Полная версия
История мировых цивилизаций
Карфаген был республикой, но народное собрание большой роли не играло. Во главе исполнительной власти стояли два суфета. Существовал Совет 300, из его состава выделялся Совет 30, который вел всю текущую работу. На землях карфагенских богачей вокруг города работало немало рабов. Основу экономики Карфагена составляла и внешнеэкономическая деятельность, посредническая торговля. Он фактически являлся центром распределения сырья и товаров в Средиземноморском бассейне, используя выгодное географическое положение и сильный флот. Из внутренних областей Африки поступали рабы и слоновая кость, из стран Передней Азии – дорогие ткани и ковры, из Испании – золото и серебро, из Британии, до которой добрались финикийцы, везли олово, с Корсики – воск, с Балеарских островов – вино, из Сицилии – масло и вино, из Греции – изделия греческого художественного ремесла.
• Инновации. Алфавит
Алфавит – система письменных знаков определенного языка, передающих звуковой облик слов посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. Бесспорным считается решающий вклад финикийцев в изобретение алфавита, который лег в основу древнегреческого, латинского, многих современных алфавитов, включая русский. В середине 2-го тысячелетия до н. э. финикийцы изобрели новое упрощенное письмо, состоявшее из 22 знаков. Финикийское письмо восприняли евреи, арамеи, арабы. В IX–VIII в. до н. э. греки использовали финикийское письмо и создали первый алфавит со всеми согласными и гласными. Слово «алфавит» происходит от первых букв греческого алфавита: альфа, бета, вита. Пользование финикийским письмом благодаря малому количеству символов стало доступным многим. Письменность перестала быть уделом избранных, что имело огромное значение для развития культуры. От греческого письма произошли латинский алфавит и русская азбука – кириллица.
Финикийцы не могли сопротивляться мощным соседним государствам, стремились с ними ладить, но с падением Вавилона в 539 г. до н. э. Финикия вошла в состав империи персов. Некоторое время финикийская цивилизация продолжала сохраняться в своих колониях (поселениях). Самым крупным и известным среди них был город Карфаген в Северной Африке, основанный около 814 г. до н. э. финикийской царевной Дидоной. В переводе с финикийского «Карт-Хадашт» (Карфаген) означает «Новый город». Карфаген был расположен на берегу Тунисского залива (недалеко от города Туниса современного арабского государства Тунис), в плодородной равнине, имел удобные гавани и стал центром финикийской колонизационной деятельности. Карфаген сам стал метрополией для ряда колоний в Западном Средиземноморье. «Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость», – писал греческий ученый и философ Аристотель.
Колониальная держава Карфагена включала в себя множество территорий от Пиренейского полуострова и Гибралтара через Сицилию и Сардинию до собственно Финикии. Финикийцы осуществили множество экспедиций. В частности в конце VII в. до н. э. по поручению египетского царя Нехао они в течение трех лет обогнули Африку и вернулись обратно через Гибралтарский пролив. Карфаген был сильным военно-морским государством.
Активная колонизационная политика Карфагена привела его к столкновению с растущим Римом. После трех Пунических войн (римляне называли карфагенян пунами), продолжавшихся с перерывами с 264 по 146 г. до н. э., Карфаген был взят штурмом после трехлетней осады. По решению сенатской комиссии город был подожжен, горел 16 дней, был стерт с лица земли, а место предано вечному проклятию. Так было реализовано требование, которым заканчивал любое свое выступление в римском сенате один из виднейших политиков, Катон – «Я думаю, что Карфаген должен быть разрушен».
• Имена. Ганнибал
Ганнибал (ок. 247– ок. 182 г. до н. э.). Выдающийся карфагенский полководец и государственный деятель. В молодости изучал военное дело, сопровождал в походах отца Гамилъкара Барку и дал клятву вести борьбу с Римом до победного конца («ганнибалова клятва»). Проявил себя как творчески мыслящий военачальник. В ходе Второй Пунической войны (с 218 г. до н. э.), выступив из Испании с 26 тыс. воинов и боевыми слонами, за 15 дней преодолел Альпы и нанес римлянам поражения на реке Треббия, у Тразиментского озера и при Каннах (216 г. до н. э.). Битва при Каннах стала эпитетом полного разгрома противника. Ганнибал пытался проводить политические реформы в Карфагене, но перед лицом врагов, поддержанных Римом, бежал, вынужден был скрываться. Принял яд, не желая попасть в руки своих врагов.
К древнейшим цивилизациям относятся царства Куш и Аксумское, возникшие в начале 1-го тысячелетия до н. э. южнее Египта. В 751–664 гг. до н. э. кушитские цари даже завоевали Египет и правили там. В этих землях развивалось земледелие и скотоводство, производились изделия из железа, включая оружие, велась торговля через порт Адулис, куда приходили корабли с пряностями, другими товарами из Индии и с Цейлона. Столицей кушитского царства до 590 г. до н. э. была Manama, а позже – Meроэ, на месте которой в начале XX в. археологи обнаружили гробницы, похожие на египетские пирамиды. В 339 г. н. э. государство Мероэ было завоевано царем Аксума Эзаной, который стал одним из первых правителей в мире, принявших христианство в качестве государственной религии.
К числу периферийных цивилизаций приходится отнести и те, что зарождались собственно в Европе. От древнеевропейских племен не сохранилось ни одного текста. Пока не известно, была ли у них письменность. Но письменные источники из других регионов позволяют предположить, что около 600 г. до н. э. кельты, жившие на севере Центральной Европы, на территории современных Бельгии, Голландии, частично Франции и Германии, стали распространяться по Европе.
Кельты жили в деревянных хижинах, крытых соломой. Одежду делали из домотканых шерстяных тканей с клетчатым узором, который теперь наиболее популярен в Шотландии. Кельты обрабатывали землю и даже изобрели машину для срезания колосьев, которую у них переняли римляне. Большую роль играла охота. Орудия труда изготавливались из бронзы. Кельтских жрецов называли друидами. В основе языческой религии кельтов лежало обожествление природы. Существуют сведения, что у кельтов, практиковались и человеческие жертвоприношения. У кельтов существовали союзы племен с вождями во главе. Они оказали серьезное сопротивление римской экспансии в Галлии, Испании, Британии и Германии. Кельтский язык, обычаи, «гороскопы друидов» сохранились вплоть до наших дней[38].
В характеристиках древнейших цивилизаций неоднократно упоминались Древняя Греция и Древний Рим. Можно без преувеличения сказать, перефразируя известное изречение «Все дороги ведут в Рим», что судьбы большинства первичных цивилизаций в той или иной степени переплелись с историческим развитием античной цивилизации Древней Греции и особенно Древнего Рима. Конец Римской империи в 476 г. н. э. означал финал эпохи древнейших цивилизаций.
Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
§ 10. Античная Греция
Слово «античный» в переводе с латинского языка означает «древний», «старинный». После гибели античного общества интерес к нему возродился в XIII–XV вв. и сохраняется до настоящего времени.
Географически античный мир охватывал огромные территории в Европе, Северной Африке, Азии, но фактически античная цивилизация связана с историей возникновения, развития и упадка Древней Греции и Древнего Рима, когда центром притяжения многих народов были Средиземное море, Апеннинский и Балканский полуострова.
Древняя Греция располагалась в южной части Балкан. Плодородных земель было мало, но Греция располагала полезными ископаемыми (железо, серебро, золото, а также глина, строительный камень, мрамор). Географические условия способствовали развитию мореплавания и морской торговли (бухты и заливы, множество островов в Эгейском море).
Благодаря археологическим находкам Генриха Шлимана (Троя, Микены и Тиринф), Артура Эванса (город Кносс на острове Крит) и дешифровке критского линейного «письма В» англичанином М. Вентрисом историю Древней Греции ведут с крито-микенского периода (3-2-е тысячелетие до н. э.). В ахейской Греции (по названию населявших ее тогда племен ахейцев) происходил переход от родовых отношений к государственным. Существовало рабство. Высокого уровня достигли ремесло и техника, строились мощные дворцы-крепости. На острове Крит с именем царя Миноса связывают появление первых законов, возникновение мощной морской державы. Около 1500 г. до н. э. минойская цивилизация погибла от какого-то страшного катаклизма (предполагают землетрясение, цунами, вражеское нашествие, возможно, и сочетание всех этих факторов).
На рубеже XIII–XII вв. до н. э. ряд ахейских государств под общим руководством Микен и царя Агамемнона предприняли поход против Трои (Илиона), сильного государства на северо-западе Малой Азии. Десятилетняя война, которую некоторые исследователи называют «первой мировой», первой войной «между востоком и западом», получила отражение в эпической поэме «Илиада», которую одни считают гениальным творением слепого певца Гомера, жившего значительно позже, а другие называют величайшей мистификацией. Бесспорным является то, что боги и люди, участвовавшие в тех событиях (Афина, Посейдон, Парис и Елена, Ахилл и Патрокл, Эней и Гектор, Одиссей и Менелай), давно заняли свое место в мировой культуре. Их реальная или вымышленная жизнь, взаимоотношения, нравственный облик давали и дают обильную духовную пишу многим миллионам людей[39]. В рамках гомеровского периода (вторая половина 2-го тысячелетия – начало 1-го тысячелетия до н. э.) Греция пережила катастрофическое нашествие дорийских племен с Севера, результатом которого была примитивизация греческого общества[40].
В архаический период (VIII–VI вв. до н. э.) на территории Древней Греции произошла цивилизационная революция, одна из важнейших в мировой истории. Необходимость бережно использовать ограниченные земельные угодья при сложном горно-долинном рельефе местности в условиях постоянного обнажения, выветривания почвы, была, по мнению А. Д. Тойнби, тем «вызовом», который побудил творческую мысль древних греков и обусловил их «ответ».
Во-первых, участки земли стали индивидуальной частной собственностью. Во-вторых, собственники земли объединились для совместного решения общих проблем в города-полисы, одним из которых являлись Афины. В Афинах в 594 г. до н. э. архонт Солон отменил все существовавшие долги, освободил закабаленных и навсегда запретил продажу в рабство за долги. Афинские граждане были разделены на четыре группы в зависимости от размера их земельных владений. Роль народного собрания значительно возросла, фактически родилась афинская демократия. В архаический период греки стали культивировать маслины. Оливковое дерево считается даром богини Афины жителям города. Действительно, оливковые деревья оказались весьма удачным приобретением. Их корневая система хорошо удерживала почву. Они были приспособлены к местным климатическим условиям. Маслины, оливковое масло являлись полезным, универсальным продуктом и отличным экспортным товаром.
В поисках новых территорий, пригодных для обработки земель население греческих городов стало осваивать берега Средиземного и Черного морей. В Малой Азии и на островах Эгейского моря появились Эфес, Милет, Галикарнас. На восточном направлении по берегам Черного моря возникли Византии, Синоп, Ольвия, Херсонес, Пантикапей и др. На западном направлении были основаны Массилия в Галлии, Сагунт в Испании и т. д. Колонии (в пер. с лат. «поселение») имели собственную конституцию, гражданство, свои суды, законы, монеты. Они были самостоятельны и независимы от метрополии («материнского города») и нередко превращались в крупные, самостоятельные центры. Создание колоний способствовало развитию мореплавания, торговли, росту жизненного уровня горожан. Благоприятные материальные условия, наличие избыточного продукта, богатства, достаточного свободного времени способствовали духовному творчеству, обеспечивали развитие и востребованность интеллектуальных способностей свободных греков. Немаловажную роль играло соревнование, дух соперничества, которое греки называли «агон», а также амбиции знатных родов, отдельных политиков. Дух соревнования, противоборства, активность проявлялись не только в частых войнах, но и в Олимпийских играх (с 776 г. до н. э.), в состязаниях поэтов, актеров и т. д.
Историки выделяют следующие основные факторы становления античной цивилизации:
ускорение темпов культурной эволюции в основных цивилизационных зонах;
развитие товарно-денежных отношений;
освоение письменности, новый уровень накопления знаний;
совершенствование законотворчества, его внедрение в политику и общественную жизнь;
возникновение и распространение морально-этических учений;
интенсивное развитие международных и межгосударственных связей.
Временем наивысшего расцвета античной цивилизации стал классический период (V– первая половина IV в. до н. э.). В 492–479 гг. до н. э. греки выдержали тяжелейшую борьбу против персов. Сражения при Марафоне, Фермопилах, Платее, морское сражение у острова Саламин продемонстрировали мужество, патриотизм, свободолюбие небольшого греческого народа, сплотившегося вокруг Афин и Спарты.
Первоначально разобщенные греческие города-государства в ходе военных действий сплотились в Афинский морской союз (более двухсот общин). Постепенно Афины установили свою политическую гегемонию,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: Академический проект, 2008.
2
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 20.
3
См.: Древний Восток: Учебное пособие для вузов / Руководитель проекта А. О. Чубарьян. М.: ACT, Астрель, 2007; История Древнего Востока: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Академия, 2007; и др.
4
См.: ЖировН. Ф. Основные проблемы атлантологии. М.: Вече, 2004; ЗайдлерЛ. Великая катастрофа. М.: Вече, 2004; Мук О. Небесный меч над Атлантидой. М.: Вече, 2007, Романов С. Книга Атлантиды. СПб.: Амфора, 2007; Хэнкок Г. Загадки затонувших цивилизаций. М.: Вече, 2007; и др.
5
Хэнкок Г. Зеркало небес. В поисках утраченной цивилизации…: Иллюстрированный путеводитель по самым загадочным местам планеты. М.: Эксмо, 2007.
6
См.: Морэ А. Нил иегипетская цивилизация. М.: Центрполиграф, 2007. 12
7
Дэвид Р. Древний Египет (энциклопедический справочник). М.: Вече, Университет Манчестера, 2008.
8
См.: Томпкинс П. Тайны Великой пирамиды Хеопса. М.: Центрполиграф, 2005.
9
См.: КролА. А. Египет первых фараонов: Хеб-Сед и становление древнеегипетского государства. М.: Рудомино, 2005.
10
Цит. по: Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: ОГИЗ, 1948. С. 196.
11
См.: Эрман А. Государство, армия и общество Древнего Египта. М.: Центрполиграф, 2008.
12
См.: Меню Бернадетт. Рамсес П. Царь царей. М.: Астрель; ACT, 2006; Рамсес II: величие на берегах Нила. М.: ТОМ, 2003.
13
См.: Колум П. Великие мифы народов мира. М.: Центрполиграф, 2007; Рак И. В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2005; СпенсЛ. Таинства Египта: обряды, традиции, ритуалы. М.: Центрполиграф, 2007; Уайт Д. М. Боги и люди Древнего Египта. М.: Центрполиграф, 2007
14
См.: Фрэн И. Клеопатра, или Неподражаемая. М.: Молодая гвардия, 2004; Шо-во М. Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры. М.: Молодая гвардия, 2004.
15
См.: Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001; Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 летистории. 2-е изд. М.: Алетейа, 2005.
16
См.: Ильинский П. О. Легенда о Вавилоне. СПб.: Гиперион, 2007; Саггс Г. Вавилоняне. М.: ФАИР ПРЕСС, ГРАНД, 2005.
17
См. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. 2-е изд. М., 1991.
18
См.: Алъбедиль М. Ф. Индия: беспредельная мудрость. 2-е изд. М.: Алетейя, 2005; Уиллер М. Древний Индостан: раннеиндийская цивилизация. М.: Центрполиграф, 2005.
19
См.: Бонгард-ЛевинГ. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии: Древние арии: мифы и история. 3-е изд. СПб.: Алетейя, 2001; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: история, религия, философия, эпос, литература, наука, встреча культур. М.: Восточная литература, 2007.
20
См.: ДюмонЛ. Homo hierarchicus: Опыт описания системы каст. СПб.: Евразия, 2001.
21
См.: Вигасин А. А. Древняя Индия: от источника к истории. М.: Восточная литература, 2007.
22
См.: Индийская мифология: (Индийский пантеон. Героический эпос. Обычаи и ритуалы. Ведическая культура. Жертвоприношения. Праздники): энциклопедия. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006; КонзеЭ. Буддизм. Сущность и развитие. СПб.: Наука, 2003; КаниткарВ. П., Коул У. О. Индуизм. М.: ГРАНД: ФАИР-Пресс, 2001; КноттК. Индуизм. М.: Весь мир, 2001.
23
Карягин К. М. Конфуций // Будда. Конфуций. Савонарола. Торквемада. Лойола. СПб., 1993. С. 78.
24
Китайская культура (Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолин). Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2004. С. 7.
25
См.: Грэй Д. Г. История Древнего Китая. М.: Центрполиграф, 2006.
26
См.: Мартынов А. С. Конфуцианство: классический период. СПб.: Азбука-классика: Петербургское Востоковедение, 2006; Мартынов А. С. Конфуцианство: этапы развития. СПб.: Азбука-классика: Петербургское Востоковедение, 2006.
27
Конфуций. Я верю в древность. М., 1995. С. 245.
28
См.: Вонг Е. Даосизм. М.: Гранд, Фаир-пресс, 2001; Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. М.: Восточная литература, 2006. Т. 1. Философия
29
См.: Анати Э. Палестина до древних евреев. М.: Центрполиграф, 2007; История Израиля и Иудеи: (общественная и политическая жизнь). М.: Крафт+, 2004; Мортон Г. В. Святая земля. Путешествие по библейским местам. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007; Рыжов К. В. Священная Иудея: мифы, легенды и предания древних евреев. М.: Вече, 2006.
30
Дубнов С. М. Краткая история евреев. М., 1996. С. 31–51.
31
Гече Г. Библейские истории. М., 1990. С. 29. См.: Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии. М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2004.
32
См.: Тибергер Ф. Царь Соломон. М.: Центрполиграф, 2005.
33
См.: Вихнович В. Л. Иудаизм. СПб.: Питер, 2006; Пилкингтон С. М. Иудаизм. М.: Гранд: Фаир-пресс, 2000.
34
См.: Тюменев А. И. Евреи в древности и в Средние века. М.: Крафт+, 2003; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения первого храма. 2-е изд. СПб., 2007.
35
См.: Холокост: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2005.
36
См.: Гюиз Ф. Древняя Персия. М.: Вече, 2007; Израэль Ж. Кир Великий. М.: Молодая гвардия, 2006.
37
См.: Крюкова В. Ю. Зороастризм. СПб.: Азбука-классика: Петербургское Востоковедение, 2005.
38
См.: Биркхан Г. Кельты: история и культура. М.: Аграф, 2007; Бондаренко Г. В. Повседневная жизнь древних кельтов. М.: Молодая гвардия, 2007; Пауэлл Т. Кельты: Воины и маги. М.: Центрполиграф, 2004; Пиготт С. Друиды: поэты, ученые, прорицатели. М.: Центрполиграф, 2005; Росс Э. Кельты-язычники: быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005.
39
См.: Античная мифология: энциклопедия. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007; Кун Н. А. Мифы Древней Греции. М.: ACT; Астрель, 2006; Лосев А. Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней: собрание первоисточников, статья и комментарий: энциклопедия олимпийских богов. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2005; Погодин А. Л. Боги и герои Эллады. 2-е изд. М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007.
40
См.: Античная мифология: энциклопедия. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007; Кун Н. А. Мифы Древней Греции. М.: ACT; Астрель, 2006; Лосев А. Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней: собрание первоисточников, статья и комментарий: энциклопедия олимпийских богов. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2005; Погодин А. Л. Боги и герои Эллады. 2-е изд. М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007.