bannerbanner
Введение во храм. Пересказы библейских историй, преданий и легенд
Введение во храм. Пересказы библейских историй, преданий и легенд

Полная версия

Введение во храм. Пересказы библейских историй, преданий и легенд

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Введение во храм

Пересказы библейских историй, преданий и легенд

Валентин Михайлович Серебряков

Посвящается памяти моих незабвенных родителей,

Серебрякова Михаила Николаевича (1904—1945), участника ВОВ,

и Серебряковой (Морланг)

Эммы Ивановны (1915—1975)

© Валентин Михайлович Серебряков, 2017


ISBN 978-5-4483-5463-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

В эту книгу вошли стихотворные (в основном, написанные белым стихом) пересказы для детей отдельных текстов из Библии, из некоторых апокрифов и преданий, а также некоторых литературных произведений на библейские темы.

Начало таким опытам было положено во время моего активного участия в создании и издании детского православного журнала «С нами Бог» в 92—94 годах. Журнал в 1994 году распространялся по всероссийской подписке и был известен на всей территории РФ. Редколлегия нуждалась в новых оригинальных материалах, и я неожиданно для себя стал одним из его авторов. Все написанное для журнала представлено в книге и проиллюстрировано коллажами из страниц журнала с этими текстами.

В дальнейшем я продолжил такую работу уже по собственной инициативе, тем более, что все девяностые годы я был директором Воскресной школы при Сретенском храме в Новой Деревне, г. Пушкино, Московская область (школа была открыта 2 сентября 1990 года протоиереем Александром Менем, убитым ровно через неделю 9 сентября). Так пьеса «Легенда о четвертом волхве» была написана для школы и инсценирована ее учениками. Многое из написанного в эти годы нигде не публиковалось.

Наиболее значимым для меня в этом сборнике является рассказ об Иерусалимском храме. Он оказался и наиболее затратным по времени. Храм представлялся мне и представляется до сих пор уникальным сооружением. Согласно Библии, археологическим и историческим сведениям он был построен во времена Израильского царя Соломона в Х веке до н.э., разрушен Вавилонским царем Навуходоносором в VI веке д.н.э., заново отстроен после возвращения иудеев из Вавилонского плена и реконструирован царем Иродом и окончательно разрушен в 70 году н.э. римским императором Титом. В 90 годы в России найти описание храма было нелегкой задачей. Интернет уже был, но нужных мне материалов в нем еще не было. Однако мне удалось собрать достаточно полные сведения. И сегодня, сравнивая свой рассказ с материалами исследований о Первом и Втором храмах, я могу сказать, что мои описания храма в основном совпадают с сегодняшними представлениями о них, и я не стал вносить в текст никаких изменений.

Книга была практически готова в конце 90-х, и я надеялся издать ее в год 2000-летия от Рождества Христова, но не сложилось. Я даже сверстал ее для себя, но она так и осталась в компьютере собранная и уже получившая свое название. Почему я выбрал название сборника «Введение во храм»? Во-первых, потому, что такой рассказ-предание присутствует в сборнике. Во-вторых, в сборнике большой объем занимает подробный рассказ-экскурс о Иерусалимском храме, своего рода введение во храм. В-третьих, все рассказы предназначены для детей, начинающих знакомство с Библией, с основами веры, и для них изложение некоторых событий библейской истории тоже может стать своеобразным введением в храм.

В последующие годы я что-то еще написал, но издавать эту книгу без иллюстраций мне не хотелось, а найти иллюстратора не удалось. Подрастала моя внучка, которая мечтала стать художником. Идея издать книгу с рисунками внучки Маши мне нравилась. И я стал ждать. Маша уже закончила художественную школу, но еще училась в средней, и я не решался загружать ее этой задачей, считая, что время еще не пришло.

Тем временем произошло несколько обнадеживающих событий.

Неожиданную известность получило стихотворение «Жница». В 2000 году в серии «К 2000-летию Рождества Христова» вышел сборник «Молитва. Православная поэзия для детей и юношества» (М.: Даниловский благовестник, 2000, С. 54—56), в котором между стихотворениями А.К.Толстого «Благовест» и И.А.Бунина «Троица» была напечатана «Жница» с иллюстрацией Ольги Никитиной. Мне сдается, что составители посчитали стихотворение неизвестного им автора, взятое из журнала «С нами Бог», соответствующим по стилю и сюжету концу XIX – началу XX веков. В аннотации этого сборника стихи, помещенные в нем, отнесены к лучшим образцам русской поэзии и названы классическими. Я в кругу друзей шутил по этому поводу, рассказывая, как меня сделали «классиком».



Это стихотворение попало и в следующий сборник Даниловского благовестника «Детям о Христе. Рассказы и стихи русских писателей» (М.: Даниловский благовестник, 2006) и опять оно помещено рядом с признанными мэтрами поэтического мастерства. Были еще публикации «Жницы», и она несколько раз звучала на конкурсах чтецов произведений христианской тематики.

В 2010 году мне удалось сделать, по-моему, неплохой перевод известной в испаноязычном мире 10-й части Рождественской кантаты аргентинского композитора Ариэля Рамиреса, названной «La peregrinación» («Паломничество»). У нас эта композиция в аранжировке французского композитора и дирижёра Поля Мориа была хорошо известна, но под именем «Alouette» («Жаворонок»), и предваряла популярную телепередачу «В мире животных». Случайно по наводке сына я узнал что эта мелодия изначально была совсем не о животных, и решил найти оригинальный текст. Нашел, заказал перевод подстрочника и перевел текст, назвав песню «Странники». Я опубликовал ее на своей странице в Livejournal (Живой журнал) в канун Рождества 06.01.2011г. и получил несколько лестных и авторитетных отзывов. Я решил, что этот перевод вполне соответствует духу сборника.

В прошлом году я открыл для себя издательскую систему Ridero.ru, которая в режиме онлайн решает все вопросы по изданию своих книг. С ее помощью я издал уже три книги и решил заявить издание этой пока без иллюстраций. Тем временем в этом году внучка Маша успешно закончила среднюю школу и, пройдя сложные творческие конкурсы, стала студенткой Московского университет печати им. И. Федорова. И, возможно, скоро она будет готова, если захочет, сделать рисунки для этой книги. А я, издавая книгу, делаю Маше предложение, чтобы она, прочитав ее в уже изданном виде, вникла, осмыслила и оценила ее содержание, а в будущем, как специалист книгоиздательского дела, и, возможно, как художник-иллюстратор, которым, я надеюсь, она непременно станет, реализовала давнюю мечту своего деда.

В заключение хочу поблагодарить жену Зинаиду, терпеливо сносящую мои «творческие» муки, детей Павла и Эмму, читавших отдельные вещи и делавших полезные и уместные замечания в качестве добровольных редакторов, друзей, которые читали отдельные мои литературные опусы и считали их достойными публикации.

Библейские истории

и предания

Радуга

(По книге Бытие, гл. 6—9)

Праведен был перед Богом Ной.Он, спасая виды всякой твари,строил много лет ковчег большой,чтобы разместить в нем всех по паре.Говорили все: ни дать ни взятьчто-то стало с головой у Ноя —берега морского не видать,ну а он ковчег плавучий строит.Радуга, радуга – Божий знак?Не видал никто еще такого.На земле жил Ной. Он был чудак.А кто будет брать пример с «чудного»?А потом дождь лился сорок дней,и земля вся под водою скрылась.Все живое умерло на ней.Жизнь в ковчеге только сохранилась.После года странствий, наконец,голубя Ной выпустил в разведку.Вот вернулся на ковчег гонец,в клювике держа маслины ветку.Радуга, радуга – Божий знак?Ной пока не знал еще такого.Ждали впереди земля, очаг —атрибуты бытия земного…Вышли, только схлынула вода,из ковчега люди, звери, птицы…Бог сказал, что больше никогдаИм живая плоть не истребится.Чтобы этот чудный договорне забыла бы душа живая,радугу Бог в небе распростер.И она нам радостно сияет.Радуга, радуга – Божий знак,что потоп не повторится снова.Со времен Ноя стало так,будет до пришествия второго.Много, много лет с тех пор прошло…Радуга является на небе —знак того, что не всесильно зло,знак мечты о вожделенном хлебе.Жарким летом кончится грозаи пробьется солнца первый лучик,ты поднимешь к небесам глазаи увидишь вдруг на фоне тучекРадугу, радугу – Божий знак.Разноцветный мостик вспыхнул снова.Со времен Ноя стало так,будет до пришествия второго.

Архангел Рафаил

(По книге Товита)

«Бог исцеляет» – имя Рафаилабуквально означает. И об этомАрхангеле – посланнике Господнем,одном среди семи ему подобных,наш сокращенный пересказ библейскойистории о праведном Товите.ТовитВ столице Ассирийской Ниневиив пленении (то в славе, то в опале)Товит-израильтянин жил с семьею:женою Анной и Товией – сыном.Он был торговцем. Торговал умело.Но честен был всегда – одну брал ценус простых и знатных жителей столицыили любых других своих клиентов.Он был благочестив и верен Богу.Всегда его открыты были дверидля странников уставших и голодных.Одеждою делился он своею,а многим даже помогал деньгами.Давал и в долг, когда имелись средства.И забывал порою про расписки,которые заемщики давали.Еще он тайно хоронил собратьев,в плену погибших и не погребенных.Так вышло, что он снова разорился,но добрых дел своих не оставлял он.Вовсю над ним соседи насмехались:– Уж сколько раз его предупреждали,и сколько раз ему пришлось скрываться,а он свое не оставляет делои продолжает хоронить умерших,своей рискуя жизнью постоянно.Ведь смерть грозила всем, кто захоронитпогибших и умерших иудеев.Однажды он, вернувшись с погребеньяочередного, будучи нечистым,в дом не вошел, а спать лег под стеною.А на стене воробышки гнездились,как раз над ним, и капнули случайнов глаза Товита. Так он стал незрячим.Товит в печали стал молиться Богу:– Господь мой, Ты и любящий и строгий,меня помилуй. Я, конечно, грешени суд Твой справедливый принимаю.Возьми мой дух, чтоб я вернулся в землю.Как жить, когда глаза мои не видят?Избавь меня от тяготы и скорби.Дева СарраСлучилось так, что в тот же день и месяцв Мидийских Екбатанах дева Сарраоплакивала смерть седьмого мужа,убитого, как шесть других, в день свадьбызлым демоном, влюбленным в эту деву:– Господь, мой Бог, зачем мне жить на свете,когда мужей злой демон убивает.Ты знаешь, я чиста перед Тобою,возьми меня, чтоб горя было меньше.РафаилУслышаны молитвы были Богом,Архангела послал Он, Рафаила,на помощь деве Сарре и Товиту.Товит вдруг вспомнил: он в Мидийских Рагахоставил серебро на сохраненьеу бывшего партнера по торговле.Расписку отыскал. Позвал Товию.Сказал ему, чтобы себе нашел онпопутчика в дорогу и, не медля,за этим серебром с ним отправлялся.Товия стал искать среди собратьев.Азария ему тут приглянулся(на самом деле был он Рафаилом,принявшим облик юноши земного).Он принял приглашение Товии.Поход в МидиюВот к вечеру дошли они до речки.Поймал Товия рыбину большую.Когда они ее распотрошили,чтобы себе на ужин приготовить,Азария и говорит Товии:– Ты сердце, желчь и печень этой рыбына время спрячь. Они нам пригодятся.А утром снова в путь. Вот по дорогевстречается им город Екбатаны.Друзья зайти решили к Рагуилу.– Он человек хороший и богатый, —Азария сказал, – а дочка Сарракрасива и умна. Женись, Товия!– Азария, боюсь. Я слышал, будтобезжалостно злой демон убиваетв день свадьбы женихов ее…– Не бойся,когда придет твой час войти к невесте,на углях печень рыбы с ее сердцемты обожги. И этим едким дымомты обкури всю комнату невесты.А этот запах демон не выносит.И он уйдет и больше не вернется.Заходят в дом. Товия видит Сарру.От красоты ее теряет разум,влюбляется и просит Рафаила,чтоб он помог ему ее сосватать.Женитьба ТовииСам Рагуил приветливо их встретил.Устроил омовенье им и ужин.Азария тут речь завел о свадьбе.– Я за Товию дочь отдать согласени половину от того, что нажил, —сказал им Рагуил, – но знать должны вы.., —и рассказал про семь замужеств Сарры.Товия позабыл про все на свете,про демона, про страх свой. Только Сарраи ум его и сердце занимала.Он заявил решительно и дерзко:– К еде я не притронусь, пока брачныймы договор не заключим сегодня.– По-твоему пусть будет, хотя горькокопать опять мне новую могилу…Позвал он Сарру и, ее взяв руку,отдал Товии в знак благословенья.Стал ужин свадьбой. А потом Товияпрепровожден был в комнату невесты.Он захватил курильницу с собою,зажег ее, и печенью и сердцем,горящими на углях, аккуратновсё обкурил: и ложе и одежду.И у дверей курильницу оставил.Злой демон тут как тут. Куренья запахего остановил. Пока чихал он,связал его Архангел, чтобы большежизнь Сарры никогда не омрачал он.Товия с Саррой встали на колении Богу вознесли свою молитву:– Господь, благослови союз наш брачныйи дружно дай до старости прожить.А Рагуил пошел копать могилу,не сомневаясь, что умрет Товия,и, выкопав, сказал жене: «Пошли-каслужанку посмотреть – еще он жив ли?»Служанка, возвратившись, сообщила,что жив Товия, спят они спокойно.Не медля, Рагуил зарыл могилуи Богу благодарно помолился:– Благословен Ты, Боже мой, за радость!Ты милостиво сохранил влюбленных.Дай им и дальше в благости прожить!А утром праздник в доме Рагуила.Объявлен брачный пир на две недели.И Рагуил взял слово у Товии:– Пока не завершится праздник брачный,мой дом ты не покинешь. А потом уж,взяв Сарру и богатства половину,в отцовский дом спокойно возвращайся.Тогда Товия просит Рафаила:– Сходи за серебром, тебя прошу я.Нельзя мне отлучаться две недели —я слово дал сегодня Рагуилу.А между тем отец и мать считают,наверно, дни, когда я буду дома.Азария охотно согласился.И в день последний этой пышной свадьбыон серебро принес из Раг Мидийских.

ВозвращениеЗакончились дни брачного гулянья,и время расставанья наступило.Азария Товии лишь напомнил,чтобы он желчь от рыбы не оставилво время сборов в дальнюю дорогу.С женой красивой и большим богатствомспешит к своим родителям Товия…Как только показалась Ниневия,Азария и говорит Товии:– Когда своих родителей увидишь,отец и мать от радости заплачут.Ты носовой платок отцу предложишь,чтобы он вытер слезы им при встрече.Платок ты предварительно намажешьтой самой желчью от огромной рыбы.Все выполнишь, увидишь, что случится.Беспокойство родителейА между тем в своем убогом домеслепой Товит ждет терпеливо сына.И Анна постоянно пребывалав слезах по сыну в эти дни разлукии каждый день за город выходилавстречать Товию, сына дорогого.И, собираясь выйти на дорогу,Она сквозь слезы мужу причитала:– Я, видимо, совсем ума лишилась,раз отпустила мальчика в дорогус каким-то незнакомым человеком.Наверно, он погиб, мой сын любимый.Товит ей говорит: «Напрасно, Анна,себя терзаешь ты. Здоров Товия.В Азарии я полностью уверен».Вдруг он сказал жене:– Послушай, Анна,я слышу колокольчики верблюдов.– Я каждый день встречаю караваны,не их я жду, а жду живого сына.– Да, ты послушай, это же не толькопростые колокольчики трезвонят,а музыка, которую играютна свадьбах. Посмотри, иди скорее,кто это свадьбу пышную справляет?Исцеление ТовитаИз дома Анна вышла на дорогу,и видит, караван идет богатый.Играют колокольчики и слугитанцуют, прославляя новобрачных.И к Анне вдруг Азария подходит,с улыбкой говорит: «Встречайте сына!»О, невозможно описать словамичто тут творилось. Слезы, поцелуи…Товит услышал шум, пытался выйти,споткнулся у дверей. Ему Товияне дал упасть тут и, заметив слезы,подал платок, натертый рыбьей желчью.– Спасибо, сын мой, не держал давно яв своих руках платок из нежной ткани.Хоть глупо плакать, но такая радость!.. —и стал тереть глаза платком Товии…– Товия, что такое? Я стал видеть?Неужто я действительно стал зрячим?!Он обнял сына и опять заплакал,и стал молиться Богу благодарно.Товия рассказал отцу подробноО всем, что с ним в походе приключилось.Товит же просит привести невесту.Подходит к ней, ее благословляет:– Благословен Господь, наш Бог, которыйпривел тебя в наш дом. Благословенныродители твои. Ну, здравствуй, дочка!Мы рады счастью вашему с Товиейи будем веселиться всю неделю.Прощание с РафаиломОкончен пир. Товит сказал Товии:– С Азарией пора нам расплатиться.Товия отвечал: «Отец, не жалкоАзарии отдать мне половинутого, что привезли мы из похода»Понравилось Товиту, что Товиябыл справедливо благодарен другу.Азарию призвав, сказал: «За труд свойвозьми себе богатства половину,из Мидии доставленного вами».Азария сказал тогда Товиту:– Я Рафаил, Архангел, вестник Бога.Когда молился ты, молилась Сарра,я ваши Богу возносил молитвы.По Высшей воле я пришел на помощьизбавить вас от сатанинских козней.К Пославшему меня и возвращаюсь.А вы все это в книгу напишите —о Божиих делах сказать похвально.Невидим Рафаил стал.                                             От Товита,от самого, и от его потомков,в добре и славе много лет проживших,дошла до нас история об этомАрхангеле Господнем – Рафаиле.

Иерусалимский храм

(По книгам: Быт., Исх., Лев., Втор., Иис. Н.,1—3 Цар., 1 Езд., 1 Мак., Мф., Лк., Ин., Евр., Библейский словарь Э. Нюстрема, Библия изд. «Жизнь с Богом» – стр. 2340, Введение в Талмуд А. Штейнзальца – стр. 201, 335)

Закон МоисеяВ Израиле во времена Христовывсе мальчики уже в свои тринадцатьлет от рожденья – возраст возмужанья, —должны были Закону подчиняться.Один из них обязывал мужей всехна праздники: в дни Пасхи, Жатвы, Кущей,являться в храм перед лицо Господне.И каждый год мужи, дела оставив,паломничество это совершалив Дом Господа – храм Иерусалимский.На Мориа-горе его воздвиглив дни славного правленья Соломона.На той горе, где Исаака в жертвуготов был принести по Божьей волевеликий Авраам – отец народов.Где царь Давид, спустя века, построилдля всесожжений жертвенник Господень,чтоб моровая язва прекратилась.Свой трон передавая Соломону,он завещал ему постройку храма:– Я сам хотел построить Дом Господень,но сказано мне было: «Много кровипролил ты в войнах, потому не долженты строить Дом Мне. Человеком мирнымсын будет Соломон. Его престол Яблагословлю, и в мире пусть построитДом имени он Моему и будетему покой от всех врагов в округе», —и ныне, сын мой, пусть Господь с тобоюповсюду будет, чтобы ты построилДом Богу твоему, как повелел ОнСтены храмаБыл этот Иудейский храм огромени позволял вместить всех богомольцев,на праздник приходящих отовсюду.Он в плане был прямоугольной формы.Его надежно защищали стенысо всех сторон, к которым примыкаластоящая рядами колоннада,На юге и востоке стены храмапересекали горное ущелье,красиво возвышаясь над долиной.А за стеной Восточной сохранилосьназванье Соломонова притвора.Возможно, что она так называласьв знак памяти о храме Соломона.Нетронутой оставил эту стенуцарь-разрушитель Навуходоносор.Преданье говорит, что ее угол,соединенный с южною стеною,в Писании помянут: «Иисус былв конце сорокадневных искушенийна самый край крыла поставлен храмадиаволом, который обратилсяк Нему при этом:– Если Ты, Сын Божий,то бросься вниз, чего Тебе бояться.Ведь сказано, что ангелы повсюдуТебя хранят. Они Тебя подхватяти не дадут упасть Тебе на камень.Христос ответил: «Сказано в Писаньи —не искушай ты Бога твоего!»ПортикиСоединялись сводами колонны,сплошное образуя перекрытье.Так получались портики, которыхв священном храме множество имелось.А южный портик назывался Царским,он многих восхищал. Как пишет Флавий:«Еще под солнцем не существовалотакого совершенного творенья.Колонны были выставлены строгоодна против другой в четыре ряда,всего числом сто шестьдесят две штуки,шестнадцать с лишним метров высотою,украшены Коринфской капительюс изысканными лепкой и резьбою.Четвертый ряд наполовину вделанбыл в стену. Между этими рядамишироких получалось три прохода,из них два крайних по двенадцать метровимели в ширину, проход центральныйнаполовину шире был и вышев два раза боковых. И простиралисьони на расстоянье в двести метров»В пространствах этих портиков огромныхмогли от зноя или непогодыукрыться люди. Здесь располагалисьучители закона и судиливсе споры, возникавшие в народе,и толковали сложные законыпростому люду. Здесь же продавалиотборный скот для жертвоприношений,меняли деньги, чтобы плату в храмепроизводить еврейскими деньгами.Менялы и торговцы зачастуюзахватывали все подходы к храму.Тогда их зазывания и ссорыа также крики жертвенных животныхмешали всем пришедшим на моленье.Понятно, почему Христос однаждыизгнал всех этих торгашей из храма.Дворы-террасыЗа портиками все пространство храмаделилось на дворы или террасы.Их связывали лестницы друг с другом,и нижнюю террасу называлиДвором язычников. Сюда войти моглюбой, пришедший в храм через ворота,которые со всех сторон имелисьи на ночь запирались ежедневно.Двор нижний отделялся парапетомот внутренних Дворов и галереей.Над парапетом высились таблички.Их надписи иные по-латыни,другие же по-гречески гласили:«Не может никакой иноплеменниквойти за огражденье внутрь храма.Нарушивший пусть знает, что за этоон будет непременно предан казни».За парапетом сразу начиналсядля Женщин, внешний Двор, войти в которыйс восточной стороны возможно былолишь через Никаноровы ворота,двенадцать вверх преодолев ступеней.Пройдя его на запад и пятнадцатьступеней вверх и медные ворота,во Двор Израильтян вы попадали,где женщинам бывать не полагалось.Он был открыт на запад. От него лишьсо всех сторон всего на три ступениприподнят верхний двор был —Двор Священства,в котором находиться разрешалосьсвященникам лишь только и левитам.Здесь, во Дворе Священства возвышалсядля всесожжений жертвенник огромныйи для воды вместительная чаша,ее все называли «медным морем».

СвятилищеА в глубине одето в белый мраморСвятилище – Храм подлинный— стояло,пятидесяти метров высотою.Его со всех сторон, кроме восточнойв три этажа пристройки окружалидля множества служебных помещений.А перед ним две медные колонныу самого притвора возвышались,украшенные ветвями гранатас плодами и увенчанные каждыйцветком гигантской лилии из меди.Двенадцать из Двора вели ступенейв Святилище до самого портала —торжественного входа, – где в притвореимелись две двустворчатые двери,украшенные золотой чеканкой:цветами, херувимами, ветвями.Над входом было украшенье в видеогромной золотой лозы с кистямив рост человека. Далее в притворевисела Вавилонская завесаиз двух полотнищ разноцветной шерсти:пурпурной, голубой и ярко-краснойс добавками крученого виссона, —расшитая священными цветами.Внутри Святилища и потолок, и стеныобшиты были досками из кедра,а пол из кипариса был настелен.Все стены были дивною резьбоюукрашены: фигуры херувимов,из пальм, цветов затейливый орнамент.Резьба и стены потолок и дверии даже пол, – все золотом покрыто.СвятоеСвятилище делилось на две части.Передняя большая часть – Святое.Здесь размещались: золотой светильникна южной стороне. Перед завесойстоял по центру жертвенник кадильный(алтарь для воскуренья фимиама).У северной стены располагалсяособый стол с хлебами предложенья(хлеб обновляли каждую субботу).Стол и алтарь, точеные из кедра,покрыты были золотом. А утварь:кадильницы, щипцы, лопатки, чаши, —из золота чистейшего отлиты.Менора – знаменитый семисвечникимеющий вид стебля на подставкеи шесть ветвей, от стебля отходящих —налево и направо по три ветви,из золота отлит был. Как и стебельвсе ветви утолщения имели,из «яблок» и «цветов» по всей длине ихи три цветка миндальных размещалисьна равных интервалах друг от друга(на главном стебле было их четыре).Заканчивались ветви все и стебельлампадками изысканной работы.Чтоб свет не угасал ни на мгновенье,по вечерам левиты очищалипоочередно фитили от гарии масло заливали в них исправно.Святое СвятыхВ конце Святого за двойной завесой(подобной той, что вход перекрывала),которая разодралась на частив мгновенье крестной смерти Иисуса,располагалась сердцевина храма —Давир или как мы зовем СвятоеСвятых. Здесь в первом храме Соломонастояли два огромных херувималицом к завесе, высотой пять метрови столько было в их размахе крыльев.Одним крылом они стены касались,другим они сходились в самом центре.Из дерева масличного их резал,как впрочем всю резьбу на стенах храма,входных дверях, все золотом украсили выполнял литейные работыХирам – искусник, сын вдовы из Тира.Под точкой, где касались херувимыдруг друга, в центре пола размещалсяКовчег Завета —ящик для Скрижалейна крупном камне высотой до метра.Давир внутри являлся точным кубомс ребром длиною ровно десять метров.Внутри его темно все время было.Шехина или благодать Господняздесь обитать могла по воле Бога.Сюда раз в год на праздник Очищеньявходить мог лишь один Первосвященник,внося кровь жертвы за грехи народа.А над Давиром комнаты-светлицырасполагались, где могли хранитьсяи свитки Моисеевых Законов,и прочие еврейские святыни.Ковчег ЗаветаКовчег был изготовлен в год исхода.В длину он больше метра был на четверть,а ширина равнялась с высотоюи составляли три четвертых метра.Снаружи и внутри он был обложенлистами золота. По краю верхавокруг был золотой венец извитый,чтоб крышка на ковчеге удержалась.На крышке по длине друг против другадве золотых фигуры херувимоврасполагались, лицами к Скрижалямсклоненные. Их крылья накрываликак будто бы шатром Ковчег Завета.В приделанные по углам ковчегачетыре золотых кольца вставлялисьшесты для переноски в дни похода.Он в Скинии тогда располагался —шатре разборном из шестов и брусьев,обтянутых полотнищем в два слоя
На страницу:
1 из 2