Полная версия
Мечтай. Надейся. Люби!
Восточная философия, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, учит практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни.
В этой связи показательна следующая цитата:
«К счастью можно прийти двумя путями.
Первый путь – внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение.
Второй путь – это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего.
Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего – то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях».
В психологии применяется, в частности, следующая формула счастья:
Счастье = глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций
Причем, положительные эмоции связаны со счастьем в настоящий момент, а глубокое удовлетворение – со счастьем в долгосрочном периоде:
«Если бы строили дом счастья, то самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания»
Ж. РенарСчастье оно густое как смола, сила жизни, бьющая фонтаном, импрессионистически дерзкое и своевольное, во множестве оттенков проявления:
«А счастье – есть удачное течение жизни»
Мудрость времениСчастье – это смелая чувственная архитектоника в саване динамичных, живых и ярких образов.
«…Чужая радость так же, как своя,Томит ее и вон из сердца рвется.И девочка ликует и смеется,Охваченная счастьем бытия.Ни тени зависти, ни умысла худогоЕще не знает это существо».Н. Заболоцкий«Некрасивая девочка»Счастье — это и экспрессивная жажда красоты, наслаждения красотой и порой парадоксальная светлая грусть, и безбрежное стремление ко всему необычному, необыкновенному, включающее в себе ожидание: вот сейчас что – то произойдет
«В пустыне бытия…И страстного отрадному бесстрастьюТебя я научу»Е. А. Баратынскийпоэт, «дорически прекрасный певец»Счастье и радость как ценности жизни возникают и развиваются на основе потребностей:
1. Потребность в заботе, помощи, покровительстве другим – чувство беспокойства за судьбу кого – то; сопереживание радости и удачи другого; чувство нежности и умиления; чувство преданности; чувство жалости.
Греческий мыслитель Платон:
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».
2. Потребность в общении – чувство симпатии, чувство уважения, чувство признательности, благодарности:
Мудрость времени:
«Где есть, кому услышать и кому сказать,там – счастье»3. Потребность в самоутверждении, славе (лат. gloria – слава) — чувство всеобщего внимания и восхищения, чувство почета, чувство уязвленного самолюбия и желания взять реванш, чувство возбуждения самолюбия, чувство превосходства.
Мудрость древнего мира:
«Счастлив, считающий себя счастливым»
4. Потребность в деятельности (греч.praksis – дело) – жажда добиться успехов в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, любование результатами, приятная усталость, удовлетворение, что дело сделано и день прошел не зря.
Туго натянутая тетива древнего мира, отпечаток от ее стрелы так и остался не стертым с полотна времени:
«Счастье – не удовольствие, оно в основном – это победа»
5. Потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе (лат. pugna – борьба) – томительно – ликующее состояние – жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство решительности, чувство высоты, власти над природой,:
Аполлонический поэт России А. С. Пушкин:
«Есть упоение в боюИ мрачной бездне на краю»Русский историк Н. Карамзин словно бичом истины, подстегнул скакуна счастья:
«Счастье есть дело судьбы, ума и характера»
6. Романтические потребности, эмоционально – возвышенное состояние – стремление к необычному, неизведанному, ожидание хорошего светлого чуда, манящее чувство дали и Алых Парусов; зачастую ожидание такого чуда волнует сильнее чем наступление самого чуда. Как писал М. Ю. Лермонтов, «моя душа, я помню с детских лет, чудесного искала».
7. Потребность в познании, интеллектуальные устремления (греч.gnosis – знание) — чувство открытия и догадки, чувство верного решения, чувство недоумения или удивления.
Один из трех мастеров античной трагедии, создавший образцовые классические Царь Эдип, Антигона, воспевавший в личности сильное идеальное начало, знание и совесть, написал:
«Самое первое условие счастья – быть разумным».
А потом добавил нечто верное, ясное как сама мысль о небе:
«Кого бог хочет погубить, того он сначала лишает разума».
Софокл8. Эстетические потребности – жажда красоты, наслаждение красотой, чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически – созерцательное состояние.
Об этом слова К. Боуви:
«Истинное счастье – враг пышности и шума… Оно любит прохладу и уединение, оно посещает леса и родники, поля и леса, словом, оно ищет внутренних духовных утех».
9. Потребности в телесном и душевном комфорте (греч. gedonis – удовольствие) – чувство веселья, сладкой лени, приятное физическое ощущение от вкусной пищи, тепла, солнца.
Ученик Платона, в шутку заметивший, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать, впоследствии произнесший, что «Платон мне друг, но истина дороже», наставник А. Македонского, Аристотель употребил выражение о тех благах счастья:
«Счастье есть совместная полнота трех благ: во – первых, душевных, во – вторых, телесных, каковы здоровье, сила красота и прочее подобное; в – третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им подобные».
Много веков спустя, баловень века XIX и его вольнодумный брат, А. Шопенгауэр добавил:
«Из личных качеств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав»
10. Любить и быть любимым – чувство родственности, симпатии, открытия другого человека. Чувство или душевная мелодия не может быть исчерпано словами, но которое вновь и вновь их вызывает: «Вы та самая, которую я искал всю свою сознательную жизнь. Ты единственная, неповторимая… Второй такой нет и быть не может! Встретить единственную можно лишь раз в жизни, другого случая не представится. Не смейте его пропустить! Остановитесь, не проходите мимо того счастливого чуда, которое подарено мне и Вам».
В. ТендряковСладкоголосый поэт Востока О. Хайям писал:
«Я спросил у мудрейшего: «Что ты извлекИз своих манускриптов?» Мудрейший изрек:«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежнойПо ночам от премудрости книжной далек»Великий лирический поэт С. Есенин сформулировал запрет, согласно которому о любви прямо не говорят много:
«О любви в словах не говорят,О любви мечтают лишь украдкой,Да глаза, как яхонты, горят».Французский аристократ, ценитель всего изящного, яркого и красивого, на основании собственного опыта нашел неиссякаемый источник Победителя:
«Одинаковое счастье – быть победителем или побежденным в битвах любви».
К. ГельвецийПронизаны ощущением светлости и искренности, мягким бархатистым состоянием души, уводящей к истокам юного, флибустьерского и романтического самовыражения слова К. Гельвеция:
«Я предпочитаю иметь в моей власти теломоей пастушки, чем мировую империю. Ласки судьбы не стоят ласк моей любимой. Похищенный поцелуй лучше завоеванного королевства. Завоеватели основывают свое счастье на несчастье всего мира, а мое счастье основано только на блаженстве и наслаждениях моей пастушки»
Немецкий писатель и мыслитель Л. Фейербах поставил знак равенства между пустотой и не любовью:
«Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же».
Французский ученый и по совместительству философ, прагматичный и благополучный, высекающий из жизни искры открытий, озаривших мир человека, утверждал:
«Счастлива жизнь, которая начинается с любви и кончается страстью».
Б. Паскаль.Воспеватель высоких чувств и пронзительных эмоций, как явление небесной радуги, божественной строфы и струны в человеке, В. Гюго вывел формулу высшего счастья, наложив тем самым всякий запрет на любое инакомыслие в этом вопросе:
«Высшее счастье в жизни – это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать – любят вопреки вам»
Притча
Хорошая девочка
У одной матери дочка была очень бойким и непоседливым ребенком. Мать любила ее, но порой уставала от неугомонности девочки. И вот как – то раз, когда девочка была подвижна как никогда, женщина не вытерпела и сказала:
– Дочка, к вечеру ты совсем вымотала меня! Тебе нужно быть поспокойнее.
– Да, мамочка, – согласилась малышка. – Но что мне сделать для этого?
– Когда ты пойдешь в свою комнату, – ответила мать, – перед сном усердно помолись богу, чтобы он сделал тебя хорошей и послушной девочкой.
– Хорошо, сказала девочка и пошла к себе в комнату.
Но на следующее утро она таким же вихрем, как обычно, пронеслась по всему дому. Мама укоризненно посмотрела на девочку и сказала:
– Дочка, ничего не изменилось! А я думала, что ты усердно молилась богу!
– Мамочка, я так и делала! Если бы ты знала, как горячо я молилась! Но если бог не изменил меня, значит, он и так считает меня хорошей девочкой, и я нравлюсь ему такая, какая есть.
Ра́дость – одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.
Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им.
То, что бывает достаточно для нашей радости, не всегда достаточно для нашего удовольствия
Этимология:
1. происходит от старослав. ра̏д, ра̏да, ра̏до «охотный»;
2. также – элемент божественного= Ра + дость, чувство, данное от универсального Бога солнца Ра (гл. бог Египта).
Значение:
1. чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение, внешнее проявление этого чувства:
«От радости в зобу дыханье спёрло»И. Крылов2. событие, предмет, возбуждающие такое чувство:
«И радость, и печаль – всё было пополам»И. КрыловСинонимы: счастье, удовольствие, наслаждение, восторг, веселье, ликование, отрада, милая, любимая, успех, воодушевление, эйфория.
Счастье, радость – это всегда положительное состояние человека, положительное эмоциональное переживание; оно не может оцениваться в терминах «лучше – хуже».
Меморандум личного благополучия, счастья и радости:
– Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
– Чувство необычного, таинственного, неизвестного.
– Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.
– Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
– Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что – либо хорошее для дорогих тебя людей.
– Горячий интерес, наслаждение при познании нового. Радость и глубокое удовлетворение при достижении сути явлений, подтверждение ваших догадок и предположений.
– Чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуты борьбы, опасности.
– Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь. Когда видишь дружбу и взаимопонимание. Когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других лиц.
– Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.
Как говорил мудрец Хайям…
«Я спросил у мудрейшего: «Что ты извлекИз своих манускриптов?» Мудрейший изрек:»Счастлив тот, кто в объятиях красавицы нежнойПо ночам от премудрости книжной далек!»А счастье так близко…
– Желаю вам: подарка сада – дыханья свежести; утренней зари – ясности и чистоты
Из русского народного фольклора– Счастлив, когда наслаждение с силой входит в душу через все двери чувств. Наслаждение – это единственное применение жизни
К. Гельвеций– Только тот по – настоящему счастлив, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать для того, чтобы представлять собой что – то
И. ГетеИ полезно, и приятно:
•Осторожно: кругом скользкие люди.
•Женщины жалуются на отсутствие сильных мужчин. Но откуда им взяться, если рядом нет слабых женщин.
•Он назвал его клиническим идиотом. Дело возбудили по ст. «Разглашение тайны»
• – Дорога, посмотри, какой прекрасный день!
– На что ты намекаешь?
– Ну ты ведь сама сказала, что уйдешь от меня в один прекрасный день.
Притча
Создана русским художником и мыслителем Н. К. Рерихом.
Ни одного верного друга
Старый викинг Гримр, сидя на пиру в кругу друзей, сказал вдруг, что за всю долгую жизнь у него не было ни одного верного друга. Со всех сторон раздались возражения. Один сказал: «Вспомни, кто первый протянул тебе руку в изгнании! Это был я». Другой сказал: «Когда враги сожгли твой дом, кто строил новый дом вместе с тобой? Это был я». Третий сказал: «Кто в битве заслонил тебя собою? Вспомни о друге!»
Гримр ответил им: «Я помню все, что вы сделали для меня, я люблю вас, но вы друзья в несчастьях моих, и я благодарю вас за это. Но скажу правду: в счастье не было у меня друзей. А я был очень редко счастлив. Это было на охоте, когда я спас короля, и он при всех обнял меня и назвал лучшим мужем. Все говорили мне приятное, но сердца моих друзей молчали. Это было, когда моя дружина одержала победу над датчанами. Меня считали спасителем народа, но и тут молчали сердца друзей. Когда лучшую деву я ввел в дом и назвал женой, нас венчали, но слова друзей шли не от сердца. В счастье человек как будто на вершине горы, а сердца людей открыты вниз. В счастье никогда не бывает друзей».
Они так говорили о радости…
•У. Шекспир – Я желаю вам столько радости, сколько вы можете себе пожелать.
•Эпиктет – Лучше спать, согнувшись на короткой кровати, и быть здоровым, чем лежать больным на просторной постели. Так же лучше нуждаться и быть веселым, чем жить в роскоши, не зная чувства радости.
•Р. Тагор — Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется.
•Сенека – Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться.
• Ф. Ларошфуко – Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему.
•И. Гете – Если бы утро не будило нас для новых радостей, если бы вечер не оставлял нам никакой надежды, стоило бы труда одеваться и раздеваться?
•А. Шопенгауэр – Различия ранга и богатства каждому отводит свою роль, но ей вовсе не соответствует внутренняя разница в счастье и довольствии; и здесь в каждом скрывается тот же бедняк с его нуждой и заботой.
А так о счастье…
•Аристотель – Счастье – на стороне тех, кто доволен.
•Л. Вовенарг – Иные живут счастливо, сами того не зная.
•Ф. Вольтер – Счастье – это только сон, а горе – действительность.
•А. Шопенгауэр – Есть только одна врожденная (у всех) ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья.
•З. Фрейд – Сделать человека счастливым не входило в планы Создателя.
•Д. Юм – Склонность к радости и надежде – истинное счастье; склонность к опасению и меланхолии – истинное несчастье.
•А. Шопенгауэр – Здоровый нищий счастливее больного короля.
•Цицерон — Счастливее всех тот, кто зависит только от себя.
•Эпикур – Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума счастливым.
•И. Тургенев – Счастье – как здоровье, когда его не замечаешь, значит, оно есть.
•А. Шопенгауэр – Каков человек сам по себе и что он в себе имеет, личность и ее достоинства – вот единственное условие его счастья и благоденствия.
•Г. Флобер – Счастье – это выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни
Глава 9. Сократ, Честерфильд, Иисус…
Суждения, которые я излагаю, созданы много веков назад до меня в лабораториях человечества. Они были высказаны Сократом еще задолго до его трагической смерти. Их сформулировал сэр Честерфильд в письмах к безвременно ушедшему сыну. Рожденный в вертепе и в конце жизни несший на своих плечах орудие римской казни – крест, Иисус произносил черными от пыток и крови губами те же слова.… Но если вам не нравятся подобные идеи, какими же правилами вы хотите воспользоваться, чтобы жизнь была для вас не местом страданий?
История
Хочу воздуха!
Однажды к греческому мыслителю Сократу явился молодой человек, бесстрастным и небрежным голосом заявил: «О великий Сократ, я пришел к тебе за знаниями».
Философ привел его к морю, зашел с ним на довольно глубокое место и затем окунул его в воду. Позволил затем юноше высунуть голову и набрать воздуха, Сократ попросил юношу повторить, чего же он хочет. «Знаний, о великий», – пробормотал тот. Сократ снова погрузил страждущего под воду, только теперь продержал его там намного дольше. Так продолжалось несколько раз: Сократ удерживал юношу под водой все больше времени и задавал один и тот же вопрос. Когда философ в очередной раз спросил: «Чего же ты хочешь» – обессилевший молодой человек наконец утратил прежнюю бесстрастность и выкрикнул: «Воздуха! Я хочу воздуха!» «Хорошо, – ответил Сократ. – Вот теперь, если ты жаждешь знаний столь же сильно, насколько жаждешь воздуха, ты непременно получишь их».
Сократ – (греч. «Большеголовый»)
(469 – 399 до н.э.)
Древнегреческий философ. Сын скульптора. Проповедовал на улицах и площадях. Ходил босым и в одной тунике.
Явил своей жизнью и смертью редкий пример полного согласия слова и дела: приговоренный к смерти философ мужественно и спокойно выпил чашу с ядом цикуты – отказался от бегства, которое предлагали ему друзья.
Стал родоначальником философской диалектики, понимаемой как поиск истины при помощи бесед – постановка определенных вопросов и нахождение ответов на них.
От Сократа не осталось сочинений, мысли его записаны Платоном и Ксенофонтом.
Основной тезис Сократа:
– знание или мудрость – самая первая добродетель человека;
– знающий доброе обязательно и поступает по – доброму; не знающий доброе – поступает по – злому.
Так говорил Сократа:
невежество – быть ниже самого себя;
мудрость – быть выше самого себя
Необычное мужество Сократа в отстаивании своих убеждений проявлялось в его отношениях со сварливой женой Ксантиппой.
История №1
«Тут Антисфен сказал:
– Если таково твоё мнение, Сократ, то как же ты не воспитываешь Ксантиппу, а живёшь с женщиной, сварливее которой ни одной нет на свете, да, думаю, не было и не будет?
– Потому что, – отвечал Сократ, – и люди, желающие стать хорошими наездниками, как я вижу, берут себе лошадей не самых смирных, а горячих: они думают, что если сумеют укрощать таких, то легко справятся со всеми. Вот и я, желая быть в общении с людьми, взял её себе в том убеждении, что если буду переносить её, то мне легко будет иметь дело со всеми людьми»
История №2
– Почему, – спросил Алкивиад, – не прогонишь ты эту женщину?
– Потому что, – сказал Сократ, – имея ее, я упражняюсь в терпении и кротости, с которыми я потом выношу дерзости и оскорбления от других. Добрый муж должен исправлять недостатки жены или претерпевать их. Если он их исправит, он создаст себе приятную подругу. Если же он их претерпевает, он работает над усовершенствованием самого себя.
История №3
«Поверьте мне, – говорил Сократ друзьям, – терпение никогда не смешно. Я для себя извлекаю пользу от злой Ксантиппы, как всадник от лошадей с норовом. Если я сумею ужиться с Ксантиппой, мне легче будет ладить со всякого рода характерами».
Афоризмы
•Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.
•Для человека лучше испытать несправедливость, чем совершить её.
•Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.
•Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.
•Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что—то готов говорить и делать.
•Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.
•Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.
•Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.
•Друзья не те, кто хвалит все твои слова и поступки, а те, кто любезно обличил твои недостатки
•Тех, кто желает и сам иметь много хлопот и другим доставлять их, я поставил бы в разряд годных к власти.
•Нельзя лечить тело, не излечив душу
•Кого не бьет слово, того не будет бить и палка.
Крылатые слова
•В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.
•У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
•Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.
•Богатство и знатность – не признак достоинства.
•Заговори, чтобы я тебя увидел.
•Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.
• Быть довольным – это наше природное богатство
•Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
•Хорошее начало – не мелочь, хотя и начинается с мелочи
•Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.
•Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого!
Филип Дормер Стенхоп, 4 – й граф Честерфилд (анг. Philip Dormer Stanhope, 4th Earl of Chesterfield, 1694 – 1773) – английский государственный деятель, дипломат и писатель.
Цитаты (из «Писем к сыну», безвременно ушедшему из жизни):
•Каждый человек ищет истину, но только одному Богу известно, кто ее нашел.
•Как движение возбуждает аппетит, так труд возбуждает жажду удовольствий.
•Когда тебя похвалят, обдумай хорошенько, заслуживаешь ли ты похвалы; если не заслуживаешь, то, значит, тебя осмеяли.
•О вкусах не спорят – из – за них ссорятся, дерутся и развязывают войны
•Радуйся жизни, наслаждайся каждой минутой ее – ведь удовольствия заканчиваются раньше, чем жизнь.
•Те, кто громче всего требуют свободы, хуже всего ее переносят.
•Думай о минутах; часы сами о себе скажут.
Всего лишь плотник!
Не обязательно быть верующим христианином, не обязательно верит в божественную природу Христа, но нельзя отрицать исторического феномена и не восхищаться величайшим гением всех времен и народов – Иисусом из Назарета.