bannerbanner
Это любовь. Книга, которая принесет вам счастье
Это любовь. Книга, которая принесет вам счастье

Полная версия

Это любовь. Книга, которая принесет вам счастье

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

И вдруг все рухнуло.

Победа? Катастрофа!

Зачастую победа – это всего лишь приятная пауза перед поражением.


Почти двадцать лет я пребывал в приятной уверенности, что играючи расщелкал сверхзадачу пятидесяти веков. Этак пришел, увидел, расщелкал. И с какой стати мудрецы тысячи лет чесали затылки, когда тут работы на несколько минут? Листнул Шекспира, вычленил суть и походя сформулировал смыслы любви со всеми ее глубинами.

Ослепление мое продолжалось долго. И основания тому имелись.

Вскоре после «открытия», я опубликовал несколько статей на эту тему, в том числе и в журнале «Химия и жизнь» (благодаря доброте замечательного редактора и писателя Бориса Горзева), выложил тексты в интернете. Пошли отзывы, в основном хорошие. Тема, казалось, закрыта навек.

Разве нет?

По моей схеме все получалось элементарно. Нас душат страхи за себя и близких, беспокоят болезни, обуревают вожделения, кусает зависть, а защиты и успокоения нет. Приходится от безысходности и для защиты быстренько находить объект, обещающий все идеальным образом устроить. Дальше просто: фокусируем на объект все неисполненные мечты, желания, запускаем механизм идеализации объекта – вот вам и любовь!

Разве не так?

Плюс неуместное перечисление целей любви мы заменили универсальным словом объект, и список противоречивых желаний свелся к факту самого желания. Ну, а мечты о полном и идеальном удовлетворении желаний и есть сам смысл любви, ее суть и нерв.

Все просто. Взметнулось желание. Рука тянется к яблоку. Бац! Шлепок по руке свыше! Барьер, однако… вожделение забурлило, мечты разбушевались, придали объекту идеальные черты – здравствуй, любовь.

Так барьер смерти подстегивает любовь к жизни. И никогда мир не кажется таким прекрасным как через решетку тюремной камеры.

Первые сомнения у меня появились после критики читателей. Положительных отзывов приходило больше, но отрицательные оказались полезней.

9. Римма. [ответить] Я с вами не согласна! Всё не так. Вы описали не любовь, а лишь влюбленность. Это два разных понятия, влюбленность может перерасти в любовь, а может, и нет.

15. Мила. [ответить] Рассуждению о любви, как о желании, наткнувшееся на преграду. Это вызвало ощущение того, что автор-циник, эгоист и какой-то однобокий тип, пытающийся объяснить то, что сам очевидно не испытал или слышал от других.

32. Лёха [ответить] Не-а. Не определил ты, что такое любовь. В печку сие.

В общем, дошло до меня: а ведь читатели правы! Поверхностным получилось определение, глубинную суть явления оно не раскрывает. Внешний контур ухвачен, направление лыжни верное, но копнул только на полштыка. Эгоистичной, самовлюбленной получилась любовь по моей теории, приземленной. А ведь мировая история может нам предложить тысячи и тысячи примеров жертвенной любви. Нет, не эгоизм доминирует в истинном высшем чувстве. Кривым, одноногим получилось определение. Настоящая любовь щедра без меры, великодушна, а тут эгоизм, самолюбование. Можно сходу привести сотни примеров жертвенной, альтруистичной любви, тут и жены декабристов вспоминаются, и потрясшая мир история английского короля Эдуарда VIII, которой отрекся от престола ради любимой женщины.

Сравниваем эти благородные истории с плодом моих умствований.

Любовь – это сфокусированные на объект мечтания о полном и идеальном удовлетворении желаний.

Не разрыв, а целую пропасть между жертвенной практикой и эгоистической теорией невозможно не заметить.

Типичная ошибка

Почти все путают любовь с влюблённостью… Влюблённость принадлежит к животной природе человека, любовь – к его зрелости.

Валерио Альбисетти

Тогда я еще не знал, что эгоизм есть первейший признак не любви, а влюбленности. Настоящая любовь – чувство не для Нарциссов. Классное исполнение желаний? Но ведь только к этому приземлению наше нежное чувство не сводится! Не одно, пусть и изысканное потребление, маячит на горизонтах любви, а и нечто высшее, пока неназванное, и простая мечта об удовлетворенных желаниях явно не в силах исчерпать всю суть феномена.

Читатель Римма права, и речь в нашем определении идет именно о влюбленности. (Кстати, само слово влюбленность, насколько я помню, придумал Карамзин.) Хочешь от объекта отменного исполнения желаний? Получи влюбленность, но не рассчитывай на космическое чувство, сотрясающее небесные сферы и шекспировские подмостки. Приятство – да, но это еще не звезды, не полет!

Саманта, самая сексуальная из четверки героинь фильма «Секс в большом городе», так объясняла подружкам, почему она бросила весьма симпатичного парня. Оказывается, он стал слишком занимать ее мысли, а она привыкла думать только о себе и своих желаниях. Грузить себя любовью? Это не для такой искательницы сексуальных приключений как Саманта.

Впоследствии я нашел десятки текстов и сотни примеров, указывающих на лакмусовое отличие влюбленности от любви – эгоизм. Так что кто только не принимал на земле влюбленность за настоящую любовь. Может быть, это вообще самая типичнейшая ошибка.

Но не только «эгоистичность» моего первого определения любви, доказывало его ошибочность (недостаточность). Слишком много это определение навязывало объекту. Что мы видим в жизни? Объект перед нами скромный, чуть ли не замухрышка, – смотрю ему вслед, ничего в нем нет, – а цветы в душе влюбленного субъекта распускаются до небес! И это происходит сплошь и рядом, когда по своим скромным внешним данным объект несопоставим с бурей эмоций в нашей душе. Объекта на копейку, а фантазий он пробуждает на рубль. Почему? Нет ответа в нашей формуле.

Запомним этот ключевой парадокс. Без разрешения данного фокуса истинного смысла высшего чувства нам не раскрыть.

Подведем предварительные итоги. В первой попытке я повторил на бумаге обычную ошибку, которую мало кто не совершал в жизни.

Итак, мы лишь взяли разбег, разобрались только с влюбленностью, а до высшего чувства не допрыгнули. Зато осознали типичную ошибку, и теперь можем искать разгадку тайны №1 на другом уровне нашего исследовательского лабиринта. Шишка эта нами набита не зря. Если доберемся до полюса проблемы, лучше будем понимать, что путь был хоть и с зигзагами, но правильным.

Осознав крах первой попытки, я решил взяться за тайну №1 всерьез. Системно. Уже было понятно, что проблема в характере идеализации, в ее вывертах. Во время любви идеализация происходит явно не простая, а золотая – комплексная. Она не сводится к базовым вожделениям тела. Здесь – ключ к проблеме.

А что нужно для того, чтобы решить проблему строго, системно?

Наука. Вот я и решил создать если не науку о любви, то хотя бы черновик таковой науки, даже название придумал для новой дисциплины – аморология. И только взялся за работу – еще один неприятный сюрприз – оказывается, таковая наука давно создана и, больше того, название у нее почти такое же – амурология. Пришлось проштудировать книги предшественника. Читал, честно говоря, опасаясь обнаружить там все финальные ответы.

Как вы думаете, нашел?

Глава 3. В поисках науки о любви и счастье

На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице.

Фрэнсис Бэкон

Славные шестидесятые

Науку о любви амурологию попытался создать Юрий Рюриков, публицист и социолог, писатель в третьем поколении. На темы любви и брака он издал не одну книгу. Центровой, наверное, труд в творчестве Рюрикова «Мед и яд любви» переиздавали и в новом тысячелетии, в 2002 году. Значит, ее идеи почти за сорок лет не потеряли актуальности, значит, они интересны и сейчас.

Начинал создавать свою амурологию Рюриков еще в шестидесятые. Годы эти особняком стоят в нашей истории. Шестидесятые – время оттепели, период, когда наша интеллигенция пыталась заново осмыслить мир и человека в нем. Гагарин, Окуджава, физики спорят с лириками, не догадываясь, что скоро станут не нужны ни те, ни другие. Все тогда казалось по плечу: и яблони на Марсе, и коммунизм в восьмидесятом году. Время науки, надежд, устремления к звездам, время думать с чистого листа.

Попытка Рюрикова разобраться с высшим чувством с научных позиций выглядела для того времени естественной. Получилась она интересной, вот и посмотрим на полет первой ласточки.

В книгах Рюрикова можно найти массу любопытных идей и точно подмеченных закономерностей человеческих отношений, сотни мудрых мыслей о вечном чувстве, и много чего еще. Перед нами целое море поучительных историй и наблюдений, приведена масса интересных закономерностей. Например, Рюриков отметил, что влюбленность эгоистична, а любовь щедра. Об этом факте и мы упоминали, а вот как об этом сказано у автора амурологии: «Любовь, видимо, отличается от влюбленности прежде всего здесь. Неэгоизм и двуцентричность любви – это ее самая глубокая основа – и главный водораздел, который отделяет ее от влюбленности». В любви (по Рюрикову) эгоизм и альтруизм сливаются в некий «эгоальтруизм».

Не прошел Рюриков и мимо следующей закономерности: дополняющие, в чем-то противоположные характеры со схожими мировоззрениями обычно в любви подходят друг другу.

И все-таки амурология в массовое общественное мнение не проникла, до широких слоев умствующего народа не достучалась. Не удалось Рюрикову убедить читающую публику в том, что тайна №1 им раскрыта, и полноценная наука о высшем чувстве создана.

Почему? Ответ, мне кажется, достаточно очевиден, но перед ним послушаем самого Юрия Рюрикова.

«Многие пытались „дать определение“ любви, и, к сожалению, почти все эти определения неузнаваемо упрощали любовь. Чувство это такое тысячеликое, что еще никому не удавалось уловить его в сети понятийной логики. Не раз накидывали на него такие сети, но всегда в них оказывалась не „синяя птица любви“, а ее жестококрылое подобие, закованное в перья наукообразных и скукообразных словес».

Как видим, перед определением любви, перед этой тайной №1, как и тысячи других авторов, у Рюрикова просто опускаются руки. Во-первых, он признается, что исчерпывающего определения любви он не нашел, да и сам таковое предложить не в силах. Во-вторых…

Впрочем, достаточно «во-первых». Науки без предмета науки не бывает. Это лишь в сказках можно принести то, не знаю что, а в системном исследовании, не определив предмет приложения интеллекта, бессмысленно его и изучать. Получится очередная притча о слоне и слепых мудрецах: кто что нащупает, то и назовет слоном. Кстати, в нашем случае сюжет лучше переделать в притчу о паровозе и слепых мудрецах. Чуть позже будет рассказано, почему паровоз тут уместней.

При таком подходе любовь – это черный ящик с абсолютно неизвестной начинкой, который мы можем исследовать лишь по его «реакциям» на поступающие раздражители.

Кто виноват?

Время. Не пришел еще срок для ответов. Так бывает. До победы, как до яблока на ветке, рукой подать, надо только руку протянуть, а не дотянешься, не изловчишься, не укусишь. А созреет плод, и яблоко по своей воле вдруг возьмет и ласково шлепнет исследователя по макушке.

Тогда еще не накопилась критическая масса знаний о мире и человеке. Да, уже имелся на вооружении классический фрейдизм, но, как мы покажем, одной психологии абсолютно недостаточно, чтобы разобраться в проблеме пятидесяти веков. Тот же Фрейд знал о психике все. И кому из влюбленных от этого легче? Фрейд, кстати, считал, что полностью постиг смысл и суть высших чувств и обижался на обвинения в том, что разобрался он лишь с «нижними этажами» наших эмоций. Но мир он не убедил. Общее мнение таково: да, именно Зигмунд Фрейд сказал правду о подсознательном давлении сексуальности на всю психику человека. Но мир не поверил уважаемому венскому доктору, что он разобрался с любовью. Увы, таких примеров тысячи: автор считает, что он уж точно расщелкал твердый орешек любовной загадки, а мир упрямо не желает «открывателю» верить.

За эти годы я ознакомился не с одной теорией любви. Все исследователи писали о факторе идеализации, о розовых очках любви, но никто не смог детально описать сам механизм идеализации, ее характер, цели, не вскрыл саму суть проблемы. Да, самые проницательные умы четко отличали влюбленность от любви, находили между ними десятки различий, но и они не смогли четко определить высшее чувство.

В подходе к любви через некую идеализацию есть простая ловушка. Хочется рассуждать так: любовь есть идеализация объекта. Следовательно, степень идеализации объекта и определяет силу любви. Кажется, что подобное рассуждение очевидно, но как раз своей очевидностью оно и затемняет, скрывает глубинные смыслы высшей эмоции. Во второй главе я рассказал, как повторил ошибки многочисленных исследователей самой чудесной эмоции. Я легко дошел до идеи идеализации человеческих потреб и на том остановился, не осознав, что здесь настоящее исследование только начинается.

Суть проблемы не в степени идеализации, а в ее характере! Не один год мне понадобился, чтобы нащупать эту ключевую точку проблемы – характер, способы, структуру, формы, норов идеализации. Внимание, здесь от поверхностного скольжения по проблеме мы начинаем нырок к ее глубинам, а то и взлет к ее вершинам и небесам.

Идеализация. Кто ее проводит? Разум. Вывод? Без понимания законов разума, форм его мышления, у нас нет ни единого шанса разобраться с тайной №1. Как работает разум? Каким образом формирует представление о мире? Без точного ответа на эти философские вопросы ничего не получится. Человек, мир, формы познания человеком мира – на этой триаде только и можно воздвигнуть правильный ответ. Итак, нам нужно разобраться с человеком от его физиологии до сокровенных мечтаний, понять устройство вселенной, и узнать, как гомо сапиенс познает эту вселенную. И только тогда мы можем надеяться, что тайна №1 распахнет нам свои врата.

В поисках закона всечеловеческого притяжения

Но перед тем как столкнуть два космоса – человека и мироздание, – так и хочется театрально воскликнуть: знаете ли вы, что такое любовь? нет, вы не знаете, что такое любовь! Иначе вы сейчас не читали бы эту книгу, а занимались совсем другим делом, давно уже ответив для себя на этот, может быть, самый главный вопрос жизни. Не исключаю, вы в свое время рыдали, переживая эту страсть, терзались ею, даже страдали, но, ни тогда, ни сейчас вы до конца так и не смогли понять природу этого сладкого душетрясения. Так не пришла ли пора разобраться с его секретом? А для этого привлечь возможности психологии и философии, позвать на помощь Фрейда с Кантом для создания хотя бы черновика науки о любви.

Сложилось немыслимое положение. Знаете ли вы, что такое нумерология? Это так называемая наука о скрытом значении чисел, причем гадательная наука сия давно обросла своими школами, многовековыми традициями, направлениями. В мединститутах преподают венерологию. Наука о болезнях от любви почему-то имеется, а вот о самой любовной дисциплине мы что-то не слышали, хотя за двадцать пять веков существования науки, со времен Критона Милетского, в мире создано тысячи наук и научных дисциплин. А науки о любви все нет и нет.

А нельзя ли с любовью разобраться как-то попроще, без этих Фрейдов-Кантов?

Можно.

Реки в пустыне

Весной в пустынях появляются удивительные реки. Вдруг из ничего, из пары ручьев разольется полноводная речка, распахнется берегами, оживит все вокруг, зеленью покроются луга, расцветут сады. А река устремится в пустыню, обмелеет, исчахнет, а вскоре и исчезнет навсегда в потрескавшейся земле. И лужи не останется от потоков, начинавшихся так бурно, широко. Все уничтожит песчаная и глинистая сушь: и свежесть вод, и цвет на берегах, и сами берега.

Такие поэтические пассажи о высоком чувстве можно малевать квадратными километрами, но к сути феномена с их помощью, увы, не пробиться. Поэтому – Фрейд, Кант, смыслы, формы мышления, и никак иначе! Исследование нас ждет увлекательное. Мы проникнем в сокровенные глубины человеческой психики, вместе с доктором Фрейдом углубимся в самые недра бессознательного, заглянем в машинный зал гормональной фабрики счастья, позавтракаем у Канта, побеседуем под пальмами с мудрецами древней Индии и возьмем урок у Ньютона. И если величайший гений Англии вывел формулу притяжения небесных тел, мы выведем самую настоящую формулу любви, формулу человеческого притяжения, чтобы с ее помощью вычислять любую любовь. А в итоге получим не только абсолютно точную формулировку любви, но и определение счастья, таким образом исчерпав наконец-то до дна тайны самых заветных чувств.

Одной теорией мы не ограничимся. Ведь перед нами инструкция к любви и счастью, и она нам позволит узнать много нового. Почему не бывает счастья без любви? Какая именно любовь приносит счастье? Отчего вид крохотного щенка в какие-то минуты заставляет щемить наше сердце, а картины Апокалипсиса оставляют в совершенном равнодушии? По какой причине так ужасающе эффективна реклама в глянцевых журналах? Что привораживает любимых?

На все эти вопросы нам еще только предстоит дать ответ. Ну, а по дороге мы еще до донышка разберемся с тайной и смыслом красоты и прекрасного, с назначением искусства, получив за точное знание смыслов любви не один бонус.

Повторю, три вещи мы должны понять, чтобы до донышка разобраться с любовью: устройство человека, устройство мироздания, устройство способа познания человеком мироздания.

Человек. Мир. Отношение человека к миру.

Как устроена душа? Как организована вселенная? По каким формам-матрицам человек воспринимает вселенную? Без четких ответов на эти три краеугольных вопроса, нам с нежным чувством не разобраться. А что вы хотели? Перед нами чувство космического масштаба! И готовить для него надо соразмерный силок.

Человека возьмем у Фрейда. Вселенную на себя наденем от Эйнштейна. Способы познания мира подсмотрим у Канта. Сложностей теорий этих гениев не бойтесь. Суть их идей чрезвычайно проста, а для наших нужд важен лишь простейший смысл работ наших трех гениев, трех Коперников от психологии, философии и физики.

И все-таки, зачем нам эта наука о любви? Стоит ли раскрывать тайное знание природы, если и без этого тыщи лет обходились? Во флейте всего восемь дырочек, но требуется несколько лет упорной учебы, чтобы хотя бы сносно играть на ней. А разве человек и его высшие эмоции проще полой трубки с дырками? Так почему мы так по варварски порой насилуем флейту своей психики? А новую такую флейту не купишь.

К подъему на Эверест тайны №1 все готово. Итак, план наш таков: во второй части книги мы наконец-то узнаем, что есть любовь, затем разберемся, какие пассажи жизнь наигрывает на волшебной флейте, а в финале поймем, как не сломать, спасти и сохранить эту гормональную волшебную палочку.

Во имя Ее воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою. Боги ради Нее превращались в быков и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес. Все песни и почти все стихи о Ней. Бунин сказал, что в литературе вообще есть только две достойные темы: смерть и Она. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Она открыла глаза на ближнего своего и стала основой мировой религии. Женские сердца о Ней знают все, а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Нее заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали Ее имя, но никто на свете не смог Ее правильно назвать.

Часть II. Беатология – наука о любви и счастье

Глава 1. БМП, но не боевая машина пехоты

И загадка любви непонятной полна благодатью,

И она для разгадки особого ждет языка.

Омар Хайям

Амурология Рюрикова в русском языке не прижилась. Кому захочется зваться амурологом? Переизбыток иронии данное слово и похоронил. Как же назвать науку о любви и счастье? Аморология? Тоже не хорошо, в слове слышится некая аморальность.

Чем еще нам может помочь латынь? Раз с этой стороны прорваться не удалось, может быть, ударим с противоположного фланга? Любовь – это все-таки всего лишь дорога к счастью, так давайте пощупаем самый главный корень.

Беата – имя счастья

В последние годы в России по телевизору частенько показывали фильм «В августе сорок четвертого», в котором эпизодическую роль играет некогда знаменитая польская актриса Беата Тышкевич. Беата – красивое имя, так узнаем же, как оно переводится, и заглянем для начала в латинско-русский словарь.

Beatus – блаженный

Beatitudo – блаженство, счастье

Само имя Беата произошло от древнеримского имени Беатриса: благословляющая, приносящая счастье. Так что не будет большой натяжкой, если имя Беата мы переведем как Дарующая Счастье, Блаженная, Счастливая.

К чему это вступление? Новые смыслы требуют новых слов. Приступая к проекту науки о любви и счастье, мы просто обязаны дать таковой науке подобающее название. Беатология, как мне кажется, название удачное. Ведь мы все стремимся к такой любви, которая приносит счастье. Вредных ассоциаций, коннотаций слово за собой вроде бы не тащит, да и не затерто оно в русском языке.

Решено – беатология!

Вспомним, эта книга не только о любви, но и о счастье, однако, данную тему оставим на сладкое. Не будем бежать впереди любовного паровоза. Тем более, что…

Любовь подобна паровозу?

У каждой части тела свой идеал счастья.

Лешек Кумор

Помните мою попытку с разбега разобраться с тайной №1, когда в итоге удалось прояснить лишь смыслы простой влюбленности? Ее итоговая неудача не отменяет остальных здравых идей. Только объект мы отныне будем называть беатным объектом, а в сокращении – БО. Здесь и в дальнейшем говоря объект, беатный объект, Объект или БО, мы будем подразумевать, что запускает механизм идеализации нашей психики.

Не откажемся мы и от базовой мысли, что любовь базируется на страхах и неисполненных желаниях. Пусть мы пока не разобрались с устройством механизма идеализации, но это не отменяет правды о том, что высшее чувство базируется на живых страстях и вожделениях. Таким образом, мы ставим науку о высших эмоциях беатологию на крепкую материальную основу – потребности, инстинкты, желания, страхи.

Здесь мы начинаем подробно разбираться со схемой работы БМП (беатного механизма психики), того самого, который не боевая машина пехоты. Назначение нашего БМП, он же просто БМ (беатный механизм), достаточно очевидно: получать гормоны радости через идеализацию неисполненных желаний. Именно беатный механизм позволяет нам получать оптимальный гормональный баланс практически в любой ситуации, защищает от стрессов, больше того, направляет и использует отрицательные эмоции для выработки любви и счастья. БМ есть устройство обработки желаний, назначение которого – получение гормональных наград для способствования выживаемости особи и вида.

Смысл любви – перевод неисполненных и неисполнимых желаний в сладкие мечтания, гормональный опиум. И именно БМ конвертирует пустые желания в блеск эмоций. Беатный механизм есть философский камень души – все свинцовое он превращает в чистое золото.

Гормональный аппарат есть по сути наш дрессировщик. Человек поел, спас организм от истощения – гормональная система швырнула ему кусочек «сахарка», наградила за службу организму. За все полезное гормоны награждают нас приятным. Все усложняется, когда нет возможности сразу же удовлетворить желания. Желание есть, а исполнить нельзя! А это стресс, злость, негатив, агрессия. Что опасно и вредно для общественного животного. Что делать? Необходим защитный механизм от неисполнимых желаний. И природа дала ответ созданием беатного механизма.

Устройство БМ (беатного механизма) на уровне простейшей схемы не сложнее паровоза, более того, алгоритмы их работы удивительно схожи.

Уголь – топка с паровым котлом – кривошипно-шатунный механизм (КШМ), переводящий прямолинейный, убийственный напор пара в бешеное вращенье колес, полет над рельсами.

По такой схеме работает паровоз.

Желания, страхи (топливо) – психика, душа (топка с котлом) – беатный механизм идеализации (КШМ души), переводящий напор вожделений в фантазии и оптимальный гормональный баланс.

Так работает беатный механизм (БМ).

Хитро устроенный кривошипно-шатунный механизм (КШМ) придумали китайцы две тысячи лет тому назад. Механизм идеализации желаний для человека придумала госпожа Эволюция где-то на два миллиона лет раньше. С БМП нам и предстоит разобраться в этой части книги.

Паровоз удачная аналогия для беатного механизма. Есть топливо – страхи и желания. Есть топка и паровой котел – душа. Именно душа разогревает мечты до точки кипения, до степени идеализации.

На страницу:
2 из 4