Полная версия
Из истории села Дедилово
Казаки Тульского края
В середине XVI в. Иван Грозный искал способ удешевить содержание армии. Выход был найден в наделении отрядов стрельцов, пушкарей, а затем, и казаков землей. Они свою зарплату получали, собирая урожай со своей земли, а потом еще платили налоги с нее и «стрелецкий хлеб» и «полоняничную копеечку» – для выкупа пленных. По сохранившимся документам, в 1588 г. в моем прежде бывшем славном городе Дедилове, что в Тульском крае, стояли две полуторасотни казачьи, Луговая и Дергилева. Они были поставлены здесь царем Иваном Грозным в 1554 г. и им были даны земли, а потом он дал дополнительные земли за Азовскую и Черкасскую послугу, и кормились они с той земли и границы государства Русского защищали. Дедиловские казаки получали жалование и деньгами, только в случае нахождения их на государевой службе вне дома. Это дальние пограничные дозоры, на которых рядовой казак должен был провести три месяца, а сторожевой полгода и военные походы. И ни одной фамилии или прозвища тюркского происхождения в наших краях не наблюдается. Фамилии на Руси появились в 1552 г., благодаря мудрости того же Ивана Грозного. Фамилии, заканчивающиеся на – ин и – ых, имеют тульско-рязанско-калужское происхождение. Мой далекий предок, живший в XVI веке, Анисим Иванов сын Лепёхин тогда служил ямским охотником, нес государеву службу на почтовой станции того времени – Яме, ну ямщиком был, но в последующих документах Лепёхины уже только казаками упоминаются.
Вишневецкий на Тульской земле
Добавочную землю дедиловским казакам дали не просто так, а за черкасскую и азовскую послугу. Откуда она взялась? Вот что по этому поводу сказано в Никоновской летописи за 7066 (1558) год. «О отпуске Вишневецкого на Крымские улусы. Того же месяца царь и великий князь отпустил на Крымскые улусы князя Дмитрея Ивановича Вишневецкого: да с ним Черькаского мурзу Кабартиньского Каньклыча Канукова государь отпустил в Кабарту в Черкасы, а велел им, сбрався, идти всем ко князю Дмитрею же на пособ: а отпущен в Черкасы на Казань да на Азсторохань судном, а из Черкас им ити ратью мимо Азов. Да со князем Дмитреем же государь отпустил Игната Заболоцкого з жилцы, да Ширяа Кобякова з детми боярьскыми, да и Данила Чюлкова да Юрьи Булгакова и иных атаманов с казакы, да сотцких с стрелцы; а велел ему государь ити прямо, а во Псле (река Псел – сост. ЛАН) велел суды поделати и з запасы ити на Днепр. И велел государь князю Дмитрею стояти на Днепре и беречи своего дела над Крымскым царем, сколко ему Бог поможет».
Теперь мы знаем, что среди «иных атаманов с казакы» были Луговая и Дергилева сотни из Дедилова, правда, имена атаманов история не сохранила. Но воевали они хорошо, раз царь их землей дополнительно наделил. Отсюда еще видно следующее: казаки в Московском государстве и в Тульском крае были еще до создания Сечи и прихода Вишневецкого на службу к Ивану Грозному, не ими начиналось Тульское казачество. К тому времени только в Дедилове было 300 казаков, в Епифани версталось 700, а еще Новосиль, Гремячий, Шацк, Михайлов и т. д. Несомненно, что черкасами и запорожскими казаками наше казачество пополнилось, но не началось.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.