Полная версия
– Большое спасибо тебе за комплимент, – обиженно протянул Вадим. – Может быть, я тоже страдаю каким-нибудь психическим расстройством.
– Не обижайся, честное слово, у него, правда, были рыжие волосы, но прическа точно такая же. И голос у тебя похож, и походка, и даже форма носа и губ такая же. Я не имела в виду ничего больше.
Парень обиделся, но казалась, девушка этого не замечала.
– Хотя тебе придется на два месяца стать психбольным, – продолжала она далее. – Ты не боишься этого?
– Нет, – хмуро ответил Вадим и попросил у официанта счёт.
Теперь только девушка заметила, что Вадим стал грустным и печальным.
– Если ты не перестанешь обижаться из-за всякой ерунды, то я перестану с тобой встречаться, – пригрозила она.
– Ладно, – махнул рукой раздосадованный Петришин. – Мне кажется, что я влюбился в тебя.
Ира улыбнулась и, погладив парня по голове, сказала:
– Иди, отсыпайся и не думай пока ни о чем, кроме эксперимента. Я очень хочу, чтобы ты стал его участником.
…Наспех позавтракав, Селин пошел на заседание врачей-психиатров. Он равнодушно слушал доклады, и даже выступление его ученика не заинтересовало. «Применение ультразвуковых волн при лечении эпилепсии». Боже мой, какая чушь! Вот он провел эксперимент, который может быть войдет в анналы истории, а все остальное это мелочи. Если бы не этот прокол с Витом и Петришиным, уже вполне можно было поделиться результатами со своими коллегами. Он, кстати, познакомился с этим Отто, светилом немецкой психиатрии. И даже успел немного поговорить с ним. Довольно умный и толковый психиатр. Если бы его мысли не были заняты экспериментом, он побеседовал бы со своим коллегой еще. Но сейчас его ничего не волновало, ему нужно было срочно решать, что делать с оставшимися двумя участниками эксперимента. И, если насчет Вита он уже все решил, то с Петришиным было не все так гладко. Заседание закончилось как раз перед обедом. Но профессору кусок в горло не лез, и поэтому он сразу же закрылся в своем номере и залез в мобильный Интернет. Он хотел проверить слова Бугаева о том, что подобные эксперименты уже проводились за границей. Так и есть. Эксперимент Розенхана, проведенный в 1973 году в пяти Штатах США. Там двенадцать псевдобольных симулировали непродолжительные слуховые галлюцинации. И всем им было назначено лечение антипсихотическими препаратами. Псевдопациенты находились в различных психиатрических учреждениях несколько месяцев. После того, как они признали себя больными и согласились принимать назначенные им препараты, их выписали.
– 73 год, – подумал Селин. – Значит, я не первооткрыватель и до меня уже о несовершенстве диагностики задумывались другие, хотя за это время ничего не изменилось. Хотя и были разработаны более точные методы. Но ведь я не повторил этот эксперимент, а придумал свой.
Еще больше разочарование испытал профессор, когда узнал и о других подобных интересных экспериментах. Морис Темерлин предлагал двадцати пяти психиатрам, разделенным на две группы прослушать речь одного актера. Первой группе сообщили, что у актёра некоторые проблемы с психикой, а другой группе этого не сообщили. 60% психиатров в первой группе поставили актеру диагноз «психоз». Во второй, контрольной группе, такого диагноза никто не поставил, и признали актера психически здоровым.
В 2008 году посвящённая науке программа BBC «Horizon» выбрала десять человек, у пяти из которых были диагностированы некоторые психические отклонения, а пятеро были здоровы. Все десять человек были обследованы тремя специалистами по психиатрической диагностике. Всего лишь двум пациентам из десяти эксперты поставили правильный диагноз, одному – неправильный и ошибочно сочли двух здоровых людей психически больными.
Еще один подобный эксперимент проводился в 2009—2010 году в Нидерландах. Отличие было только в том, что врачей клиник предупреждали, что к ним могут явиться на прием псевдопациенты, которые были оснащены видеокамерами и микрофонами, передающие информацию в реальном времени.
– Почему же я раньше этого не проверил? – проговорил Михаил. – Хотел заново изобрести велосипед. Хотя мой эксперимент и отличается от других.
Профессор тут же набрал номер телефона Фурман. Селин даже не поздоровался, а сразу же возмущенно проговорил в трубку:
– Лена, Вы же знали про эксперимент Розенхана и подобные. Не может быть, чтобы вы не знали. Почему же тогда не рассказали мне о них?
– Михаил Наумович, во-первых, здравствуйте, – спокойно ответила Фурман. – Поверить не могу, что вы о них ничего не знали. Я думала, что, именно, подобные эксперименты подтолкнули вас на создание своего собственного.
Селин растерялся.
– Я… Я, действительно, ничего об них не знал. Боже мой, как мне стыдно. Психиатр, имеющий такой большой опыт, воспитавший не одно поколение врачей и преподаватель психиатрии… Как же так?
– Вы очень взволнованны, – проговорила трубка. – У вас что-то случилось. Как проходит конференция?
– Дурацкая конференция, – закричал профессор. – Я должен быть там, рядом с вами, должен решать вопрос о дальнейшей судьбе Петришина! А я тут, как на каторге, ничего не могу сделать.
– Не волнуйтесь вы так, – успокоила Селина Фурман. – Завтра вы приедете, и мы все решим. Не стоит так переживать. Один-два дня все равно ничего не решат. Не будет же Вадим подавать в суд за несколько просроченных дней.
– Я приеду только завтра вечером. Вы бы заглянули в «Август», узнали, как там дела?
– Я без вас там все равно ничего не решу, – ответила Лена. – А лишний раз там мусолить глаза не хочется. Приедете, и мы будем конкретно заниматься этой проблемой. А пока отдыхайте.
…После завтрака всех выгнали на прогулку. Погода в этот день была очень хорошая и теплая. Вадим сразу же занял свое любимое место под навесом и стал играть в шахматы с Евдокимовым. Но игра у Петришина не пошла, он был рассеян и постоянно терял фигуры. Он очень быстро проиграл две партии подряд и уступил место другому игроку. Вадим все надеялся, что сейчас его вызовут в кабинет главврача, где будет уже находиться Селин и Фурман. Ему скажут, что он может собираться домой. Однако пролетали секунды, минуты, часы, но никто не приходил. Наступило время обеда, и Вадим стал серьезно волноваться. На прогулке он видел Вита, но тот был почему-то очень спокоен и хладнокровен. После обеда Петришин зашел к нему в палату.
– Чего тебе? – недружелюбно спросил его Виктор. – По правилам в чужую палату заходить запрещено.
– К черту правила, – зло процедил Вадим. – Ты же знаешь, что сегодня последний день выписки. Почему же за нами никто не приехал?
– А, что ты хочешь от меня, – равнодушно зевнул Вит. – Мне и здесь неплохо.
– И ты не хочешь вернуться к своей семье и работе, – удивился Петришин.
– Сейчас уже нет, – Виктор изобразил печальное лицо.– Моя невеста поверила в то, что я психически больной и разорвала со мной отношения.
– Как же так! – воскликнул Вадим. – Ты разве не мог объяснить нормально, что ты всего лишь участник эксперимента и абсолютно здоров. Ведь Селин проверил тебя.
– Тебе-то какое дело до этого, – процедил сквозь зубы Виктор. – Иди отсюда. Ты мне мешаешь спать.
Петришин неопределённо пожал плечами и вернулся в свою палату.
– Странный он какой-то стал, – рассуждал про себя Петришин. – Вроде вначале был нормальным, а сейчас что-то на него нашло.
Перемены, произошедшие с Витом, были видны даже невооружённым и не профессиональным взглядом. Неужели на него так подействовала обстановка психиатрической больницы.
После обеда был так называемый «тихий час». Больные разбрелись по своим палатам и ложились спать. Петришин очень редко спал в дневное время, но сейчас у него слиплись глаза, и он задремал. Видимо, сказались последние несколько бессонных ночей.
Вечером тоже никто за ним не пришел и Вадим в панике позвонил Ире. Телефон давал длинные гудки, но Ира трубку не подняла. Вадим позвонил второй раз, потом еще, но результата не было.
Юноша окончательно разнервничался, бросился в сестринскую и попросил приема своего лечащего врача.
Одна из медсестер спросила другую:
– Таня, а Гордеев еще здесь?
– Нет, ушел минут десять назад, – был ответ.
– Тогда мне нужно поговорить с главврачом, – не унимался Вадим.
– Успокойтесь, больной, – приказала медсестра. – Иначе мы сейчас позовем санитаров. – Главврач не принимает больных по личным вопросам. Только родственников больных. Так что идите и не морочьте нам голову.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.