Полная версия
Неизвестный Хлыноff
Легенда о Раздерихинской битве в изложении Рычкова примечательна и тем, что в ней ничего не сказано о церковной составляющей праздника – ни о часовне, возведенной в месте упокоения погибших воинов, ни о панихиде, совершаемой в память о них. Зная интерес автора к подробностям и деталям, можно предположить, что это молчание неслучайно и свидетельствует о том, что во времена Рычкова Свистунья была именно народным праздником со всеми вытекающими из этого последствиями в виде плясок, песен, свиста, кулачных боев, винопития и иных составляющих языческой тризны.
«Пережитки язычества»
Первое упоминание о панихиде содержится в изданной в 1808 г. «Истории вятчан» Александра Вештомова. Но даже тогда, спустя три десятилетия, «пережитки» язычества все еще были заметны внимательному глазу первого вятского историка, который писал: «После отправления сей панихиды собираются на то место жители и гуляют оные невинно, подлые же пьют. Несколько лет назад тому происходило притом по обычаю язычников свисты и пляски, от чего и называется сей случай на Вятке Свистопляскою. Также обыкновенные были и кулачные бои, но оные, так как и пляски, благоразумным начальством ныне уже прекращены, а свисты остаются притом в шалостях только робят».125 И далее о том, что «у священства оправляющего сию панихиду, нет никакого письменного предания, утвержденного духовными властями, да ниже никакого, кроме изустных, и то противоречащих рассказов о древнем оном побоище».126 Это свидетельствует против мнения о том, что праздник Свистуньи в те годы пользовался каким-то особым расположением местных властей.
При этом Вештомов не скрывает, что рассказы «о древнем оном побоище» противоречат друг другу, и вероятнее всего той ночью устюжане, действительно, напали на Хлынов, так как «удельные князья в землях по левую сторону Волги лежащих и великим князьям принадлежащих, управлявшие, нередко посылали отряды против вятчан».127 В том числе и из числа устюжан. Поэтому, по мнению Вештомова, вятчане не ошиблись, вступив с ними в бой. А раз так, то не было никакого «раздрания» и «слепородства». Неслучайно на плане Хлынова 1759 г. овраг, в котором будто бы произошла эта битва, назван не Раздерихинским (от слова «раздраться»), а Вздерихинским или Вздерихой, так как по нему «вздирались», то есть взбирались от реки в город. Не было в старом Хлынове и улицы Раздерихинской – впервые она появилась после 1784 г., уже в губернской Вятке.
Долгое время светские и церковные власти Хлынова оставались безучастными к празднику Свистопляки, повод к которому был не вполне ясен, а само действо исполнено многих языческих пережитков. Только в конце XVIII столетия «благоразумное» начальство было вынуждено обратить внимание на историю этого торжества, а еще более – на саму традицию празднования. Вероятно, не по своей воле, а понуждаемое государственной властью, которая в течение «просвещенного века» не раз призывала местное управление к борьбе с «ложными чудесами» и «суевериями».128
Очевидно, что Хлынов, являвшийся центром отдельной епархии (с 1657 г.) и провинции (с 1719 г.), и тем более Вятка, провозглашенная сначала центром наместничества (в 1780 г.), а затем и губернии (в 1796 г.), не могли оставаться в стороне ни от «государевых дел», ни от решений Синода.129 Пример тому – распоряжения вятского архиепископа Лаврентия (Горки) о запрете Великорецкого паломничества, направленные против сопровождавших его суеверий.130 Однако борьба с «языческими пережитками» Свистопляски растянулась на многие годы и, по свидетельству Вештомова, увенчалась первыми достижениями только на рубеже XVIII и XIX веков, когда главный акцент праздника был перенесен с «тризны и игрищ» на церковную панихиду. Примечательно, что именно в этот период Вздерихинский овраг стал называться Раздерихинским, а Свистопляска – Свистуньей, что на наш взгляд также явилось следствием этих перемен.
О том, что в середине XIX века языческие обычаи Свистуньи уже не кололи глаз просвещенным вятчанам, можно судить из статьи П.В.Алабина «Относительно некоторых древностей Вятского края», опубликованной в 1865 г.: «В самом городе Вятке существует овраг по имени Раздерихинский, спускающийся к реке Вятке. По этому оврагу, во времена перваго поселения вятскаго – шли на помощь ночью к осажденным туземцами вятчанам устюжане, но по несчастию вятчане, не узнав своих союзников, и предполагая в них неприятеля, бросились на них; в кровавой свалке погибло много устюжан, к величайшему, в последствии, горю вятчан. На утро объяснилось кровавое несчастие, вятчане с честию похоронили своих погибших союзников на самом месте побоища, тут же поставили часовню, доселе существующую, хотя вероятно в обновленном, но все таки полуразрушенном виде и установили ежегодно в день побоища совершать по убиенным устюжанам панихиду. В последствии, вероятно при значительном стечении народа на эту панихиду, дети, воспоминая произошедшую на этом месте битву, стали играть у этой часовни в войну, причем одна партия детей обыкновенно подымалась по крутым берегам оврага, а другая партия не допускала их взойти на высоту и бросала в наступающих комками земли. Со временем оружие это было заменено глиняными шариками, расписанными разными красками. Производством и продажею этих шариков, так называемых „шарышей“, стала заниматься лежащая напротив оврага, по ту сторону реки Вятки, слобода Дымково, жители которой более и более развивая свою торговлю шариками, начали делать глиняныя игрушки, продажа которых в день панихиды у сказанной часовни образовала целую ярмарку, известную под именем Свистопляски, так как детская война, на этом месте обыкновенно происходившая, сопровождалась свистом в берестяныя свистульки, продажа которых, также как и глиняных петушков-свистунов, продолжается в день праздника в обширных размерах и ныне».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Какое название должен носить город Киров – Киров или Вятка? – Электронный ресурс: Из Кирова в Вятку. – Режим доступа: http://kirov.vyatka.ru/poll/kakoe-nazvanie-dolzhen-nosit-gorod-kirov-kirov-ili-vyatka; Какое название нашего города является наиболее перспективным для его будущего развития? – Электронный ресурс: За Вятку! – Режим доступа: http://vkontakte.ru/club1824076
2
Например, статьи, вошедшие в разделы «Деревянное зодчество на Вятской земле», «Начало каменного строительства», «От барокко к классицизму» 5 тома «Архитектура» «Энциклопедии земли Вятской». – Киров, 1996. – С.13—72, 133—152.
3
Например, Л.Б.Безверховой, автору статей раздела «Градостроительство» 5 тома «Архитектура» «Энциклопедии земли Вятской». – Киров, 1996. – С.13—72, 164—191.
4
Макаров Л. Д. Возникновение и первоначальное развитие города // Энциклопедия земли Вятской. Т.1. История. – Киров, 1996. – С.13, 31.
5
Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. – Вятка, 1881; Свод летописных известий о Вятском крае / Сост. А.А.Спицын. – Вятка, 1883; Сказания русских летописцев о Вятке // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. I, отд. II.– С.1—121; Времянник еже нарицается Летописецъ Российскихъ князей, како начася в Российской земле кнжение и грады утвердишася. Вкратце написано // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. II, отд. II.– С.1—67; О стране Вятской, Летописецъ о стране Вятской // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. III, отд. II.– С.12—53; Летописецъ старых летъ, что учинилося въ Московскомъ государстве и во всей Вятской земле въ нынешняя въ последняя времена // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. IV, отд. II.– С.8—27; Повести о Великорецкой иконе Святителя Николая // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. IV, отд. II.– С.38—84; Росписной списокъ столника и воеводы князя Петра Семеновича Прозоровскаго что онъ принял отъ воеводы Василья Поликарповича Нарышкина на Вятке два земляные города Хлынова в 7184 году // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. V – VI, отд. II.– С.8—30; Росписной списокъ боярина и воеводы князя Михаила Ивановича Лыкова что онъ принялъ отъ Петра Дорошенки городъ Хлыновъ 7192 (1684) года // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. V – VI, отд. II.– С.30—31; Соборное изложение Преосвященнаго Ионы архиепископа Вятскаго и Великопермскаго о празднестве пятой недели Великаго поста // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. II, отд. III.– С.31—35; О начале Царевоконстантиновской церкви в Хлынове // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. II, отд. III.– С.35—36; О Царевоконстантиновской церкви // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. II, отд. III.– С.36—41; Старинные акты Вятской Царевоконстантиновской (Знаменской) церкви // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. II, отд. III.– С.41—43; Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580—1764 гг. // Тр. ВУАК, 1906. – Вып. I – II, отд. II.– С.1—178; Вып. III – IV, отд. II.– С.179—346; Вып. V – VI, отд. II.– С.347—518; Грамоты и акты Вятского архиерейского дома // Тр. ВУАК, 1907. – Вып. II, отд. II.– С.1—116; Вып. III, отд. II.– С.117—212; Вып. IV, отд. II. – С.213—306; Храмозданные грамоты на построение церквей в Вятской епархии // Тр. ВУАК, 1914. – Вып. II – III, отд. II.– 531 c.
6
Вятка: Материалы по истории города XVII и XVIII столетий. – Вятка, 1887; Городъ Хлыновъ въ 1615 году по Дозорной книге князя Ф.А.Звенигородскаго // Тр. ВУАК, 1906. – Вып. III – IV, отд. III.– С.1—27; Хлынов (Вятка). Писцовая книга 1628 года Афонасия Михайловича Толочанова и подъячего Андрея Иевлева // Тр. ВУАК, 1913. – Вып. III – IV, отд. III.– С.102—141.
7
Публикация двух списков «Повести о стране Вятской» заняла 40 страниц, а посвященные ей «Предисловие» и «Послесловие издателя» 56 страниц. – Труды ВУАК, 1905. – Вып. III, отд.2. – С.1—12, 54—97.
8
Верещагин А. С. К истории древнего Хлынова. – Вятка, 1904; Верещагин А. С. Изъ истории древне-русской Вятки. – Вятка, 1905; Верещагин А. С. Суздальско-Нежегородские князья в истории древней Вятки // Тр. ВУАК, 1906. – Вып. I – II, отд. III.– С.1—30; Верещагин А. С. О походе вятчан на Югру в 1499 году // Тр. ВУАК, 1908. – Вып. I, отд. III.– С.1—14 и другие.
9
Тр. ВУАК, 1909. – Вып. I, отд. I.– С.I.
10
Шубин А. Александр Степанович Верещагин. Некролог // Тр. ВУАК, 1909. – Вып. I, отд. I.– С.7.
11
Макаров Л. Д. Возникновение и первоначальное развитие города… – С.11.
12
Верещагин А. С. Послесловие к Повести // Труды ВУАК, 1905. – Вып. III, отд.2. – С.97.
13
Верещагин А. С. Послесловие к Повести… – С.90.
14
Там же. – С.81.
15
Спицын А. А. Свод летописных известий о Вятском крае. – Вятка, 1883. – С.14.
16
Макаров Л. Д. Возникновение и первоначальное развитие города… – С.12.
17
Эммаусский А. В. К вопросу о времени основания города Вятки (Кирова) – Киров, 1971; Эммаусский А. В. Основание города Вятки // Спутник агитатора. – Киров, 1971. – №9 – С.15—20; Эммаусский А. В. Начало города Вятки. Присоединение его к Москве // История города Кирова. – Киров, 1974. – С.9—15.
18
Мусихин А. Л. Вопрос об основании города Кирова в работах А.В.Эммаусского // Петряевские чтения, 2005: Матер. науч. конф., Киров, 24—25 февраля 2005 г. – Киров, 2005. – С.120—130.
19
Эмблема праздника наконец-то выбрана. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kipov.ru/?id=30119
20
Бушков А. А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. – М.; СПб; Красноярск, 2001. – С. 7.
21
Луппов П. Н. К вопросу о происхождении «Повести о стране Вятской» // Записки УдНИИ, выпуск 12.– Ижевск: Удмуртгосиздат, 1949.– с.70—82.
22
Эммаусский А. В. История Вятского края в XII – середине XIX века. – Киров, 1996. – С.27—30.
23
История и культура Волго-Вятского края (к 90-летию Вятской ученой архивной комиссии: Тезисы докладов и сообщений к межрег. науч. конф. – Киров, 1994. – 576 с.; Шведы и Русский Север: историко-культурные связи (к 210-летию А.Л.Витберга): Матер. междунар. науч. симпозиума. – Киров, 1997. – 384 с.; Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (к 450-летию преп. Трифона Вятского чудотворца): Матер. междунар. науч. конф. – Киров, 1996. – Т.1. – 512 с., Т.2. – 448 с.; Европейский Север в культурно-историческом процессе (к 625-летию города Кирова): Матер. междунар. конф. – Киров, 1999. – 464 с.;
24
Низов В. В. Зарождение православного культа на Вятке // Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера… – Т.1. – С.23.
25
Низов В. В. Хлынов. Рождение города // Европейский Север в культурно-историческом процессе… – С.14.
26
Гуссаковский Л. П. Из истории русской Вятки // Европейский Север в культурно-историческом процессе… – С.32—40; Захаров С. Д. Раскопы Л. П. Гуссаковского в Хлыновском кремле // Европейский Север в культурно-историческом процессе… – С.41—48; Макаров Л. Д. История архелогического изучения города Вятки (Хлынова) // Европейский Север в культурно-историческом процессе… – С.48—57.
27
Гуссаковский Л. П. Из истории русской Вятки // Европейский Север в культурно-историческом процессе… – С.36.
28
Уо Д. К. Новое о «Повести о стране Вятской» // Европейский Север в культурно-историческом процессе… – С.350—380/
29
Сказание о вятчанех, како и откуду приидоша на Вятку крещеныя люди и в той Вятцкой земли насельницы быша. – ГБРУ, № Пи9250, Лл.63 – 68 об., 595, 596.
30
Уо Д. К. «Анатольевский сборник» и проблемы вятского летописания: Текст // Шведы и Русский Север: историко-культурные связи (к 210-летию А.Л.Витберга): Матер. междунар. науч. симпозиума. – Киров, 1997. – С.348 – 353.
31
Уо Д. К. История одной книги: Вятка и «не-современность» в культуре Петровского времени». – СПб, 2003. – 394 С.
32
Мусихин А. Л. «Повесть о стране Вятской»: новые открытия // Церковь в истории и культуре России: сборник материалов Международной научной конференции. Киров (Вятка), 22—23 октября 2010 года. – Киров, 2010. – С. 87—92.
33
Макаров Л. Д. Древнерусское население Прикамья в X – XV веках: Глава из автореферата диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.udsu.ru/a_ref/06_12_008.pdf
34
Мусихин А. Л. Вятская фолк-хистори: кто виноват и что делать? // Герценка: Вятские записки: [Научно-популярный альманах]. – Киров, 2010. – Вып. 17. – С. 91—97.
35
Пушкин А. С. Письмо к П.Я.Чаадаеву – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/pushkin-chaadaevu-ni-za-chto-na-svete-ya-ne-xotel-by-peremenit-otechestvo-ili-imet-druguyu-istoriyu/
36
Строительство первого современного ушкуй не за горами. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kipov.ru/?id=48498
37
Казаки родом с Вятки. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://belyh.livejournal.com/309896.html
38
Памятник Ленину может исчезнуть с Театральной площади – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kipov.ru/?id=172
39
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля – Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/dal/article/dal/03181/15100.htm&stpar1=1.11.1
40
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона – Электронный ресурс. Режим доступа: http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/105/105331.htm
41
Полное собрание русских летописей. Том XLIII. Новгородская летопись по списку П.П.Дубровского. – М., 2004. – С.126, РНБ, – F. IV.238. – Л.237—237 об.; Евангелие от Матфея, гл.7, стих 2.
42
Спицын А. А. Свод летописных известий о Вятском крае. – Вятка, 1883. – С.14.
43
В.Л.Егоров. Золотая Орда перед Куликовской битвой // Куликовская битва. Сб. статей. М.: Наука. 1980,с.206—207;
44
Низов В. В. Новгородские ушкуйники: мифы и действительность // История и культура Волго-Вятского края… – С.17, 19.
45
Троицкая летопись – свод начала 15 века, долгое время хранившийся в библиотеке Троице-Сергиева монастыря. Открыта Г. Ф. Миллером в 1780-е гг. Погибла в пожаре Москвы 1812 г. М. Д. Присёлков предложил опыт восстановления утраченного текста по материалам изданий Лаврентьевской летописи, «Истории» Н.М.Карамзина, частично по Симеоновской летописи и др. источникам. Издана в 1950 г.
46
Воскресенская летопись – свод 16 века, названный по имени Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме и выражавший интересы великих князей московских. Сохранилась в 13 списках и 4 редакциях.
47
Луппов П. Н. История вятских сел // Энциклопедия земли Вятской. Т.4. История. – Киров, 1995. – С.142—143.
48
Хан Н. А. О походе ушкуйников 1374 г. и основании г. Вятка-Хлынова. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://nkhan.by.ru/opy1.shtm
49
Спицын А. А. Древнейшая судьба Вятской области // Календарь Вятской губернии на 1890 г. – Вятка, 1889. – С. 123.
50
Там же.
51
Хан Н. А. О походе ушкуйников 1374 г.…
52
Эммаусский А. В. История Вятского края в XII – cередине XIX вв. – Киров, 1996. – С.29.
53
Н.А.Хан разделяет мнение А.Г.Мухамадиева о том, что это был новый Булгар – «Булгар ал-Джедид» – г. Казань. Мухамадиев А. Г. Булгаро-татарская монетная система. – М.: Наука: 1983, – С.98, 114, 140, 143—144; Он же. Древние монеты Казани. – Казань, 2005. – С.171—172.
54
Хан Н. А. О походе ушкуйников 1374 г.…
55
Связи марийцев с русскими государственными образованиями до 1521 г. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://piorme.narod.ru/g11.htm
56
Там же.
57
Мусихин А. Л. Существовала ли вятская летопись XV века? (К вопросу об атрибуции летописного известия 1374 г. о набеге ушкуйников на Вятку). – Герценка: Вятские записки. – Киров, 2003. – Вып. 4. – С. 26—32.
58
Спицын А. А. Свод летописных известий… – С.15.
59
Там же. – С.15—16.
60
Бердинских В. А. История города Вятки. – Киров, 2002. – С.31.
61
Белых С. К. История народов Волго-Уральского региона. – Ижевск, 2006. – С.44.
62
Обзор данного вопроса см. Макаров Л. Д. Возникновении и первоначальное развитие города // Энциклопедия земли Вятской. Том 1. История. – Киров, Волго-Вятское кн. изд-во, 1994. – С.17—20.
63
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. – М.: «Терра», 1995. – С.551.
64
Мошкина Е. Н. Еще раз о древнем наименовании города Кирова – «Хлынов» // История и культура Волго-Вятского края (к 90-летию Вятской ученой архивной комиссии). Тезисы докладов и сообщений к межрегиональной научной конференции, Киров, Волго-Вятское кн. изд-во, 1994. – С.281—284.
65
Там же. – С.284.
66
Гомаюнов С. А. Проблемы методологии местной истории. – Киров, 1996.
67
Там же. – С.67, 83, 93, 96.
68
Там же. – С.86, 96.
69
Там же. – С.96, 99.
70
Сорокин П. М. О начале Вятской земли. – ГАКО, Ф.170, Оп.1, Д.71, Л.7 об.
71
Гомаюнов С. А. Проблемы методологии… – С.103.
72
Там же.
73
Там же. – С.
74
Верещагин А. С. Из истории древнерусской Вятки. – 1904. – С.11—12.
75
Цит. по Верещагин А. С. Хлынов старше или Хлыново? – 1904. – С.353—354
76
Толковый словарь живого великорусского языка – Электронный ресурс: Википедия. – Режим доступа:
77
Например, в изданных в 1870 г. «Истории Вятского края с древних времен до начала XIX столетия» С. Васильева и Н. Бехтерева и «Историческом очерке Вятского края со времени поселения в нем новгородских выходцев до 1870 года»
78
Гомаюнов С. А. Проблемы методологии… – С.114
79
В частности, ссылаясь на В.В.Низова, об этом писал Л.Д.Макаров в указ. соч.
80
Спицын А. А. Свод летописных известий о Вятском крае. – Вятка, 1883. – С.19—21.
81
Духовная грамота преподобного отца нашего архимандрита Трифона \\ Житие преподобного отца нашего Трифона Вятского чудотворца \ Сост. И. Шестаков. – Казань, 1868. – С. 117—124.
82
Житие преподобного отца нашего Трифона Вятского чудотворца \ Сост. И. Шестаков. – Казань, 1868. – С.66, 69—70.
83
Повести о Великорецкой иконе // ТВУАК, 1905, Вып. 4, Отд.2, С.60—61.
84
Древние акты, относящиеся к истории Вятского края \ Сост. А.С.Верещагин. – Вятка, 1883. – С.8—16.
85
Устюжский летописец. – РГАДА, Ф.188, Оп.1, Д.8, Л.20.
86
Рычков П. И. Продолжение журнала или дневных записок путешествия капитана Рычкова по разным провинциям российского государства в 1770 году. – СПб., 1774. – С.38
87
Вештомов А. И. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества или с 1181 по 1781 год чрез 600 лет. – Казань, 1808. – С.23.
88
Гомаюнов С. А. Проблемы методологии местной истории… – С.115.
89
Том X. Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859—1873 гг.
90
Рычков П. И. Продолжение журнала или дневных записок… – С.38.
91
О стране Вятской, Летописецъ о стране Вятской // Тр. ВУАК, 1905. – Вып. III, отд. II.– С.34
92
Герольмейстерском (1725), Толстовском (около 1730) и Музейском (около 1774)
93
Вештомов А. И. История вятчан… – С.23—24.
94
Вештомов, Л.23—24.
95
Ранее Хлынова, Вятки
96
Автор статьи был участником торжества и свидетелем этого разговора.
97
В те годы – преподаватель Вятского государственного педагогического университета, а ныне – протоиерей, клирик Успенского кафедрального собора г. Кирова, научный руководитель и духовник Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского.
98
Гомаюнов С. А. Проблемы методологии местной истории. – Киров: Вятский госпедуниверситет, 1996. – 134 с.
99
Там же. – С.67, 83, 86, 93, 96.
100
Там же. – С.96, 99.
101
Сорокин П. М. О начале Вятской земли. – ГАКО, Ф.170, Оп.1, Д.71, Л.7 об.
102
Гомаюнов С. А. Проблемы методологии… – С.103.
103
Там же.
104
Там же. – С.115.
105
Там же. —С.101
106
Низов В. В. Проблемы этнокультурной истории вятских народов в эпоху средневековья // Энциклопедия земли Вятской. Т.8. – Киров, 1998. – С.87.
107
Спицын А. А. Свод летописных известий о Вятском крае. – Вятка, 1883. – С.19.
108
Повесть о Вятской стране (Синодальный список) – ОР ГИМ, Син. 841, Л. 7 об.
109
Летописец старых лет (Толстовский список) – РНБ, F. IV. 219 (Толст I. 218), Л.628.