Полная версия
Деяния и Откровение. Научное построчное объяснение Библии
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Глоссолалия – исступленное выкрикивание бессвязных, лишенных смысла звуков, слогов, словосочетаний. Возникает в состоянии религиозного экстаза и принимается верующими за чудесный дар свыше. Во время изнурительных, многочасовых молитвенных собраний верующие доводят себя до экстаза, сопровождающегося плачем, судорогами, дрожанием всего тела, криками и бессвязным бормотанием. Расстройство речи, выдаваемое за «говорение на иных языках», за пророчества, используется руководителями сект для разжигания массового религиозного фанатизма. Как и другие экстатические состояния, глоссолалии часто приводит к тяжелым психическим заболеваниям. Здесь наблюдается схожесть с Книгой пророка Иоиля: 2: «28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. (Жрецы-гипнотизёры оказывали огромное влияние на людей, называя это „изливанием от Духа Моего“). 29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. (То есть окажет огромное гипнотическое воздействие). 30 И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. (Приближающийся „день Яхве“ пророком представлен по известной схеме: бог покажет знамения на небе и на земле).»).
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. (То есть в город прибыли иудеи из разных территорий тогдашнего обширного Римского государства, куда входила и Иудея. Иерусалим ранее назывался Иевусом, царь Давид захватил эту крепость, расположенную на высоте 770 метров, у хананейского племени и построил на этом месте новый город, который и назвал Иерусалимом, ставший столицей царства).
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. (При испуге, а гул, несомненно, вызвал испуг, прибывшие начали говорить на различных диалектах распространенного тогда среди диаспоры евреев арамейского языка).
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? (Галилея – наиболее мятежная территория тогдашней Палестины, разделенная тогда на Галилею, Самарию и Иудею).
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. (Прибывших в в Иерусалим на праздник, по-видимому, было много с разных регионов).
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, (Что и доказывается следующим географическим перечислением).
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, (Памфилия – область и римская провинция в Малой Азии. Павел и Варнава были в ходе первого путешествия в столице провинции – городе Пергия. От Пергии в наше время остались руины, расположенные в 15 км от Антальи. Прозелиты – обращенные из язычников).
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? (Это были иудеи, которые понимали схожие семитские языки, куда и входят арамейские диалекты, наряду с ивритом).
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Здесь нет ничего удивительного, так как семитские языки схожи, но в связи с празднованием несколько поубавились трезвые оценки событий).
13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. (В Иерусалим постоянно прибывало множество различных еврейских паломников, которые жили вне Иудеи. Несмотря на привязанность к религии предков, они в большинстве своем разговаривали на языках стран, в которых родились, где жили уже их предки. Однако, дочитав этот рассказ, мы видим, что не все присутствующие были повергнуты в изумление, нашлись и такие, которым поведение галилейских рыбаков показалось просто нелепым. Вино использовалось с древних времен для различных празднований. Опьянение считалось неким божественным проявлением, когда человек начинал вести себя неадекватно. Люди и звери могут отыскивать забродившие фрукты, а только люди придумали способы ускорения процесса брожения, стали развиваться религиозные празднества, где было массовое распитие вина, пример – культ Диониса у греков, а индейцы Канады 1 мая отмечают День суслика, в этот день лечь спать трезвым считается страшным грехом, в Древней Индии пили священный дурманящий напиток – сома (по-гречески soma – тело), игравший важнейшую роль в обрядах жертвоприношений).
14 Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: (То есть иудеи вполне понимали Петра, настоящее имя Симон, говорящего, естественно, на диалекте арамейском языке, что и доказывает, что присутствующие понимали обращение).
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; (Еще не успели «отметить» праздник).
16 но это есть предречённое пророком Иоилем: (С точки зрения суеверного человека, все должно подтверждаться древними предсказаниями пророков).
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. (Гипноз (от греч. hypnos – сон) – особое, близкое ко сну состояние, которое возникает под действием очень сильных или слабых раздражителей, под влиянием внушения. Гипноз был известен еще в Древней Индии, Греции, Египте. Гипноз и основанное на нем внушение широко использовались в культовой практике различных религиозных направлений для поддержания веры в реальность сверхъестественных сил. Речи людей, погруженных в гипнотическое состояние, жрецы выдавали за «пророчества», за выражение воли богов. Физиологическая основа гипноза нашла объяснение в учении И. П. Павлова. Сущность его состоит в торможении коры головного мозга при сохранении очага возбуждения, связанного с голосом гипнотизера. Гипнотизируемый без сопротивления выполняет приказания гипнотизера, поскольку в состоянии гипноза в силу происходящего в коре торможения другие внешние раздражители не воспринимаются и способность критически оценивать действительность утрачивается. Особенно легко и быстро развивается гипнотическое состояние в тех случаях, когда кора больших полушарий ослаблена вследствие переутомления, недоедания, недосыпания и т. д.).
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Упоминание рабов и рабынь – ведь рабовладельческое общество, «изливание Духа Моего» – то есть установление гипнотического транса, что и приводит к «пророчествам» загипнотизированных людей).
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. (С помощью гипноза можно показать всё что угодно).
20 Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. (С помощью гипноза можно показать всё что угодно).
21 И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся. («Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся», общий смысл – кто будет обращаться к богу, то есть жрецам-гипнотизёрам, будет «спасён», то есть ему внушат радость и благополучие).
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, (Как же без чудес! Чудеса, знамения, демонстрация на публике всевозможных фокусов, естественно, способствовали формированию веры в Иисуса).
23 Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; (Однако Иисус был убит, между тем, всё в мире делается по воле бога).
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. (Бог-отец, с точки зрения религии, воскресил убитого по его же воле собственного сына).
25 Ибо Давид говорит о Нём: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. (Упоминание ветхозаветного Давида, который говорит о боге-сыне: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался», одесную – то есть с правой стороны сидит вот уже 2 тысячи лет).
26 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, (Давид «говорит»).
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. (Давид «говорит»).
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. (Давид «говорит»).
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. (Упоминание об умершем Давиде).
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, (Давид «говорит»).
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. (Давид «говорит»).
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. (Бог продемонстрировал публике воскресение своего сына, который был умерщвлён по его воле. Встаёт вопрос: зачем? Ведь бог-отец должен занть, что будет дальше).
33 Итак Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. («Божественные» связки).
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, (Упоминание об умершем Давиде).
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. (Аналогия с царём, у гон которого размещаются поверженные враги).
36 Итак твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. (Обращение к «неправедным» иудеям).
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? (Иудеи вопрошают в смущении: «что нам делать, мужи братия?»).
38 Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. (Пётр призывает покаяться и креститься «каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа»).
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш. (Иудеи имеют статус «святого народа»).
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращённого. (Пётр призывает вести «правильную» жизнь. Однако всё по воле триединого бога: бога-отца, бога-сына и бога-дуза святого).
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. (Некоторые стали креститься).
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. (Некоторые повели себя «правильно», «преломление хлеба» – совместная трапеза).
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. (Как же без чудес и знамений! Иначе никто бы не поверил в «божественность» апостолов).
44 Все же верующие были вместе и имели всё общее. (Верующие жили вместе и имели общее имущество, это характерно для кумранитов, эссенов).
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. (Описание жизни кумранитов, эссенов).
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, (Описание жизни кумранитов, эссенов, члены древнехристианской общины питались за одним столом; что церковь рассматривает это как одно из доказательств, что евхаристия (причащение) существовала уже на заре христианства, на самом деле это восходит к древнейшим временам, когда древние люди, после охоты, сообща поедали мясо и пили кровь «священного» тотемного животного).
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Описание жизни кумранитов, эссенов. «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви», под словом «Господь» здесь надо понимать священников формирующихся раннехристианских общин. Кумраниты – члены религиозной общины, существовавшей во 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. в районе Кумрана на берегу Мертвого моря (современная Иордания). Они исповедовали иудаизм, но не признавали власти первосвященников, свою общину называли «Новый союз» (то есть «новый завет», имея в виду союз с богом), а себя – «сынами света», «нищими», «простецами». Кумраниты верили, что наступит решающая схватка «сынов света» с «сынами тьмы» – и зло будет побеждено. В зороастризме есть очень схожие элементы: добрый бог Ахура Мазда находится наверху, над Пустотой, озаренный Бесконечным непостижимым Светом Анагренам Раучама – Светом мудрости, благости, всеведения и добра, а злой бог Ангро Майнью находится в глубинах Тьмы, в преисподней (аду). Фраваши (души) праведников сами выбирают путь Бесконечного Света. В ожидании этого они жили замкнутой общиной. Они ввели общность имущества, совместный труд, осуждали рабство. Чтобы попасть в общину, нужно было пройти через испытания. Внутри общины поддерживалась строгая дисциплина: во главе стояли жрецы; «младшие» члены (то есть еще не прошедшие всех испытаний) подчинялись «старшим». Основателем общины считался некий «учитель праведности», который умер, преследуемый «нечестивым жрецом. Кумраниты верили, что он вернется на землю. Кумраниты были частью движения зссенов. Община кумранитов была уничтожена во время восстания против римлян (66—73 гг.). Идеология кумранитов оказала определенное влияние на формирование раннего христианства).
Глава 3
1 Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. (Поход апостолов в синагогу.).
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. (Родившийся хромым человек, «которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм»).
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. (Калека стал просить милостыни).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.