Полная версия
Профессиональная этика
Зоя Александрова, Светлана Кондратьева
Профессиональная этика
© МПГУ, 2016
© Александрова З. А., Кондратьева С. Б., текст, 2016
Введение в профессиональную этику
Одним из проявлений цивилизационного кризиса является духовная деградация. Этот процесс становится реальностью наших дней. Энтропийный распад человеческой духовности, этический снобизм соседствуют с культом денег, силы, наступательной агрессии. Нравственные идеалы задаются не интеллигенцией, а звездами шоу-бизнеса, блогерами и расхожими суждениями завсегдатаев социальных сетей.
Ни право, ни политика не гарантируют высокого уровня качества людей как духовных существ. А деморализация разлагает и все общественные устои. Без воспроизводства нравственных ценностей и высокого интеллекта невозможны регенерация культуры и предотвращение «конца истории», который обещают человечеству футурологи. А. Швейцер писал, что мораль имеет космический характер, это воля Логоса и Абсолюта.
Важнейшие решения в своей жизни человек принимает, не всегда следуя логике вещей, а часто вопреки. Может тогда он слышит голос Абсолюта и следует ему, пренебрегая собственной выгодой и практической целесообразностью. Этика зовет человека к постоянной ответственности за добро, что особенно актуально в наше конфликтное и жестокое время.
Лекция № 1. Тема: мораль и общество
План
1.1. Категории: этика, мораль и нравственность, их различие и сходство.
1.2. Сущность и структура морали.
1.3. Назначение морали в обществе.
1.4. Этика как теория морали.
1.1. Категории: этика, мораль и нравственность, их различие и сходство
В рамках этики как философского учения о морали существует свой категориальный аппарат, раскрывающий специфику исследования моральных ценностей и их исторического изменения. Остановимся на важнейших из них, чтобы потом, оперируя этими понятиями, четко представлять себе их содержание.
МОРАЛЬ как философская и этическая категория представляет собой совокупность социально наследуемых, традиционно передаваемых в поколениях норм, определяющих поступки людей и специфику всех человеческих коммуникаций. Можно сказать, что это совокупность исторически сложившихся правил и норм, регулирующих человеческие отношения. Эти правила социально апробированы и закреплены в культуре, они передаются в процессе социализации подрастающего поколения через воспитание и образование. Моральные нормативы являются условием человеческой жизни в целом, они делают нашу жизнь осмысленной и предсказуемой. Мораль – это человеческое в человеке, что позволяет человеческому обществу оптимизировать свое существование.
ЭТИКА – это теоретическое осмысление сущности морали и законов ее развития. Соответственно этика возникла гораздо позднее морали. Этические концепции – это уровень высокого абстрагирования, не связанный напрямую с потребностями повседневной жизни. Это уровень научного понимания происходящих в обществе процессов.
Категория НРАВСТВЕННОСТЬ тоже появилась достаточно поздно, так как она относится к пониманию человеческой личности, обладающей сложным набором физических, социальных и духовных характеристик. Нравственность – это качество личности, в котором раскрывается степень овладения моральными нормами конкретным человеком, социальная ответственность и социальные качества личности. Глубина понимания, а тем более усвоения моральных норм у каждого человека различна. Возьмем, например, категорию честность и правдивость. Мало найдется людей, которые скажут: «Я – лжец». Но давайте подумаем, а много ли абсолютно честных людей, которые никогда не солгали даже в таких мелочах повседневной жизни, которые оправдывают нашу лень, нерадивость, наши опоздания.
Как видите, эти категории имеют много общего, но и существенно отличаются друг от друга. Роль этих категорий, как и самих этических явлений трудно переоценить в жизни общества.
1.2. Сущность и структура морали
Категория МОРАЛЬ является центральной в любом духовном учении, во всех типах мировоззрения. Сами моральные нормативы возникли вместе с обществом, так как там, где есть два и более человека, уже нужны какие-то нормы регулирования отношений. Эти нормы исторически менялись вместе с изменением социальных связей и отношений, человеческих ценностей и культурных потребностей. Мораль – сложный феномен, структура которого помогает осознать его сущность. Основными структурными компонентами феномена мораль можем считать ценностные ориентации, сами нормы коммуникаций, мотивы, совесть и долг.
Ценностные ориентации – это оценочно императивная устремленность нравственной воли человека, обеспечивающая единство действий и регулирующая все наше поведение. Именно они определяют обязательность следования тем или другим нормам поведения. Ценностные ориентации связаны с культурой определенной эпохи, господствующим в социуме мировоззрением, с экзистенциальными ценностями личности человека.
Нормы морали – это элементы нравственного сознания, которые составляют систему взаимозависимых и соподчиненных требований или императивных повелений. Эти нормы многократно повторены в истории развития социума и выбраны самой практикой жизни как исторически оправдавшие себя способы регулирования поведения членов общества. Они носят универсальный и всепроникающий характер.
Мотивы – нравственно осознанное побуждение к определенным поступкам, определяющее нравственные предпочтения. Мотивация поступков имеет оправдательную, познавательную и прогнозирующую роль в жизни человека. Мотивация сопровождается определенным мгновенным априорным анализом-прогнозом результатов выбранного поступка.
Совесть – самый сложный элемент морали, которому трудно дать определение. Еще Платон в V веке до н. э. считал, что совесть – это голос Бога в человеке. Совесть – это морально-психический механизм самоконтроля поступков личности, связанный с пониманием ответственности за выбранное действие. Совесть не всегда синхронна поступкам, иногда понимание содеянного и его результатов отсрочены во времени, когда уже ничего изменить нельзя.
Моральный долг – это нравственная обязанность, являющаяся внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли определенным задачам и требованиям общества к человеку. Моральный долг всегда связан с системой ценностных ориентаций и экзистенциальной необходимостью, стимулирующих личность к выбору определенных поступков, которые не всегда совпадают с личной целесообразностью.
Следует отметить, что мораль представляет особую сферу духовной культуры, которая связана с общечеловеческими ценностями и не может быть закреплена юридически или генетически. Моральные нормы воспроизводятся в системе культуры через воспитание и образование, в каждом поколении заново. А специфика этого процесса диктуется временем и особенностями социальных связей и отношений в данную эпоху.
1.3. Назначение морали в обществе
Особенности функционирования морали определяют ее роль в социальных коммуникациях. Мораль, прежде всего, сфера долженствования, сфера волевых поступков, некий идеал, побуждающий людей к постоянному духовному совершенствованию. Нарушение моральных норм юридически не наказуемо, оно поддерживается силой общественного мнения. Из этой специфики вытекает и роль морали в жизни общества.
Основная функция морали – коммуникативная. Именно благодаря моральным нормам, общение в социуме предсказуемо и достаточно комфортно. Можем отдельно выделить регулятивно-нормативную роль морали в культуре общества. Следуя моральным нормам, мы регулируем наши социальные взаимосвязи, соблюдаем социальную субординацию, учитываем статус собеседника, его возраст и т. д. Оценочно-познавательная функция морали ориентирует нас в социальном пространстве своего и иностранного общества, позволяет осознать разницу или однотипность коммуникативных норм, связанных со спецификой этнических традиций или культурными нормами. Особая роль морали связана с воспитательной функцией. Необходимость воспроизводить моральные нормы в каждом поколении накладывает особые обязательства на членов общества. Платон говорил, что в обществе, где «безнравственны старики, безнравственны и юноши». Старшее поколение должно задавать коммуникативные образцы, быть примером для подрастающего поколения. Воспитательные моральные назидания не должны расходиться с публичным поведением, социальными образцами повседневной жизни.
Мораль неотъемлемо присутствует в жизни каждого человека, проникая во все сферы жизнедеятельности. Например, высшим благом для человека могут быть и добродетели, и долг, и счастье. Эти же этические категории способны составить список ценностей, определяемых как главные моральные качества человеческого бытия. Этика неотъемлемо присутствует в жизни каждого человека. Следование моральным законам наделяет наши поступки духовно-нравственным содержанием, заставляет задуматься о любви и справедливости, чувстве долга и ответственности, о том, насколько мы, люди, еще остаемся людьми… «Две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»[1].
Область этических исследований, носящая междисциплинарный характер, называется прикладной этикой. Среди ее разделов можно выделить: биоэтику, профессиональную этику, этику деловых отношений, медицинскую этику, юридическую этику, экологическую этику, политическую этику и др.
1.4. Этика как теория морали
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из высказываний Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный аффект, память – свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». Этика у Аристотеля обозначает класс человеческих качеств, относящихся к характеру и отличающих свойства человека от природных телесных. Это особая сфера духовной культуры, включающая в себя все человеческие добродетели, среди которых Аристотель особо выделил: умеренность, справедливость, мужество и рассудительность.
В I веке до н. э. для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон предложил термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – мн. число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
Этика как наука о морали включает в себя несколько структурных элементов:
дескриптивная этика, то есть описательная этика, своеобразный экскурс в историю человеческих коммуникаций. В этом разделе только констатируется наличие тех или иных нравственных отношений без теоретического анализа ситуации. Это конкретное описание состояния морали в конкретных культурах в определенный период истории;
нормативная этика, которая включает в себя два блока: эмпирическая этика и этика норм и принципов. Этот раздел констатирует моральные нормы как некоторые идеалы человеческих взаимоотношений и сравнивает их с существующими моральными ценностями и отношениями, в том числе у разных народов в конкретных исторических ситуациях;
метаэтика, раздел логико-теоретического осмысления, анализа сущности морали и законов ее изменения. В рамках этого блока анализируются теологическая, экономическая, утилитаристская и социокультурная концепции понимания морали и причин ее изменения.
Контрольные вопросы и задания
1. Что является предметом изучения этики?
2. Как соотносятся понятия «этика», «мораль» и «нравственность»?
3. Назовите функции морали.
4. Что представляет собой структура морали?
5. Какие разделы этики вы знаете?
6. Что представляет собой прикладная этика?
7. Перечислите разделы прикладной этики.
8. Прочитайте следующие афоризмы и выскажите свое отношение к прочитанному:
* Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека (Сократ).
* Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний (Антисфен).
* Хорошо рассуждать о добродетели не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях не значит еще быть справедливым на деле (Аристотель).
* Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, – все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство (Люк де Клапъе де Вовенарг).
* Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой (Иммануил Кант).
* Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют собой, мы заставляем их становиться лучше (Иоганн Вольфганг Гете).
* Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый лицемер; такой безобразит человечество (Петр Первый).
* Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу (А. П. Радищев)
* Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок (Г. С. Сковорода).
* Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства (В. Г. Белинский).
* Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей (Бенджамин Франклин).
Лекция № 2. Тема: великие учителя человечества
План
2.1. Моисей.
2.2. Конфуций.
2.3. Будда Шакьямуни.
2.4. Иисус Христос.
2.5. Мухаммед.
Великие учителя человечества – Моисей, Конфуций, Будда, Иисус являются создателями духовных учений, возникших после талиона для конкретных народов и ставших достоянием всего человечества.
2.1. Моисей (XIII в. до н. э.)
Имя Моисей (в пер. «вынутый из воды») великий учитель и освободитель еврейского народа от египетского рабства получил неслучайно. Спасая сына от гибели (египетский фараон приказал уничтожить всех новорожденных мужского пола), мать Моисея в сплетенной корзине спрятала младенца в заводи среди камышей, где и нашла его дочь фараона. Очаровательный младенец так понравился принцессе, что она взяла его во дворец на воспитание, дав ему имя Моисей. Выросший в обстановке роскоши, Моисей с раннего детства наблюдал гнет и унижение евреев. Однажды он стал свидетелем избиения еврея надсмотрщиком. Моисей не смог сдержать порыва и в гневе покарал надсмотрщика, убив его.
Встреча Моисея с Богом связана с событием, получившим название «неопалимая купина». Охваченный пламенем, но несгораемый куст терновника поразил Моисея. В этот момент он и услышал голос Бога, призывающий его спасти свой народ от египетского рабства. Терзаемый сомненьями, Моисей обращается к своему народу с призывом к свободе. Для осуществления задуманных планов Моисей просит фараона отпустить евреев в пустыню для жертвоприношения Яхве, но не находит поддержки. Его просьба вызывает лишь новые вспышки гнева египтян. Тогда Бог подвергает египтян страшным испытаниям, и Моисей со своим народом уходит из Египта. В течение сорока лет еврейский народ блуждал по пустыне, обретая веру, свободу и нравственные законы, полученные Моисеем от Бога и проповедуемые соплеменникам. Эти законы, получившие название Синайский Завет, сегодня более известны как Десять заповедей, или Декалог. Их суть в следующем:
Да не будет у тебя других богов, кроме Сущего.
Не сотвори себе кумира.
Не произноси имя Бога всуе.
Чти день субботний.
Почитай отца и мать.
Не убий.
Не прелюбодействуй.
Не укради.
Не лжесвидетельствуй.
Не пожелай жены ближнего своего, ни дома его, ни вола.
Заповеди великого учителя и законодателя еврейского народа отражают как религиозные, так и нравственно-правовые законы жизни человека, в которые включены и некоторые элементы талиона: «Не вызывай слезы на глазах сироты и не отнимай кусок хлеба у вдовы, иначе твои дети осиротеют, а твоя жена станет вдовой». Декалог Моисея способствовал вытеснению талиона и лег в основу духовной культуры многих древних цивилизаций.
2.2. Конфуций (ок. 551–479 гг. до н. э.)
Конфуций, или Кун-цзы (учитель Кун), родился в семье воина Шулян Хэ, который происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода. С юных лет Конфуций стремился к постижению знаний. К двадцати двум годам современники уже называли его «мудрецом», а через несколько лет им была основана школа, в которой обучались все желающие независимо от сословия. Обучение велось в форме диалога. Ученики задавали Конфуцию интересующие их вопросы, а учитель в своих ответах помогал им приблизиться к осмыслению тайн человеческого бытия. В основе своих учений Конфуций выделял четыре направления. К ним относились: честность и преданность, ученость и поступки. Сам учитель Кун главными недостатками человека считал чрезмерную категоричность, упрямство, склонность к домыслам и себялюбие. Воззрения Конфуция нашли свое отражение в книге «Беседы и высказывания» («Лунь юй»), включающей в себя высказывания этического характера, обращенные к ученикам.
Центральной этической категорией в учениях китайского мыслителя выступает понятие «жень», которое может быть переведено как «милосердие», «гуманность», «добродетель», «человечность». Именно «жень», по мнению Конфуция, является основополагающим принципом жизни каждого человека, формирующим его отношение к другим людям. Она зиждется на принципе «шу» (взаимность). Это понятие вводит в светский оборот китайской духовной культуры «золотое правило нравственности». Оно гласит: «Не делай другим того, что не желаешь себе».
Но человеческая добродетель приносит свои плоды только в конкретном воплощении, определяемом мыслителем как «ли» («правило», «ритуал», «этикет», «церемония»). «Ли» рассматривается Конфуцием с позиции неотъемлемого правила воспитания и поведения человека, несоблюдение которого приводит к общественным беспорядкам. Но осмысление данной категории не так однозначно, как кажется на первый взгляд. По мнению Конфуция, «ли» включает в себя две важные составляющие «чжи» и «вэнь». «Чжи» можно трактовать как заложенные в человеческой натуре природные качества, тогда как «вэнь» представляет собой этические нормы и правила, постигаемые человеком как основа его жизнедеятельности в обществе, взаимодействие с другими людьми на основе уважения друг к другу, воспитания и образования. Иными словами, «вэнь» можно рассматривать как культурное основание человеческого бытия.
Категории «жень» и «ли» неразрывно связаны между собой, поскольку «ли» как ритуал не возможен без гуманистической основы, так же как и «добродетель» («жень») должна находить свое конкретное воплощение в поступках человека. Об этом свидетельствует диалог Конфуция с его любимым учеником Янь Юанем.
Янь Юань спросил о том, что такое человечность.
Учитель ответил:
– Быть человечным – значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.
– А не могли бы вы объяснить более подробно? – продолжал спрашивать Янь Юань.
Учитель ответил:
– Не смотри на то, что чуждо ритуалу,
Не внемли тому, что чуждо ритуалу,
Не говори того, что чуждо ритуалу,
Не делай ничего, что чуждо ритуалу.
Янь Юань сказал:
– Я хоть и несметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов[2].
Также Конфуций отмечает, что категория «ли» должна опираться на такие составляющие, как «сяо» (почитание отцов) и «чжен мин» (исправление имен). Уважение к наследию предков – одна из основных традиций китайского общества, не потерявшая своей актуальности и в наши дни. Конфуций рассматривает прошлое как основу будущих перемен, как преемственность поколений и продолжение традиций. Уважение к предкам, по мнению мыслителя, есть не что иное, как основа нравственных отношений, как человечность и добродетель.
Дома младшие почтительны к родителям, а на стороне послушны старшим, осторожны и правдивы, полны любви ко всем, но близки с теми, в ком есть человечность. Если при этом остаются силы, то стремятся обрести ученость[3].
Если будут чтить умерших, помнить предков, то в народе вновь окрепнет добродетель[4].
Кто вглядывается в устремления своего отца, когда он жив, а после его смерти – в то, как он поступал, и не меняет его путь в течение трех лет, тот может называться почитающим родителей[5].
В своих учениях Конфуций раскрывает образ «благородного мужа» («цзюнь-цзы»). Он может быть рассмотрен двояко. С одной стороны, как принадлежащий к аристократическому роду, с другой – как достигший совершенства человек. Конфуций противопоставляет «благородного мужа» «низким людям», «простолюдинам», «малому человеку».
Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду[6].
Тем не менее Конфуций отмечает, что стремление стать «благородным мужем» должно быть присущим каждому человеку, независимо от происхождения, достаточно лишь развивать в себе такие качества, как бескорыстность, нестяжательство, добродетель, ученость. «Благородный муж» осуществляет движение к самосовершенствованию, следуя по пути «дао». «Дао» у Конфуция трактуется как движение к истине, в основе которого лежат высоконравственные принципы, проповедуемые мыслителем своим ученикам. Однако Конфуций предостерегает «благородного мужа» от чувства возвышения над другими людьми и себялюбия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Кант И. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. I. С. 499.
2
Конфуций. Беседы и суждения: Трактат / Пер. с кит.; Вст. ст. С. Чумакова. М.: Мир книги; Литература, 2006. С. 6.
3
Конфуций. Беседы и суждения: Трактат / Пер. с кит.; Вст. ст. С. Чумакова. М.: Мир книги; Литература, 2006. С. 8.
4
Конфуций. Беседы и суждения: Трактат / Пер. с кит.; Вст. ст. С. Чумакова. М.: Мир книги; Литература, 2006. С. 8.