bannerbanner
Общественная мысль Алламы Джа‘фари
Общественная мысль Алламы Джа‘фари

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Поэтому Аллама Джа‘фари относился с отеческой добротой к каждому, кто заходил в его мир вопросов и ответов. Как красноречиво выразился Абрахам Маслоу[27] в своей книге «Психология Бытия»:

«Одним фактором бессмертия его наследия являлось помощь мужчинам и женщинам, которые задавали вопросы, которую он оказывал благодаря своей врождённой искренней заинтересованности в поиске ответов на эти вопросы, а другим – его привязанность к людям и забота о них, потому что за каждым человеком он видел путь индивидуации и становления, служащий иллюстрацией к удивительным возможностям, которые могло реализовать человечество»[28].

Как исследователь антропологических проблем, ‘Аллама Джа‘фари попытался открыть логику и поэзию человеческого бытия настолько точно, насколько возможно. В этом отношении он отталкивался от модернистской эпистемы, в рамках которой постулируется различие между областями эпистемологии и онтологии. Вопрос практической философии был для него не только интеллектуальной проблемой, но и практическим вопросом, вызывающим обеспокоенность, которая без её отчуждения могла бы взять верх, как это происходит сегодня.

Следует подчёркнуть, что ‘Аллама Джа‘фари придерживался моральных ценностей в своей этической практике, реализуя их в рамках своего собственного этоса, поскольку эти ценности, действительно, имели значение для любого, кого волновала возможность самореализации в контексте человеческой жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Наджафская школа – одна из лидирующих школ шиитского богословия и права, стоящая вровень с другой знаменитой школой – Кумской. Священный шиитский город ан-Наджаф, расположенный в Ираке, служит местом паломничества для миллионов шиитов, совершающих зиярат (посещёние) к гробнице первого имама шиитов Али ибн Аби Талиба. В нём же расположена хауза – традиционная шиитская духовная семинария, включающая в себя множество университетов и учебных заведений. Наджафская школа вырастила множество поколений шиитских учёных и муцжтахидов (высших авторитетов в области исламской юриспруденции) – теологов и правоведов. Другая такая же крупная хауза находится в иранском городе Кум, который является цитаделью исследований как в области богословия и фикха (права), так и в сфере исламской философии и социально-политической мысли.

2

Этот титул, присуждаемый наиболее выдающимся из шиитских богословов, означает «достигший высот знания», «самый учёный» (примеч. ред.)

3

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – знаменитый немецкий философ, один из ключевых представителей немецкой классической философии. Важные составляющие философской системы Гегеля – приверженность объективному идеализму и учение о диалектике.

4

Мулла Исмаил Хаджу ’и (ум. 1173 г. хиджры) – один из видных иранских философов Нового времени, автор 150 книг, включая труд «Фава’ид ар-риджалиййа» («Добродетели мужей»).

5

Дюркгейм, Давид Эмиль (1838–1917) – французский социолог и философ, создатель структурно-функционального анализа.

6

Хабермас, Юрген (р. 1929) – современный немецкий философ и социолог, исследователь коммуникативного разума, директор Института по исследованию условий жизни научно-технического мира Общества Макса Планка в Штарнберге.

7

Махди Хаери Йазди (1923–1999) – иранский шиитский религиозный учёный, один из учеников имама Хомейни, впоследствии ставший оппонентом его интерпретации теории вилайат ал-факих, автор книги «Принципы эпистемологии в исламской философии: знание-через-присутствие».

8

Садр ад-Дин аш-Ширази (970 / 1370–1030 / 1640), более известный как Мулла Садра — выдающийся иранский философ эпохи Сефевидов, создатель системы трансцендентной философии (ал-хикма ал-мута‘алийа).

9

Хантингтон, Самюэль Филлипс (1927–2008) – американский социолог и политолог, автор концепции «столкновения цивилизаций».

10

Вебер, Максимилиан (Макс) Карл Эмиль (1864–1920) – немецкий социолог, историк, экономист, автор учения об идеальных типах и видах социального действия, основатель «понимающей социологии», автор работы «Протестантская этика и дух капитализма».

11

Мак Леннан, Грегор — современный британский социолог, автор трудов «Идея современного государства», «Марксизм и методология истории», «Марксизм, плюрализм и прочее», «Плюрализм», «История социологии».

12

Бауман, Зигмунт (р. 1925) – современный британский социолог польского происхождения, исследователь глобализации, антиглобалихма, модерна, постмодерна и современности.

13

Поланьи, Карл Пауль (1886–1964) – американо-канадский экономист, антрополог, социолог, политический философ венгерского происхождения, один из основоположников экономической антропологии.

14

Мутаххари, Муртаза (1919–1979) – выдающийся иранский шиитский богослов, аятолла, мыслитель, исследователь исламской философии, права и мистицизма (‘ирфан).

15

Бехешти Хуссейна, Мухаммад (1928–1981) – известный иранский шиитский аятолла, учёный, писатель, историк, политический деятель, лидер Исламской республиканской партии, один из активных деятелей Исламской революции в Иране и глава судебной системы Исламской республики Иран.

16

Шари‘ати, ‘Али (1933–1977) – иранский шиитский мыслитель, социолог, исламский революционный идеолог, выпускник Сорбонны и друг Жан-Поля Сартра.

17

11 Икбал, Мухаммад (1877–1938) – поэт, философ, общественный деятель Британской Индии, ставший провозвестником реформаторского движения в исламе и создания государства Пакистан.

18

Ал-‘Аттас, Накиб ибн Али (р. 1931) – современный малазийский мусульманский мыслитель, специалист в области исламской теологии, философии, суфизма, метафизики, истории, литературы, автор концепции исламизации знания.

19

Гидденс, Энтони (р. 1938) – британский социолог, магистр и директор Лондонской школы экономики и политических наук, доктор философии Кембриджского университета.

20

Гоффман, Эрвинг (1922–1982) – американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии, исследователь символического взаимодействия в игровой форме, автор книги «Представление себя другим в повседневной жизни».

21

Англ. Rubberband Man (дословно «человек в резинке рыночной экономики»), понятие, введённое К. Поланьи в его книге «Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени [Polanyi, К. 1944. The great transformation. New York: Rinehart]. Экономист Фред Блок, проанализировавший подход Поланьи, сравнил процесс противостояния рыночных сил и общественных ценностей с натягиванием резинки. В результате либо происходит щелчок резинки (общественная дезинтеграция), либо постепенное ослабление её натяжения (экономика трансформируется с учётом социальных интересов) (http://www.open.edu/ openlearn/society/politics-policy-people/economics/karl-polanyi-the-mbberband-man) (примеч. пер.)

22

Здесь и далее даты публикаций работ Джафари приведены по иранскому календарю, ведущему летоисчисление от хиджры — переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 г. (по грегорианскому календарю) (примеч. пер.)

23

Jafari 1386, 150–151.

24

Jafari 1386, 185.

25

Jafari 1386, 186.

26

Фромм, Эрих Зелигманн (1900–1980) – немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, один из основателей школы неофрейдизма и фрейдомарксизма.

27

Маслоу, Абрахам (1908–1970 гг. и.э.) – известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, создатель «пирамиды потребностей по Маслоу».

28

Maslow, 1968, 17.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2