Полная версия
Катастрофы в природе: стихия воды. Голод, наводнения, потопы, сели, цунами
Катастрофы в природе: стихия воды
Голод, наводнения, потопы, сели, цунами
Батыр Каррыев
Иллюстратор Батыр Сеидович Каррыев
© Батыр Каррыев, 2017
© Батыр Сеидович Каррыев, иллюстрации, 2017
ISBN 978-5-4485-1777-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Слава Тебе, Нил, выходящий из земли,
Приходящий, чтобы оживить Египет!
…Если он медлит, то замыкается дыхание,
И все люди беднеют,
Уничтожаются жертвы богов,
И миллионы людей гибнут…
Гимн НилуВремя Среднего царства, 2065—1785 годы до н.э.Почти 750 лет назад итальянский теолог Фома Аквинский заметил, что даже всемогущий господь не может отменить правил арифметики. Иными словами при всём старании человек не способен изменить законы природы. С пользой для себя ими можно воспользоваться, но не всегда результат оправдывает ожидания.
Тысячи лет назад для облегчения охоты на животных австралийские аборигены научились выжигать растительность. Сегодня некогда густо заросшие территории превратились в склерофитовые заросли, а леса стали лугами. Огромное внутриконтинентальное море высохло, оставив после себя солёные мелководные озёра. Мегафауна и многие мелкие виды животных вымерли. Засухи и наводнения стали обычным явлением на самом древнем континенте планеты.
В других частях света, на огромных территориях Азии, Америк и Европы поля окультуренных растений сменили прежний лесной покров. Естественные водотоки приспособлены под потребности животноводства, промышленности и сельского хозяйства. Благодаря созданию систем водоснабжения возникли города и образовались первые цивилизации.
Территории, где сегодня плотность населения достигла невероятных значений те же, что и тысячи лет назад. Это побережья морей и озёр, дельты рек и их долины. Именно здесь антропогенное преобразование рельефа и естественных водотоков максимальны, а поскольку в водном цикле всё взаимосвязано, то любое изменение естественного хода вещей в природе влечёт за собой негативные для человека побочные эффекты.
Связанные с водой бедствия признаются самыми худшими. Причин этому много, но главная в том, что вода способна находиться в трёх агрегатных состояниях – газообразном, жидком и твёрдом. Это делает её уникальным земным ресурсом, но одновременно и самым опасным. Трансформация воды из одного состояния в другой и характер её циркуляции в Мировом океане формируют не только погоду на планете, но и частоту и силу стихийных бедствий.
В 2016 году природные и техногенные катастрофы унесли жизни более десяти тысяч человек. Наиболее уязвимыми от природных катастроф оказались страны со средним и низким доходом на душу населения. На них пришлось 90% человеческих жертв. В этот год общий экономический ущерб от природных и техногенных катастроф составил 158 миллиарда долларов, что намного выше потерь предыдущего оцененных 94 миллиардами.
Распределение ущерба от природных катаклизмов в мире с 1900 по 2015 годы. За 115 лет 35 тысяч стихийных бедствий нанесли мировой экономике ущерб в семь триллионов долларов, и унесли более восьми миллионов человеческих жизней (по данным KIT, 2016).
Значительный ущерб и крупные человеческие потери принесли штормы и штормовые нагоны – примерно около 30% от общих ежегодных экономических потерь. Масштабные затопления происходили в Германии и Франции. В США экономический ущерб от наводнений достиг десяти миллиардов. Обильные дожди привели к серьёзным последствиям в Китае – только от разлива реки Янцзы потери составили около шестнадцати миллиардов долларов США.
С 1996 по 2016 год на планете произошло 7056 природных катаклизмов. За этот период число связанных с погодой бедствий увеличилось более чем вдвое. Самое смертоносное наводнение произошло в 1931 году на реке Янцзы в Китае – оно унесло жизни многих сотен тысяч человек. Почти соизмеримым с ним бедствием стало цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии. Тогда тектоническая подвижка у острова Суматра вызвала мегалоземлетрясение и самое смертоносное цунами в современной истории. Его жертвами стали 280 тысяч человек. Начало 2017 года ознаменовалось новыми наводнениями, селями и вызванными ими оползнями в Австралии, Боливии, Колумбии, Перу, США, Чили и других странах.
Вместе с тем засухи, сезонные разливы рек, наводнения, цунами или обрушение ледниковых образований это фрагменты естественного состояния природной среды. Ожидать, что приносимые ими бедствия будут уменьшаться мало оснований просто потому, что доступ к воде во все времена определял образ жизни людей.
Вода рек и озер покрывает потребности человечества в питьевой воде, используется в сельском хозяйстве, промышленности, она необходима для работы атомных, ГЭС и тепловых электростанций. На фоне быстрого роста мирового населения – за последние две тысячи лет она превысила семь миллиардов, растёт потребность в пресной воде и это приводит к новым проблемам.
Хотя 70% земной поверхности покрыто водой, её пресная часть без учёта ледниковой воды составляет около одного процента от всего количества. Жизнь людей полностью зависит от поверхностных вод на суше составляющих 0,016% от всей воды на Земле. Они подвергаются наиболее интенсивному антропогенному воздействию, включающему не только нарушение естественного гидрологического цикла в природе, но и отравление бытовыми и промышленными отходами.
В 1964 году лауреат Нобелевской премии по физике Денеш Габор (Gábor Dénes) отметил: «До сих пор человек противостоял всей Природе. Отныне он противостоит своей собственной природе. Достаточно справедливое замечание, если принять во внимание что несмотря на научно-технический прогресс и совершенствование методов прогнозирования погоды уязвимость людей от её превратностей не уменьшается.
В прежние времена создание мифов о водной стихии было естественной реакцией на явления, которые человек не в силах был объяснить. Благодаря достижениям науки и техники для этого остаётся всё меньше оснований. Эта книга о стихии воды. Она будет полезна тем, кто интересуется исследованиями в области наук о Земле.
Батыр КаррыевДоктор физико-математических наук, профессор, 2017 годE-mail: mweb2016@mail.ruhttps://sites.google.com/site/seismkantiana/Могучая и живая
Здесь открывает природа источники новые, там же
Старые уничтожает. Земля ль сотрясается – и реки
Вновь вытекают одне, а другие скрываются в землю.
Публий Овидий Назон,43 до н.э. – 17 н.э.Людей издавна занимали вопросы, почему моря и океаны не выходят из берегов, хотя реки непрерывно несут в них огромные массы воды. Откуда берётся подающая с неба или бьющая из-под земли вода и многие другие. В зависимости от представлений о природе, в тот или иной период времени, ответы давались разные. Собственно первые представления о форме Земли проистекали из простой мысли – она должна быть плоской иначе бы с неё стекла вода. Тем не менее это была основанная на опыте первая научная гипотеза.
Что думали люди о водной стихии известно из мифов, легенд и поверий. Первобытные представления отразились в современных культурных и религиозных традициях многих народов мира. На всех континентах можно обнаружить схожие обряды поклонения воде. Также как и широко распространенное верование, что ею управляют некие способные помочь или навредить человеку хранители.
По аналогии с самим собой древний человек стремился задобрить мифические существа предлагая ему то, в чём сам обычно нуждался. Это могла бы быть пища, предметы обихода или украшения. Воде отводилась главная роль в ритуалах призванных поддержать плодородие земли. Приёмы привлечения воды на поля или сохранения урожая от избытка влаги включали молитвы, магические манипуляции и жертвоприношения. Для того что бы росли удои молока и корова лучше телилась в реку выливали молоко. Кормление воды хлебом воздействует на дождь как на небесную воду. При этом кормление именно хлебом обусловлено мнением, что в жертву необходимо приносить то, что человек хотел получить взамен.
Предки китайцев считали, что вода это кровь Земли, а морские приливы воспринимались как её дыхание и биение пульса. По их поверьям мир образовался из водяного хаоса – хуньтунь, а повелевал дождем, грозой и всей водной стихией змей-лун обитавший в реках, озёрах и морях. У северных народов до сих пор сохраняется обычай первинок – принесение в жертву воде первой охотничьей добычи, приплода или первых собранных плодов урожая. На русском севере у поморов бытовала практика принесения жертв водяному. Её отголоски нашли отражение в былине о Садко, герое новгородских сказаний.
Ишше кольки по синю морю не хаживал —Я Морьскому цярю дани-пошлины не плацивал.Вы спускайте-ко, мои млады матросики,Вы спускайте-тко-се боцьку с красным золотом,А другу боцьку спускайте с цистым серебром».Ишше эти боцьки-то все поверх воды несёт…На другом континенте в древнем городе Чичен-Ица находится Священный сенот. Это круглая воронка в пластах известняка диаметром более шестидесяти метров. По древним поверьям в неё обитал бог дождя Чак, которому приносили различные жертвы, включая человеческие. Майя считали сеноты вратами в царство мёртвых, а их воды священными.
В зороастрийских священных тестах упоминания о воде и водных божествах многочисленны и подробны. В Авесте богине воды и плодородия Ардвисуре Анахите посвящен специальный гимн «Абан Яшт».
Священный сенот в Чичен-Ице – карстовая воронка в Мексике.
Многим источникам воды поклоняются уже тысячи лет. За ними признаются сакральные качества и полагают что они являются местами где осуществляется связь человека с потусторонним миром.
В греческой мифологии для того что бы попасть в царство Аида надо было переплыть реку Стикс. В её водах искупала своего сына Ахилла богиня Фетида, и это сделало его непобедимым воином.
В индуистской мифологии Ганг это спустившаяся на Землю небесная река. Она признаётся священной и к ней совершают паломничества. Индуисты используют воду Ганга во время омовения новорожденного ребенка, свадебных обрядов и похорон. На её берегах проходят кремации, а в водах рассеивается прах умерших индуистов и осуществляются ритуальные омовения.
Издревле считалось, что вода из святых источников способна исцелять больных, слабых делать сильными, а калек – здоровыми. Отсюда пошла слава о «живой воде» способной воскрешать мертвых, даровать зрение слепым, а людей с недостатками внешности превращать в красавцев. Места, где находились такие источники, объявлялись святыми и рядом с ними строились культовые объекты – церкви, монастыри и часовни.
В термальных источниках Викарелло обнаружены изделия свидетельствующие о том, что культ поклонения воде на территории Италии восходит к каменному веку. Он существовал в бронзовом веке, во времена древнеримской цивилизации и сохранился до настоящего времени. даже сегодня сложно определить где отдаётся дань традиции когда разбивается бутылка шампанского о борт нового судна или древнейшему ритуалу кидая монеты в водоём.
С культом воды связаны многочисленные религиозные отправления и обряды у населения Центральной Азии о которых писал ещё древнегреческий учёный Страбон. Здесь вода не только являлась самостоятельным объектом культа, но и играла главную роль в религиозных обрядах.
В кельтской Британии и Франции озёрные феи после пожертвований содействовали в устройстве семейной жизни. По воде делались предсказания, у неё спрашивали о здоровье, судьбе и многом другом. Испытание водой в тех или иных целях практиковалось кельтами на Рейне. Так, выявление ведьмы путём её утопления в Средневековье проистекало именно из этого обычая.
«Воде приносят жертвы так: придя к озеру, реке или источнику, вырывают яму и закалывают жертвенное животное так, чтобы кровь стекала в эту яму; при этом остерегаются как-нибудь обагрить кровью находящуюся поблизости воду, полагая, что это осквернит воду. Затем маги кладут куски мяса на миртовую или лавровую ветвь и, прикасаясь к мясу тонкими палочками, произносят заклинания, совершая при этом возлияния оливковым маслом, смешанным с молоком и медом, но не в огонь или в воду, а на землю. Заклинания они произносят долго, держа в руках связку тонких тамарисковых палочек». Страбон «География», ок. 64/63 до н. э. – ок. 23/24 н. э.
Вода занимает одно из центральных мест в культовых и обрядовых практиках всех религиозных течений. Хотя дохристианские и доисламские традиции почитания воды претерпели значительные изменения но, в том или ином виде, они нашли отражение в современных религиозных практиках.
В христианском вероучении обряд освящения водой восходит ещё к ветхозаветным временам. В реке Иордан крестился Иисус Христос. Через святую воду человек становится членом христианской церкви и получает возможность участвовать во всех её таинствах.
«Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея. 4:17) Кирилл Иерусалимский (315—386).
В исламе вода является источником всякой жизни на Земле и из неё бог сотворил человека. В священной книге мусульманства Коране утверждается, что вода является элементом, существовавшим до Земли и Небес. Более того всё сущее на Земле создано из воды: «Неужели неверующие не знают, что небеса не проливали воду (не лил дождь) и Земля не растила растения, затем Мы пролили из небес дождь, а землю сделали взращивающей растения, и сделали Мы из воды (проливающейся с небес и источающейся из Земли) всё живое, так неужели они не уверуют?!» (Сура «аль-Анбия», аят 30).
Обязательная часть молитвенного ритуала в исламе это очищение через омовение водой. Совершенные не в состоянии чистоты молитвы религией не признаются. Поэтому мусульмане обязаны исполнять ритуальное омовение перед каждой из пяти ежедневных молитв.
«О вы, которые уверовали! Когда вы приступаете к совершению ритуальной молитвы, то умойте ваши лица и руки до локтей, проведите [мокрой рукой] по голове и помойте ноги до щиколоток. А если вы находитесь в ритуальном осквернении, то искупайтесь… Аллах [вовсе] не хочет создавать для вас неудобства – он желает вам очищения». Коран, 5:6.
В Древнем Египте и Вавилоне зародились первые представления о том, что суша окружена не только морем, но и небесным, а также подземным океанами. Почти шесть тысяч лет назад египетские жрецы уже следили за уровнем воды в периоды ежегодных разливов Нила с помощью специальных водомерных сооружений. Это были колодцы с каменной колонной посередине в русле реки, на которой отмечалась высота подъема воды в половодье. На острове Рода близ Каира таким образом получен самый большой в мире ряд гидрологических наблюдений длиной в 1250 годов.
Это были первые футштоки – уровнемеры для наблюдения и определения уровня воды в море, реке или озере. В России находится один из старейших в глобальной сети уровневых постов Мирового океана – Кронштадтский футшток, сооружённый в 1840 году. Благодаря измерениям уровня воды в морях и океанах установлена природа многих геологических и геофизических явлений. В частности измерения уровня Мирового океана позволяют судить о скорости таяния ледников, режиме стока рек на материках, испарении воды и многом другом.
Гениальные догадки учёных древности о природе водной стихии сочетались с их же ошибочными рассуждениями о причинах образования рек и морей. Так в Древнем Египте связь рек с их истоками не осознавалась только потому, что питавшие Нил осадки выпадали в его верховьях – далеко от территории страны. Поэтому причиной наводнений египтяне считали летние ветры.
«Летописцы упоминали о явлениях природы либо между прочим, либо исходя из представлений науки их времени, трактовали грозы, наводнения и засухи как предзнаменования или наказание за грехи. В обоих случаях явления природы описывались выборочно, когда они оказывались в поле зрения автора, а сколько их было опущено, мы даже догадаться не можем. Один автор обращал внимание на природу, а другой, в следующем веке – нет, и может оказаться, что в сухое время дожди упомянуты чаще, чем во влажное… Древние авторы всегда писали свои сочинения ради определенных целей и, как правило, преувеличивали значение интересовавших их событий. Степень же преувеличения или преуменьшения определить очень трудно и не всегда возможно». Лев Гумилёв, 1989 год.
На Ближнем Востоке воды рек Тигра и Евфрата формируются высоко в горах, поэтому для жителей Междуречья их связь с осадками и таянием снегов на Армянском нагорье была не очевидной. В древней Греции, территория которой изобилует карстовыми породами и пещерами, главными источниками воды в реках определялись подземные пустоты.
К временам античности и средневековья относится стремление построить завершенную систему описания мира в котором, наряду с воздухом, землёй и огнём, воде отводилась основная роль. Желание получать простые ответы на сложные вопросы чаще всего основывалось на умозрительных рассуждениях о природе воды, причинах волнения морей и океанов, выпадении атмосферных осадков или возникновении наводнений.
«И в то время, когда в других странах количество воды в реках увеличивают дожди, в Ниле, которому дожди никогда не приходят на помощь, воды становится меньше. Затем наступает лето, и Нил становится полноводнее, так как летом в недрах земли царит холод, который и возвращает силу подземным ключам. Но если бы это было так, то летом повышался бы уровень воды в реках, и все колодцы были бы полны водой. Кроме того, я не думаю, чтобы зимой под землёй было больше тепла. Грунтовые воды, пещеры и колодцы бывают тёплыми потому, что в них не проникает холодный воздух извне». Луций Анней Сенека «Вопросы естествознания» (ок. 460 до н.э. – ок. 370 до н.э.).
Древнегреческий учёный Фалес Милетский (ок. 624—547 до н.э.) с водой связывал все явления природы. Он считал, что морская вода поступает в земные полости под действием ветра, а затем, поднимаясь к поверхности, питает реки. Древнегреческий поэту Эзопу (VI—V вв. до н.э.) приписывается миф о всепоглощающей морской пучине Харибде которая, заглатывая воду обнажает сушу. Его земляк учёный Диоген (V в. до н.э.) считал, что земные недра пронизаны ходами и отверстиями и по ним влага перемешается туда, где её нет.
У древнегреческого учёного Демокрита Абдерского, в полном согласии с законом сохранения бытия, возникновение и уничтожение сложных тел происходит путем соединения и разъединения атомов. Из атомов состоят четыре элемента физического мира – земля, вода, воздух и огонь. Самые большие атомы у земли, а самые мелкие – воздуха. Земля, вода и воздух представляют собой смесь атомов всех форм и способны взаимопревращаться. Путём выделения более крупных атомов вода может превратиться в воздух, а земля – воду.
По мнению древнегреческого учёного Платона (427—347 до н.э.) источником воды был Тартар. В эту тёмную бездну по подземным протокам поступает морская вода. Он же одним из первых упоминает о всемирном потопе.
«Доходя в своем стремлении до места, называющегося нижним, вода разливается по рекам, текущим изнутри Земли, и наполняет их, подобно водоводам, а убегая оттуда и притекая сюда, опять обогащает здешние потоки, которые от избытка вод вливаются и в каналы, и в землю и, достигнув до известных мест по принятому направлению, образуют моря, озера, реки и источники». Платон, 427—347 до н.э.
Древнегреческий учёный Аристотель полагал, что воды атмосферных осадков и тающих снегов сначала проникают в подземные пещеры путем фильтрации через грунт, а потом в виде водяного пара распространяются по системам подземных каналов. Затем снова испаряются и конденсируются в атмосфере.
К IV веку до нашей эры относится появление первых представлений о круговороте воды в природе. В Индии, Китае и Корее для определения количества атмосферных осадков начали использовать дождемеры и была установлена связь между ними и стоком воды в реках. По толщине слоя выпавшей влаги в дождемерах в древней Индии исчислялся налог на урожай.
Дождемеры в Китае и Корее представляли собой бронзовые цилиндры диаметром около 15 сантиметров установленные на мраморных постаментах. В Европе дождемеры изобретаются только к XVII веку. В 1693 году в письме Галилео Галилею (Galileo Galilei) о них упоминает итальянский учёный Бенедетто Кастелли (Benedetto Castelli).
В XIII веке арабский учёный Закария ибн Магомет ибн Махмуд аль-Казвини (1203—1283) описал связь приливов с движением Солнца и Луны, но объяснял их согреванием вод под божественным влиянием. Когда выяснилось, что вода при нагревании может переходить из жидкого состояния в газообразное, стало очевидно, что под воздействием солнечного тепла прогревается поверхность океана и вода превращается в пар.
Тем самым было положено представлению о кругообороте воды в природе. Одним из первых свои соображения по этому поводу высказал итальянец Леонардо да Винчи. Он указал на значение водопроницаемых геологических пород для образования водоносных слоёв в Альпах и выдвинул идеи о механизмах восполнения подземных вод и возникновения источников в низинах.
В 1580 году во Франции был издан труд Бернара Палисси «Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, всё представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком». Палисси одним из первых определил дождевые осадки основным источником питания рек и подземных вод. Он также впервые высказал гипотезу о том, что раковины и другие окаменелости это ископаемые останки древних животных.
Поворотным пунктом в формировании представления о кругообороте воды в природе стали исследования француза Пьера Перро (Pierre Perrault, 1608—1680) которому было поручено соорудить водопровод для Лувра. В процессе этой работы Перро измерил отдельные элементы круговорота воды и доказал, что сумма осадков в одном из районов верхней части бассейна реки Сены почти в шесть раз превышает расход воды её вышележащего притока. Иными словами, оказалось, что именно осадки обеспечивают ток воды в реках, а часть влаги на сушу поступает из моря. В 1674 году Перро анонимно опубликовал книгу «On the Origin of Fountains» (О происхождении фонтанов).
В XVII веке немецкий учёный Атанасиус Кирхер опубликовал книгу, в которой обобщил накопленные сведения о вулканах Земли, гидросфере, морских течениях, ветрах и кругообороте воды в природе. Он пришел к заключению, что морская вода поступает по подземным каналам в пустоты в земных недрах, а откуда после возгонки вытекает, питая родники и реки. Местоположения таких стоков были отмечены на составленной им карте мира водоворотами в Балтийском, Белом, Каспийском, Норвежском, Персидском, Чёрном и других морях сообщающихся с ближайшими бассейнами через подземные протоки.
С точки зрения Кирхера мифический Мальстрем у Лофотенских островов близ берегов Норвегии связан подземной протокой с водоворотом на севере Ботнического залива, а затем с водоворотом в Белом море. Тем же способом Каспийское море соединено подземными протоками с Чёрным морем и Персидским заливом.
В середине XVII века первые количественные концепции формирования подземных вод в результате инфильтрации атмосферных осадков сформировали французские ученые Пьер Перро (Pierre Perrault, 1608—1680) и Эдм Мариотт (Edmе Mariotte, 1620—1684). Они исследовали водный баланс реки Сена и доказали, что источником воды были выпадающие в её бассейне атмосферные осадки. Примерно к этому времени (1654 год) относится создание герцогом Тосканским первой международной сети гидрологических наблюдений. Появление пунктов гидрологических и метеорологических наблюдений в Европе создали основу для последующих суждений о природе воды и её перемещению на планете.