bannerbanner
Стратегическая игра. Как провести MARGINGAME
Стратегическая игра. Как провести MARGINGAME

Полная версия

Стратегическая игра. Как провести MARGINGAME

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Стратегическая игра

Как провести MARGINGAME


Игорь Пономарев

Редактор Ольга Валерьевна Костылева


© Игорь Пономарев, 2017


ISBN 978-5-4485-4600-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

MARGINGAME – игра капиталистов


На страницах этой книги вы найдете:

три вида рыночного поля;

двадцать сегментов и финансовых инструментов;

шесть сценариев;

девять моделей принятия решений;

несколько источников конкурентного преимущества;

а также правила стратегической игры, которая разворачивается на глобальных финансовых рынках. С помощью рекомендаций по сценарию, правил и приемов вы сможете подготовить все необходимые материалы, чтобы провести в MARGINGAME, почувствовать действие невидимой руки рынка и разработать стратегию управления капиталом.

Вступительное слово

MARGINGAME погрузит вас в мир инвестиций и покажет, как работает финансовый рынок и разные инвестиционные инструменты. Игра откроет перед вами потрясающие возможности рынка и предупредит о скрытых угрозах.

Основная идея игры – смоделировать рынок и научить принимать решения в условиях неопределенности, и понять природу случайных закономерностей. В MARGINGAME вы сможете безопасно для своего капитала научиться предвидеть движение рынка, управлять риском, контролировать свое состояние вне зависимости от результатов и поведения других игроков.

Вы можете попробовать действовать на опережение, улавливать настроение рынка и зарождающиеся тенденции, опережать решения других участников и не реагировать на случайные события. Все это возможно, если вы будете следовать своей собственной стратегии.

В MARGINGAME вы сможете своими глазами увидеть, как «невидимая рука» Адама Смита приводит рынок к равновесию; узнать, почему независимые действия людей в своих личных интересах приводят участников рынка к согласию быстрее, чем переговоры; а также почувствовать на себе действие второй «невидимой руки», о которой современные экономисты стараются не говорить.

В компании друзей за игрой вы не только интересно проведете вечер, но сможете проверить на прочность свои инвестиционные идеи и попробовать себя в качестве управляющего активом.

Для организации эта игра может стать тренажером для развития стратегического мышления, научит принимать решения в условиях неопределенности и находить источники конкурентного преимущества.

Преподавателям экономики MARGINGAME поможет найти в игре необходимый инструментарий для проведения лабораторных и исследовательских работ по экономике и смоделировать самые разнообразные рыночные ситуации.

Для детей и школьников игра может дать новый игровой опыт, связанный с финансами, экономикой, поведением человека, пробудить таланты и дать возможность продемонстрировать в игре способности. Настольная игра может помочь в профессиональной ориентации и способствовать развитию интереса к экономике.



Пользуясь случаем, хочу пригласить читателя на отрытую игру, которую я регулярно провожу в МГУ им. М.В.Ломоносова, на Московской бирже и финансовых выставках.

До встречи на игре!

Автор и ведущий MARINGAME,

к.э. н.

Пономарев Игорь Пантелеевич,

Экономический факультет МГУ

Предисловие

Эта стратегическая игра раскрывает секреты финансового рыка и показывает, как работает конкуренция в сложном мире котировок и тенденций. Вы можете побывать в роли инвестора или управляющего капиталом, попробовать разные финансовые инструменты, оценить безграничные возможности рынка и убедиться в реальности угроз, о которых принято писать мелким шрифтом на последней странице.

Основная идея игры – погрузить вас в такие условия, где все, что вы знаете о принятии решений, не работает!

Итак, добро пожаловать на финансовый рынок! Здесь идет жесткая невидимая и бескомпромиссная борьба за самые доходные сегменты, деньги пролетают со скоростью света, а информация порой опережает время, нарушая законы физики. Каждый хочет заработать на инвестициях, и все участники имеют практически одинаковый доступ к аналитической информации. В таких условиях все наблюдаемые закономерности случайны, а случайности, как мы знаем, подчиняются строгим законам теории вероятности. За неумение управлять риском, азарт и нежелание считать многим приходиться заплатить своим капиталом. А чтобы его сохранить и приумножить, необходимо учиться понимать условия рыночной неопределенности и принимать взвешенные инвестиционные решения.

Играйте, учитесь, исследуйте финансовый рынок, а управление капиталом доверьте профессионалам!

MARGINGAME позволит вам без риска для собственного капитала научиться предвидеть движение рынка, управлять риском, контролировать свое эмоциональное состояние и принимать осмысленные решение вне зависимости от движения рынка и действий других игроков. Впоследствии вы сможете овладеть стратегическим мышлением, выработать самодисциплину и следовать собственной стратегии.

Игра учит понимать рынок и ценить конкуренцию. В ходе игры обратите внимание на то, что, действуя независимо друг от друга и не договариваясь с другими участниками, вы не раз приведете рынок к равновесию. Это явление в 1776 году описал Адам Смит в книге «Богатство народов» и объяснил действием «невидимой руки» рынка. Но более десяти лет проведения игры MARGINGAME с самыми разными участниками, рынками и сценариями позволили автору открыть существование второй «невидимой руки» рынка и зафиксировать ее действие. Я надеюсь, это открытие позволит фондовым и финансовым рынкам снова стать инструментами инвестирования, как это и было изначально.

В этой книге впервые опубликованы правила и необходимая информация для проведения аудиторной игры, расширенные правила для настольной игры в бизнес-формате, где действия разворачиваются на рынке продуктов или услуг. Бизнес-вариант игры больше про стратегию бизнеса, в этом случае вы можете отработать разные варианты и сочетания четырех базовых школ стратегии и источников конкурентных преимуществ.


Для кого эта книга и игра:

Во-первых, для компании друзей. За игрой вы не только интересно проведете вечер, но и сможете обсудить и проверить несколько инвестиционных идей.

Во-вторых, для организации. Эта игра может стать тренажером для развития стратегического мышления и умения принимать решения в конкурентных условиях.

В третьих, для студентов и преподавателей экономики. В школах и ВУЗах на уроке с помощью MARGINGAME можно смоделировать и проиграть экономическую ситуацию, непосредственно в классе выдвинуть гипотезы и провести лабораторный эксперимент, в течение которого можно наблюдать и фиксировать проявление разных феноменов и рыночных закономерностей.

В-четвертых, для детей. Обращаясь к родителям, хочу сказать, что для детей и школьников игра является инструментом профессиональной ориентации, помогает пробудить у ребенка интерес к экономике и проявить свои способности.

В-пятых, рекомендую игру всем, кто интересуется и проводит программы повышения финансовой грамотности. MARGINGAME поможет каждому участнику безопасно для своего капитала проверить популярный миф о том, что на акциях и ценных бумагах можно легко и быстро разбогатеть.

В-шестых, для предпринимателей. Бизнес-формат игры может дать богатую пищу для размышления об источнике конкурентного преимущества и подсказки о том, как действовать в условиях конкуренции.

В-седьмых, для инвестиционных компаний. Игра может стать форматом внутрикорпоративного турнира для выявления талантов, снижения коммуникационного барьера между филиалами и подразделениями.

В-восьмых, для инвестиционных и брокерских компаний. Игра может стать тестом на этичное отношение к клиентам, а результаты – служить сигналом к тому, чтобы доверить деньги профессионалам. Это тот случай, когда клиента вовлекают в MARGINGAME, чтобы дать ему возможность увидеть опасности игры на бирже/форексе, а не просто прочитать уведомление о риске1.

Результаты игры

Начну с главного, с вопроса, который я чаще всего слышу про игры и активные методы обучения:


«Вот мы провели игру, а в чем ее результат?»


Если речь идет о знаниях (закрепить) и умениях (сформировать), то ответов у меня несколько.

Во-первых, деловая игра – это дорогое удовольствие. Организация и проведение игры требует -х кратных затрат сил и времени от ведущего и активной позиции участников: не только знания материала, но готовности к применению полученных знаний.

Во-вторых, игра, как образовательная технология, позволяет решить множество задач: тестирование, повышение интереса к обучению, профессиональная ориентация, проведение исследования и др. Все зависит от формата и целей игры.

В-третьих, игра – это не столько средство имитации процессов в жизни и моделирования «правильного» поведения, сколько средство получения нового опыта и изменения мышления2.

В-четвертых, игра может пробудить внутреннюю мотивацию человека, помочь ему определиться с профессиональным выбором, изменить представление о себе. К сожалению, мотивация, ценности и представление о себе не вошли в образовательные компетенции.

Возвращаясь к вопросу о результате, нужно сказать, что ответ кроется в формате компетенций, которые участники могут проявить и закрепить в ходе игровой активности. MARGINGAME позволяет развить следующие компетенции:


Результаты от участия в игре MARGINGAME:

1.Понимание природы финансового рынка;

2. Умение принимать инвестиционные решения;

3. Умение анализировать и оценивать информацию;

4. Умение прогнозировать поведение рынка (и толпы);

5. Умение управлять риском и оценивать вероятность;

6. Развитие ответственность и самодисциплину;

7. Развитие навыков убеждения и работы в группе/команде;

8. Интуиция (понимание настроения участников рынка);

9. Стратегический образ мышления.

Аудиторная игра

Проведение первой игры

Для проведения аудиторной игры вам потребуется:

1. аудитория,

2. участники игры: от 7 до 30+ человек,

3. доска и фломастер,

4. письменные принадлежности для участников,

5. бланки учета активов (по количеству участников),

6. листки для фиксации решений (на каждый гейм),

7. время (от 30 минут до 1,5 часа).


Если в игре принимают участие дети, то предполагается, что они знают, что такое деньги и умеют считать, умножать и складывать. Ведущему важно понимать, какую задачу он ставит перед проведением игры и иметь план (сценарий3) на игру.

Варианты задач на первую игру:

(а) мотивационная: пробудить интерес к экономике;

или (е) увеселительная: получить удовольствие и эмоции.

Форматы игры по участникам: (i) индивидуальная;

Варианты игры по активам: (1) управление одним активом;

Варианты игры по целям: (a) обыграть других по размеру своего актива;

Для первой игры лучше выбрать простой вариант, направленный на пробуждение интереса к экономике и демонстрацию рыночных феноменов. Следует выбрать индивидуальный формат, где каждый из участников управляет одним активом, принимая по ходу игры решения о том, куда инвестировать.

Для «продвинутых» игроков, кто знает принцип «не класть яйца в одну корзину», один актив покажется неправильным началом, и могут возникнуть вопросы и предложения о том, что следует его разделить. Я обычно отвечаю так:

Во-первых, мы играем, и у нас есть преимущество, мы не потеряем деньги, но также есть и некоторые ограничения.

Во-вторых, если вы не знаете, что делать с одним активом, то несколько активов создают иллюзию, что вы знаете, что с ними делать, например, разложить по разным «корзинам».

В-третьих, мы не столько моделируем изменения рынка, сколько вносим изменения в процесс принятия решений: ожидания, решение, результаты и выводы.


Цель игры для каждого из участников простая и очевидная: сохранить и приумножить свой капитал. Но есть элемент «провокации», который вносит условие, что побеждает тот участник, который сможет это сделать лучше всех!


В дальнейшем игра приобретет многоуровневый характер: как и в жизни, в игре будут люди, которые играют в разные игры: одни играют на победу, другие – для удовольствия, третьи – чтобы доказать что-то другим, четвертые проверяют свои идеи и стратегии, пятые играют с правилами, пытаясь нащупать в них брешь, шестые делают собственное открытие и, как правило, рассказывают об этом после игры. В жизни для победы достаточно сохранить свой капитал, и одна из целей финансовой игры – привести участников самостоятельно к этой мысли. Это можно наблюдать, когда участники игры довольствуются вхождением в пятерку победителей или остаются верными своим принципам или выбранной стратегии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Обычно такое уведомление написано мелким шрифтом на самой последней странице договора и в самом далеком уголке сайта, как это примечание.

2

В этом отношении игры которые я разрабатываю и провожу (MARGINGAME, БИЗНЕС-ТАРО, ХУДОЖНИКИ, КОРПОРАЦИЯ КУБ) можно объединить одной цели изменения мышления.

3

в главе «Сценарии игры» можно подобрать параметры игры подходящие под ваши задачи и условия.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу