Полная версия
Украйна. А была ли Украина?
В одной из лекций, прочитанных в Харькове, он подвел черту под формой правления российского общества, – а вернее империи:
«Вступая на кафедру, я задался мыслью в своих лекция выдвинуть на первый план народную жизнь во всех ее частных проявлениях…
Русское государство складывалось из частей, которые прежде жили собственной независимой жизнью, и долго после того жизнь частей высказывалась отличными стремлениями в общем, государственном строе. Найти и уловить эти особенности народной жизни частей русского государства составляло для меня задачу моих занятий истории…Оказывается, что русская народность не едина…»
Костомаров как сторонник федерализма, всегда верный малороссийской народности своей матери, – писал историк Иван Лаппо, – без всяких оговорок признавал эту народность органической частью единого русского народа…совокупности шести главных народностей, именно:
1) Южнорусской,
2) Северской,
3) Великорусской,
4) Белорусской,
5) Псковской и
6) Новгородской.
При этом Костомаров считал своим долгом указать на те начала, которые обуславливали между ними связь и служили поводом, что все они вместе носили и должны были носить название общей Русской Земли.
Этими началами Костомаров считал:
– происхождение, быт и языки,
– единый княжеский род,
– христианская вера и единая Церковь.
Выходит, он уже тогда советовал идею мягкой децентрализации не только всей России, но и ее частям – губерниям, особенно в составе Малороссии. К сожалению, власти нынешней «незалежной» видно не читали знатока Украины, а если и читали, то проигнорировали его советы. А коль бы пошли по пути его рекомендациям, то и «Крым был бы ваш», и в Донбассе не надо было убивать десятки тысяч ни в чем не повинных своих граждан, и экономика была бы сохранена, и газа было бы достаточно.
Как видит читатель, и тогда ничего не говорилось о понятии Украина.
Но автор решил разобраться в другом – как и когда произошло название Украины, которое осколком легло на первоначальном названии Киевская Русь. Кто открестился от этого святого для восточных славян названия?
Давайте разбираться…
Русь, князья и их междоусобицы
Слабость с обеих сторон – такова, как известно, особенность всех ссор.
Франсуа Вольтер.Если до конца X века феодальные отношения существовали еще вперемежку с остатками общинно-родового строя, то уже в следующих двух столетиях они одерживают полную победу на всей территории древнерусского государства. В этот период идет стремительный рост княжеского, боярского и монастырского землевладения. Киевские князья, считавшие ранее важнейшим средством обогащения военную дружину, в дальнейшем поняли, что земля обладает большим капиталом. Они теперь не довольствовались добычами и данями. Так начиналась эксплуатация земли и сидящего на ней сельского населения. Князья и дружинники понимали, что именно земля обещает им гораздо большие вознаграждения, чем рискованные военные походы.
С конца X века на Руси появился еще один феодал – церковь, которая вскоре стала крупным земельным собственником. Рост княжеского, боярского и монастырского землевладения сопровождался безжалостным расхищением общинных земель и превращения вчера еще свободных общинников-смердов в феодально-зависимых людей.
Быстро развивались и города, ставшие центрами торговли и ремесел.
Именно князья создавали то, что со временем назовут Киевская Русь, из-за которой до сих пор идут споры на постсоветском славянском пространстве, кто более русский или руський человек?..
Но что такое Русь, когда и где она появилась?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, есть смысл перечислить в хронологическом порядке ступени исторической летописи руських князей, правящих на землях, в том числе и Киевской Руси, называемых сегодня Украиной:
• Руссик Рюрик (862-879)
• Аскольд и Дир
• Олег (879-912)
• Игорь (912-945)
• Ольга (945-969)
• Святослав (969-972)
• Ярополк (972-980)
• Владимир (980-1015)
• Святополк (1015-1019)
• Ярослав (1019-1054)
• Изяслав (1054-1077)
• Всеволод (1077-1093)
• Святополк (1093-1113)
• Съезд князей в Любече
• Владимир (1113-1125)
• Мстислав (1125-1132)
• Ярополк (1132-1139)
Есть на русской земле места, которые навсегда останутся в сердце и памяти народа как тщательно оберегаемые святыни. Они для россиян как драгоценное достояние, завещанное потомкам. К числу их принадлежит город Старая Ладога. Этот городок на берегу реки Волхов, в месте ее впадения в Ладожское озеро, – один из первых городов Северо-Западной Руси, – первая столица Руси. Тогда крепостное поселение называлось просто Ладогой. Оно было основано словенами около 753 году.
Здесь, на земле «старины глубокой», освященной кровью наших предков, опаленных огнем пожарищ и вновь возвращенной к жизни трудом многих поколений, остались следы ушедшей от нас древнерусской цивилизации. Потрясают воображения крепости, башни, церкви, остатки Земляного городища, Никольский монастырь, Васильевский погост, курганы и, наконец, курган с раздвоенной вершиной, предполагаемом месте захоронения князя Вещего Олега. И вот почему!
Ладога – первая столица Руси! Из семи городов Рюриковской Руси, упоминаемых в «Повести временных лет» шесть городов находятся на территории России и один – в Белоруссии, – Ладога, Изборск, Белоозеро, Новгород, Ростов, Муром, Смоленск и Полоцк.
Варяжский князь Руссик Рюрик сделал Ладогу своей столицей и только после этого стал княжить в Великом Новгороде.
А где же Киев?
В дорюриковский период Киев был всего-навсего хазаро-угорским поселенением. Тюрское название Киева – Манкерман.
Известный украинский исследователь старины, доктор исторических наук П. П. Толочко писал:
«В результате раскопок киевского Подола 1972 – 1975 годов получены материалы, аналогичные материалам раскопок в Новгороде, Старой Ладоге, Полоцке, Бресте и других городах Северо-Западных и Северо-Восточных районов Руси.
Исследование киевских срубных построек показало, что они имеют практически все варианты строительной техники, отмеченные исследователями для Северо-Западной и Северо-Восточной Руси».
Еще одна интересная деталь – в древнерусский период Киев был застроен срубными русскими избами, а не хатами-мазанками.
Значит, до Киевской Руси была первоначальная Русь в Ладоге. Именно об этом городке-крепости князь Олег заявлял:
«Се буде мати городом русскымЪ».
Это и есть провозглашение Ладоги главным городом Руси. Поэтому, по мнению некоторых современных историков, есть доказательство происхождение слова Русь совсем не из Киева. Туда оно явилось из Ладоги через Новгород. Что же получается – первая столица Руси – Ладога, отец – Новгород, а мать – Киев.
Итак, древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда деловой варяг пришел управлять делами в Новгород. Говоря военным языком, штаб-квартира Рюрика находилась в селе Ладога – первой столицы Руси, откуда он и правил своими новыми землями.
В 864 году варяжские дружинники новгородского князя Рюрика – Аскольд и Дир, согласно Никоновской летописи, проявлявшие недовольство политикой правления князя, особенно разделом волостей и таким образом сделавшиеся врагами правителя, решили покинуть Ладогу под предлогом отправиться в заранее «запланированный поход» на Царьград (Константинополь). Они даже участвовали в бунте против Рюрика, который не препятствовал их уходу из княжества и поэтому даже приветствовал их побег.
Отправившись в свое путешествие вниз по Днепру, отступники узрели на холме славный город. Оказалось, что за крепостными стенами стоит град, основанный неким Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и его население платит дань хазарам, они там решили осесть и править. Надо признать, что новгородские и киевские князья, судя по куцым летописным сведениям, открыто не враждовали, хотя отдельные стычки и отмечались.
После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев. Захватив город, он в 882 году казнил изменников – Аскольда и Дира. Историки считают эту дату, как начало образование Киевской Руси. В период правления Олега государство стало расширяться за счет завоевания князем других территорий – сел, поселений и городов, а также столкновений с внешним врагом Византией.
Киевская Россия постепенно превращалась в могущественное государство, с которым считались соседи. Город Киев по свой архитектуре, красоте и богатству, выделялся в лучшую сторону от других городов. В том числе и столиц соседних государств.
Этот город длительное время был оплотом Руси. Недаром его называли и называют и на постсоветском пространстве и за рубежом – «мать русских городов». Заметьте – не украинских.
Завершилось могущество и града стольного, и государства российского во время нашествия монголо-татарского войска. Кочевники сровняли город с землей, разрушили многие поселения, полонили тысячи русичей. Всепожирающие пожары в городе и других местах пылали в течение многих месяцев. Именно Киевская Русь самоотверженно приняла основной удар степных варваров, стала своеобразным эскарпом от продолжения их массового и глубокого движения к центрально-европейским государствам и продвижения дальше.
Интересная деталь, к тому времени, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, но не Киевская, а Новгородская. Именно Аскольд и Дир из Новгорода двигались по Днепру к Киеву. Значит, до Киевской Руси существовала Новгородская Русь.
Гибель Олега от укуса змеи и вообще его жизнь, походы и подвиги ярко описал А. С. Пушкин в «Песне о Вещем Олеге».
* * *Страшным кошмаром раннего и позднего средневековья для Руси, да и в других странах был процесс передачи власти из-за отсутствия внятной системы престолонаследования. У каждого князя-воеводы со временем естественно появлялись и имелись дети, братья, племянники, которые после ухода из жизни правителя Руси или ее отдельного княжества претендовали на власть.
Часто право на управление Русью отмечалось настоящими войнами и утверждалось силой оружия. Иногда прямо-таки криминальными методами: отравлениями и убийствами. Примером может служить воцарение на власть князя Святополка, которого в народе прозвали Окаянным. Дело в том, что он перебил всех своих братьев-претендентов на власть в Киеве. Несмотря на распри в среде Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем, который объединял, и, казалось бы, цементировал княжества.
Большое влияние для борьбы с междоусобицами сыграл съезд князей в городе Любече на Днепре в 1097 году. Причинами собраться князьям для откровенного разговора стали:
1. жестокие междоусобные войны между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
2. необходимость создать единую армию для сопротивления половцев, чьи набеги наносили серьёзный вред стране.
Междоусобные войны в борьбе за власть между людьми, живущими на одной территории, возникавшие на почве внутренних раздоров, как считают историки, черпавшие знания из летописей, привели Киевскую Русь к поражению и распаду. Эти ссоры родичей характеризовались слабостями с обеих сторон. Случилось это при Ярополке в 1237 году, когда почти на два столетия княжества Руси попали в полную зависимость от степняков-кочевников, ордынцев, воителей Золотой Орды.
Однако реально начало распада считается с 1232 года при правлении князя Мстислава Великого, когда города Полоцк и Новгород отказались признавать киевскую власть.
Киевскую Русь можно считать первой формой российской государственности, в которой были и великие победы и такие же поражения. Есть смысл напомнить о славе русских знамен того времени: 862 год – приход варяга Рюрика в Новгород на Княжение, 882 год – вещий Олег захватил Киев, 907 год – поход на Константинополь, 988 год – Крещение Руси, Любечский съезд князей и 1125-1232 годы княжение Мстислава Великого.
Великий русофил, публицист и писатель Вадим Кожинов, которого не раз приходилось слышать автору на писательских посиделках, писал о периоде правления Ярослава Мудрого:
«Между тем русская культура (в самом широком значении слова), дошедшая до нас от эпохи Ярослава, представляет собой всецело очевидное наследие, сохраняющее свою не могущую быть превзойденной ценность – то есть она полностью существует и сегодня, сейчас…
Это и собор Святой Софии в Киеве, и Новгородская София, которая, в отличие от Киевской, полностью сохранила ценнейшие фрески и мозаики, это и проникновенное «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона и восходящие непосредственно к эпохе Ярослава элементы Киевских и Новгородских летописей…»
Кстати, когда последовала команда из Москвы о сносе храма Святой Софии в Киеве, киевский историк, художник и археолог Николай Емельянович Макаренко написал письмо И. В. Сталину с просьбой не разрушать собор ради сохранения бесценной настенной живописи.
Ответной реакции из Кремля не последовало. И вот когда он узнал, что храм всё-таки будет скоро разрушен, он с реставраторами из Ленинграда успел снять часть действительно ценнейших фресок и мозаичных полотен. Это были радетели древнерусской старины…
* * *Князья Киевской Руси, каждый из них, внесли свой вклад в развитие славянской государственности и культуры. Князь Игорь – сын Рюрика, муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича. Это он с дружиной согласно древнерусским летописям дважды совершал походы на Константинополь. Первый раз, в 941 году, собрав огромный русский флот из челнов, лодок и чаек, он двинул его вниз по Днепру на последний очаг Римской империи. Но был разбит – византийцы сожгли его флот греческим огнем или, как его еще называли во времена Средневековья «жидким» огнем. Сухопутные дружинники во главе с князем Игорем прошлись по византийским землям, но и там потерпели поражение от аборигенов – местных племен.
Неугомонный Игорь в 943 году, собрав новое войско, теперь уже конницей двинулся на Византию. Однако большую часть войска отправил по водам. Византийский император Роман Первый Лакапин откупился на Дунае дарами. Князь Игорь их с благодарностью принял и на следующий год заключил военно-торговый договор с Византией.
Хрестоматийна история смерти князя Игоря такова. В 945 году он отправился за данью к древлянам. Собрал «даров немало», но показалось мало. Возвратился для повторного отъема дани. Летопись гласит:
«Поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая еще поживиться. Древляне, узрев возвращающегося князя, держали совет со своим князем Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит».
И древляне, выйдя из ворот Искоростеня, убили Игоря и ратников его небольшого отряда.
По преданию жена Игоря княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам – она хитростью уничтожила их старейшин, перебила массу народа, а город Искоростень сожгла дотла.
Ольга, родившаяся на псковской земле и правившая Древнерусским государством с 945 по 960 годы, первая из правителей Руси приняла в 955 году в Константинополе христианство, ставши в крещении Еленой.
Спустя много веков, а точнее в 1547 году, княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной.
В «Повести временных лет» о ней говорилось:
«Была она предвозвестницей христианской земли, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
Покорив древлян с местью за гибель мужа Игоря и, назначив в ходе похода в 947 году размеры дани в новгородских и псковских землях, она вернулась в Киев к сыну Станиславу. Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси через сооружение в Киеве городского дворца и загородного терема. Кроме того, она позаботилась о пополнении городской казны, установив «полюдье» – подати в пользу Киева.
Как известно, князь Святослав был единственным сыном киевского князя Игоря и княгини Ольги. В «Повести временных лет» есть такое упоминание о первых шагах князя:
«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (гепард – авт.), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезал конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли посланников, как правило, перед объявлением войны со словами: «Иду на вы!»
Одним из важных военных деяний князя Святослава было сокрушение Хазарского каганата и Волжской Булгарии. Есть данные в исторической литературе, что возможно тогда же под власть князя перешли Северный Крым и Тмутаракань – один из древнейших городов Таманского полуострова, расположенного на территории современного Темрюкского района Краснодарского края. Воевал он и с Болгарским царством, Византией и отбивал нападения печенегов на Киев.
После смерти матери Ольги, практически правившей Русью в отсутствии сына, он решил перестроить государство с участием трех своих сыновей. Так, он посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега – на древлянское, Владимира – на новгородское.
Во время очередного удачного, но изнуряющего похода против Болгарии в 971 году Святослав с войском возвращался домой.
Воевода Свенельд, очевидно владеющий более глубокой информацией о действиях печенегов, предлагал князю обойти пороги на конях из-за засад печенегов. Но князь не послушался своего подчиненного.
Благополучно достигнув устья Днепра на ладьях, он всё же отправился к порогам, за которыми действительно стояла конница печенегов, сторожившая руссов. Пришлось ему зимовать в этом месте, чтобы с весны 972 года повторить попытку подняться по Днепру.
Обратимся опять к летописи «Повести временных лет»:
«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря (печенежский хан – авт.), князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку».
Считается по одной из версий Святослав погиб в районе Хортицы.
Русский историк Н. М. Карамзин назвал князя Святослава Александром Македонским русской истории.
* * *Правление киевского князя Ярополка отмечено появлением дипломатических контактов через послов с германским императором Оттоном Вторым и появлением междоусобицы между братьями – князьями. Так, известный историк Константин Александрович Богданов писал:
«Вероятно, между братьями с самого начала сложились довольно непростые отношения. Они были рождены о разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались гораздо чаще, чем следовало бы это делать. Позднее отсутствие взаимной симпатии и доверия между братьями сыграло с ними роковую роль.
Амбиции наставников только усугубили разлад, наметившийся еще в их детских душах и с возрастом становившийся все сильней».
Как результат распрей – междоусобная война между князем древлянской земли Олегом и Новгородским князем Владимиром. В борьбе за город древлян Овруч Олег погиб, упав с моста во время бегства от киевской дружины. После получения известия о намерении Ярополка атаковать княжество, новгородский князь Владимир бежал из города. Ярополк некоторое время стал великим князем Древнерусского государства. А что же в это время делал Владимир? А он, собрав большой отряд из варягов, вернулся на Русь. Сначала отбил Новгород, выгнал посадника Ярополка, затем захватил Полоцк, перебил семью правителя города Рогволода, обесчестил его дочь княжну Рогнеду, но взял ее потом в жены. По другой версии насилие над княжной он совершил на глазах ее семьи перед последующей казнью правителя Полоцка. Затем он вместе с дружиной и дядей Добрыней двинулся на Киев.
Ярополк решил по совету воеводы Блуда, оказавшегося изменником, покинуть Киев и укрыться в укрепленном городе Родень. Родень – укрепленный древнерусский город возле Канева близ впадения в Днепр реки Рось, разрушенный во время Батыева нашествия и не восстановлены до сих пор.
После длительной осады в городе начался голод. Блуд уговорил Ярополка выйти на переговоры с Владимиром. Как только он покинул крепостные стены городка, он тут же был зарублен дружинниками Владимира. Как гласит летопись, два варяга «подняли его мечами под пазухи».
* * *В Киеве стал править победитель – князь новгородский Владимир, при котором произошло крещение Руси по греческому обряду. Именно он сделал христианство государственной религией Древнерусского княжества и, таким образом, стал одним из прообразов собирательного былинного персонажа – Владимиром Красное Солнышко.
Еще до крещения «Повесть временных лет» так рисует князя Владимира:
«Был же Владимир побежден похотью…наложниц у него было 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 в Берестове, в сельце, которое сегодня называют Берестовое. И был он ненасытен в блуде».
Он был прекрасным организатором и военачальником, считавший дружину главной добытчицей богатства. Владимир так говорил по этому поводу:
«Не нужно мне много золота и серебра, нужна мне дружина, с ней я добуду и золото и серебро».
Правда, после крещения он пересмотрел некоторые свои жизненные принципы.
В 988 году Владимир захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия Второго и Константина Восьмого Анну, угрожая атаковать Константинополь. Императоры согласились. Выставив условие – принять князю крещение, чтобы сестра вышла за единоверца, что он и сделал. В крещении Владимир принял имя Василий. После церемонии бракосочетания он вернулся в Киев и повелел разрушить все языческие идолы.
Следует заметить, что языческий культ древних славян не был так глубок, как в других странах, – например, в древних Греции и Риме. Религиозные представления на Руси были связаны в основном с обожествлением сил природы, которая представлялась населенной множеством разных духов. Поклонялись созерцающим стихиям природы в образах Даждьбога – бога плодородия и солнечного света, Стрибога – бога ветров, Велеса – бога сказителей и поэзии, Перуна – бога грозы, грома и смертоносной молнии и другим.
Поклонения и жертвоприношения им проходили в специальных культовых святилищах – капищах, как правило, стоящих на возвышенностях – вершинах холмов вместе с деревянными или каменными божествами-идолами. Язычество не было религией в современном понимании, как христианство, ислам или буддизм. Оно было своеобразным объединением или совокупностью различных верований или культов, не оставив после себя никакой письменности.
Крещение народа в Киеве прошло сравнительно мирно, чего нельзя было сказать о новгородской и ростово-суздальской землях. Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий Константинопольского патриархата. Владимир провел несколько военных походов, в результате которых присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, покорил балто-литовское племя ятвягов – народностей близких к пруссам и радимичей – славянское племя, проживающее между Днепром и Десной. Организовал византийский поход в Армению.
Законотворчество при Владимире рождалось при обязательном согласовании того или иного закона со своим Советом, состоящим из воевод, бояр и посадников. При его правлении началась чеканка монет – золотых («златников») и серебряных («серебреников»). Это были первые монеты, выпущенные на территории Руси. По монетам был установлен и княжеский знак Владимира в виде трезубца, принятый после 1991 года Украиной в качестве государственного герба. Несмотря на суровый нрав, он отличался щедростью на пирах со своим единоверцами и друзьями с заботами о нищих и больных. В летописи отмечалось:
«И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить? И тем раздавать всё, что им нужно».
А еще известно, что князь до крещения был великим распутником, – имел тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей от разных жен и наложниц.
Любимому сыну Борису он намеревался передать власть, но ее перехватил Святополк.
Земное существование Владимира завершилось 15 июля 1015 года в загородной резиденции Берестове. Его тело было захоронено в Киевской Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 году.
В 1635 году при разборке руин этого храма были обнаружены два саркофага, принадлежащих князю Владимиру и его жене Анне.