Полная версия
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II
6 августа. Произнесение в Чудовом монастыре Слова в день Преображения Господня: «Христиане! Мы не ожидаем с Иудеями мечтательно блаженнаго царствия земнаго, мирскаго, чувственнаго, но чаем по вере царствия духовнаго, царствия небеснаго, царствия собственно Божия. Однако не уподобляются ли некоторые из нас Иудеям в том, что пределы ожидаемаго царствия Божия полагают далее гроба. Не есть ли потому и для нас новое, и, дабы мы не оставались в неведении о истине, давно возвещенной, весьма нужное учение, что есть и должны быть люди, которые встречаются с царствием Божиим ближе гроба?» (Сочинения. Т. 3. С. 372).
7 августа. Резолюция на выписке из журнала консистории по делу о скоропостижной смерти благочинного Рузского уезда (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 68. № 1587).
• Резолюция на рапорте благочинного о вступлении во второй брак пономаря (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 68. № 1588).
10 августа. Письмо наместнику Лавры архимандриту Афанасию (Федорову) (Прибавления. 1886. Ч. 38. Кн. 4. С. 339. № 94).
• Все наличное имущество Библейского общества передано Св. Синоду (Юбилейный сборник. Т. 1. С. 449).
11 августа. Резолюция на прошении просфорницы о дозволении ей с согласия местного священника уступить свое место вдове священника (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 68. № 1589).
12 августа. Резолюция на прошении прихожан о произведении местного диакона в священника к их церкви (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 69. № 1590).
• Резолюция на прошении помещицы о произведении к церкви на священническое место диакона: «Не знает, что Священное Писание называется Библиею, а думает, что и катехизис есть Священное Писание. Отказать» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 69. № 1591). Из воспоминаний М. М. Евреинова: «Случилось мне однажды просить владыку за одного диакона, подавшего прошение на священническое место; он же мне отвечал, что теперь ничего сказать мне не может, не узнавши о его достоинствах, но уверен, что я не прогневаюсь на него, ежели нельзя будет удовлетворить моей просьбы. Один известный и Вам человек (владыка назвал его) прогневался на меня, что я не мог исполнить безтолковой его просьбы. Он просил меня произвести одного диакона во священники потому только, что у этого диакона дом очень ветх. – Вот какое превратное понятие о священстве, присовокупил он» (Евреинов М. М. Некоторые воспоминания о митрополите Филарете // ДЧ. 1870. Ч. 3. № 9. С. 3. – (Известия и заметки)).
• Резолюция на рапорте благочинного о разрешении его недоумения, как поступать с хлебом и сеном, оставшимся в поле после умершего священника: «Долю наследникам, долю трудящемуся, а долю сберечь будущему» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 69. № 1592).
16 августа. Резолюция на рапорте Серпуховского духовного правления с приложением допроса и показания соборного священника: «Священник, допустив юродивого надевать свою рясу и ходить по улице, и притом дважды, поступил небрежно и неосторожно; а еще более неприлично то, что водил его с собою в рясе в мясную лавку. За сие неуважение к священническому одеянию снять с него самого рясу в Духовном Правлении и оставить его без рясы на три дня» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 69. № 1593).
• Резолюция на докладе протоиерея с предложением употребить оставшееся от приема траурного кортежа сукно в пользу бедных (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 70. № 1594).
17 августа. Дополнительное донесение Комиссии духовных училищ о ревизии МДА по учебной части. К этому донесению приложены разрядные списки студентов высшего отделения МДА. Комиссия духовных училищ, рассмотрев донесения архиепископа Филарета о сделанных им замечаниях при обозрении Академии по учебной части, постановила: «1) изъявить преосвященному Филарету, за сей общеполезный труд его, полную признательность комиссии; 2) представленные в комиссию разрядные списки студентов утвердить» (Мнения. Т. II. С. 148–150. № 174).
18 августа. Резолюция на допросе священника по делу об учреждении для прихожан нового кладбища: «Кладбищу на новоизбранном удобном месте быть дозволить» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 70–71. № 1596).
20 августа. Письмо наместнику Лавры архимандриту Афанасию (Федорову): «Пожалуйте, попечитесь, чтобы око Царское могло взирать мирно на наше место и общество… Молитесь, чтобы Бог низпослал благодать в следующее воскресенье на Царя нашего и царство Его» (Прибавления. 1886. Ч. 38. Кн. 4. С. 339–340. № 95).
21 августа. Резолюция на прошении пономаря о переведении его на пономарское место к другой церкви (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 71. № 1597).
22 августа. Участие в коронации императора Николая I в Успенском соборе Московского Кремля (вместе с митрополитом Новгородским Серафимом и митрополитом Киевским Евгением).
• За заслуги, оказанные Церкви, и отличное служение архиепископ Филарет возведен в сан митрополита и Всемилостивейше пожалован белым клобуком с крестом из драгоценных камней (Сочинения. Т. 1. С. X).
• Речь императору Николаю Павловичу, пред вступлением в Успенский собор для священнаго коронования и миропомазания: «Наконец ожидание России совершается. Уже Ты пред вратами Святилища, в котором от веков хранится для Тебя Твое наследственное освящение… Нетерпеливость верноподданнических желаний дерзнула бы вопрошать: почто Ты умедлил? Если бы не знали мы, что как настоящее торжественное пришествие Твое нам радость, так и предшествовавшее умедление Твое было нам благодеяние. Не спешил Ты явить нам Твою славу, потому что спешил утвердить нашу безопасность. Ты грядешь наконец, яко Царь, не только наследованнаго Тобою, но и Тобою сохраненнаго царства» (Сочинения. Т. 3. С. 49–50).
• Посылка наместнику Лавры архимандриту Афанасию (Федорову) копии рескрипта государя императора: «Преосвященный Митрополит Московский и Коломенский Филарет… Заслуги Вами оказанныя церкви и отличное служение Ваше дают Вам право на изъявление Вам совершеннаго Моего благоволения пожалованием Вам белаго Клобука с крестом из драгоценных камней, который при сем препровождая, повелеваю Вам возложить на себя и носить по установлению… Поручая Себя Молитвам Вашим, пребываю Вам Благосклонный… На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою написано тако: …Николай» (Прибавления. 1886. Ч. 38. Кн. 4. С. 340. № 96).
• Письмо матери: «Благодарю, Милостивая Государыня Матушка, за письмо Ваше. Молитвы Ваши вспомоществуют мне в том, что Бог дарует мне благоволение Государя. Продолжите о мне молитвы Ваши. – Я думал заехать к Вам из Кремля: но был утомлен. Завтра и после завтра опять нужно быть во дворце: потому не знаю, когда могу Вас увидеть» (Письма. 1882. С. 274. № 284).
• Из воспоминаний графа М. В. Толстого: «Наш владыка почему-то опоздал и спешил скорее облачиться, стоя перед жертвенником. В ту минуту, когда на обе руки его иподиаконы надевали поручи, вдруг поклонился ему в землю архимандрит в облачении и богатой бриллиантовой митре. “Кто это?” спросил владыка. “Юрьевский архимандрит Фотий”, отвечал тот, вставая. “Теперь не время и не место”. Этими словами московский архипастырь дал заметить Фотию, что он, прожив уже два месяца на даче графини Орловой (в Нескучном), давно уже должен был явиться за благословением к местному архиерею, а не беспокоить его в то время, когда он спешит для встречи Государя» (Толстой М. В., граф. Письмо к М. М. Евреинову, в дополнение к его воспоминаниям о митрополите Филарете, 17.08.1870 // ДЧ. 1870. Ч. 3. № 10. С. 35–36. – (Известия и заметки)).
29 августа. Резолюция на прошении священника об уничтожении в клировых ведомостях 25-ти рублевой пени, внесенной им в пользу вдов и сирот (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 72. № 1598).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Афанасию (Федорову): «Благодарю, Отец Наместник, Вас и братию за участие во мне. Продолжайте о мне молитвы Ваши, чтобы Бог даровал мне не наружный только покров белый иметь, но и сердце и дела очищенныя, по благодати Его» (Прибавления. 1886. Ч. 38. Кн. 4. С. 340. № 97).
• Из воспоминаний графа М. В. Толстого: «Между тем, как в Москве происходили торжества коронации, в Лавре случилось грустное происшествие… студент Михаил Лаговский, которому уже назначена была степень кандидата, пришел ко всенощной в Успенский собор (это было под 29 августа) и стал петь безобразно. Инспектор академии Евлампий приказывал ему замолчать, но он не послушался… В ту же ночь послано было к митрополиту донесение о происшествии. На другой день призвал митрополит ректора Поликарпа, находившегося в Москве, и сказал ему: “Знаешь ли, что делается у тебя в академии? Вот прочти письмо инспектора”. Пораженный неожиданной новостью, отец Поликарп старался смягчить гнев архипастыря и вымолить пощаду виновному. Для того он несколько раз поклонился в ноги митрополиту, чего прежде никогда не делал. И Феодор Александрович Голубинский нарочно поскакал в Москву с тою же целию, но все просьбы остались тщетными. Владыка решил, что в настоящее время нельзя оставить такого поступка без наказания, тем более, что слух об нем может дойти до двора находившагося в Москве. Бедный Лаговский выпущен был из академии студентом с дурным аттестатом» (Толстой М. В., граф. Письмо к М. М. Евреинову, в дополнение к его воспоминаниям о митрополите Филарете, 17.08.1870 // ДЧ. 1870. Ч. 3. № 10. С. 36. – (Известия и заметки)).
3 сентября. Резолюция на рапорте благочинного о том, что по увольнении от должности церковного старосты никто на место его избранным быть не соглашается (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 72. № 1599).
4 сентября. По прошению митрополита Филарета издан указ императора Николая I о выделении средств для постройки нового корпуса Вифанской семинарии.
6 сентября. Указ Св. Синода на имя митрополита Филарета вследствие высочайшего повеления о необходимости единообразного преподавания Закона Божия и составления катехизиса для нижних воинских чинов[26]: «…поручить Вашему Преосвященству, дабы Вы, пересмотрев составленные Вами прежде сего Пространный и Краткий Христианские Катехизисы Греко-Российской Церкви… составили из нее две книги, одну под названием учебной книги для преподавания Закона Божия во всех светских учебных заведениях и в особенности в военных училищах, а другую под собственным именем катехизиса для нижних воинских чинов, с присовокуплением в той и другой книгах по одной главе отдельно наставлений, относящихся собственно до воспитанников военных училищ и нижних военных чинов, и потом представили оныя Святейшему Синоду» (Корсунский И. Н. Судьбы катехизисов Филарета, митрополита Московского // РВ. 1883. № 1. С. 350).
7 сентября. Резолюция на определении консистории о содержании отставного солдата в московском Знаменском монастыре два месяца с половиною за небытие на исповеди: «Утверждается с тем, чтобы, есть ли он, находясь теперь в монастыре, христианский долг исполнил, то уволить из монастыря немедленно, ради Всемилостивейшего Манифеста» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 72–73. № 1600).
• Резолюция на определении консистории об отсылке священника в Николаевский Песношский монастырь: «По применению к Всемилостивейшему Манифесту от посылки в монастырь освободить, подтвердив, чтобы впредь вел себя достойно своего звания» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 73. № 1601).
8 сентября. Резолюция на рапорте протоиерея о том, что присланный к нему священник в священнослужении оказался несведущим (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 73. № 1602).
• Резолюция на прошении о награждении церковного старосты: «Дело третий год лежит. Производить немедленно. А виновного в бездействии отыскать и доложить не далее, как через семь дней» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 73. № 1603).
• Резолюция на прошении игумена Николаевского Угрешского монастыря Израиля об освобождении его из Перервинского монастыря от содержания по делу о краже монастырского имущества: «Клевещет. Ибо кроме того, что к следствию, когда нужно было, всегда призываем был, всегда также увольняем был, когда просился, так как и для подачи сего прошения безпрепятственно в Москву отпущен, поелику просится не в какой-либо монастырь московский, а просто в Москву: то в сем удовлетворить нельзя; ибо неприлично было бы игумену жить в Москве не в монастыре, и надзирать за ним в сем случае было бы не можно» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 74. № 1604).
• Резолюция на представлении правления Московской духовной семинарии об определении на вакантные инспекторские и вместе учительские места студентов (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 110. № 1676).
12 сентября. Произнесение Слова по освящении храма Живоначальной Троицы, что на Покровке, на Грязех: «Вышний не в рукотворенных церквах живет; не в стенах, знамениях, звуках, обрядах состоит благочестие и жизнь благодатная, жизнь Божия в человеке; дабы найти сию жизнь, надобно, в ограде храма, при занятии чувств и мыслей освященными знамениями, божественными звуками слова, священнодействиями Таинств, покланяться Отцу небесному духом и истиною; а также и вне храма всю жизнь свою посвятить исполнению воли Божией, и соделать оную непрерывным богослужением» (Сочинения. Т. 3. С. 381).
14 сентября. Резолюция на рапорте благочинного о исправлении кровли на церкви (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 74. № 1605).
15 сентября. Резолюция на рапорте настоятеля Николаевского Перервинского монастыря о том, что находящийся в сем монастыре Угрешский игумен Израиль был отпущен в Московскую духовную консисторию для узнания резолюции на поданном от него прошении (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 75. № 1606).
• Резолюция на рапорте о том, что игумен Израиль ведет себя не худо, к литургиям и вечерням ходит: «Игумен столь леностный к богослужению, что в четырнадцать месяцев только четыре раза служил литургию, годится ли к управлению братиею, консистории рассмотреть» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 75. № 1607).
16 сентября. Резолюция на определении консистории об освобождении священника с причтом от суда и следствия по делу о незаконном браке отставного поручика А. А. Татищева[27] (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 75. № 1608).
• Резолюция на определении консистории об освобождении по Всемилостившему манифесту из монастырей семнадцати человек, несущих епитимии (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 76. № 1609).
18 сентября. Резолюция на прошении иеромонаха о переведении его в какой-либо другой монастырь, по причине вражды с архимандритом (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 76. № 1610).
• Резолюция на справке консистории об иеромонахе, просящем об увольнении его в какой-либо московский монастырь для излечения в нем находящейся болезни (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 76. № 1611).
24 сентября. Из воспоминаний М. М. Евреинова: «По приезде в Лавру посетил я митрополита; он меня принял не в своем доме, который приготовлен им был для помещения вдовствующей императрицы, а в кельях отца ризничаго; императору же с супругою приготовлено было помещение в академии. Между прочим я сказал владыке, что в день преподобнаго Сергия я постоянно бывал в Троицком соборе, а ныне лишен буду сего утешения, потому что со мною нет мундира, без чего в присутствии Государя в собор не пропустят. Он отвечал мне: “Если желаете быть, то могу я к Вам прислать своего человека, который проведет Вас в алтарь, через что Вы не лишитесь удовольствия праздновать день преподобнаго Сергия близ его мощей”» (Евреинов М. М. Некоторые воспоминания о митрополите Филарете // ДЧ. 1870. Ч. 2. № 6. С. 39. – (Известия и заметки)).
25 сентября. Встречал императора Николая I в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
• Речь к императору Николаю Павловичу при встрече его в Свято-Троицкой Сергиевой лавре: «Здесь, где Димитрий Донский искал совета к победе, Петр Великий – безопасности, многие Твои Предки и предшественники – подкрепления и ободрения духа, для великих подвигов великаго звания, – здесь являешься и Ты, чтобы положить Царственные советы души Твоей пред Олтарем Триипостаснаго Бога, при гробе избраннаго раба Божия. Новый, к прежним, подвиг царскаго благочестия! Новая посему надежда небесных благословений на Царя и царство» (Сочинения. Т. 3. С. 51).
26 сентября. Резолюция на прошении вдовы протоиерея о назначении ей пособия (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 117. № 1693).
28 сентября. Произнесение в Чудовом монастыре, в присутствии императорской фамилии, речи при совершении молебствия о победе, одержанной над персами (Сочинения. Т. 3. С. 357).
2 октября. Резолюция на представлении правления Московской духовной семинарии об открытии подписки по семинарии на книгу «Главное начертание теории и истории изящных наук» К. Мейнерса[28]: «…открывать на нее между учениками подписку от имени начальства, ни полезным, ни приличным не признаю, по соображениям, которые между прочим суть следующие… книга сия, которая рассуждает главным образом о произведениях поэзии, особенно театральных, а красноречия касается мимоходом, не сообразна с целью духовных училищ, в которых класс словесности главным образом заниматься должен красноречием, а стихотворством только мимоходом. На стр. 142 и 143 в уста Сократа влагаются слова, которыми он опровергает бытие и провидение Зевса, потому что Зевс не поражает клятвопреступников. Сие умствование хотя направлено против языческого имени Зевса, но не есть опровержение какого-либо языческого суеверия, а дерзкая хула на бытие и провидение Божье, которая в книге тем хуже, что не видно ни опровержения хулы, ни наказания хульника… На стр. 242 и 243 напечатана Марциалова эпиграмма, наполненная таким безнравственным бесстыдством, что есть ли бы перевести ее на русский язык, никакой благонравный человек не согласился бы ни произнести, ни выслушать оную. Сам Марциал в сей эпиграмме говорит, что его стихов не станет читать учитель в школе, разумеется, языческий в языческой: а их назначают воспитанникам христианских, и притом духовных, училищ, по подписке» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 110–111. № 1677).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Гавриил (Розанов, ск. 1858) – архиепископ Тверской и Кашинский.
2
В журнале «Христианское чтение»: Письма к Мелетию Пермскому (ХЧ. 1884. Т. 1). Очевидно, это Мелетий (Леонтович, ск. 1840), архиепископ Харьковский и Ахтырский.
3
Кирилл (Богословский-Платонов, ск. 1841) – архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский, с 1824 по 1827 г. – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.
4
Досифей (Пицхелаури, ск. 1830) – архиепископ Алавердский и Телавский, с 14 мая 1817 г. на покое. В 1829 г. возвратился в Грузию.
5
Парфений (Чертков, ск. 1853) – архиепископ Воронежский и Задонский. В то время – епископ Владимирский и Суздальский (1821–1850).
6
Самуил (Запольский-Платонов, ск. 1831) – епископ Костромской и Галицкий.
7
Преосвященный Кирилл, по назначению архиепископа Филарета, был отправлен в Серпухов для встречи тела почившего императора Александра I.
8
Тела императора Александра I.
9
В Москве.
10
Говоренную в Архангельском соборе 4 февраля по случаю перенесения через Москву тела императора Александра I.
11
Архимандрит Афанасий (Федоров, ск. 1831) – наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1818–1831).
12
Указанные записки в воспоминаниях М. М. Евреинова расположены в другом порядке – возможно, перепутаны. Располагаем их, исходя из контекста.
13
Императрицы Александры Феодоровны.
14
Указом императора Николая I от 12 апреля 1826 г. о закрытии Библейского общества его имущество передавалось в ведение Св. Синода, а в 1831 г. оно было передано в распоряжение протестантского Библейского общества, образованного под председательством министра народного просвещения князя К. А. Ливена.
15
По данному вопросу см. также 4 мая, 10 июня и 16 сентября 1826 г., 31 мая и 31 декабря 1831 г.
16
М. М. Евреинов просил митрополита Филарета прислать к нему свою одежду для окончания написания портрета.
17
По данному вопросу см. также 27 апреля, 10 июня и 16 сентября 1826 г., 31 мая и 31 декабря 1831 г.
18
Вилламов Григорий Иванович (1771–1842) – статс-секретарь по делам благотворительных учреждений императрицы Марии Феодоровны; лютеранин, но на смертном одре был приобщен к православию.
19
Слово при гробе государыни императрицы Елисаветы Алексеевны, говоренное 26 мая в Можайском Никольском соборе.
20
По данному вопросу см. также 27 апреля, 4 мая и 16 сентября 1826 г., 31 мая и 31 декабря 1831 г.
21
Статья, напечатанная в Христианском Чтении. «В Юрьеве» – в Юрьевском монастыре, где архимандритом был враждебный святителю Филарету Фотий (Спасский).
22
День рождения императрицы Александры Феодоровны.
23
Гавриил, сын Агриппины Михайловны, скончался в 1848 г., вскоре по окончании курса наук в Московской духовной семинарии.
24
От согласия быть крестным отцом.
25
Никодим (Казанцев, ск. 1874) – епископ Енисейский и Красноярский.
26
По данному вопросу см. также 29 июня, 24 июля, перед 4 августа, 14 августа, 13, 15, 16, 23 и 25 ноября, 15 декабря, конец декабря 1827 г., 6, 7, 10 и 11 января 1828 г.
27
По данному вопросу см. также 27 апреля, 4 мая и 10 июня 1826 г., 31 мая и 31 декабря 1831 г.
28
Кристоф Мейнерс (1747–1810) – немецкий ученый, историк философии и религии.