Полная версия
Неизвестный Чайковский. Последние годы
14
Плохо понимая немецкий язык и всегда очень бегло, невнимательно читая газеты вообще, а отзывы о себе в особенности, П. И. впал здесь в заблуждение. Критик «Hamburger Correspondent», Зиттард, вовсе не приписывает вариациям изображение Синода и динамитного взрыва, а говорит, что «две вариации (VII и VEU) несомненно могли бы служить как прелюдия к заседанию Св. Синода – до такой степени ортодоксальна их музыка». Про IX же вариацию тот же критик, называя ее дикой и варварской, говорит: «Из этого оркестрального динамитного взрыва нас освобождает, как ангел упования, голос скрипки-соло». «Hamburger Correspondent» 21/1—1888 года.
15
Не наша, известная оперная артистка Мариинского театра, а другая, очень ценимая в Германии концертная исполнительница.
16
«Wattenkonzerte», т. е. концерты, полные даровой и искусственно восторженной публики.
17
Под управлением Артура Никиша.
18
Так называют вечера в Праге, где гостей угощают чаем.
19
Старшая из них, под псевдонимом Михайловской, долго была лирическим сопрано Мариинского театра, вторая – контральто, под псевдонимом Михайловской 2-й, особенно была известна на провинциальных сценах, и третья, под именем Корбиель, наиболее талантливая, была очень популярна и в столицах, и в провинции как грациозная и симпатичная опереточная примадонна.
20
Тогда девица О. Лейброк, ныне супруга адмирала Скрыдлова.
21
«Le Froc» par Emile Goudeau, 1888. Paris. Ollendorff.