bannerbanner
Зеркало времени. Исторический роман
Зеркало времени. Исторический роман

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Обладая большими землями, феодал иногда превосходил военной мощью своего сюзерена, короля, которому обязан был беспрекословно повиноваться. Если бы не страх отлучения от церкви за измену государю, королю не удержать бы власти над своими подданными. Страх отлучения от церкви, автоматически освобождавшее от подчинения вассалов, вот что удерживало пирамиду власти. Бургундский герцог Карл Смелый имел войско большее, чем его король – Людовик Одиннадцатый. Но, Карл Смелый не пытался покорить Францию, зная, что папа римский в этой войне поддержит короля! А вот, граф Анжуйский Вильгельм Плантагенет, высадился со своим войском в Англию и завоевал ее, став английским королем. Почему католическая церковь разрешила это? Не потому ли, что англосаксы были менее послушными руке папы римского, проживая на острове?

Анжуйский граф Плантагенет,Норманн решительный, отважный,В истории оставил след,В Британию прийдя однажды.

Напомню, что графство Анжу, как и север Франции, были завоеваны норманнами, выходцами из Скандинавии, поэтому их подчинение французскому королю было, относительно условным, и действовали они, не ставя в известность своего сюзерена.

То ль духом англосаксы пали,То ли был неопытен их вождь,От норманнов в битве не бежалиНо на милость сдаться довелось.Безусловно, велика заслугаМирных англосаксов покорять,В зареве пылала вся округа.Рать разбита, некуда бежать.Были таны, а теперь бароны,И иная зазвучала речь,Завладел английскою коронойНе французский, а норманнский меч.

Самой частой слабостью человеческой души является властолюбие, проявляемое и в малом, и в большом. И пояснять тут нечего, стоит только посмотреть, что творится вокруг. Властолюбие не довольствуется тем, что имеет, хотя того, чем обладает, более чем достаточно, и не для одного поколения. Попробуйте определить границы желаний Чингиз-хана, Александра Македонского, Наполеона? Стать властителями мира? Исчезло ли это желание в наше время? Нет, не исчезло, оно приняло только иные формы. К вершинам власти ведут разные пути.

.Повелевать государством можно не только по праву рождения, но и по праву превосходства разума над серой посредственностью, запряженной в колесницу алчности. К примеру, алчность французского короля в соединении с невероятной набожностью, стали прекрасной мишенью для французского аббата Бернарда Клервосского, побудившего короля организовать второй крестовый поход, одновременно сделав практическим правителем Франции аббата Сугерия. Пытаюсь понять, чем объяснялся выбор Людовика VII, остановившего свое внимание на Сугерии аббате монастыря Сен-Дени, который в отсутствие Людовика управлял государством? Аббатство это служило усыпальницей французских королей. Не в этом ли кроется ответ на вопрос? Но приходит и прозрение, пусть и смутное, почему государи пользовались для управления государством своим услугами духовных лиц, таких как, кардиналы Ришелье и Мазарини. Просто духовные лица, наверное, отличались значительными знаниями в сравнении с дворянами. Хотя, следует признаться, духовные лица того времени святостью не отличались.

Что для него священный сан,Он признанный страной вельможа,И золото течет в его карман,Казнить, иль миловать он может!Врагов в стране у них немалоСословий разных, без изъятья,И либо славят кардиналов,Иль шлют угрозы и проклятья

Замечу, кстати, что Второй крестовый поход не решил территориальных вопросов в Палестине. Зеленое знамя Аллаха продолжало развеваться над ней! И, хвала Сугерию, не давшему Франции утонуть в море экономических неурядиц, пока тупица король был войною занят.. Вот и возникает исторический вопрос, кто был нужнее Франции: аббат, или король?

Боже, сколько еще вопросов рождает зеркало времени? Ищу ответ на каждый вопрос и часто не нахожу на него ответа. И опять обращаюсь за помощью к Екклезиасту. И вот, что говорит он: «У мудрого глаза его – в голове его…»

Что было в голове Павла Полуботько, когда ему должно было позаботиться о золоте Малороссии? Поможет ли нам разобраться изречение Екклезиаста: « Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и вот нет для души его недостатка ни в чем, чего бы он не пожелал, но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек»? Павел Полуботько, малороссийское золото, заключенное в бочонки, поместил в подвалы английского банка. Какими интересами руководствовался он, принимая это решение? В зеркале времени усматривается только то, что золотом этим Украина воспользоваться никогда не могла, и не может сейчас! Оказывается, Полуботько, действиями своими, преподнес щедрый дар и без того богатой державе. Значит, опять прав Екклезиаст! А вот историки малороссиянина Полуботько почему-то за это не осуждают?

Ах, Полуботько, ах, мудрец,Подался в Англию когда-то.Что ожидал он, наконец?Как золото вернуть обратно?

Беспричинно осуждается историками и писателями «мотовство» императрицы Елизаветы, хотя в государственную казну руки свои она не запускала, оплачивая свои «женские» расходы только из своего кармана. Зеркало времени дает ответы на вопросы поведения дочери Петра, любившей балы и спавшей под многими одеялами. Красива была внешняя сторона жизни императрицы. Но никто не знал, как ей приходится расплачиваться за внешнюю мишуру? Не хватало денег на дрова для отопления помещений дворца, и приходилось ей прятать озябшее тело под одеялами в спальне, продуваемой холодом и сыростью! И стол ее не блистал изысканными блюдами, поскольку купцы отказывались выделять ей все необходимое в кредит, считая ее некредитоспособной. Слабость императрицы к платьям и шелковым чулкам – была одной из черт ее характера. Два сундука, набитые чулками, да десять тысяч платьев, вот что помнят потомки из того, что оставила она, отправляясь в мир иной, почему-то забывая, что она семь лет вела победоносную войну с прусским королем, а война эта стоила очень больших денег! Отсюда следует сделать вывод, не из-за платьев ее в казне российской после смерти императрицы оказался только рубль серебром?

Нам говорят, что дочь ПетраКазну российскую сгубила, —Балы роскошные с утра,И десять тысяч платьев сшила…Все это так. Все это так!Чулки и платья много стоятСемь лет войны – такой пустяк,Что, право, и не стоит спорить…

Забывают еще и о том, что императрица много строила, при ней было отстроено и здание академии наук.

Да разве только к ней оказались несправедливыми потомки? Правилом стало, человеческую слабость крупного государственного деятеля, искусственно делать преобладающей в перечне деяний его! Забыты славные походы, лишения, сложности решения военных задач, риск, наконец. Так римский полководец Лукулл, выигравший множество сражений у Понтийского царя Митридата VI Евпатора, представлен в истории сибаритом, на первый план, ставящий застолье. И известна стала всему миру, когда-то сказанная им фраза, когда дворецкий заявил, что к нему на пир никто не явился: «Лукулл пирует у Лукулла!»

Что осуждать того, кто пил и ел,Объем желудка не предел!Способен быстро расширяться,Как брюхо жирного клопа,И жизнь, пожалуй, не плоха,Не съесть огромное богатство!

Мир велик и ценностей в нем великое множество, а желания человеческие беспредельны. Вспомните, хотя бы «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина. Автор хотел показать, как наказывается беспредельная жадность. А мне образ старухи нравится тем, что она подспудно, методом проб и ошибок продвигалась к заветной цели, обладанию вечной молодостью. Ну, скажем, попроси она сразу молодость, чтобы она получила? Молодость, наверное, получила бы, но с постепенным угасанием ее во времени. Прошло сорок лет, и опять она старуха! Но, проверяя через покладистого мужа возможности золотой рыбки, она пришла к единственно правильному решению, стать владычицей морскою. Имея постоянно в услужении всемогущую рыбку, исполняющую самые непредсказуемые желания, по возможностям своим старуха становилась равной богу.

Судить о богатстве по одежде или по образу жизни, значит, заранее совершить ошибку. Определите слабость человека в особенностях его национальности, и получите правильный ответ?..

Поляк любит веселую, полную праздности жизнь. О нем принято говорить: «Сверху шелк, а в брюхе – щёлк». Ожидать духа накопления у поляка не следует.

Иудей, внешне живя скромно, еще скромнее одеваясь, бережливо относится к богатству. И если оно достаточно велико, пускает его в оборот. Он не позволит ценностям лежать без движения.

Он роль играет бедняка,И пища на столе простая,Казна еврея велика,И хищников вокруг большая стая.Чтоб обобрать, задумают погром,Приходиться бросать насиженное место,Не защитят король или барон,Как хищники – они того же теста!

Недаром первыми ростовщиками были евреи. Первыми банкирами тоже были они. Их изгнали из большинства стран Европы, но они нашли себе пристанище в Северной Италии. Там и образовалось первое банковское объединение, названное Ломбардским. Оттуда финансовая экспансия постепенно распространялась на всю Европу. Потом, когда финансовая погода изменится, появится финансовая империя Ротшильдов, постепенно распространившая свое влияние на весь мир. Заведение, где под залог вещей, выдавались деньги, в России называлось «Ломбардом», напоминая нам этим названием о том, что ростовщичество было узаконено в Ломбардии.

Иудей не станет деньги зарывать в землю. Отсюда, не следует искать еврейских кладов. Их никогда не было. Не было и «копей царя Соломона» Они возникли в голове Хаггарда, создавшего великолепную фантастическую историю о поисках этих копей.

Я не хотел анализировать события недавнего прошлого, потому что и без зеркала времени, видно, к чему привел бездумный дележ того, что прежде составляло единое целое – достояние огромного государства СССР. Хороша поговорка русская: «Не лыком шиты». Пословица позволяет надеяться, что при случае мы в грязь лицом не ударим. Действительно лицом не ударим, но в грязь по самую макушку залезем. Посмотрите, каких потрясающих экономических успехов мы добились, развалив великую страну? Плакать хочется, видя нищих и бездомных, каких прежде не было. Так, что поговорки не для нас писаны. Представить хочу названия денежных знаков на территории бывшего СССР, и не могу

латы, леи, литы —Всех не перечесть,«мы не лыком шиты»Хоть и лыко есть.

Каждый выбирал себе подходящее, но главное, чтобы на российские были непохожи – знай наших!

Полтинники, рубли, четвертаки,Семишники и что-нибудь, иное…Хоть на Руси живут не дураки,Названьям денег не дают покояПришел развал, и каждый за свое:Возникли литы, леи, латы.Чеканит каждый, денежки кует,Ну, а живет, признаться, не богато.Такого свет, пожалуй, и не знал,И не было еще таких примеров,Чтоб государственный развалИз нищеты рождал миллиардеров.Определить достоинство монетНам не помогут вид и формаКоли всего за десять летПроводится две денежных реформы.

И живут наши миллиардеры, миллионеры и иные богатенькие, потряхивая мошною от тщеславия, и трясясь от страха за жизнь свою

Боясь внимание привлечьСвоею слабостью, богатством,И потому спокойно не прилечь,Повсюду зависть чувствуя,коварство.Иное дело, когда человек – беден:Богатства нет – покой, порядок.И может спать спокойно, житьПусть и бандит гуляет рядом. —Денег нет, и не за что убить?

Всюду деньги, деньги, деньги

Так звучали начальные слова припева залихватской не то русской, не то – цыганской песни про Соколовского гитару и про ресторацию, называемую в далеком прошлом «Яром». Что поделать, если звон серебряных и золотых монет услаждал слух и в те времена лучше райской песни. Ушли в прошлое и «Яр», и Соколовского гитара и цыганский хор, с цыганками во множестве широчайших цветастых ситцевых юбок, с шелковыми шалями на плечах и в монисто из множества тонких золотых монет. Почему из монет? Да только вид золотых монет делает взгляд цыганки томным и влажным, стреляющим искорками алчности из глубины бездонных черных глаз. Речь цыганки тут же становилась медоточивой, и слова сами собой лились изо рта: « Протяни руку, дорогой! Погадаю, всю правду скажу»

А правда та шла из глубин времен кочевых, бродячих, когда отпочковались цыганы от индусов, отделились от родимого гнезда и покатились по земле, как перекати-поле, остановки делая непродолжительные в шатрах цыганского табора. Всю Европу, от Пиренеев до берегов матушки – Волги, покрыли шатры цыганские, с кострами поблескивающими в сумерках летних вечеров, бренчанием гитар, цыганскими плачущими напевами, и запахом приготовляемой на кострах пищи. Отвыкли руки цыганские от тяжести, большей, чем колода замасленных карт, извлекаемых цыганкой из бездонного объема одежд. Желание загулявшего купца отдалило мужчин- цыган от обычных занятий: конокрадства и лужения медной посуды. Последние навыки были связаны с лужением свинцовых бляшек, при изготовлении из них фальшивых золотых монет. Недаром со словом «цыганское золото» ассоциируется подлог. В ресторане «Яр» цыганы выглядели нарядно: в красных атласных рубахах, подпоясанных тонким ремешком, в плисовых штанах и хромовых мягких сапожках, так и тянущих цыгана пуститься в пляс.

Ушло то времечко безвозвратно, и современный цыган пользуется электронной аппаратурой, позволяющей ему только рот открывать, имитируя пение.

Пройдет время, уйдут свидетели прошлого и останутся белые пятна неведомого, незнакомого. Но вернутся они, как и все в мире, когда-нибудь, на круги своя.

В истории любой немало белых пятен,И нет возможности заполнить их.Стараюсь я, чтоб людям стал понятен,И ложь не содержал созданный мною стих.Но, если мне раскрыть не удалось,Тогда останется одно:Чтоб в труд не заскочила ложь,Не трогать просто белое пятно.

Придет время, и исчезнуть из употребления деньги обычные, расплачиваться будут кредитными карточками. Правда, это не означает, что исчезнуть негативные ощущения. Уверяю, мошенничество останется, приняв другие формы, более изощренные, трудно улавливаемые.

Деньги, которыми мы пользуемся при расчетах, представлены бумажными купюрами и разменными

металлическими монетами. Но к бумажным деньгам человечество пришло в семнадцатом столетии, прежде все деньги чеканились из металла. На востоке на изготовление монет шли медь, серебро и золото. Хоть и редким стал золотой сотер с изображением Митридата VI Евпатора, но он имеется во многих музеях мира. Немалое количество таких золотых монет попало в руки римского полководца Лукулла. В самом Риме мелкие монеты ассы и сестерции изготовлялись из меди. Самой крупной монетой древнего Рима был динарий, изготавливался он из серебра. Чеканка монет из золота стала производиться при Юлии Цезаре.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2