bannerbanner
Дизайн жизни. Проектирование желаемых изменений
Дизайн жизни. Проектирование желаемых изменений

Полная версия

Дизайн жизни. Проектирование желаемых изменений

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Жизненные ситуации могут быть разными, но простыми они редко бывают. Это могут быть и радостные события: окончание учебы или поступление в ВУЗ, открытие бизнеса или запуск нового проекта, покупка дома, свадьба или предложение руки и сердца…


Как правило, мы изменяемся в условиях, в которых вынуждены изменяться – менять себя и то, что окружало и поддерживало нас в течение определенного периода времени, а теперь подталкивает и заставляет сделать шаг в новое для тебя пространство.

Рождение нового, как рождение ребенка, не происходит совершенно безболезненно – мы можем испытывать муки творчества, душевную боль от потерь и прощания с прошлым, не находить себе места от беспокойства за будущее. Чувствовать, как перехватывает дыхание, а сердце, сжимаясь, не хочет отпускать то, к чему привязалось, привыкло.

При этом ты не знаешь, что будет дальше и хочется кричать, чтобы все остановилось, успокоилось, наладилось, вернулось на круги своя, стало как раньше…


Когда женщина проходит через роды, ей говорят: «Расслабься и дыши». Я стараюсь помнить об этом в такие моменты. Если мы напряжены и скованы страхом, нам больнее, а сам процесс затягивается.


Иногда мне хочется сравнить шаг в новую жизнь и с нашим собственным рождением – перерождением.

Когда мы совершаем некий переход, оставляя позади то, что перестало быть твоим домом, твоим убежищем, твоим коконом, твоим миром – то, что когда-то оберегало тебя и позволяло вырасти, сформироваться. С одной стороны, это похоже на смерть – прежний образ умирает, а ты переходишь в другой мир. Но жизнь продолжается, просто становится иной.


На свет появляется новый человек.



Мне не хочется рассказывать слишком долго о том, как это бывает – я думаю, что у каждого сейчас найдутся мысли и воспоминания, и у всех они свои. Мне нравится песня, которая иногда начинает звучать в моей голове, когда я чувствую себя стоящей на пороге перемен:

«Струн провода, ток по рукам,Телефон на все голоса говорит: «Пока!» Пора…И пальто на гвозде, шарф в рукаве,И перчатки в карманах шепчут: «Подожди до утра!» До утра…Но странный стук зовёт в дорогу.Может, сердца, а может, стук в дверь.И когда я обернусь на пороге,Я скажу одно лишь слово: «Верь!»(В. Цой «Стук»)

Жизнь словно призывает тебя отправиться в путь и пройти через это.


И главное, чтобы ты сделал это сам.


Свой путь требует от человека самостоятельности во многом, в первую очередь – в принятии решений. Есть вещи, которых кроме тебя не знает никто: как будет правильно для тебя, каково твое намерение, каким ты видишь свое будущее.

В этих вопросах главным экспертом являетесь вы сами.


Мы можем опираться в своем путешествии на подсказки – знаки, помогающие ориентироваться и находить верную дорогу, слова, которые говорит нам наш внутренний голос.


Я буду идти с вами рядом на страницах этой книги, давать инструменты и техники, помогающие организовать мышление, решить вопросы, прийти к более полному осознанию себя и выйти за пределы привычного. Иногда рассказывать истории, делиться своими наблюдениями, словами и мыслями других людей.

Для того, чтобы ободрить и напомнить, что вы – не одиноки.


Вы можете выполнять задания не торопясь, проживая этот период своей жизни с максимальным осознанием, выбирая свой собственный темп. И даже будет лучше делать это постепенно.

Самостоятельная работа не будет сложной, но будет требовать концентрации внимания и погружения в работу. Поэтому, здесь очень важен настрой. По сути, это ваша работа с самим собой – чем внимательнее вы отнесетесь к ней и более полно выполните упражнения, тем заметнее и скорее будут результаты.

Единственное условие продуктивной работы над своим проектом – это готовность формулировать мысли, облекать их в слова, записывать, осознавать для себя, делиться ими. Важно, чтобы при этом вы сами могли видеть в своих ответах, и в том, что складывается – ценность, источник озарений и вдохновения.


Что нам понадобится:

•Бумага, альбом, блокнот, красивый ежедневник или документ Word – то, что станет для вас дневником или рабочей тетрадью.

•Краски, фломастеры, карандаши, цветные картинки – все, что вам нравится и позволяет работать с цветом.

•Органайзер или папка на рабочем столе – чтобы все было в порядке.

•Хорошее настроение и желание создать план своего будущего.

•Готовность к пути.


И, наверное, главное, что необходимо взять с собой – это достаточное количество веры: уверенности, веры в себя, доверия тому, что происходит с вами и будет происходить в дальнейшем.

Это похоже на то, как будто мы собираемся в горы. Что нам требуется, чтобы пройти этот путь и покорить вершину, на которую замахиваемся?


Важно верить в то, что мы способны это сделать. Верить, что все – к лучшему.


Вы справитесь.


Просто сделайте для этого свой первый шаг.



Обычно, так начинается

Путешествие Героя

«Ты должен узнать одну истину —

Мир создан так, чтобы в нем было свободно. Откажись от всех миров, кроме того, которому принадлежишь.

Иногда требуется темнота и сладкое заключение в одиночестве, чтобы понять,

что кто-то или что-то, не дающее тебе жить,

слишком мало для тебя.»

Дэвид Уайт


«Те, кому нечего ждать, отправляются в путь…»

Виктор Цой

Путешествие, которое совершает Герой – метафора жизненного пути, в котором сплетаются вызов, преодоление жизненных трудностей, совершенствование и реализация миссии или таланта.


Американский мифолог Джозеф Кэмпбелл, собрав множество мифов различных культур, обработав их и проведя исследование, написал книгу, которую назвал «Тысячеликий Герой». Он увидел определенную повторяющуюся структуру – европейские, скандинавские, американские легенды, а также наши русские сказки вписываются в эту модель. И определенные образы жизненного пути так же перекликаются со многими мифами.

В сказках мы можем встретить: «В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были…» – есть некое сообщество, поселение, деревня.

Где люди живут обычной, спокойной деревенской жизнью.


Об этом и говорит метафора «деревенская жизнь» – что существует образ того, как живут обычно люди. В этом жизненном пути есть определенные правила, какой должна быть жизнь, чтобы она была комфортная, успешная, безопасная – оставляла чувство достойной и правильно прожитой жизни в представлении большинства людей.


Если мы посмотрим на эту метафору и представим себе такую жизнь, чем она отличается от любого другого пути?

В чем ее особенность? Ее суть?


Стабильность, предсказуемость. Она спокойна и размеренна – человек, в принципе, может не метаться из стороны в сторону, а счастливо жить в определенных границах. И быть по-настоящему счастливым от того, что ему не нужно совершать подвиги. Он просто живет и всем доволен, его это устраивает.

Ему нравится такая жизнь, и его родители жили так, бабушки и дедушки. Человек получает чувство уверенности: «Я могу прожить хорошую жизнь, и буду воспитывать так же своих детей».

Или, наоборот, не имея опыта покоя и предсказуемости в детстве, человек стремится к стабильности и благополучию «деревенской жизни».

Это жизнь в определенных стандартах – здесь нужно вырастить своих детей так, чтобы они хорошо закончили школу, пошли учиться в ВУЗ, получили достойную профессию, и это станет залогом и фундаментом успешной жизни. Так, как это должно выглядеть в представлении общества: хорошее, престижное образование, высокий уровень заработной платы и так далее… Человек может настраиваться на то, что какой-то определенный отрезок времени он посвящает профессиональной деятельности, а затем уходит на пенсию или просто прекращает работать и начинает путешествовать или просто жить в свое удовольствие, не будучи связанным работой – растить детей, внуков, садить сад, обустраивать дом.


В такой модели жизненного пути можно реализовать себя полностью и удовлетворить все жизненные потребности, от физических до духовных.


Другое дело, что в такой образ или модель успешной жизни не каждый вписывается. И бывает, что человек по тем или иным причинам выпадает за рамки таких представлений или просто не соглашается жить по этим канонам.



Возможно, он не хочет жить так, как живут все, или его не принимает общество. Причиной может быть социальный статус, различие в образовании, национальность – когда человек не может быть принятым в рамки сообщества, в общежитие, именно по такой причине.

Этой причиной может стать физический недостаток – иногда люди с инвалидностью или ущербом здоровья не могут прожить такую, общепризнанную, социально-счастливую «деревенскую» жизнь.

Бывает, человек уходит добровольно, или поворот судьбы заставляет его сделать этот шаг.


Он выходит за пределы такого образа, и это может стать переходом в другую крайность. Ее называют «пустошь» – герой сказки, мифа покидает деревню. Он уходит или бежит из нее, а иногда его изгоняют, как провинившегося, оступившегося человека за пределы поселения, и он остается один в пустыне или в чаще леса, где нет никого. Там нет людей, а есть чудовища, мрак, дискомфорт, страх, отчаяние, беды, несчастья – и его жизнь протекает теперь именно так.

Метафора пустоши может наблюдаться, когда человек погружается в депрессию, начинает употреблять наркотики, алкоголь. Или он может просто замыкаться и жить, испытывая деструктивные состояния.

Эта метафора говорит и о том, что человек остается один, наедине со всеми трудностями, которые ему необходимо преодолевать, и он находится во мраке наполняющих его переживаний – там, где нет помощи, и он вынужден выживать самостоятельно.


Есть ли у вас какие-то мысли по этому поводу?


– А если человек уходит в монастырь от мирской жизни, он тоже в пустошь попадает?


Эта метафора многомерна – мы можем жить «деревенской» жизнью и в монастыре. Уйти от мира и жить там по правилам, принятым в данной общине.

Дело в том, что человек может быть изгнан даже из монастыря, если он не будет вписываться в рамки установленных представлений о том, каким должен быть представитель этого общества. Он может сам уйти, отрицая этот уклад. Можно попасть в пустошь, находясь в стенах обители – когда человека раздирают «демоны» и где он, вероятно, не может справиться сам с собой.

Пустошь от деревенской жизни отличается тем, что добровольно оставаться во мраке и лишениях никто не хочет – это не есть свободный выбор или настоящее желание. Часто герой, находящийся в изгнании, хочет вернуться – он и рад бы снова жить нормальной, деревенской жизнью, стать опять полноценным членом сообщества, его тянет к хорошей жизни. Но примет ли деревня его? Она может отвергать и отталкивать, вынуждая искать другой, третий путь.


Дабы не оставаться в пустоши, но не желая или не имея возможности возвратиться к нормальной, спокойной общепринятой жизни, человек может встать на путь Героя.


«Путешествие Героя» – это метафора, которая не отрицает ни того, ни другого. И такой жизненный путь становится объединяющим – человек признает и возможность жизни в пределах деревни, среди установленных норм и правил, но и не отрицая существования мрака и одиночества пустоши, принимая его. Герой, возможно, именно благодаря скитаниям находит верный путь и впоследствии становится героем. Только когда он согласится прожить свою жизнь как путешествие, преодолеть те испытания, которые встретятся ему, и вернуться домой уже преображенным – преобразованной, новой личностью.


Единственное условие – пройти путь, который сделает из тебя Героя.



Я хочу заметить, что настоящими героями, скорее всего, становятся тогда, когда преодолевают пустошь. Героем, конечно, можно стать и в «деревенской» жизни, но только героем этой деревни, не выходя за пределы ее рамок.


Ты можешь всего достичь, и в каком-то смысле – в глазах окружающих тебя людей, которые живут так же – ты можешь быть героем, человеком, добившимся определенных высот. Но образ «путешествия героя» немного о другом. Он говорит не о том, чего человек добился в спокойных и хороших условиях, он говорит о том, кем человек стал, когда прошел определенные жизненные испытания, преобразился за счет них и реализовал свой дар, свое призвание, несмотря на все трудности, что ему пришлось пережить.

Он испытал не только хорошую жизнь, но он испытал и трудную жизнь. И, тем не менее, выполнил свою миссию и вернулся.


Завершение путешествия Героя предполагает возвращение домой, к обычной жизни, чтобы принести сокровища, которые ты добыл в своем путешествии, и поделиться ими с людьми.

Вот такая метафора.


Как вам она нравится?


– Я думаю, что многие люди через это проходят.


Конечно.


Если мы присмотримся, то сможем и в достаточно спокойном жизненном пути увидеть путешествие Героя, а в самом простом человеке – героические черты.

На мой взгляд, стать героем может каждый человек, если он отважится на то, чтобы принять свой путь. Принять идею, что у него может быть какое-то призвание, и реализовать свой дар на благо других – отдав его людям.

Каждый может совершить свое путешествие, если откликнется на призыв и сделает шаг в этом направлении.


– Любая жизнь состоит из череды взлетов и падений, просто разлет и разбег по расстоянию и высоте у всех разный. А падение – это когда мы попадаем в пустошь. Можно справиться с этим падением и приобрести что-то, что преобразит тебя. Необязательно для этого нужно, чтобы тебя прогнали откуда-то из общества. В жизни может произойти трагедия или крупная неприятность – все равно это можно преодолеть и выйти из этого испытания Героем.


Да.


На самом деле, это – модель личностного роста. Она может быть полезна любому, кто попадает в неблагоприятные жизненные обстоятельства. Ведь человек может отступить перед натиском негативных переживаний, тяжелых утрат и остаться в пустоши, надеясь когда-нибудь вернуться к прежней жизни, где он был спокоен и счастлив. Но правда в том, что ситуации меняющие жизнь происходят не просто так.


Метафора «Путешествие Героя» – об этом. О тех испытаниях, которые жизнь посылает, с тем, чтобы мы развили свои способности, справились с трудностями, преобразились, трансформировались и вернулись победителями.

Эти неблагоприятные условия, возможно, подталкивают тебя к тому, чтобы пройти через это к чему-то большему и вырасти на этом пути.

А быть может, они говорят о том, что прежней жизни уже нет и никогда не будет.


Просто нужно идти дальше.



Практические задания:


•Подумайте о своем запросе или о том, что вы хотели бы в данный момент изменить. Запишите несколько мыслей по этому поводу.


•Что будет для вас наилучшим результатом следующих 3 месяцев? Какие изменения вы хотели бы получить за более длительное время? Что станет целью вашей работы?


•По каким признакам поймете, что движетесь в верном направлении? Что вы будете делать тогда?


Очень важный инструмент, который нам нужно будет взять с собой в дорогу – это ориентация на решение или ориентированный на решение подход. И об этом подходе я хотела бы немножко рассказать.

Я надеюсь, что он будет сопровождать нас на всем пути и во время работы над проектом.

Ориентация на решение

«Счастливый мир – совсем не то, что мир несчастный.»

Людвиг Витгенштейн

«Самые простые решения – одновременно самые лучшие.»

Наполеон Буонапарт

Ориентированный на решение подход – это особый взгляд на мир, форма восприятия происходящего через призму нахождения решений.



Это подход, которым вы, вероятно, уже пользуетесь. Например, когда рассматриваете якобы негативные события в конструктивном ключе, с целью преобразовать их во что-то полезное и находя удачные варианты выхода из сложившихся ситуаций.


Что такое решение, как вы считаете?


Вот что на эту тему говорят словари:

Решение – 1. Заключение, вывод. 2. Ответ к задаче, искомое выражение

Решение задач – процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации – задачи.

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

Обнаружение проблемной ситуации;

Постановка задачи: выявление и более или менее строгое определение исходного (данного) – его элементов и отношений между ними – и требуемого (цели);

Нахождение решения задачи


В психологии принятие решения рассматривается как когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей.


(Википедия)

От скорости и эффективности принятия решений зависит многое, и это один из показателей интеллектуальных возможностей человека.

Я как-то задавалась вопросом, что можно назвать интеллектом, какое определение дать. И от одного человека услышала ответ, который мне очень понравился, и я взяла его себе на вооружение:


Интеллект – это скорость обработки информации и принятия решений.


Причем, решений качественных. :)


Чем отличается состояние ориентации на решение от проблемно-ориентированного состояния?


Первое, это взгляд на ситуацию.


Взгляд на проблему, когда мы рассматриваем ее, изучаем или боремся с ней, жестко фиксирован. И чем больше мы углубляемся, тем сложнее увидеть что-то еще.

Поворот в сторону решения – это изменение фокуса и включение в сферу своего внимания других составляющих, не замечаемых ранее.


Вы знаете, что настоящих мастеров боевых искусств отличает особенный взгляд?


Мастер никогда не смотрит прямо на противников – он смотрит вовне. И это позволяет ему взаимодействовать сразу с несколькими нападающими, поскольку он видит ситуацию в целом.

Такой взгляд – одновременно мягкий, словно приглашающий к взаимодействию, и направленный за пределы ближайшего окружения – максимально охватывает и интегрирует все элементы пространства.


– Когда тренируешь ребятишек, только начинающих заниматься, замечаешь – они смотрят только на ноги или только на руки партнера. На руки смотрит – ногой прилетело, на ноги переводит глаза – удар рукой получает. И так же, когда несколько противников, а ты смотришь только на одного.


И когда перед тобой возникает проблема – ты, возможно, с ней справляешься, но в этот момент что-то другое на тебя наступает – а ты не готов к этому. И, одновременно, ты ведь чувствуешь присутствие остальных, даже если взаимодействуешь с одним противником?

И возникает тревога: «А что там еще? Кроме этого?»


Когда взгляд направлен вовне и видит все, что происходит в целом, ты можешь взаимодействовать сразу с несколькими, отражать удары и производить серию – организовывать пространство вокруг себя.

И когда ты видишь ситуацию в целом – ты более уверен. Правда? :)


Когда мы смотрим на то, что вызывает негативные чувства, окружающий мир сужается до размеров той самой проблемы, и мы можем не видеть ничего другого.

В таком состоянии человек может находиться сколь угодно долго, и тем не менее, проблема не перестает для него существовать.

Ориентированный на решение подход говорит о том, что решение – это нечто другое. Что-то принципиально новое. И пока мы не выйдем за рамки ограниченного восприятия, решение может так и не появиться.

Решение – это не отрицание, не исключение проблемы. Это, скорее, знание того, что будет вместо нее, а это не всегда отмечается.


Есть ли что-то, что не устраивает? Чего НЕ хочется?

Чего хочется избежать?


А что будет вместо этого? Чего хочется на самом деле? Что могло бы стать решением?


Проблемно-ориентированный подход базируется на том, что прежде чем получить какие-то качественные улучшения в жизни или состоянии человека, необходимо предварительно докопаться до проблемы, которая лежит в корне, проанализировать ее со всех сторон, изучить всеми известными способами, поставить диагноз, начать борьбу с негативными проявлениями и тогда начнется выздоровление или улучшение ситуации.

Знакомая позиция? Она очень распространена, и есть общее убеждение, что без рассмотрения и анализа проблемы невозможно прийти к ее решению.


Это можно увидеть на таком примере: если у человека появляется какое-то заболевание, он может полностью сфокусироваться на нем и уйти в эту крайность. И тогда фанатичное лечение способно само по себе стать формой нездоровья.

Так ведь бывает?

Вокруг болезни может организовываться целая система: врачи, поликлиники, лекарства, форумы больных, консилиумы специалистов, сопутствующие диагнозы и т. д.

Мы можем предполагать, что для того чтобы заболевание исчезло, нужно применять исключительно борьбу с ним.

Но если подойти к этому с точки зрения ориентации на решение, можно задать себе вопрос: «А что могло бы быть решением, если это – не лечение? Куда я могу посмотреть еще, чтобы увидеть то, что не замечаю, когда есть эта болезнь? Когда происходило что-то похожее, что мне помогало?» И поискать решение не только в поликлинике, но и обратив свой взгляд на что-то большее, сместив фокус внимания с того, что болит, например на то, какой образ жизни ведется или от чего «защищает» этот недуг.

На то, что может стать оптимальным выходом.


ОР-подход основывается на предпосылке, на мой взгляд, просто гениальной. В нем говориться о том, что проблема и решение – это совершенно независимые друг от друга понятия. И то, что мы для себя рассматриваем как проблему – это только некая конструкция, которую, возможно, мы сами и создаем в своем сознании. Конструируя ее из имеющихся фактов, участвующих людей, взаимосвязей, значений, убеждений, чувств, отношений – чего угодно.


Проблемой является то, что мы видим в этом проблему.


Проблема таким образом может создаваться и таким же образом она может и разрешаться, не меняя участников и остальных составляющих – как элементы ситуации, они могут оставаться теми же самыми. Не нужно искать, кто из них «неправильный» или кого нужно «исправить» – какой элемент является проблематичным, чтобы его удалить, искоренить или переделать.


ОР-подход говорит:

все, что имеется – является частями решения, и это нужно только обнаружить.



Что если мы просто не видим всей картины в целом, а лишь некую часть, на которой сфокусировано все наше внимание – то, что доставляет дискомфорт, неудовольствие, раздражение?


Эйнштейн говорил: «Проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Наверное, он имел в виду уровень логики, но мне кажется, можно говорить и о другом уровне восприятия, отношения и понимания.


Возможно, то, что кажется проблемой, может являться частью чего-то большего?


Частью того, что может стать наилучшим решением. И которое уже существует – потенциально.


И мы можем, абстрагируясь, подняться на более высокий логический уровень, чтобы постараться найти ответ. Изменить структуру или способ взаимодействия между элементами, совершенно изменив этим систему. Так как, возможно, между элементами установлены не совсем верные связи.

Можно выйти за пределы привычного мироощущения, получить большее количество данных, обострив сенсорную чувствительность и интуицию. Увидеть, почувствовать большее и обратиться к своей творческой части, для того чтобы собрать воедино кусочки паззла, интегрировать все элементы в оптимальное разрешение.

На страницу:
3 из 4