Полная версия
Основные положения теософии
Чуруппумулладж Джипараджадаса
Основные положения теософии
Curuppumullagē Jinarājadāsa
FIRST PRINCIPLES
OF THEOSOPHY
1922
Theosophical Publishing House
Перевод с английского
Над переводом работали:
Мария Бурла
Виктор Кононенко
Галина Королева
Кирилл Кушнарев
Сергей Окмянский
Ирина Хаустова
Людмила Юрганова
Об авторе
Чуруппумулладж Джипараджадаса (16 декабря 1875 – 18 июня 1953) – теософ, писатель, четвертый президент Теософского общества. В сферу интересов Джинараджадасы входили философия, литература, искусство, религия, наука и оккультизм. Он был также одаренным лингвистом, свободно владевшим несколькими европейскими языками.
Ч. Джинараджадаса родился на Цейлоне (Шри-Ланка) в сингальской буддийской семье.
Его знакомство с теософией состоялось в возрасте тринадцати лет, когда он, будучи учащимся английской буддийской школы, встретился с Ч. Ледбитером, первым директором этой школы.
Год спустя Джинараджадаса вместе с Ледбитером едет в Англию чтобы учиться там вместе с сыном А. П. Синнетта. В 1889 году он впервые встретился с Е. П. Блаватской. В ноябре того же года он становится учеником (челой) махатмы Кут Хуми. Через Лондонскую Ложу 14 марта 1893 года он был принят в Теософское общество. В 1894 году его допускают во внутреннюю группу Лондонской ложи, и он участвует в более тесных и неофициальных собраниях группы, которые проводятся почти каждое воскресенье в библиотеке Синнетта. В 1896 году Джинараджадаса поступает в Кембриджский университет, где в течение четырех лет изучает языки и право и затем получает диплом с отличием по восточным языкам. После возвращения на родину в течение двух лет работает в Коломбо заместителем директора Ананда Колледжа, основанного Ледбитером.
В 1902 году, приехав в Павию (Италия), изучает в местном университете литературу. В 1904 году едет в Америку, где начинает свою деятельность международного лектора Теософского общества, обращаясь к слушателям в различных странах мира на английском, французском, итальянском, испанском и португальском языках. Джинараджадаса три раза совершает кругосветное путешествие, проводя теософскую работу в Центральной и Южной Америке, Мексике, на Антильских островах, в Австралии, Новой Зеландии, Китае, на Яве и в других странах, где он рассказывает о принципах теософского учения и, главным образом, о том, как жить в согласии с законами Высшей Жизни.
Одним из самых известных произведений Джинараджадасы является книга «Практическая теософия», составленна из лекций, которые он прочитал в Чикаго (США) в 1910 году. В начале книги автор утверждает, что ценность теософии как философии поведения состоит в том, что теософия подходит любому человеку в любое время и для любого рода деятельности. Содержа универсальные истины, касающиеся глубочайших проблем бытия, она в то же время говорит нам правду, проливающую свет на самые незначительные явления нашей повседневной жизни. Человек, однажды овладевший теософскими принципами, пусть даже только интеллектуально, уже никогда их не оставит. Далее он говорит о трех фундаментальных истинах теософии, изменяющих отношение человека к жизни, как только он начинает их применять. Первая истина состоит в том, что человек – это душа, а не тело; тело – просто инструмент, используемый душой, и оно может быть оставлено, например, в конце жизни, когда больше не подходит для исполнения намерений души. Эта истина говорит также о реинкарнации, или процессе повторения рождений на земле, благодаря чему душа поэтапно увеличивает свой опыт, таким образом медленно возрастая и в мудрости, и в силе, и в красоте. Вторая истина говорит нам, что цель жизни – не созерцание, но действие, и что каждое действие в жизни человека должно быть руководимо пониманием необходимости его гармоничного соответствия плану эволюции. Чем больше душа сотрудничает с эволюционным планом, тем счастливее, мудрее и великолепнее она становится. Третья истина заключается в том, что каждый человек связан невидимыми узами со всеми своими собратьями; что только когда он помогает целому, частью которого он является, он действительно помогает себе. Потому любовь к собратьям и альтруизм в высшей форме являются неотъемлемым условием роста. Далее Джинараджадаса подробно останавливается на практическом применении теософских истин в семье, в школе, в бизнесе, в науке, в искусстве и в государственных делах.
В 1916 году Джинараджадаса женился на английской феминистке Дороти М. Грэхем, которая в 1917 году основала «Женскую Индийскую Ассоциацию». С 1921 по 1928 год он был вице-президентом Теософского Общества, после смерти д-ра Арундейла в 1946 году был избран президентом Общества. Был редактором журнала The Theosophist около трех лет с 1931 по 1933 год (во время последней болезни Анни Безант) и в течение всего срока своего президентства. Джинараджадаса умер 18 июня 1953 года, спустя несколько месяцев после ухода с поста президента Общества.
Книга «Основные положения теософии» была издана в 1922 году и является одной из первых работ Ч. Джинараджадасы. Она написана в период становления теософской терминологии, и поэтому некоторые изложенные в ней представления впоследствии углублялись и пересматривались самим автором.
Введение
Теософия – это мудрость, открывающаяся в результате изучения эволюции жизни и формы. Эта мудрость уже существует благодаря труду определенным образом подготовленных исследователей, которые на протяжении веков стремились разгадать тайны природы. Их также называют Учителями Мудрости. Это те души, которые в процессе эволюции прошли ступень человека и перешли на более высокую ступень – Адепта. Человек, ставший Адептом, приобретает знания путем исследования и эксперимента. Именно эти знания, накопленные непрерывной цепочкой Адептов до сего дня, и есть теософия, или Древняя Мудрость.
Будучи Адептом, человек перестает быть пассивной частицей эволюционного процесса. Он становится учителем, направляющим этот процесс под наблюдением великого Сознания, которое в теософии называют Логосом. Действуя вместе с Логосом, Адепт способен видеть природу с Его позиции: он перестает быть ее беспомощным инструментом и взирает на нее глазами Творца. Подобный взгляд и есть современная теософия.
Учителя Мудрости, действующие от имени Логоса, направляют эволюционный процесс на всех его стадиях, причем каждый из них отвечает за определенную сферу эволюции жизни и формы. Вместе они образуют сообщество, известное как Великая Иерархия или Великое Белое Братство. Они руководят созданием и распадом форм жизни в море и на суше, определяют время подъема и упадка народов и каждому народу передают столько Древней Мудрости, сколько необходимо для его благоденствия и сколько он способен воспринять.
Иногда эта мудрость передается опосредовано: Учителя Мудрости вдохновляют людей, стремящихся обрести знания, и незаметно подводят их к открытию. Иногда Мудрость передается напрямую как откровение. В XX веке можно наблюдать оба эти способа. Учителя Мудрости, отвечающие за эволюцию всего живого, передают мудрость, то есть знание определенных фактов, опосредовано, незаметно направляя и вдохновляя ученых, или напрямую – в виде учения, называемого теософией.
Тогда теософия, в каком-то смысле, – откровение, но откровение как передача знания от тех, кто открыл его раньше, тем, кому это еще предстоит. Кому бы ни передавалось это знание, в начале оно воспринимается лишь как гипотеза, а подлинным знанием становится только тогда, когда проходит проверку собственным опытом.
Современная теософия не обладает всей полнотой знания. Нам были открыты лишь немногие основные законы и факты, но и их достаточно для того, чтобы побудить нас к дальнейшему исследованию. Однако остается огромное количество пробелов, которые еще предстоит заполнить. Они постепенно заполняются благодаря усилиям наших исследователей, но все, что мы на сегодняшний день знаем, – это лишь капля в море неоткрытого и неизведанного. Тем не менее и то немногое, что мы имеем, поражает наше воображение, раскрывает повсюду новые источники вдохновения и красоту. Знакомство с современной теософской литературой показывает, что теософия сегодня занимается преимущественно эволюцией жизни. Но знания, касающиеся эволюции формы, накопленные в разных областях современной науки, в то же время являются и частью Древней Мудрости. И в теософском, и в научном знании есть пробелы, которые еще предстоит заполнить, однако при верном взгляде на вещи становится понятно, что теософия и наука дополняют друг друга.
В этом изложении основ теософии, как и в любом научном труде, вы столкнетесь с двумя видами информации. Автор излагает факты, признанные всеми или, по крайней мере, большинством ученых, однако он включает и результаты собственных исследований либо результаты работы, проведенной группой людей, которые, возможно, потребуют подтверждения или пересмотра. На протяжении всей книги автор неосознанно либо из-за недостаточной научной подготовки, возможно, не всегда разделяет эти два вида информации. Если говорить об основных идеях этой книги, то они представляют собой довольно точное изложение учения, переданного Учителями Мудрости, и поэтому могут считаться теософскими, но в ней есть также и части, которые пока не заслуживают такой чести. В конце концов, человеку можно лишь указать путь – постичь Истину он должен сам. При этом и научно установленные истины, и то, что кажется всего лишь субъективными или ошибочными взглядами, следует оценивать по одним и тем же критериям.
Хотя основополагающие идеи теософии являются откровением, они остаются неубедительными до тех пор, пока человек сам не придет к их пониманию. Однако каждый человек должен быть готов встретиться лицом к лицу с самой величественной идеей об устройстве жизни и принять, ее насколько способны его сердце и разум. Эта книга написана для того, чтобы показать, что в теософии такая идея существует.
Глава 1
Эволюция жизни и эволюция формы
Для подготовки к пониманию теософии нет ничего лучше общих и разносторонних знаний в области современной науки. Наука оперирует фактами, классифицирует их и открывает законы. Теософия имеет дело с теми же фактами, и, хотя они могут классифицироваться иначе, выводы, к которым она приходит, по сути те же самые. В тех случаях, когда выводы отличаются, причина не в том, что теософия подвергает сомнению факты науки, а в том, что перед тем, как сделать какой-либо вывод, она принимает во внимание дополнительные факты, которые либо современной наукой игнорируются, либо пока еще ей недоступны. Коль скоро факты всегда неизменны, существует только одна Наука. То, что считает истинным наука, принимается и теософией, а то, что истинно с точки зрения теософии, находится в полной гармонии со всеми фактами и, таким образом, является в высшей степени научным.
Величайшее достижение современной науки, предлагаемое пытливому уму, заключается в понимании феномена существования как движущей силы великого процесса, называемого Эволюцией. Постараемся в общих чертах представить, что такое эволюция с точки зрения науки, и тогда мы сможем понять, что под этим подразумевает теософия.
Для начала рассмотрим большую туманность в созвездии Ориона (рис. 1).
Рис. 1
Она представляет собой хаотическое скопление раскаленной материи диаметром в миллионы и миллионы миль. Это бесформенная облачная масса, наполненная энергией, не совершающей, насколько нам известно, никакой полезной работы.
Но существуют иные туманности, в которых обнаружена определенная эволюционная тенденция. Например, туманность в созвездии Гончих псов (рис. 2) не только вращается вокруг центра, но и разделяется на отчетливо видимые части, или рукава. Продолжая движение вокруг центра, вещество, из которого состоит каждый рукав, начинает медленно сгущаться вокруг одного или нескольких ядер. Каждое ядро затем становится звездой.
Рис. 2. Спиральная туманность в созвездии Гончих Псов
Подобный процесс может создать условия для следующего этапа эволюции. Вещество каждой звезды претерпевает изменения. Из-за особенностей внутреннего состояния или под воздействием другой звезды со временем формируются дополнительные центры. Постепенно вокруг них сгущается вещество, составляющее туманность, и в итоге эти центры превращаются в планеты, вращающиеся вокруг центрального ядра звезды. Так, на примере нашей звезды, Солнца, мы видим результат этого этапа эволюции: упорядоченную Солнечную систему с Солнцем в центре и обращающимися вокруг него планетами (рис. 3).
Рис. 3. Солнечная система
Что же произойдет на следующем этапе? Внутри солнечной системы появятся легкие химические элементы, такие как водород, углерод, азот, кислород, фосфор, кальций, железо и др. Они образуют определенные соединения, что приведет к появлению жизни. Возникнет материя в виде протоплазмы как первой формы Жизни. А что же дальше?
Эта протоплазма также самоорганизуется в группы и комбинации групп, которые примут форму растительных и животных организмов. Сначала рассмотрим, что происходит с протоплазмой при превращении ее в растительные организмы.
В этой живой материи изначально будут наблюдаться два процесса: первый состоит в стремлении продлить свою жизнь как можно дольше за счет питания, второй – произвести подобный себе организм. Следуя этим двум инстинктам, он «эволюционирует», то есть простой организм приобретает сложную структуру. Этот процесс будет продолжаться от стадии к стадии, пока на каждой планете постепенно не появится растительное царство, такое, как у нас на Земле (рис. 4).
Рис. 4. Царство растений
Каждый последующий этап будет развиваться из предшествующего. Каждый будет организован таким образом, чтобы продлить существование организма как можно дольше и дать жизнь лучшему потомству. Каждый будет более развитым в эволюционном плане, чем предыдущий. Из одноклеточных организмов, таких как бактерии, водоросли и грибы, разовьются споровые растения, способные размножаться по-новому. Позднее появится еще более совершенный способ размножения – семенами. Еще позже наступит время цветковых растений, когда каждый организм с минимальными затратами энергии будет сохранять свою жизнь и одновременно производить многочисленное потомство. Этап за этапом организм усложняется, и это делает его жизнь более приспособленной, то есть позволяет размножаться с наименьшими усилиями, продлевать собственную жизнь и в то же самое время производить потомство с новыми и большими возможностями самовыражения, чем у его родителей.
Аналогичный процесс эволюции происходит в протоплазме при зарождении животного царства. Из простейших одноклеточных организмов постепенно развиваются различные группы беспозвоночных животных (рис. 5).
Рис. 5. Царство животных. Число видов, принадлежащих каждой ветви классификации, указано ориентировочно по «Начальному курсу зоологии» Т. В. Галловэй
Усложнение возрастает от группы к группе – от одноклеточных организмов к многоклеточным организмам с тканями, нервной и кровеносной системами. Затем следует новый этап в создании организмов: ствол центральной нервной системы заключается в позвоночник, и появляются позвоночные животные. Из одного отряда позвоночных, рептилий, происходят млекопитающие; из высокоразвитых млекопитающих появляются приматы. В этом последнем отряде животного царства наиболее высоко организованным является Человек.
Инстинкты самосохранения и размножения свойственны и животному царству. По мере усложнения структуры организм все больше адаптируется к изменениям окружающей среды, становится более способным выживать и производить себе подобных, затрачивая все меньше и меньше сил. А у высших позвоночных появляется новая составляющая жизни.
«Если мы посмотрим на жизнь в целом как на восходящий процесс развития форм, мы увидим, что у низших существ энергия полностью расходуется на поддержание своей жизни и жизни своего вида. Всякое улучшение организации, ведущее к экономии любого рода, облегчает процесс поддержания жизни, то есть энергии, получаемой из данного количества пищи, будет более чем достаточно как для отдельной особи, так и для ее потомства; и часть энергии остается неизрасходованной. Если мы обратимся к высокоорганизованным существам с более развитой структурой, то мы увидим, что этот избыток энергии только увеличивается. А у высших существ в достаточно длинных перерывах между добыванием пищи нередки случаи спонтанного расходования неиспользованной энергии на такой приятный и активный вид деятельности, который мы называем игрой. Следует признать, что факт концентрации жизни в точках ее кульминации, идет ли речь о человеческой жизни или о какой-либо другой, является универсальным законом природы. Таким образом, прогресс человечества, в каком-то смысле, состоит во все большем и большем освобождении жизни от тяжелого труда и предоставлении ей все больших возможностей для отдыха: приятного досуга, эстетического наслаждения, путешествий и развлечений»[1].
От хаотической туманности в далеком прошлом до современного человека, думающего, играющего и любящего, – это и есть процесс, называемый Эволюцией. Хаос превратился в космос с упорядоченными явлениями, которые человеческий разум может классифицировать как законы. Нестабильное, «А-дхарма», превратилась в стабильное, «Дхарму». Из таблицы (рис. 6) видно, каким принципам следует природа, когда Единое становится Множеством, неупорядоченное – порядком.
Рис. 6
В действительности ни один человек не мог наблюдать ни начало этого процесса, ни его непрерывное развитие до сегодняшнего дня, и поэтому, исходя непосредственно из своих наблюдений, он не в состоянии описать каждый этап эволюции, чтобы заявить, что эволюция – это факт. Все, что мы можем, – это реконструировать процесс, наблюдая различные виды туманностей, изучая строение вымерших и живущих организмов, соединяя вместе разрозненные части. Никто не может сказать, появилась ли вселенная во всей своей сложности несколько тысячелетий назад непосредственно перед началом исторической эры, и не прекратит ли она свое существование завтра. Но человек не может довольствоваться только теми краткими мгновениями настоящего, которые способно ухватить его сознание. Он должен выработать некое представление о замысле природы, а также реконструировать прошлое и прогнозировать будущее. Это представление о прошлом и будущем в процессе эволюции создается главным образом с помощью метода аналогии. В некотором смысле эволюция – это всего лишь гипотеза, но за всю историю человечества это пока самая приемлемая гипотеза. И, будучи однажды принятой, она указывает на эволюцию везде и во всем.
То, как современная наука рассматривает космос в свете эволюции, кажется весьма притягательным, но смущает только одно – ничтожно малая роль, отведенная индивиду в этой вечной драме. Природа, «эволюционируя», в процессе своей деятельности щедро расходует энергию, создавая форму за формой. Но какой расточительной она кажется, когда производит форм намного больше, чем средств к существованию! Время не имеет значения, индивид же что-то значит, но немного, да и то пока жив. В течение его короткой жизни природа улыбается ему, нежно оберегает, как будто все вокруг было создано для его благополучия. Как только он выполнил то, что от него требует природа, – произвел потомство или своей жизнью немного изменил условия жизни других существ, приходит смерть, и он уничтожается. Осознание собственного Я, которое побуждает каждого жить, бороться, искать счастья, исчезает, так как важны не мы, а род – «Насколько она заботлива по отношению к роду, настолько же безразлична к отдельной жизни»[2]. Где сегодня Ниневия[3] и Вавилон, и где «былая слава Греции и величие Рима»[4]?
«Мир я сравнил бы с шахматной доской:То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой.Подвигают, притиснут и побили…И в темный ящик сунут на покой».[5]С этой точки зрения эволюция ужасна – механический процесс, невозмутимый в своем всемогуществе и беспощадности. Однако, поскольку эволюция, кроме всего прочего, – это процесс, возможно, не имеет смысла говорить, нравится он нам или нет. Но, так как мы люди, которым свойственно думать и желать, мы привносим личное отношение в наше представление о жизни. И когда мы смотрим на процесс эволюции, нам как индивидуумам перспектива видится безрадостной. Мы, словно пузыри на воде, появляемся не по своей воле и исчезаем, подчиняясь процессу, который не можем контролировать. «Мы созданы из вещества того же, что наши сны. И сном окружена вся наша маленькая жизнь»[6].
Существует ли какое-нибудь более обнадеживающее представление о процессе эволюции? Именно такое представление предлагает нам теософская доктрина эволюции жизни через эволюцию форм.
Исследуя природу, современный ученый обнаруживает две неотделимые друг от друга составляющие – материю и энергию. С его точки зрения, третья составляющая – жизнь – появляется в результате взаимодействия первых двух. Ученый видит в материи возможность проявления как жизни, так и сознания и не допускает существования ни того, ни другого отдельно от материи. В целом эта концепция верна, однако с позиции теософии необходимо внести некоторые поправки, сформулировать которые можно следующим образом.
Как материя неотделима от энергии и нет энергии, которая не воздействует на материю, так же неразделимы материя и жизнь, и они не являются производными одна от другой.
Во вселенной существуют и другие, более тонкие виды материи, которые мы не способны воспринять с помощью наших органов чувств и которые не фиксируются даже самыми чувствительными приборами. Существует также множество разных видов энергий, лишь часть из которых открыта человеком. Один из видов энергии, действующий во взаимосвязи с определенными видами сверхфизической материи, называется Жизнью. И эта жизнь развивается, то есть становится более сложной в своих проявлениях.
Сложность жизненных процессов вызвана тем, что организмы создаются из такой материи, которую мы можем познавать нашими органами чувств. (Существуют и другие уровни жизненной активности, но в данном случае мы сосредоточим внимание на тех, которые воспринимаются нашими органами чувств.) Речь идет о той жизни, которая на определенное время объединяет группу химических элементов в живой организм. И, сохраняя эти связи, жизнь усложняется благодаря накоплению опыта, полученного через рецепторы. То, что мы воспринимаем как смерть организма, представляет собой временное высвобождение его жизни из низшей, или физической, формы материи; при этом связь со сверхфизической материей сохраняется. Когда в момент смерти энергия жизни отделяется от организма, извлеченный опыт сохраняется в виде навыков. Эти навыки трансформируются в способности к образованию новых форм, которые в дальнейшем и будут использованы при создании нового организма.
Рисунок 7 поможет нам лучше понять теософскую концепцию Эволюции Жизни.
Рис. 7
Когда мы рассматриваем только структуры, мы видим всего лишь одну сторону эволюции, но ведь за каждой структурой стоит жизнь. Хотя растение умирает, жизнь, которая делает его живым и побуждает взаимодействовать с окружающей средой, не умирает. Когда роза отцветает и превращается в пыль, мы знаем, что материя, из которой она состояла, не пропадает и каждая ее частица продолжает свое существование, так как материя не может быть уничтожена. То же самое происходит и с жизнью, которая из химических элементов творит розу. Жизнь просто высвобождается на некоторое время, чтобы потом снова проявиться в другой розе. Опыт восприятия солнечного света, дождя и ветра, опыт борьбы за существование, полученный первой розой, используется при создании второй, которая будет лучше приспособлена к жизни и воспроизводству своего вида.