bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Овцы и бараны

избранные статьи

Игорь Савва

© Игорь Савва, 2015


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Я сам прошел через тот, всем известный период «елейного» неофитства, когда учением Церкви считаешь все, что можно услышать от благообразных стариц и старцев, когда вопросы о нестроениях в Церкви вызывают «праведный» гнев, а семинарский учебник церковной истории представляется вражеской попыткой опорочить святость Церкви.

Из этого состояния можно выйти по разному. Когда становится очевидным, что история Церкви – это не только история святости, а путь к спасению не похож на «состояние глубокого удовлетворения», может последовать отчаяние и уход из Церкви.

Когда за святыней различаются человеческие действия и мотивы, корыстные, политические, какие угодно, может последовать тупое «отрезвление»: в конце концов, в церкви люди те же и деньги те же, жить то как-то надо…

Что бы не очутиться ни на одном из этих путей, в самом начале церковной жизни, необходимо получить «прививку» от елейности. Чтобы, будучи пораженным верой, не потерять трезвости. Чтобы всегда понимать, что с обращением к Богу, своя жизнь не кончается, а только начинается. Не закрыть глаза должен человек, входящий в Церковь, а, наоборот, пошире открыть, чтобы лучше видеть. Не лишиться всех вопросов, якобы получив ответ на них раз и навсегда, а, наоборот, начать задавать вопросы. Так жадно задает вопросы ребенок, входящий в мир, а Господь не зря призвал нас быть подобными детям.

Существование этого сборника статей будет оправдано, если он, хоть в какой-то степени, сможет стать такой «прививкой»…

Овцы и бараны

«Негодных же и бабьих басен отвращайся…» (1Тим.4,7)

Как-то раз, один мой друг, к сожалению, ныне покойный, показал на картинку, на которой был изображен Пастырь Христос, ведущий овец.

«Вот почему я никогда не смогу стать христианином, – сказал он мне, – не хочу быть частью стада».

Мне тогда так и не удалось его переубедить, но, впоследствии, я часто думал, почему эта картина, понятная мне, вызвала такое отторжение в душе моего, так и не обратившегося друга? Ответ может быть только один: он увидел в отношениях Пастыря и овец нечто такое, чего в них не было и нет, какой-то другой образ послушания. В послушных последователях Христа он увидел не овец, а баранов.

Конечно, мы говорим на языке притчи, не имея в виду реальных животных. Хотя, какая-то связь все же существует. Недаром, глупого человека называют бараном, а послушного овцой. Послушание овцы – сердечно, оно основано на любви к своему Пастырю. Поэтому, такое послушание совершенно свободно. Послушание же барана основано на неспособности думать самому. Его свободным никак не назовешь. Свобода там, где есть способность различать, а у барана такой способности нет, куда поведут, туда и идет.

Такое послушание барана, а не овцы, приводит ко многим печальным последствиям в современной церковной жизни. Стоит вспомнить не утихающие страсти по поводу ИНН. Смущают церковный народ какие то безымянные «старцы» и, ни мнение Патриарха, ни высказывания Священных Синодов РПЦ и УПЦ, ни высказывания старцев (на этот раз без кавычек), таких как, например, покойный арх. Иоанн (Крестьянкин), не способны таких верующих успокоить. На все один ответ: «А вот старцы говорят…» Да что же они говорят, эти безымянные «старцы» в своих анонимных листовках. Ни одного серьезного довода, ничего убедительного, только «детские пугалы» по выражению Иоанна Златоуста, вроде того, что, якобы, наличие номера в налоговой инспекции лишает человека имени. На одной чаше весов, – страшилки для слабонервных, на другой, доводы верующего разума. Перевешивает первая.

Или еще один случай. Как-то пошли слухи о том, что в такой-то день, на Украине будет страшное землетрясение. Предупреждают об этом, опять же, какие-то «старцы». Сотни перепуганных православных начали собирать вещи и требовать, чтобы церкви были открыты в эту ночь до утра. Ни один (!) из них не смог ответить на вопрос, откуда такое известие? Ответ один: где-то, какие-то «старцы» предсказали. Да разве можно так доверяться тому, не знаю кому? Вот уж, поистине, послушание, но только не овцы, идущей за своим Пастырем. «Мои знают Меня…» (Ин.10,14), говорит о Своих овцах Христос.

А сколько суеверий, боязни «порчи» и «сглаза» и т. п., держится на страхе, распространяемом подобным образом. Христиане, за которых Христос умер, не рассуждая следуют за тем, кто их больше напугает. Никакие доводы и доказательства не способны возвратить таких верующих к вере. Они просто боятся думать сами. Неясное: «старцы говорят», милее слуху таких суеверных людей, чем мнение определенного, конкретного епископа или священника. Абсурдные призывы, такие, как требование отказываться от учета в налоговой службе, понятнее им чем доводы, доказательства, ссылки на Св. Писание и св. отцов. Чем абсурднее, тем легче слушаться, не спрашивая, ни своего ума, ни сердца.

Разве не такой тип послушания культивируется в так называемых тоталитарных сектах. Сказано тебе, как правильно, запомни и не рассуждай. Твой поводырь не может ошибаться. Для православного человека такой тип послушания никак не подходит. Не людям должен подчиняться верующий, а Истине. Находятся люди, которые приписывают старцам, пускай даже настоящим, без кавычек, абсолютную безошибочность. Разве не похоже это на то богословское положение, которое на века разделило Римо-католическую церковь и Православную Церкви. Католики приписывают безошибочность в делах веры Папе. Некоторые же православные, отвергая такой абсолютный авторитет обычного человека – Папы римского, готовы приписать безошибочность и безгрешность любому, о ком идет слух, что он старец. Но у христиан всегда было по-другому. Не то, что говорят старцы – истина, а старцы – те, кто говорит истину. Истине подчиняется сердцем верующий человек и именно по истине, а не «по своим прихотям» (2 Тим.4,3), он должен избирать себе наставника и пастыря.

Не номера в налоговой инспекции, а нерассуждающее послушание, послушание барана – прямой путь к грядущему царству антихриста. Ведь это ему нужны послушные и нерассуждающие, падкие на всякие басни и фокусы, не признающие никаких доводов.

Верующие должны быть овцами, но никак не баранами.

Что такое оглашение?

Впервые, мысль об оглашении, то есть, о подготовке к крещению, пришла мне в голову во время моего собственного крещения. Это было в 1990 году. Мы, с моей будущей женой, решили венчаться, но обнаружили, что не были крещены. Долго не думая, пошли в храм, «зарегистрировались», оплатили и стали ждать батюшку. Немолодой, улыбчивый, но очень уставший человек, он даже не нашел времени обменяться с каждым из нас парой слов. Выслушав «доклад» регистратора, он завел в маленькую комнатку человек десять желающих креститься, среди них были и крестные с младенцами, расставил всех по местам. Начал, закончил и так же быстро ушел дальше исполнять свои обязанности.

Мы уходили с некоторым разочарованием. Тогда я и подумал, что священник должен был нам о чем-то рассказать, что-то разъяснить. В это время я уже считал себя верующим и даже христианином, так как прочитал несколько книг, а разница между верующим и неверующим для меня тогда состояла лишь в ответе на вопрос: есть ли Бог? Поэтому нуждался, как мне тогда казалось только в разъяснении некоторых обрядов – как все правильно делать в церкви.

Прошло время, я сам стал священником. С первого же крещения, которое теперь уже совершал сам, я понял, что большинство крещающихся не достигли даже той христианской меры, которой когда-то достиг перед крещением я. Подавляющее большинство крещающихся вообще не хотели ни слышать о вере, ни читать книги об этом. Но, к тому времени, меня научили думать, что мы живем в православной стране, ведь большинство уже тогда были крещеными. А раз люди вокруг православные, – думал я, – то они должны жить по-христиански. Заставить верить во Христа я конечно не мог. Поэтому заставлял выслушивать получасовые пугающие проповеди и вслух исповедовать догматы веры. Это было не оглашение, а, скорее, экзамен, проверка на лояльность, допуск на крещение. На этом экзамене почти все были «двоечниками», хотя я очень хотел им помочь. Крещаемые и их крестные, с горем пополам читали Символ веры, путаясь в непонятных церковно-славянских окончаниях, переставляя ударения, кощунственно изменяя незнакомые слова. Скоро стало ясно, что такой подход приносит те же плоды, что и крещение без подготовки. Крещеные и их крестные спешили на праздничную трапезу и с радость и облегчением забывали все, что от меня услышали.

И вот тут я задумался. А обязан ли человек быть верующим, могу ли я от него этого требовать? Может быть не он мне должен отрапортовать знание догматов и Священного Писания, а я ему должен открыть Христа, чтобы он захотел пойти за Ним. Этот путь начнется еще до крещения и обязательно приведет его к догматам веры.

Я вспомнил, как апостол Филипп крестил эфиопского евнуха (Деян.8,27–39). Он не упрекал его, ничего не навязывал и не доказывал. Он задал простой вопрос, а ответ показал готовность слушать. Если бы евнух не проявил интереса к вопросу Филиппа, разговор был бы закончен.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу