Полная версия
Искусство тетриса
Кроме того, понимание, что человек ответственен только перед самим собой, становится той почвой, на которой вырастает чувство собственного достоинства. Важно понимать, что чувство собственной важности продиктовано ложным чувством превосходства над остальными, а чувство собственного достоинства – это то, что не позволяет человеку стать жертвой. То есть чувство собственной важности – это зерно тирании, а чувство собственного достоинства – прямая этому противоположность. Понимая, что личный выбор является единственным определяющим аспектом в жизни человека, ученик признаёт это право и за другими. С этих пор он уже не испытывает к ним ни жалости, ни даже сочувствия и не пытается их спасать, потому что твёрдо знает, что за всё, что с ними происходит, они могут благодарить только себя. Как только это понимание утвердится в сознании ученика, у него пропадает желание не только искать признание среди своего бывшего окружения, но даже и получить сатисфакцию с тех, кто вёл себя несправедливо по отношению к нему. Ученик точно знает, что глупец может рассчитаться с ним только глупостью, а нищий может предложить только чёрствый сухарь. Ученик понимает, что рано или поздно тиран сам захлебнётся от своего яда. Ученик даже может представить, как рвёт на себе волосы тот, кто раньше считал его пустым местом, но он не станет выстраивать эту ситуацию. Ученику это покажется скучным, недостойным внимания и ниже собственного достоинства, у него уже есть более важное и интересное дело. А бывшие недоброжелатели, заметив его успех, сами себя изведут, но это уже их дело и их право.
Кому-то может показаться, что такое понимание способно сделать человека изгоем, сознательно разорвавшим все связи с обществом. В какой-то мере это вполне справедливое суждение, если общество насквозь прогнило, то самое лучшее, что можно сделать, – это уйти из него. Но как же быть с тем фактом, что жизнь одиночки ужасна? Вся проблема в том, что при беглом взгляде чувство собственного достоинства и чувство собственной важности мало отличаются друг от друга. И продвигаясь по пути собственного достоинства можно легко и незаметно для самого себя перейти на кривую дорожку собственной важности. Главное отличие собственного достоинства от собственной же важности состоит в том, что первое ни в коей мере не предполагает полного прекращения общения с окружающими. Просто это общение принимает новый характер, оно из разряда привычного и традиционного переходит в разряд объективного и адекватного. То есть человек с чувством собственного достоинства сохраняет импульс для общения, и окружающие не перестанут на него реагировать. А то, как долго подобные отношения будут сохраняться и каков будет их характер, полностью зависит от того, насколько они соответствуют новым принципам человека. Совершенно иная картина отношений будет выстраиваться у человека с раздутым чувством важности. Своим заносчивым поведением он будет порождать в окружающих не импульс для продолжения отношений, а протест, вытекающий в разрыв связей. Да и сама ложная гордость человека не позволит ему искать признания у тех, кого он считает ниже себя.
Чувство собственного достоинства и чувство собственной важности сходны лишь в одном, а именно в категоричности этих положений. Но эти категоричности имеют полярный характер. У чувства собственной важности есть только один критерий: «существует только два мнения – моё и неправильное». Чувство собственного достоинства способно воспринять важность чужого мнения. Принимая в расчёт положение, при котором все имеют право на собственные суждения, человек создаёт предпосылку понимания целей и мотивов другого человека. Эта предпосылка, в свою очередь, даёт человеку возможность определить, каких усилий стоят партнёру приятие его деяний, и в полной мере отдать должное его стараниям. То есть чувство собственного достоинства позволяет человеку замечать, что и в какой мере делают для него окружающие и оплачивать эти старания той же монетой. Если точно знаешь, что кто-то халявит или вообще паразитирует, то появляется полное моральное право поставить человека на место или совсем порвать с ним отношения. Но если есть понимание, что то, что делает человек для тебя, даёт тебе и возможности, и перспективы, то в качестве признания этих заслуг надо, в свою очередь, также внимательно отнестись к потребностям этого человека. Подобный характер взаимоотношений переводит их из разряда обычного сотрудничества в разряд того, что можно и нужно изучать. При таких отношениях оба участника становятся друг для друга учителями. Должное внимание к мнению и поступкам окружающих доброжелателей (в истинном понимании этого слова) даёт человеку возможность в полной мере перенять качества, которыми они обладают. А признательность за их отношение может дать основу для признания, получаемое от тех, на кого распространена собственная деятельность. В принципе, это единственный путь обрести мудрость в вопросе отношений. Скажу даже больше, адекватное отношение к учителю и объективный объём энергий признания – единственная возможность для ученика не разрушить чувство собственного достоинства при условии, что превосходство учителя очевидно и объективно.
Консультация по вопросам консультаций
Прежде чем стать настоящим мудрецом, каждый проходит стадию ученика, то есть того, кто получает советы. Следует чётко понимать, что зависимость от советов не является отказом от возможности собственного выбора. Выбор личности не в том, чтобы просить совет или нет. Выбор личности – следовать этому совету или нет. При такой постановке вопроса ответственность того, кто дал совет, снимается, и тот, кто этот совет получил, не вправе предъявлять претензии. Естественно, очень важно понимать суть такого явления, как совет, чтобы уметь чётко различать, от кого он исходит, стоит ли ему следовать и чем в итоге это может обернуться.
Внятный, то есть полностью понятный, совет может дать только тот, кто располагает такими же ценностями и возможностями. Например, жена легко может посоветовать мужу, какую именно колбасу купить, в свою очередь, муж может пояснить, почему этот телевизор лучше, чем другой. Эти двое находятся в одном поле и помогают друг другу в том, в чём имеют большие познания. Супруги рассчитываются за полученные советы собственными советами без дополнительных пояснений и далёких обязательств.
Нередко бывает так, что за советом обращаются, когда у человека не хватает собственных знаний. В этом случае картина дальнейших отношений будет другая. Совет от более знающего человека может быть принят только за счёт авторитета специалиста. Совет, по сути дела, – это кредит. Дальше происходит следующее. Один человек что-то советует, другой начинает претворять этот совет в жизнь собственными усилиями, но оказывается вынужденным поделиться своим достижением. Поэтому раздача советов так популярна – человек в принципе ничего не делает фактически, а дивиденды получает. Многие избирают это своей профессией. Сидит, например, адвокат в своей конторе и консультирует за определённую плату. Если плата какому-либо специалисту не поступает сразу, то это выливается в то, что человек признаёт, что без участия советчика он бы не добился желаемого. В этом случае он обязан отблагодарить того, кто дал нужный совет. Но если человек ленив, глуп или, как ему кажется, безмерно хитёр, то он подсаживается на советы, чем, собственно, и начинает тиранить своего благодетеля. Если советчик не дурак, то он быстро отобьёт охоту обращаться к нему по поводу и без за «просто так».
Если советует тиран, то он старается поддерживать такие отношения, при которых жертва вынуждена висеть на советах. Поэтому адвокаты могут бесплатно ответить только на какой-нибудь несущественный вопрос. Это понятно, они долго учились и теперь торгуют тем, что знают. Тирану по жизни бывает достаточно того, что своими советами он возвышается над окружающими и в любой момент может употребить свою власть либо шантажируя тем, что уже насоветовал, либо тем, что советовать больше не будет.
Бывает так, что человек действительно раздаёт советы по любому обращению и за «здорово живёшь». В этом случае он просто окружает себя толпой паразитов, и очень скоро такой «мудрец» будет занят только тем, что решает чужие проблемы. Но и это быстро закончится. В первую очередь, потому что «мудрец» раздаст свои потенциалы налево и направо. Это проявится тем, что в его делах и доме воцарится полнейший хаос. И когда очередной страждущий зайдёт в этот дом, он прикинет, что вряд ли тот, кто живёт в таком убожестве, может дать достойный совет. После этого к советчику будут приходить только такие же неудачники, как и он сам.
По сути дела, совет – это знание, как начать или продолжить то или иное дело или как разрешить ту или иную проблему. Для полной свободы надо стремиться к тому, чтобы было меньше поводов обращаться за советами к кому бы то ни было. И вовсе не обязательно становится этаким всезнайкой. Для того чтобы отсечь потребность в советах, необходимо найти такое дело, в котором советчиков нет и быть не может. Если человек добился предельных высот в чём-либо, то ему уже никто не может дать совета по этой теме, что называется, по определению.
Для настоящего дела всей жизни любые другие дела могут быть либо помогающими, либо бесполезными и даже вредными, но любое из них менее важно, чем настоящее дело, поэтому от них можно легко отказаться, эти проблемы за определённую плату могут решать специалисты. Поэтому вовсе не обязательно становится универсальным мастером. Гораздо эффективней будет стать мастером в чём-либо одном и, получая достойную плату за собственные труды, иметь возможность оплатить труд помощников. При таком подходе к делу каждый оказывается занят тем, что у него получается лучше. Например, писатель сидит над рукописью, а супруга поддерживает дом в полнейшем порядке как раз на те деньги, что мастер получил от издателя. Или врач снял головную боль автомеханику, который, в свою очередь, избавит от «головной боли» ещё кого-то, у кого проблемы с автомобилем. Писатель не может заниматься хозяйством, в этом случае у него не останется времени на книги. Доктор не может себе позволить одновременно и копаться в моторе, и делать операцию.
Если человек действительно мастер своего дела, то окружающие признают за ним право не уметь что-либо. Настоящему гению не придёт в голову смеяться над другим гением за то, что тот совершенный профан в его сфере. Мастер знает, что его гениальность – это плод его трудов, а не повод презирать тех, кто ничего в этом не понимает. Гениальный конструктор самолётов не будет крутить пальцем у виска, глядя на гениального скрипача. У каждого есть своё дело, а в мире места более чем достаточно.
Ну, просто идиллия какая-то – каждый занят своим делом, каждый получает респект и уважуху от остальных, в общем, все довольны и счастливы. Сами понимаете, что эта картинка практически ничего общего не имеет с объективной реальностью. К этому миру больше подходит выражение «Каждый суслик в своём поле – агроном». Совершенно обычное дело – наткнуться на специалиста, который не только знает, что именно его сфера является самой важной на планете, но и может это объяснить тому, кто к нему обратился. И дело даже не в том, что этот специалист – ас своего дела, просто понимание, что обращающийся по определению не обладает его знаниями, даёт «спецу» ощущение превосходства. Такой специалист не отпустит «клиента» до тех пор, пока не удовлетворится своим превосходством. Пусть это всего лишь призрак власти, но даже его бывает достаточно, чтобы пробудить в человеке тирана. Кроме того, некоторые сферы деятельности или знаний имеют за собой мощнейшие эгрегоры: политические, медицинские, научные и т.д. и т.п. Поэтому надо крайне осторожно подходить к тому, обращаться ли за помощью к кому-либо, обойтись своими силами или вовсе отказаться от задуманного. И если обращения избежать не удаётся, то надо сделать всё так, чтобы оно не имело никаких последствий.
Очень важно сразу расставить все точки над «ё». То есть «ещё находясь на берегу», надо чётко уяснить для себя и дать понять специалисту, какая услуга и в какой мере должна быть оказана. Нужно точно выяснить, в какую сумму денег это вам обойдётся. Выяснив всё это, надо добиться чёткого исполнения составленного договора всеми участниками. Далее, надо произвести полный расчёт за оказанную услугу или консультацию. Главное, что надо твёрдо усвоить, – это то, что тот, кто заказывает услугу или консультацию, берёт на работу того, кто это может сделать, а не спец делает великое одолжение. Обращаясь за услугой, человек не пришёл просить милости, а готов платить, если, конечно, цена будет справедливой. Важно понимать, что именно специалист просит воспользоваться его помощью, ведь именно это он и сделал, когда пристраивал вывеску над своей конторой. И именно специалист, прежде всего, должен быть заинтересован в вежливом и качественном обслуживании, от этого зависит его репутация, а чем она лучше, тем больше у него клиентов. Если эти убеждения удалось донести до специалиста, и он признал их справедливыми, то можете быть уверены в качестве услуги.
Система Знаний не сделает из человека высококлассного специалиста в чём-либо конкретном, но эти знания способны сделать человека Мастером жизни. Эти знания не дают точных рецептов, они лишь могут стать основой, базой, от которой можно оттолкнуться и пойти в любом направлении. Задача ученика и состоит именно в том, чтобы, отсеяв ненужное или необязательное, найти свой путь самореализации. И самое главное в этом вопросе – найти в себе и зерно собственного достоинства, и зёрна здоровых амбиций. Если получится это сделать, то, действуя по тем же правилам, отсечь лишние дела будет только вопросом времени и настойчивости. Не надо бояться остаться голодным из-за того, что пришлось бросить «хорошую» работу. Если всё хорошо взвесить и запастись терпением, то очень скоро можно стать уникальным специалистом в той или иной области. А чем уникальней специалист, тем ему больше платят, не говоря уже о том, что, работая в своей специальности, человек получает удовольствие, а не ждёт конца рабочего дня или отпуска. Если у человека есть мечта и задатки для её воплощения, но он сидит в бухгалтерах, то рано или поздно разочарование его настигнет, но к тому времени все шансы окажутся упущенными. Таким образом разбрасываться своими талантами – настоящее преступление.
Отличить настоящее дело всей жизни от малозначительных дел достаточно просто. Малозначительные дела совершаются из мотива «если не делать – то могут возникнуть проблемы», настоящий же мотив обладает перспективой. Настоящее дело – это дело, которым не заниматься невозможно. Стоящее дело – это музыка, которая постоянно звучит в голове композитора. Тот, кто влюблён в своё дело, тот думает о нём каждую свободную минуту. Находясь на настоящем пути, человек не обременяет себя лишними связями, он остаётся свободным в своей главной деятельности, он перестаёт быть достижимым для специалистов-тиранов. Для остальных обывателей, погружённых в рутину жизни, он становится великолепным, но недостижимым примером. А всё потому, что вся его обычная деятельность делается как бы между делом, но, несмотря на эту очевидность, он не менее успешен в этих делах, чем любой из окружающих. И то, что окружающим видно, что человек делает это, не провозглашая это подвигом, ставит людей в тупик, они больше не знают, как вести себя с таким человеком, и признают его как мудреца или искуснейшего деятеля. Играючи справляясь с обычной занятостью, человек успевает совершить и нечто такое, что выходит за рамки обыденной жизни.
Ещё пару слов о долгах за предоставленные советы. Любое обучение должно быть не тратой свободных средств и времени, а вложением, инвестицией в собственное будущее. Отталкиваясь от понимания, что Система Знаний может открыть перед человеком беспрецедентные перспективы, можно уверенно говорить о том, что эти знания не могут стоить дёшево во всех смыслах этого слова. Кроме денег, человек тратит на них свои силы, нервы и время. И если после прохождения обучения человек так и останется у своего «старого корыта», то можно смело сказать, что его вложения прогорели. Верх расточительности приобретать что-то дорогое, но этим не пользоваться. Что толку иметь мощный и красивый автомобиль, если на нём никуда не собираешься выезжать? Обладая этими Знаниями, просто нельзя жить обычной жизнью. Я говорю вовсе не об уровне достатка, это должно быть само собой разумеющимся фактором. Если в холодильнике пусто, то о каких высоких идеях может идти речь? Я говорю о росте качеств личности.
Уровень развитости, по большому счёту, определяется не средствами достижения поставленных целей, а эволюцией мотивов, то есть расти должны не инструменты, а желания. Точно так же, как разнятся мечты ребёнка и мечты взрослого человека. Инструменты и возможности – дело наживное. Как говорится, была бы курочка, сварит и дурочка. Гораздо важнее определить цель.
Целеполагание
«Едут, значит, два ковбоя по прерии. Дорога дальняя, а вокруг только навевающий скуку однообразный пейзаж. Едут они час, едут другой, скука такая, что даже говорить уже не о чем. И тут один другому предлагает:
– Джон, а тебе слабо за сотню долларов съесть то, что навалит моя лошадь?
И в подтверждении своих слов демонстрирует купюру в сто баксов. Джон сначала отказывается, но в конце концов возможность – вот так по-быстрому срубить сотню вынуждает его согласиться на странное предложение попутчика. Они останавливаются, лошадь Джека делает своё дело, Джон съедает свежую кучу дерьма и получает сто долларовую бумажку.
Ковбои снова садятся в сёдла и едут дальше, но Джека вскоре начинает давить жаба – «это ж надо вот так запросто отдал сто баксов!». Не в силах более справляться с приступами жадности он снова обращается к Джону:
– Слушай, я готов повторить то же самое за эту сотню.
Джон согласно кивает, они останавливаются, лошадь Джона делает своё дело, Джек съедает кучу, и они опять едут дальше. Через пару часов Джек и говорит:
– Послушай, приятель, сдаётся мне, что мы задарма дерьма наелись…».
Мораль этой истории заключается в том, что не стоит предпринимать что-либо просто от скуки. Мало того, что, вполне вероятно, вы не получите стоящих результатов, но и потратите не только время, но и силы. К вопросу выбора любого действия нужно подходить более обстоятельно, особенно если это касается определения цели. Это предельно важный вопрос. Это не просто попытка найти то, что может утолить определённого типа голод. Если чувство физического, морального или эстетического голода уже есть, то и избавление от него вопрос чисто механический. Если голод в чистом виде – сходи в магазин и купи еды, голод моральный – поговори к тем, кто тебя понимает, а эстетический голод лечится сопричастностью к искусству. Настоящая цель не может быть определена предметными понятиями, этот вопрос может быть разрешён только с помощью абстрактного мышления.
Цель не может быть выражена конкретными формулировками. Она скорее похожа на некие ощущения. Человек не может точно понимать, как быть тем-то и тем-то, человек может только уловить те чувства, которые может испытывать достигший этой цели. Например, невозможно представить ощущения после сочинения нового произведения, если нет прямого подобного опыта, но вполне доступно воспринять удовольствие от сидения за бумагой, от мук творчества, от первых порций энергий признания. Достаточно даже представить, как здорово придумывать что-то, захватывающее настолько, что ничто не может отвлечь от этого занятия. Даже само представление о таких действиях рождает какое-то щемящее чувство радости, полноты и самодостаточности. Причём очень важно стараться уловить вкус «рутины», а не вкус оваций и триумфа. Нужно понять, в чём прелесть творческих метаний, когда самым важным делом на свете оказывается поиск нужной ноты, фразы, оттенка или детали. Не будет никакого толка, если усиленно представлять себя стоящим на сцене по колено в цветах, когда зал захлёбывается от восторга и не верит своему счастью, что может лицезреть своего кумира. Грош цена тому «гению», кто занимается своим делом лишь ради славы, а не потому, что просто не может заткнуть в себе фонтан творческой мысли. Настоящему гению, конечно же, важно признание публики, но если его становится слишком много, то это может даже начать мешать творить.
Нужно понимать, что есть цель, а что есть средство, и ни в коем случае не путать одно с другим. Средство – это лишь то, что может помочь осуществить задуманное. Поэтому цель не может быть выражена каким-либо предметом, вещью или явлением. Закупленные краски и кисти ещё не делают человека художником, равно как и одно желание стать им. Приобретённое великолепное ружьё не делает его обладателя удачливым охотником, а пишущая машинка – великим поэтом, стихи, кстати, можно вообще запоминать наизусть. Цель – это нечто тонкое, сравнимое разве что с ощущениями предвкушения. Вот самый простой пример, который приходит на ум. Ставя перед собой такую банальную цель, как поход в ресторан, человек не видит перед собой, какие именно блюда ему подадут, из чего они будут приготовлены и каким образом. Он идёт в ресторан, предвкушая красивую сервировку, отличное обслуживание, потрясающий интерьер и атмосферу, наполненную лёгкой музыкой, изысканными ароматами и обществом, приятным во всех отношениях. Человек не просто желает набить желудок дорогой едой, он жаждет получить праздник как для души, так и для тела. Поход в ресторан должен стать целым событием, которое не только будет приятно вспоминать, но и захочется повторить. Конечно же, этот пример предельно примитивный. С жизненной целью всё гораздо масштабней и тоньше одновременно. Надо отыскать в себе жажду позитивных ощущений от той или иной деятельности.
Справедливости ради следует заметить, что пример с рестораном не очень-то удачный, так как не затрагивает один весьма весомый нюанс. Само посещение ресторана – это свершившийся факт, но наивысший момент радости приносит не получение задуманного и не уже выполненная задача. Как говорится, ожидание праздника – лучше самого праздника. Вспышка самых потрясающих ощущений возникает именно в тот момент, когда становится очевидно, что успешному завершению процесса уже ничто помешать не может. Предельную радость, близкую к восторгу, например, испытывает спортсмен, когда запущенный им снаряд ещё не пересёк линию ворот, когда гол ещё не стал свершившимся фактом, но этому событию уже ничего не может воспрепятствовать. Эта очень короткая эмоциональная вспышка, она сменяется на другие ощущения в тот момент, когда мяч оказывается в сетке. Но несмотря на свою скоротечность, ощущения «до» значительно превосходят по своей интенсивности ощущения «после». Овации трибун, поздравления товарищей по команде – это как раз и есть праздник. Он длится дольше, чем-то, что его породило, но настоящий фанат своего дела понимает, что истинная радость не в нём. Волна восторгов и поздравлений – это не совсем то, к чему стоит стремиться, самое вкусное – это всё же ощущения «до». Поэтому надо не искать конечный итог и радость обладания чем-либо или достижение какого-либо успеха, а стараться поймать и ещё раз ощутить феерическую вспышку преддверия достижения поставленной цели.
Цель по определению должна быть чем-то абсолютно новым. Занятия тем, что точно известно, или тем, что точно знаешь, как это должно выглядеть, выливается либо в настоящую рутину, либо в разочарованность, как гонка за горизонтом. Полная неудовлетворённость из-за этого неизбежно приведёт к разочарованию, депрессии и потере не только потенциала, но и самого намерения чем-либо заниматься. Поэтому глупо копаться в прошлых талантах и достижениях, равно так же глупо предаваться пустым мечтаниям. В первом случае человек получит «вчерашний борщ», во втором – из-за отсутствия опыта, как достичь мечты, человек не может начать действовать, так как мечты – достаточно чёткие образы того, что может принести удовлетворение. Отличие мечты от настоящей цели состоит в том, что за гипотетически реализованной мечтой остаётся пустота, а цель имеет перспективу.
И так как цель не может являться чем-то определённым, то она не может быть обрисована чем-либо конкретным, словами или образами. У человека в распоряжении остаётся лишь ощущение правильности продвижения к намеченной цели. В этом случае можно опираться только на чувство морального удовлетворения. И совсем необязательно стараться ловить и уж тем более удерживать только положительные эмоции. В вопросе определения качества процессов можно использовать и обратный аспект эмоциональности. Важно понимать, любой сбой в процессе достижения чего-либо сопровождается беспокойством различной степени. Если научиться уверенно оценивать свои ощущения, то любые возникающие чувства, будь то позитивные или негативные, можно использовать в качестве ориентира. При этом вовсе не обязательно брать в расчёт только яркие эмоции, любая мысль, возникшая по определённому поводу, говорит о том, что этот аспект деятельности требует более детального анализа, а может быть и конкретных действий. Собственно говоря, умение читать свои собственные чувства и ощущения как книгу – это грандиозное подспорье во всех мыслимых делах и начинаниях. Это умение может здорово помочь при борьбе с Зёрнами Духа, когда надо различать, откуда пришло и на чём основано то или иной ощущение. Точно так же умение читать азбуку чувств колоссально поможет грамотно отслеживать собственные процессы развития. По большому счёту, в любом из своих состояний, даже под диктатом программ, человек воспринимает все нюансы окружающей действительности. А то, что он не всегда придаёт должную оценку своим ощущениям, – это уже другой вопрос. Даже если человек не видит своих ошибок, это вовсе не говорит о том, что он бесчувственный болван, просто никогда не надо забывать о том, что любые свои решения человек принимает только с позиции собственной выгоды. Ни один человек не станет мириться с тем, что его не устраивает, Зёрна его Духа этого не допустят. Личная выгода – главный критерий деятельности человека. И это справедливо во всех отношениях, в том числе и при поиске дальнейших перспектив.