Полная версия
Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа
Феодосий Печерский (г.р. неизв. – ум 1074) – церковный писатель Х1 в., один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря. В своих поучениях и посланиях проповедовал основы христианской морали и определял нормы монашеского поведения.
36
Рубище – ветхая, рваная одежда.
37
Вериги – железные цепи, надеваемые на руки и тело аскетами и подвижниками
38
Одрина – производное от «одр», т.е. кровать, постель, ложе.
39
Хоромы – общее название дома, большой постройки.
40
Паволок – бумажная или шелковая дорогая ткань. «Прииде Олег к Киеву, к своему зятю Игорю, несый злато и паволоки, овощи и вина и всякое узорочие».
41
Панагия – иконка, носимая на груди.
42
Лев Диакон (ок. 905 – г. см. неизв.) – византийский историк.
43
Ибн-Фадлан, Ахмед – арабский путешественник и писатель первой половины Х в.
44
Зипун – старинный русский кафтан без ворота, обычно из толстого сукна. Носился как верхняя одежда крестьянами.
45
Панева – женская шерстяная юбка разных цветов.
46
Вероятнее всего Нестор назвал розгами веники, которыми пользовались для парения.
47
Здесь, однако, закон Русской правды говорит вообще об убийстве женщины, а не о жене мужа.
48
Воскресенская летопись в собственном переводе Н. М. Карамзина.
49
Вениамин Тудельский нач. Х11 в. – после 1173 г.) – средневековый путешественник родом из Наварры, один из первых исследователей Востока.
50
Угедей или Октай (ок. 1185—1241) – — старший сын Чигис-хана и его приемник. Великий хан 1229—1241 гг., основатель династии Юань.
51
Батый (Бату) (г.р. неизв. – ум. ок. 1255) – монгольский хан, основатель Золотой Орды. Завоеватель Вост. Европы в ХIII в. Внук Чингис-хана.
52
Известно, что Батый узнал об этом из доноса одного рязанского вельможи.
53
Баскак – монгольский военачальник в покоренной стране, ведавший сбором дани и учетом населения..
54
Это отражено в Псковской и Новгородской судных грамотах. Русская Правда об этом не упоминает.
55
«Путь из варяг в греки и из грек по Днепру» – система речных путей в Древней Руси, связывающий Черное море с Балтийским. Письменные материалы говорят об этом пути начиная с IХ века, а архелогические еще раньше (IV – VI вв.). Этот путь имел большое значение для восточных славян. Путь от Киева до Царьграда (Константинополя) проходили за 30—40 дней. В ХI-ХII вв. этот путь утратил свое значение.
56
Плано Карпини, Иоанн – францисканский монах. В 1245 г. был отправлен папой Иннокентием IV на Восток. Оставил описание путешествия со сведениями о странах, которые видел.
57
Кокошник – старинный русский женский головной убор в виде округлова шитка вокруг головы.
58
Епанча – длинный и широкий старинный плащ.
59
Эллины- древние греки.
60
Герберштейн, Сигизмунд, барон (1486 – 1566) —немецкий дипломат и путешественник. Дважды посещал Москву (1517, 1526). В 1549 г. выпустил книгу «Записки о московитских делах», в которой, пользуясь летописными материалами излагал древнейшую русскую историю, а также описывал экономику, быт и религию России того времени.
61
Ям —в старину почтовая станция, где проезжающие меняли лошадей.
62
Контарини, Амброджо (г. рожд. неизв. – ум. 1499) – веницианский дипломат. По пути из дипломатической поездки в Персию в 1473 г. посетил Москву. В 1487 г. издал описание путешествия, где сообщил интересные сведения о Русском государстве.
63
Длугош, Ян (1415 – 1480) – польский историк, сторонник господства церкви над светской властью. Автор большого труда «История Польши», где использовал летописи литовские, русские, чешские и др.
64
Флорин – западноевропейская золотая монета (были и серебряные). Сначала появилась во Флоренции. То же, что гульден в Нидерландах.
65
Русская серебряная монета ХIV – ХVIII вв. Являлась сотой частью московского рубля, к середине ХУ в. упала в весе.
66
Маркет- немецкая денежная единица ХV в., меньше рубля.
67
Лихоимство – взяточничество, ростовщичество. Лихоимец – взяточник, ростовщик.
68
Калья – род борща, похлебка на огуречном рассоле, с огурцами, со свеклой и мясом, а в пост с рыбой и икрой. «Где калья, там и я»
69
Охабень – верхняя широкая одежда с отложным воротником. Носили бояре в XV – XVII вв.
70
Ферязь – древнерусская верхняя одежда с рукавами и без рукавов.
71
Кунтыш (кунтуш) – род верхней мужской одежды с разрезными рукавами, иногда на меху; полmcrbq верхний кафтан.
72
Доломан (турецк.) – Длинная верхняя одежда, украшенная пуговицами; гусарская куртка.
73
Иовий Павел Новокомский (1483 – 1552) – итальянский историк, епископ г. Ночера. Известен книгой о Русском государстве («Книга о посольстве Василия, великого государя Московского к папе Клименту VII»), которая написана им со слов русского посла в Риме Д. Герасимова в 1525 г.
74
В Х1 веке крестьян в Руси называли смердами.
75
Мамлюк или мамелюк – воин личной охраны султанов.
76
Иовий Павел Новокомский (1483 – 1552) – итальянский историк, епископ города Ночера. Известен книгой о Русском гос-ве «Книга о посольстве Василия, великого государя Московского…», которую он написал со слов русского посла в Риме Д. Герасимова (1525).
77
Сорский, Нил (до монашества Нил или Николай Майков; 1433 – 1508) – русский церковный деятель, писатель-просветитель. Основал монастырь на р. Соре, первый на Руси скит. В своих сочинениях призывал духовенство к отказу от роскоши, от владения землей и крестьян, за что его сторонники «заволжские старцы» были прозваны «нестежателями».
78
Тохтамыш (г.р. неизв. – ум. ок. 1407) – хан Золотой орды, потомок Чингисхана.
79
Тать (от таить) – вор, тот, кто украл что-либо. Татьба —кража.
80
Сифилис, который завезли в Европу после открытия Америки.
81
Вено – приданное невесте в дар к венцу; в древнерусском брачном праве плата за невесту, т.е. выкуп. В Древней Руси до принятия христианства при многоженстве родня не уступала невесты добровольно и даром. Отсюда обычай похищения невест с последующим требованием выкупа.
82
Собор – собрание, съезд. Церковный Собор, Земский Собор.
83
Троки – уездный город Вильно. Основан Гидемином в 1321 г. Был столицей Литвы.
84
Седьмое тысячелетие кончалось в 1491 или в 1492 гг. Семь в сознании средневекового человека считалось роковым.
85
Вертоград – сад, в основном фруктовый; виноградник.
86
Куколь – травянистое растение и, сорняк ис темно-розовыми цветками и ядовитыми семенами.
87
«Древняя Российская Вивлиофика» -собрание разных древних сочинений: описание свадебных обрядов и др. исторических событий, а также грамоты, материалы по дипломатии и мн. др.
88
Церковные, особо освященные свечи.
89
Кика – головной убор типа кокошника.
90
Пенязи -, деньга, монета, чеканенная бляшка
91
Перепеча – печения, то что пекут в печи
92
Ширинка – отрезок ткани по ширине; рушник, полотенце
93
Горлатная шапка – шапка из нежного меха шкурки горла куницы или лисы
94
Крайчий, или кравчий – виночерпий за великокняжеским столом. Позже назывался Обер-шенк (от нем.)
95
Терлик – торжественная придворная одежда в России в ХУ11 в., род длиннополого кафтана.
96
Флетчер, Джильс – находился в 1588 г. в Москве при дворе Федора Иоанновича в качестве посла английской королевы Елизаветы. Его сочинение «О государстве русском» содержат ценные сведения о России и особенно о ее финансах.
97
Корыстолюбие чиновников обличал Н. М. Карамзин в «Записке о древней и новой России».
98
Играть зернью – т.е. играть в кости. (зернь).
99
Вериги – железные цепи, надеваемые на тело.
100
В средние века на Руси воин царской придворной охраны.
101
Род борща (или рассольника?) на огуречном рассоле, с огурцами, свеклой и мясом; в пост – с рыбой и икрой.
102
Фут – старая русская и английская мера длины, равная 30,48 см.
103
Охабень – широкий кафтан с большим откидным воротником и прорехами для рук.
104
Ферезь или «ферязь» – старинная русская широкая одежда с длинными рукавами, без воротника. Могла быть как мужской, так и женской.
105
И. Е. Забелин ссылается на некоего иностранного гостя Лизека.
106
Петрей де Эрлезунд, Петр – путешественник и писатель, шведский посол в России. Жил в Москве в 1608- 1614 гг.
107
Полог – занавеска, закрывающая что- либо, например, «полог кровати».
108
Бомелий был всенародно сожжен в 1580 году за тайную связь с Баторием.
109
Эпитимия (От греч. – наказание) – В правосл. и катол. Церкви – наравственно-исправительная мера, добровольно исполнявшаяся раскаявшимся верующим. Это могла быть молитва, паломничество, пост и т. д.
110
Н. М. Карамзин говорит о шестой или седьмой женитьбе царя.
111
Сильвестр и Адашев – Сильвестр был священником Благовещенского собора и имел благотворное влияние на Ивана IV (с 1447). Вместе с постельничим Грозного Адашевым являлся вождем «избранной рады» и сторонником реформ. С 1553 г. царь охладел к Сильвестру, а в 1560 г. удалил его от двора. Адашев попал в опалу после смерти царицы Анастасии.
112
Церковное песнопение в честь святого или праздника. В данном случае в честь Иисуса Христа.
113
В 1584 г. святые мощи Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. в Москву, в храм Успения.
114
Чернец – то же, что монах, черница – монахиня.
115
Стефан Баторий (1533- 1586) – король польский (1576—1586). Избран польским королем по настоянию среднепоместной шляхты. Умер в разгар подготовки к войне против Московского гос-ва.
116
Тафья или скуфья – шапочка типа тюбетейки, плотно облегающая голову..
117
Ченслер, Ричард (г.р. неизв. – ум. 1556) – английский мореплавотель. Положил начало торговым сношениям Англии и России. В Москве был в 1553 и в 1555 гг. Оставил описание путешествия и пребывания в Московском гос-ве Ивана Грозного.
118
Далматик – царская одежда в Византии, похожая на архиерейскую ризу.
119
Записки по поводу предполагавшейся отправки послов к русскому двору.
120
Подлинные слова Ивана IV: «Вот знамение моей смерти» встречаются как в летописях, так и в ииостранных источниках.
121
Петрей де Эрлезунд, Петр – путешественник, в качестве посла шведского короля жил в Москве в 1608 – 1614 гг. Писал о России. Известна его «Московская хроника»
122
Царские двери – в церкви главные двери в иконостас, соединяющий алтарь с остальным храмом. Открыты только во время богослужения.
123
Д. Флетчер, «О государстве Русском», в переводе с англ. Н. М. Карамзина.
124
Каргополь – город на р. Онеге. Основан новгородцами в XII в.
125
Симеон Бекбулатович – крещеный хан. В 1574 г., после периода казней, Иван Грозный по какому-то капризу венчал Симеона на царство и приказал писать на его имя грамоты и жалобы. Через два года «царь» Симеон был выслан из Москвы в Тверь, став ее князем.