bannerbanner
Все дороги стекаются в Путь. Терентiй Травнiкъ: жизнь и творчество
Все дороги стекаются в Путь. Терентiй Травнiкъ: жизнь и творчество

Полная версия

Все дороги стекаются в Путь. Терентiй Травнiкъ: жизнь и творчество

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Все дороги стекаются в Путь

Терентiй Травнiкъ: жизнь и творчество


Ирина Соловьёва

Фотограф Терентiй Травнiкъ

Фотограф Аркадий Павлович Алексеев

Фотограф Маргарита Маркова

Фотограф Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе

Фотограф Николай Александрович Найденов

Фотограф Карл Андреевич Фишер


© Ирина Соловьёва, 2017

© Терентiй Травнiкъ, фотографии, 2017

© Аркадий Павлович Алексеев, фотографии, 2017

© Маргарита Маркова, фотографии, 2017

© Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе, фотографии, 2017

© Николай Александрович Найденов, фотографии, 2017

© Карл Андреевич Фишер, фотографии, 2017


ISBN 978-5-4485-2831-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


С самого начала…

История создания этой книги имеет многолетние корни, она появилась не сразу и не вдруг. После выхода в свет книги «Поэзия одной строки», в которой я краешком коснулась истории Мухиной горы и Сушкиного дома, эта тема сильно заинтересовала и запала в мою душу, мне захотелось больше узнать об этом удивительном месте Москвы. Я начала задавать вопросы, искать на них ответы, изучать документы, читать книги, предметно общаться с семьей Алексеевых – коренными жителями этой старейшей местности, расположенной на высоком левобережье Москвы-реки. Так потихоньку стали собираться дневниковые записи, воспоминания, фотографии и другие материалы, которые легли в основу книги.

Судьба Терентия Травника – поэта, публициста, художника и композитора, воспевшего родину своего детства в многочисленных стихотворениях и дневниковых записях, с которыми познакомится читатель, неразрывно связана с Мухиной горой. Мы пройдем дорогами многовековой истории Мухиной горы, которые стали восходящими ступенями детства поэта и внесли свой неповторимый колорит в палитру всей его жизни, соединившись для него в большой творческий Путь.

Книга состоит из нескольких глав. В первой главе читатели познакомятся с творческой биографией Терентия Травника, чье детство прошло на Мухиной горе.

Вторая глава посвящена истории Мухиной горы, Сушкиного дома и Плющихи, где мною представлены фрагменты географических карт разных лет, которые отражают факты переименований Ростовских переулков, топонимическое и топографическое исследование Мухиной горы Терентием Травником, трагическая история трех храмов, хранящих эту местность до сих пор, история строительства Дома архитекторов и многое другое – все в этой главе.

Третья глава рассказывает историю дома Бакшеева, здесь можно будет познакомиться с Картой детства Терентия Травника, созданной им самим.

Самая большая глава – четвертая, в которой собран основной материал по истории Мухиной горы в фотографиях разных лет и даже столетий. Мы сможем через «фотопорталы времени» стать участниками тех событий, которые происходили на месте, неразрывно связанном и с жизнью Москвы, и с жизнью всей страны. Вошедшие в книгу дневниковые записи семьи Алексеевых позволят глубже проникнуть в историю жизни города и москвичей.

Детство поэта пришлось на конец 60-х, начало 70-х годов – время грандиозного преобразования Мухиной горы в красивейшее видовое место нынешней столицы – Ростовскую набережную. Это еще и время уходящей натуры старой Москвы, оставшейся на кинопленках художественных фильмов тех лет, отраженное в подглаве «Кинематограф и Мухина гора».

Особое место в книге отведено небольшим биографическим материалам фотоподвижников дореволюционной России Э. В. Готье-Дюфайе, К. А. Фишеру, Н.А.Найденову.

В заключительной главе представлена лирика поэта Терентия Травника, посвященная Мухиной горе, Сушкиному дому и детству, которое «прошло, как пролетело, оставив во дворе, рисунки на асфальте и правила к игре».

Книга «Все дороги стекаются в путь» адресована всем интересующимся историей Москвы, а также жителям Ростовской набережной, Мухиной горы и близлежащих окрестностей, которые когда-либо жили или живут сейчас в этом очаровательном и легендарном месте Хамовнического района Москвы.


«Носители времен, ваятели эпохи…»

Многим сегодня известны такие имена, как Гиппократ (460—370 до н.э.) – древнегреческий врач и философ, братья Кирилл (827—869) и Мефодий (815—885) – создатели старославянской азбуки и языка, Николай Коперник (1473—1543) – математик и астроном, автор гелиоцентрической системы мира, Константин Циолковский (1857—1935) – основоположник теоретической космонавтики, Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) – русский поэт, драматург и прозаик… Каждый из нас может продолжить этот список, называя известные ему имена знаменитых предшественников. И несмотря на то, что они родились, жили и творили в разных странах и в разное время, именно они невольно сделались «носителями времен и ваятелями эпохи», в которой жили, оставив плоды своей деятельности для потомков. Их имена и труды вошли в историю человеческой цивилизации, и восхищают нас в сегодняшнем дне. Следуя этой логике, можно предположить, что и среди нас с вами есть те, чьи имена окажутся также неподвластные времени, и их творчество и идеи будут будоражить умы потомков в грядущих веках. Сам факт предположения такой возможности заставляет по-другому, может быть, более внимательно и бережно относиться и воспринимать своих современников. Кто они, сказать наверняка сейчас никто не сможет, но есть знание, что его величество Время расставит всё на свои места.

Сегодня мы живем в ускоренном ритме своего времени. Да, мы – разные, но есть нечто объединяющее нас – это время нашей жизни. Именно оно и делает всех едиными в общем временном пространстве. Одним словом, мы – современники. Время нашей жизни незаметно меняет нас изнутри, меняет взгляды на жизнь, меняет мысли. Терентiй Травнiкъ наш сотоварищ во времени. В каждой новой книге стихов он делится с читателями обновленными чувствами, сюжетами стихотворений, поэтическими находками и своими взглядами на вечные жизненные темы. Неизменными остаются, с одной стороны, зрелость и глубина, а с другой – легкость и простота поэтического слова автора. Всевозрастающий интерес к поэтическому творчеству Травнiка вызывает неменьший интерес и к самому автору: «Откуда эта глубина и зрелость, а вместе с этим простота восприятия льющегося слова?»

Многолетняя творческая дружба и сотрудничество с ним позволили мне рассказать об основных вехах творческого пути, многогранности личности и талантах современного Леонардо, как его звали друзья юности за пытливость ума, тягу к наукам и любовь к экспериментаторству. По форме данная статья больше похожа на творческую биографию Терентiя, связанного с нами духом времени.

Жизнь и творчество

Терентий Травник – творческий псевдоним Алексеева Игоря Аркадьевича – современный русский поэт, философ, публицист, художник и композитор. Родился 23 июня 1964 года в Москве, на Плющихе в семье Алексеевых Аркадия Павловича и Людмилы Георгиевны. Аркадий Павлович – отец поэта, родился в многодетной семье, в Москве на той же Плющихе. В годы Великой Отечественной войны две старшие сестры и брат воевали на фронте, а младший Аркадий был определен в Суворовское военное училище. По окончании учебы служил в армии, а позже, выйдя в отставку, работал инженером-конструктором в КБ Томилинского электровакуумного завода. Аркадий Павлович обладал незаурядными творческими способностями: постоянно что-то изобретал и усовершенствовал, на работе подавал много рацпредложений, прекрасно рисовал, писал стихи и прозу. Серьезно увлекался музыкой, играл в любительском джазовом оркестре. Людмила Георгиевна – мать поэта, родилась в Москве, жила на Плющихе, имеет высшее образование, которое получила на юридическом факультете Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова. После окончания университета работала прокурором в прокуратуре Московской области, а затем была избрана судьей Московского областного суда. Имеет почетное звание – заслуженный юрист Российской Федерации.

Детство и отрочество Терентия прошло в центре Москвы, в 3-м Ростовском переулке. Дом, в котором жил поэт, когда-то принадлежал купцу Сушкину, поэтому за ним так и сохранилось название – Сушкин дом. Стоял дом на высоком холме – левом берегу Москвы-реки, имеющем давнее историческое название Мухина гора, на современных картах Москвы это место обозначено, как Ростовская набережная. Первый официальный поэтический сборник Травника вышел в свет в 2007 году и назывался «Сушкин дом на Мухиной горе».

Терентий Травник имеет художественное и музыкальное образование. Много путешествует по России. Лауреат литературных конкурсов, главный редактор православной газеты «Сад духовный», автор известной, неоднократно издававшейся философско-публицистической книги «Лучина» и книги афоризмов «Пути-дороги», в которую вошли более тысячи его афоризмов, написанных им за четверть века с 1987 по 2012 год.

За тридцать лет Травником написано более восьмидесяти, а издано более пятидесяти книг философско-публицистической прозы и поэтических сборников. Наиболее известные из них: собрание сочинений в 4-х томах «Белокнижье», «Стихи», «Благодарение», «О чем поведала печаль», «Межа», «Тихий Свет», «Разнотравье», «Светец», «Ромашкин снег», «Любовь», «Из дневника художника», «Сушкин дом на Мухиной горе», «Странница страница», «Золото Фиолетовых чернил», «Времена года», «Осенняя тетрадь», «Цветная жизнь», «Перелистывая жизнь», «Альфа Вита», «Пути-дороги», «И музыка, и цвет…», «Не книга, но тетрадь моя», «Песни о России», «Семь дней по капле тишины», «Белая радуга», «Очерки публицистики», «Родная речь», «Семь дней по капле тишины», «Не книга, но тетрадь моя» и другие.

Книга-учебник «Из поэтической словолаборатории», изданная в апреле 2017 года издательством «Грифон», сразу попала в разряд бестселлера. В ней автор делится своими открытиями, секретами и наработками в области стихосложения.

В своих произведениях поэт постоянно обращается к духовному возрождению России, ее патриотическому наследию, к высоконравственным общечеловеческим ценностям, заложенными веками в сознание нашего народа.

Отдельное место в своем поэтическом творчестве Травник отводит детям, его детские книги пользуются заслуженной популярностью. С 2000-го года при помощи издательского бюро «Светец», организатором которого является сам поэт, а также в издательстве «Слово» и «Нестор» в Санкт-Петербурге вышли такие книги Терентия Травника для детей, как «Бим-бом день за днем», «Ежки-Пажки», «Ходики», «Совсем, как взрослый», «Жу-жа-жи», «Юный художник», красочный альбом «Травник – детям», «Кто там в море…». Поэт Терентий Травник – автор идеи, вдохновитель и воплотитель в жизнь историй о сказочной стране для детей и взрослых Гугушатии.

Под руководством Терентия вышла большая серия художественных открыток «Московские дворики», «Монастыри Москвы», «Соловецкие острова», издан великолепный альбом о Москве с фотографиями Терентия «Москва московская». Его любительской киностудией «Тритон» снято более 30 фильмов, в том числе многочасовой документальный фильм «Песнь Земли Русской», на базе которого позже была создана объемная серия художественных открыток с одноименным названием.

Терентий основатель музыкальной студии «Lemurecords» и организатор литературного-издательского бюро «Светецъ». Не один год книги поэта иллюстрируют такие известные мастера графики, как Дамиан Утенко́в, Наталья Артемова, Александр Антонов, художники Ирина Сурина, Александр Хасминский, Алена Ромадина, Ирина Черная.

Терентий Травник – автор мемориально-патриотического проекта «Вечный май» – посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 над фашистской Германией. К 70-летию празднования великой Победы в 2015 году им выпущена книга стихов «Жить в мире», пропитанная духом патриотизма и любви к Родине – России.

С 2009 года Терентий Травник является учредителем Всероссийской некоммерческой художественной галереи Delon`ь, которая поставила перед собой задачи заниматься только благотворительными выставками для ветеранов труда и войны, малоимущих семей, детей и инвалидов. Галерея Delon`ь появилась в 1984 году, ее создатель Т. Травник решил таким образом сохранить во времени подаренные друзьями картины, он же дал ей и название. Идея галереи окончательно утвердилась к 1989-му году, а с 1990 года, когда у Травника появилась возможность работать в собственной мастерской, галерею пополнили и его работы. Травник, имеющий философский взгляд на мир, умело передает в своих картинах глубину увиденного им за внешней оболочкой всего существующего в мире вещей. Его живопись символична и неоднозначна. Большая часть полотен Травника находится в частных коллекциях и время от времени выставляется на международных и региональных выставках. В книге «Осенний минор», созданной Терентием в начале 90-х годов XX века, собраны не только иллюстрации некоторых картин художника, но и комментарии к ним самого автора, что само по себе представляет немалый интерес и ценность. Его кисти принадлежат более пятисот живописных работ.


За работой в мастерской в имении «Жамочкино». 2009 год.


Терентий Травник известен не только как музыкант и исполнитель в рок-группе «Ноев Ковчег», созданной в 1979 году в Москве, но и как композитор. В 2003 году Травник создал проект «Le`mur records», в котором продолжил развитие своего собственного музыкального творчества, а в 2004 – он создает «Tetra» – новый проект инструментальной музыки, начинает записывать песни под гитару на собственные стихи и музыку. Как композитор Терентий реализовал себя и в жанре авторской песни, и в стиле этно-фьюжн, и в стиле «sensound music», им написано более двухсот инструментальных произведений. С 2006 года Травник начал писать симфоническую музыку, одним из первых его сочинений в этом жанре стала Simphostory «Ghugushatiah», а позже был создан цикл из 12-ти концертов духовной музыки, посвященный двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви: «Крещенский концерт», «Благовещенский концерт», «Троицкий», «Крестовоздвиженский» и другие. Завершением цикла стал Большой Пасхальный концерт для фортепьяно с оркестром. За три десятилетия им создано около двух тысяч произведений инструментальной и симфонической музыки, бардовской песни. Записано свыше двухсот пятидесяти альбомов с песней, музыкой и поэзией.



Многие годы поэт принимает активное участие в возрождении православных храмов. При его участии и творческой поддержке строились и восстанавливались такие храмы, как Крестовоздвиженский и Рождества Христова в селе Мелихово в конце 90-х годов XX века, храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Булатниково, храм Рождества Христова в селе Сенино, храм Свт. Николая в Бирюлеве, в Москве, храм Казанской иконы Божией матери в Узком, восстанавливался иконостас в Троице-Даниловом монастыре в Переславле в середине 90-х XX века. Терентий является собирателем и хранителем православных фотолетописей, созданных им и киноархивов восстановительных работ подмосковных храмов. В конце 90-х годов XX века по его инициативе и по его же эскизам изготовлен Большой крест мощевик, ныне хранящийся в храме Зачатия Свт. Православной Анны в городе Чехове Московской области. При строительстве нового храма в Бирюлево для привлечения денежных средств Терентием было разработано и внедрено Свидетельство на именной кирпичик, благодаря чему было собрано более миллиона рублей.

В 2007 году за усердные труды во Славу Русской Православной церкви, поэт и публицист Терентий Травник награжден Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.


В монастыре. Второй слева Т. Травник. 1994 год.


Терентий – автор и создатель просветительских литературно-музыкальных проектов: «Культурное наследие России», «Детские универсиДеты», «Пути-дороги», «Tempus fugit», «Родная сторона», «Советские поэты», которые несут свет памяти и образованности своим современникам и взрослым, и детям. Особого внимания заслуживает образовательная программа «Часы», созданная Травником. Программа включает в себя познавательные лекции, записанные на диски в авторском исполнении. Программа состоит из отдельных циклов, посвященных разным направлениям науки и искусства: «Час музыки», «Час литературы», «Час искусства», «Час философии», «Час науки», «Час таинственного» и «Час духовного наследия», знакомя своих слушателей с жизнью и творчеством великих композиторов, поэтов, художников, а также жизнью и деятельностью ученых, отцов Церкви и философов, оставивших свой глубокий след в истории нашей цивилизации. Программа насчитывает 50 компакт-дисков с общим временем звучания более 70 часов.

Травник является создателем более 80 фильмографик (авторское название), где объединены фотография, музыка, живопись и слово – эти работы сегодня смотрят во всем мире. Неизменной популярностью пользуются фильмографики «Гугушатия», «Вечный май», «Благословенный путь», «20 лет под кроватью» по рассказам Виктора Драгунского, «Вовек не забыть», «Засыплет снег дороги» на стихотворение Бориса Пастернака и многие другие.

В заключении привожу письмо Терентия, написанное им в июне 2011 года:

«Мое творчество – это послание в будущее от всех нас, всех, кто в этом времени. Очень скоро сотрутся воспоминания о нас, даже у наших внуков. Такова реальность. Через какие-то 20—30 лет от большинства из нас не останется ничего, кроме имени в заупокойной записке. Но картины, песни, музыка и самое главное – книги, продолжат нашу жизнь, напоминая потомкам о нашем времени, и так ярко, как будто это все здесь и сейчас. Вечное Настоящее! Откройте Библию, Дао, Бхагават Гиту, читайте! А ведь это не сотни, а тысячи лет назад. Не в этом ли величайшая сила и тайна художника – ткать время! Под парусами Поэтического слова мы, Современники, отправимся вместе в удивительно прекрасное путешествие – Вечность. И когда рассеется наш прах, и истлеют кости наших потомков, а пепел развеется навсегда, струганные доски нашего фрегата будут по-прежнему сверкать явью и новизной в туманах грядущего. И никто не будет забыт! В этом и есть Божественная сила творчества. Аминь».

Да будет так! Мощным завершающим аккордом к этому письму звучит стихотворение Терентия Травника «Носители времен, ваятели эпохи…». Оно усиливает обращение поэта не только к своим современникам, но и ко всем прошлым и будущим «посланцам иных миров», называемых в народе «Леонардами и Михайлами», уверенно идущих сквозь поколения, чье творчество нетленно и неподвластно времени и освещает нашу жизнь «пламенем иных свечений»:

Носители времен, ваятели эпохи,Кто вы, иных миров посланцы?Вы, чьи планета ловит вздохи,Как астроном протуберанцы.Вы не подвластны той природе,Что время выткало веками.Отведено на небосводеДля вас иных свечений пламя.Кто вы, носители идеи,Служители царицы Жизни,Идущие сквозь поколеньяС благословеньем горных высей?Вы, Леонарды и Михайлы,Начал сплетенье и концов,Ключи вселенских начинанийОт парадоксов – до основ.2011

Терентий Травник на Мухиной горе. 2011 г.


Сушкин дом на Мухиной горе

Получив полное представление о творческой биографии Терентия Травника, щедро одаренного и талантом художника, и талантом музыканта, поэтическим и композиторским даром, невольно задаешься вопросом: «Где, на какой земле рождаются такие талантливые самородки, как Травник»? Глубоко исследуя поэтический талант Терентия, и открывая яркие грани его личности, вдруг с изумлением обнаруживаешь ответ, на возникший вопрос, который лежит буквально на поверхности. Первый поэтический сборник поэта называется «Сушкин дом… на Мухиной горе». Необычное название, вызывающее интерес: «Откуда такое название»? Открыв для себя и читателей творчество поэта, имеющее многоплановость и многогранность и в этом исследовании необычного названия первого сборника, вооружившись терпением и желанием узнать, откуда корни такого названия, начинается удивительное движение к первоистокам. Предвкушая раскрытие тайны, как опытный археолог, осторожно снимая слой за слоем, вдруг делаешь открытие, что это название – древнее, говорящее и такое же многоплановое, как и само творчество поэта. Но обо всем по порядку.

Слой первый – исторический

Мухина гора – реально существовавшее историческое название местности, сохранившееся на картах Москвы c XVIII века, имеет сегодня название Ростовская набережная, расположена в районе Хамовники по левому берегу Москвы-реки, между Смоленской улицей и Саввинской набережной, к западу от улицы Плющиха и соединенная с ней Ростовскими переулками.




Название этой местности со временем менялось, и в совсем седой древности оно называлось и Мухой, и Мухиной горой, а то и просто Бережками. Известно еще, что в конце XIX века часть набережной со стороны Бородинского моста именовали Мухина улица и Мухина Гора, как название высокого берега Москвы-реки. На карте 1858 года мы видим, что современная Ростовская набережная, идущая от Дорогомиловского моста по берегу реки Москвы, носила название Улица Мухина гора. Есть еще одна интересная деталь на карте 1917 года: имя Мухина гора вписана в прямоугольник, расположенный рядом с Бородинским мостом, в месте, где на карте 1859 г. оно обозначено как Торговые бани. Очередная историческая загадка. Но как бы не менялись названия этой местности, ее границы всегда были неизменны: свое начало Мухина гора берет от Бородинского моста и условно заканчивается Виноградовскими банями.

На сегодняшний момент существуют 2-й, 4-й, 6-ой и 7-ой Ростовские переулки: 4-й и 6-й Ростовские – отходят от Плющихи и теряются во внутридворовых территориях, а самый протяженный переулок – 7-й Ростовский, или, как он еще раньше назывался, Благовещенский, идет по самой кромке крутого берега Москвы-реки вплоть до Смоленской улицы. Ростовские переулки возникли как Тишинские, возможно, от фамилии землевладельца Тишин – от имени Тиша, уменьшительного к Тимофей.

Исторические карты Мухиной горы дают наглядное представление о ее расположении и переименованиях Ростовских переулков в Тишинские и затем обратно в Ростовские.


Мичуринский план Москвы 1739 г.


Карта 1859 г. Мухина улица


Карта Мухиной горы 1859 г.


Карта Москвы Суворина 1907—1908 гг.


Карта Москвы из книги издания Сабашниковых 1917 года


Карта Москвы 1938 года

Топонимика и топография Мухиной горы

Предлагаемое топонимическое исследование Мухиной горы появилось при тщательном изучении старинных карт этой местности, проведением сравнительного анализа карт между собой, исследования названий улиц в разные века и разные годы, их конфигураций, а также наложением карт друг на друга.

Как известно, свое историческое название Ростовские переулки берут с начала ХV-го века от основавшихся здесь именитых и состоятельных Ростовских архиереев. В 1412—1413 годах здесь была построена церковь Благовещения пресвятой Богородицы.

На Мичуринском плане Москвы 1739 г. очень хорошо уже видны 1, 2, 3, 4, -, 6, 7 Тишинские-Благовещенские-Ростовские переулки, близкие по конфигурации к их поздним изображениям на картах и концу ХХ-го века, а 2, 4, 6 и 7-й переулки сохраняют и сегодня свое положение и начертание. Почему, как и когда Ростовские переулки потеряли свое прежнее название, история до сей поры умалчивает. Есть версия, что эти места принадлежали когда-то некоему купцу с фамилией Тишин, может быть он и осуществил переименование на «Тишинские», но есть и легенда об особой тишине этих мест, откуда якобы и пошли Тишинские переулки. Будущим исследователям есть над чем поработать.

На страницу:
1 из 2