланум и часть Помпей землетрясение 5 февраля 63 года. Шестнадцать лет спустя случилось само извержение вулкана. Потоки огненного ливня с пеплом из пиниеобразного облака погребли под собой Геркуланум, Помпею и Стабию. Только в Помпеях погибло около двух тысяч человек.

Плиний Младший, извещая римского историка Тацита о гибели своего дяди Плиния Старшего, свидетельствует: «24-го августа около часа дня в стороне Везувия показалось облако необычайной величины… по своей форме оно напоминало дерево, именно сосну, ибо оно равномерно вытянулось вверх очень высоким, стволом и затем расширилось на несколько ветвей. Спустя некоторое время на землю стал падать дождь из пепла и куски пемзы, обожжённые и растрескавшиеся от жары; море сильно обмелело. Между тем из Везувия в некоторых местах вырывалась, широкие языки пламени и поднимался огромный столб огня, блеск и яркость которых увеличивались вследствие окружающей темноты».

Пробуждение вулканов обычно предваряют землетрясения, которые и сейчас нередки в окрестностях Везувия. Известны ещё восемь сильных извержений. В 1631 году лавовый поток залил окрестности вулкана и уничтожил несколько деревень. Длившееся десять дней сильное извержение произошло в 1794 году. Вулканологи считают, что Везувий разряжается подобными как в 79 году извержениями раз в две тысячи лет. Если произойдет новое извержение, то оно будет угрожать жизням более трех миллионов человек проживающих сегодня в окрестностях Неаполитанского залива.

Извержения вулканов, землетрясения и ураганы у древних греков слились в образе стоголового Тифона, самого огромного из всех страшных детей Земли – Геи. Он был рождён ею от мрачного Тартара (Бездны) для борьбы с верховным богом греков Зевсом. Однако Зевс сумел испепелить головы Тифона, и низверг его обратно в Тартар, где он заваленный вулканом продолжает сотрясать землю.


Место обитания Тифона хорошо известно. Это вулканическая гора Этна в Италии периодически проявляющая признаки вулканической активности. За последние триста лет мощные извержения Этны происходили четырежды, и вулканологи предупреждают, что вулкан нестабилен и грозит новыми извержениями.


Способностью вызывать землетрясения обладал Зевс, а его брат Посейдон по совместительству был не только богом моря, но и землетрясений. Его аналог уже в римских мифах бог Нептун помимо землетрясений отвечал за потопы и цунами. Удивительна не сама сущность качеств этого божества, а то, что ещё в глубокой древности была замечена связь между землетрясениями и цунами, далеко не очевидная ещё сто лет назад.

Священным животным Посейдона считалась белая лошадь, олицетворявшаяся греками с плодородием и самой матерью землей. В другом качестве это животное выступало символом стихийной и неконтролируемой силы, землетрясений и разрушений. Как это ни удивительно, но именно образ белой лошади оказался востребованным для расшифровки причин гибели легендарной Трои.

Считается, что захватившим Трою ахейцам помогло сильное землетрясение. До или во время вторжения оборонительные сооружения города им были сильно повреждены, и неприступный город стал лёгкой добычей. Археологи полагают, что легендарная Троя, развалины которой Генрих Шлиман обнаружил на территории современной Турции, имеет свой исторический аналог, так называемую Трою VI разрушенную землетрясением незадолго до Троянской войны.

Возможно, это событие послужило прообразом для Троянского коня, поскольку в гомеровском повествовании он несёт смысл удара в спину. Ведь иначе как вероломством нельзя назвать поступок богов вызвавших катаклизм, из-за которого город стал добычей захватчиков. На это указывает и тот факт, что гомеровская Троя понесла наказание из-за не отданных богу Посейдону его священных белых коней.


Посейдон один из главных богов в эллинском пантеоне. Он сын титанов Крона и Реи, брат богов Зевса небесного и Аида, получивший в результате семейной жеребьевки в удел море. Один из вариантов этимологии имени бога связан с представлением о нём, как о супруге Земли, а второй – как о её колебателе или держателе. Греки почитали Посейдона Асфалия, дарующего безопасность, спасающего от землетрясений и наводнений, которые он же и насылал. Древнегреческий историк и географ Страбон сообщает, что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера, воздвигли ему храм.


По легенде именно Посейдон возвёл вокруг Трои неуязвимые стены. Однако её правителем Лаомедонтом он был обманут, и наказание не замедлило себя ждать. В городе начались эпидемии – зловещий спутник природных катастроф не только в древнем, но и современном мире.

В западной цивилизации белый цвет традиционно олицетворяет символ правды, очищения и превозношения Христа. Вместе с тем, этот цвет может считаться символом смерти. У византийских иконописцев образ белой лошади символизировал божью волю мироздания, а в интерпретации снов он предвестник смерти.

В троянском ребусе есть следующие элементы: Посейдон – бог землетрясений, кони – символ разрушения, эпидемии – спутник природных катастроф и белый цвет – вестник смерти, объединив которые можно прийти к выводу о том, что Троя была разрушена сильным землетрясением.

Город пал, поскольку в древности было непросто восстанавливать созданные за десятки лет напряженного труда оборонительные сооружения. Да и само нападение могло быть спровоцировано подземным ударом. Подрыв инфраструктуры города, разрушение продовольственных складов, систем ирригации и мор могли стать сигналом к нападению.

Древний мир был агрессивен, слабость не поощрялось, а чужие богатства не охранялись международными соглашениями. К примеру, в 1354 году землетрясением были разрушены стены города Галлиполи (Гелиболу). Как отмечают историки, полупустой и лишенный защиты город был легко занят войсками Османской империи.


Правителем Трои был царь Лаомедонт прославившийся своей скупостью и коварством. Наказанные Зевсом боги Аполлон и Посейдон были отданы ему в услужение. Аполлон пас стада, а Посейдон возводил вокруг города неуязвимые стены. По истечении срока боги не получили вознаграждения за свою работу и были изгнаны. В отместку они наслали на Трою эпидемию и морское чудовище. Спас Трою от чудовища Геракл, но Лаомедонт пожалел положенной награды и не отдал обещанных волшебных белых коней. Тогда Геракл собрал войско и вернулся под стены Трои. Он до основания разрушил город и убил жадного царя (Из древнегреческой мифологии).


В Средиземноморье гибель Минойской цивилизации связывается с извержением вулкана Стронгиле на острове Тира в 1570 году до нашей эры. Этот вулкан образовался сто – двести тысяч лет назад на существовавшей многие миллионы лет древней суше. Во второй половине четвертичного периода, когда она ушла под воду, вулкан стал островом.

Взрывное обрушение вулкана и пирокластические потоки сопровождались сильным землетрясением и мощным цунами, обрушившимся на острова в Эгейском море. В атмосферу было выброшено огромное количество вулканического пепла достигавшего берегов Африки, Малой Азии, Балканского полуострова, Китая, Гренландии и даже западного побережья США. Наблюдатели в древнем Китае сообщали о тёмных тучах закрывших Солнце и погасивших дневной свет.

Все острова в радиусе двухсот километров от Тира, включая остров Крит, покрылись толстым слоем пепла. На всём Средиземноморье температура упала на несколько градусов и возник эффект вулканической зимы длившейся два года. Повсеместно случился неурожай, и цивилизация на Крите пришла в упадок, став лёгкой добычей пришедших с материка эллинов. Минойская трагедия послужила источником мифа об Атлантиде, о которой первым поведал древнегреческий учёный Платон.



«Через море это в те времена, возможно, было переправиться, ибо ещё существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами… На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении.… Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землёй; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину». Платон «Тимей», около 360 года до н.э.


Извержение Стронгиле вдохновило древнегреческого поэта Гесиода (VIII – VII века до н.э.) на создание поэмы «Теогония». В ней он описывает битву великанов и богов на горе Олимп со всеми соответствующими вулканическим извержениям явлениями. В поэме можно найди указание местоположения поля битвы и Тартара, до которого несколько дней пути по морю охраняемого владыкой Посейдоном.

«Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка.Перуны, Полные блеска и грома, из мощной руки полетелиЧасто один за другим; и священное взвихрилось пламя.Жаром палимая, глухо и скорбно земля загудела,И затрещал под огнём пожирающим лес неиссчётный.Почва кипела кругом.Океана кипели теченья.И многошумное море.Титанов подземных жестокийЖар охватил, и дошло до эфира священного пламяЖгучее.Как бы кто ни был силен, но глаза ослеплялиКаждому яркие взблески перунов летящих и молний.Жаром ужасным объят был Хаос.И когда бы увиделВсё это кто-нибудь глазом иль ухом бы шум тот услышал,Всякий, наверно, сказал бы, что небо широкое сверхуНаземь обрушилось, – ибо с подобным же грохотом страшнымНебо упало б на землю, её на куски разбиваяСтоль оглушительный шум поднялся от божественной схватки».

Упомянутый Платоном в диалогах «Критий» и «Тимей» катаклизм с рассказом об Атлантиде был извержением на острове Тира. Немало для доказательства этого сделал французский исследователь Жак-Ив Кусто занимавшийся поиском в Средиземном море следов исчезнувшей цивилизации. У берегов Псира, Докоса и Дии он нашёл «амфорные стены» и многочисленные свидетельства существования исчезнувшей цивилизации.

На страницу:
3 из 6