Полная версия
Введение в современное православное богословие
Kesich Veselin. Research and Prejudice // SVTQ. 1970. V. 14. N. 1—2. P. 28—47.
Köstlin Julius. Martin Luther: Sein Leben und seine Schriften : 2 Bde. Bd. 2. 5. Aufl., fortgesetzt von G. Kawerau. Berlin, 1903. 696 S.
Lossky Wladimir. Schau Gottes. Zürich : EVZ-Verl., 1964. 133 S.
Mantzaridis Georg. Das spirituelle Erbe der Orthodoxen Kirche und ihre Bedeutung für Europa II OrthFor. 1994. Jg. 8. N. 1. S. 39—47.
Ohme Heinz. Ikonen, historische Kritik und Tradition : Das VII. ökumenische Konzil (787) und die kirchliche Überlieferung // ZKG. 1999. Bd. 110. S. 1—24.
Schmemann Alexander. Russian Theology, 1920—1972 : An Introductory Survey // SVTQ. 1972. V. 16. N. 4. P. 172-194.
Schulz Hans-Joachim. Ökumenische Glaubenseinheit aus eucharistischer Überlieferung. Paderborn : Bonifacius-Druckerei, 1976. 128 S.
Stäniloae Dumitru, preot. Teologia moralä ortodoxäpentru instituted teologice : 3 v. V. 3. Spiritualitatea ortodoxä. Bucure§ti, 1981. 320 p.
Track Joachim. Erfahrung. III. 2. Neuzeit // TRE. Berlin; New York : W. de Gruyter, 1982. Bd. 10. S. 116-128.
Wasmuth Jennifer. Der Protestantismus und die russische Theologie : Zur Rezeption und Kritik des Protestantismus in den Zeitschriften der Geistlichen Akademien an der Wende vom 19. zum 20. Jahrhundert. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2007. 387 S.
Wellesz Egon. A History of Byzantine Music and Hymnography. 2 ed., revised and enlarged. Oxford : Clarendon Press, 1961. 476 p.
Wendebourg Dorothea. Mysterion und Sakrament : Zu einigen frühen Zeugnissen scholastischer Einflüsse auf die griechische Theologie // Unser ganzes Leben Christus unserm Gott überantworten / Hrsg. P. Hauptmann. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 272—294.
Wendebourg Dorothea. Reformation und Orthodoxie : Der ökumenische Briefwechsel zwischen der Leitung der Württembergischen Kirche und Patriarch Jeremias II. von Konstantinopel in den Jahren 1573—1581. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1986. 452 S.
Yannaras Christos. Person und Eros : Eine Gegenüberstellung der Ontologie der griechischen Kirchenväter und der Existenzphilosophie des Westens. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. 287 S. Рус. пер.: Яннарас Христос. Избранное : Личность и Эрос. М. : РОССПЭН, 2005. 477 [2] с.
Zander Vera [Valentina]. Seraphim von Sarow : Ein Heiliger der orthodoxen Christenheit, 1759—1833. Düsseldorf, 1965. 176 S.
Zizioulas Ioannis. Die Eucharistie in der neuzeitlichen orthodoxen Theologie // Die Anrufung des Heiligen Geistes im Abendmahl: Viertes Theolog. Gespräch zwischen dem Ökumenischen Patriarchat und der ERiD vom 6. bis 9. Oktober 1975 in der Evangelischen Sozialakademie Friedewald. Frankfurt am Main : Lembeck, 1977. S. 163-179.
Γιανναράς Χρηστός. Ή θεολογία στην Ελλάδα σήμερα // Γιανναράς Χρ. ’Ορθοδοξία καί Δύση : Ή θεολογία στην Ελλάδα σήμερα. Αθήναι, 1972. Σ. 51-173.
Καρμίρης Ιωάννης. Τα δογματικά καί συμβολικά μνημεία τής Ορθοδόξου Καθολικής ’Εκκλησίας : 2 t. 2 εδκ. Graz : Akademische Druck- u. Verlagsanst., 1968.
Глава 2
Ви́дѣнїе въ невидѣнїи[94]
Апофатическое богословие
В конхе апсиды главного собора монастыря св. Екатерины на горе Синай сохранилась большая мозаика Преображения Господня на горе Фавор (VI в.)[95]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Из последования на праздник Пятидесятницы и чина Божественной литургии (см.: Служебник : [В 2 ч.]. [Ч. 1]. М. : Моск. патриархия, 1977. С. 168; Триодь Цветная. М. : Моск. патриархия, 1992. Л. 238).
2
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины : Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М. : Путь, 1914. К читателю. С. 8.
3
1 Тим 3:15; ср. прим. 1.
4
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины. К читателю. С. 3.
5
Во всяком случае, против его точки зрения можно привести последнюю прижизненную запись Мартина Лютера: «Пусть никто не думает, что достаточно вкусил от Священного писания, если он не управлял на протяжении сотен лет общинами совместно с пророками, например, с Илией и Елисеем, Иоанном Крстителем, с Христом и апостолами» (Köstlin J. Martin Luther : Sein Leben und seine Schriften : 2 Bde. Bd. 2. 5. Aufl., fortgesetzt von G. Kawerau. Berlin, 1903. S.621).
6
Evdokimov Paul. Christus im russischen Denken / Übers, von H. Blersch. Trier : Paulinus, 1977. S. 236-239.
7
Лосский Владимир. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // ВТ. М. : Изд. Московской патриархии, 1972. Сб. 8. С. 7—128.
8
См. об этом ниже, в гл. 2.
9
Лосский Владимир. Очерк мистического богословия. С. 25.
10
Транскрипция греческих имен в дальнейшем, как правило, следует новогреческому произношению.
11
Yannaras Christos. Person und Eros : Eine Gegenuberstellung der Ontologie der griechischen Kirchenvater und der Existenzphilosophie des Westens. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 71 f.
12
Γιανναρᾶς Χρῆστος. Ἡ θεολογία στὴν Ἑλλάδα σήμερα // Γιανναρᾶς Χ. Ὀρθοδοξία καὶ Δύση : Ἡ θεολογία στὴν Ἑλλάδα σήμερα. Ἀθῆναι : Ἀθῆναι, 1972. Σ. 68.
13
Γιανναρᾶς Χρῆστος. Ἡ θεολογία. Σ. 85. Те же упреки адресованы и богослову П. Трембеласу (Π. Τρεμπέλας). Ibid. Σ. 89.
14
Γιανναρᾶς Χρῆστος. Ἡ θεολογία. Σ. 84.
15
Яннарас Христос. Вера Церкви : Введение в православное богословие / Пер. с нoвогреч. Г. В. Вдовиной под ред. А. И. Кырлежева; предисл. М. Ставру. М. : Центр по изучению религий, 1992. С. 89.
16
George Martin. Mystische und religiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov’evs. Gottingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1988. 384 S.
17
Track Joachim. Erfahrung. III. 2. Neuzeit// TRE. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1982. Bd. 10. 122 f.
18
Cp.: Ibid. S. 121.
19
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины. Кчитателю. С. 7 сл.; ср. также: Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж : [б. и.], 1937. С. 178, 222,252,492.
20
Ср.: George Martin. Mystische und religiöse Erfahrung. S. 204—210 ff.; Idem. In der Kirche leben : Eine Gegenüberstellung der Ekklesiologie Wilhelm Löhes undA. Chomjakovs // KD. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1985. Bd. 31. S. 212-248.
21
Cp.: Felmy Karl Christian. Predigt im orthodoxen Rußland : Untersuchungen zu Inhalt und Eigenart der russischen Predigt in der zweiten Hälfte des 19. Jh. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1972. S. 99 —169 ff.
22
Амвросий (Ключарев), архиеп. Полное собрание проповедей с приложениями: В 5 т. Т. 2. Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. училища, 1902. С. 61.
23
Наиболее значительная школа ортодоксального лютеранского богословия, свободного от влияний кальвинизма (с центром в Богословском факультете Эрлангенскогоуниверситета). Эрлангенское «опытное богословие» стремилось доказать истинность вероучений, исходя из опыта пакирождения христианина.
24
За данное указание я благодарен г-ну д-ру Рексу Рексхойзеру. Ср. также: George Martin. Mystische und religiöse Erfahrung. S. 127 f.
25
Ivanov Vladimir. Die Lehre von der Heiligen Dreieinigkeit in der russischen Theologie // Philoxenia. Fürth : Flacius, 1986. Bd. II. Begegnung mit der Spiritualität orthodoxer Kirchen / R. Thöle, I. Friedeberg. S. 79—84.
26
Cp.: Federer K. Lex orandi – lex credendi // LThK. 2. völlig neu bearb. Aufl. Freiburg : Herder, 1961. Bd. 6. S. 1001 f.
27
Felmy Karl Christian. «Was unterscheidet diese Nacht von allen anderen Nächten?» : Die Funktion des Einsetzungsberichtes in der urchristlichen Eucharistiefeier nachDidache 9 f und dem Zeugnis Justins // JLH. Kassel: Stauda, 1983. Bd. 27. S. 13-15.
28
Cp.: Felmy Karl Christian. Die Deutung der Göttlichen Liturgie in der russischen Theologie : Wege und Wandlungen russischer Liturgie-Auslegung. Berlin; New-York : W. de Gruyter, 1984. S. 2.
29
Cp.: Schulz Hans-Joachim. Ökumenische Glaubenseinheit aus eucharistischer Überlieferung. Paderborn : Bonifacius-Druckerei, 1976. 128 S.
30
Ср. в первую очередь: Лосский В. Очерк мистического богословия.
31
Ср.: Wellesz Egon. A History of Byzantine Music andHymnography. 2ed., revised and enlarged. Oxford : Clarendon Press, 1961. 476 p.
32
Вследствие тогдашней персональной и финансовой политики турецкого правительства Иеремию несколько раз сводили с патриаршего престола и за новые выплаты возводили на него вновь. Он был патриархом в 1572—1579, 1580 – 1584 и 1586—1595 гг.
33
Так называемое Аугсбургское Исповедание веры было прочитано 23 июня 1530 г. на Рейхстаге в Аугсбурге. Оно состоит из 28 статей по вопросам веры и церковных обычаев и является вплоть до настоящего времени учительной основой Лютеранской Церкви. Ср.: Андреев И. Аугсбургское Исповедание и его апология // Христианство : энцикл. слов.: В 3 т. Т. 1. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 137 сл.
34
Καρμίρης ’Ιωάννης. Τά δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής ’Εκκλησίας : 2t. Τ. 1. 2εκδ. Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanst., 1968. Σ. 470-476; Wort und Mysterium : Der Briefwechsel über Glauben und Kirche 1573 bis 1581 zwischen den Tübinger Theologen und dem Patriarchat von Konstantinopel / Hrsg, vom Außenamt der Evangelischen Kirche in Deutschland. Witten : Luther-Verlag, 1958. S. 85—93; cp.: Wendebourg Dorothea. Reformation und Orthodoxie : Der okumenische Briefwechsel zwischen der Leitung der Wurttembergischen Kirche und Patriarch Jeremias II. von Konstantinopel in den Jahren 1573–1581. Gottingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1986. S. 272–304.
35
Wendebourg Dorothea. Mysterion und Sakrament: Zu einigen frühen Zeugnissen scholastischer Einflüsse auf die griechische Theologie // Unser ganzes Leben Christus unserm Gott überantworten / Hrsg. P. Hauptmann. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 293.
36
Доротея Вендебург (D. Wendebourg) усматривает начало влияния и еще раньше (см. примечание 34).
37
Догматические определения соборов называются как раз «оросами».
38
Γιανναρας X. Ή θεολογία. Σ. 54.
39
Это наименование о. Георгий Флоровский перенял от Освальда Шпенглера и внес в российские исследования истории богословия. Можно спорить о том, удачно ли выбран термин, но стоящее за ним содержание тем не менее ясно распознано многими богословами, особенно самим о. Георгием Флоровским. Cp.: Felmy К. Ch. Die orthodoxe Theologie in der Begegnung mit westli chen Einflussen : Zur Auseinandersetzung um die Theorie der westlichen Pseudomorphose der Orthodoxie // OS. 2010. Bd. 59. Heft 1. S. 8–27.
40
Cp.: Felmy K. Ch. Die Deutung. S. 309—351.
41
Cp.: Гнедич Петр, прот. Догмат искупления в русской богословской науке, 1893—1944. М. : Изд. Сретенского монастыря, 2007. 493 [1] с.
42
Felmy Karl Christian. Die orthodoxe Theologie in kritischer Selbstdarstellung // KO. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1985. Bd. 28. S. 53-79.
43
Наряду со специальными исследованиями, относящимися, правда, больше к области религиозной философии и богословия мирян, cp.: Felmy К. Ch. Die Auseinandersetzung mit der westlichen Theologie in den russischen theologischen Zeitschriften zu Beginn des 20 Jahrhunderts // ZKG. 1983. Bd. 94. S. 66-82; Wasmuth Jennifer. Der Protestantismus und die russische Theologie : Zur Rezeption und Kritik des Protestantismus in den Zeitschriften der Geistlichen Akademien an der Wende vom 19. zum 20. Jahrhundert. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2007. 387 S.
Cp.: Hauptmann Peter. Die Katechismen der Russisch-orthodoxen Kirche : Entstehungsgeschichte und Lehrgehalt. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1971. S. 66—92 passim.
44
Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. С. 515.
45
Я, правда, иногда в разговорах слышал, будто бы Гарнак владел русским языком с юных лет, которые он провел в Дерпте (Тарту).
46
Ср.: Hauptmann Peter. Johann von Kronstadt : Der große Hirte des russischen Landes // KO. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1960. Bd. 3. S. 33-71; Felmy К Ch. Predigt im orthodoxen Rußland. S. 170—278.
47
Ср.: Hauptmann Peter. Die Katechismen der Russisch-orthodoxen Kirche : Entstehungsgeschichte und Lehrgehalt. Gottingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1971. S. 66–92 passim.
48
Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. С. 400 сл.
49
Там же. С. 182.
50
Zander Vera. Seraphim von Sarow : Ein Heiliger der orthodoxen Christenheit, 1759-1833. Düsseldorf, 1965. 176 S.
51
Cp.: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов, 949—1022. Paris : YMCA-Press, 1980. 358 с. Благодаря определяющему участию архиеп. Василия труды св. Симеона были впервые опубликованы в серии «Sources Chretiennes» (SC. N. 51, 96, 104, ИЗ, 122, 129, 154, 174, 196).
52
Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. С. 392.
53
Cp.: Felmy Karl Christian. Heilsgeschichte und eschatologische Fülle im orthodoxen Gottesdienst: Das Verhältnis von eucharistischem Gottesdienst und Tagzeiten in der östlich-orthodoxen Kirche // JLH. Kassel: Stauda, 1980. Bd. 24. S. 10.
54
См.: Тереза//Христианство : энцикл. слов.: В 3 т. Т. 3. Μ.: Большая Российская энциклопедия, 1995. С. 20 сл.
55
Γιανναρᾶς Χ. Ἡ θεολογία. Σ. 53.
56
Γιανναρᾶς Χ. Ἡ θεολογία. Σ. 54.
57
Ibid.
58
Ср. также: Lossky Wladimir. Schau Gottes. Zürich : EVZ-Verl., 1964. 133 S.
59
Stäniloae Dumitru. Teologia moralä ortodoxä pentru institutele teotogice : 3 v. V. 3. Spiritualitetea ortodoxä. Bucure§ti, 1981. 320 p.
60
См.: Henkel Jurgen. Eros und Ethos : Mensch, gottesdienstliche Gemeinschaft und Nation als Adressaten theologischer Ethik bei Dumitru Stăniloae / Mit einem Geleitwort von Metropolit Serafim. Munster; Hamburg; London : LIT, 2003. 344 S.
61
Zizioulas Ioannis. Die Eucharistie in der neuzeitlichen orthodoxen Theologie // Die Anrufung des Heiligen Geistes im Abendmahl : Viertes Theolog. Gespräch zwischen dem Ökumenischen Patriarchat und der EKiD vom 6. bis 9. Oktober 1975 in der Evangelischen Sozialakademie Friedewald. Frankfurt am Main : Lembeck, 1977. S. 173.
62
Geleitwort von Metropolit Serafim. Münster; Hamburg; London : LIT,
Cp.: Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия.
63
Cp.: Felmy К. Ch. Die Deutung.
64
Cp.: Felmy К. Ch. Die Deutung. S. 131 f.
65
О нем см.: Фельми Карл Христиан. Значение Креста в жизни и творчестве протоиерея Павла Светлова // Память и история : На перекрестке культур : Материалы ежегодной международной конференции «Успенские Чтения» / Сост. К. Б. Сигов. Киев : Дух i Лггера, 2009. С. 98—109.
66
Преподавательская деятельность богословов в университетах была не правилом, а исключением.
67
Светлов Павел, прот. Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения : В 2 ч. Ч. 2 : Θεολογία οικονομική. Т. 2 : Понерология и христология. Киев : Тип. Императ. универ. Св. Вл. Η. Т. Корчак-Новицкого, 1898. С. 25,27.
68
Zizioulas I. Die Eucharistie. S. 172.
69
Указатель к журналу «Богословский Вестник» (Издание Московской Духовной Академии) : Второе десятилетие : 1902—1911 годы / Сост. К. М. Попов. Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1912. 82 с.
70
Подобные подразделения обнаруживаются также в книге: Глубоковский Николай Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава : Воскресное чтение, 1928. 116 с.
71
Ср. также: Claus Claire Louise. Die religiöse und theologische Bildungsarbeit der Russischen Orthodoxen Kirche // Die Russische Orthodoxe Kirche in Lehre und Leben / Hrsg. R. Stupperich. Witten : Luther-Verl., 1966. S. 167—186.
72
К плодотворным началам исторической критической работы в Исторической школе русского богословия см.: Wasmuth Jennifer. Der Protestantismus und die russische Theologie : Zur Rezeption und Kritik des Protestantismus in den Zeitschriften der Geistlichen Akademien an der Wende vom 19. zum 20. Jahrhundert. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2007. 387 S.
73
Kesich Veselin. Research and Prejudice // SVTQ. 1970. V. 14. N. 1—2. P. 28. Research 28.
74
Имеется в виду, что наследование вероучения всегда имеет место в определенных литературных или повествовательных формах. Так, Церковь наследует свою веру в форме песнопений или в форме вероисповедных текстов и т. д.
75
См. интересную в этом отношении последнюю главу книги о. Георгия Флоровского «Пути русского богословия».
76
Hauptmann Peter. Petrus Mogilas, 1596—1646 // Klassiker der Theologie : 2 Bde./ Hrsg. H. Fries, G. Kretschmar. Bd. 1 : Von Irenaus bis Martin Luther. München : Beck, 1981. S. 391.
77
Ср.: Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. С. 177; Florovsky Georges. Bible, Church, Tradition : An Eastern Orthodox View. Belmont, Mass.: Nordland Pub. Co, 1972. P. 48 f.
78
Florovsky G. Bible. Р. 50.
79
Ibid. Р. 84.
80
Ibid.
81
Alfejev Hilarion. Geheimnis des Glaubens : Einführung in die orthodoxe dogmatische Theologie / Aus dem Russischen übersetzt von H.-J. Rührig; Hrsg. B. Hallensleben, G. Vergauwen. Freiburg; Schweiz : Universitätsverlag, 2003. S. 15. (предисл. к нем. изд.; пер. с нем.)
82
Ibid. S. 16.
83
См. ниже гл. 7.
84
Ἀνδροῦτσος Χρῆστος. Δογματικὴ τῆς Ὀρθοδόξου Ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας. 2 ἔδκ. Ἀθῆναι, 1956. Σ. 20.
85
См.: Пространный христианский катихизис. Введение. О Священном Предании и Священном Писании.
86
Florovsky G. Bible. Р. 48.
87
Bulgakow Sergius. Dialog zwischen Gott und Mensch: Ein Beitrag zum christlichen Offenbarungsbegriff. Marburg an d. Lahn : Edel, 1961. S. 31 f.
88
См. ниже раздел 8.4.
89
GOTR. 1971. V. 16. N. 1-2. Р. 34.
90
Ohme Heinz. Ikonen, historische Kritik und Tradition : Das VII. ökumenische Konzil (787) und die kirchliche Überlieferung // ZKG. 1999. Bd. 110. S. 1—24 passim.
91
Но cm. Wasmuth J. Der Protestantismus. Kap. 2. S. 121 – 173.
92
См. выше в той же главе.
93
Интересен учет о. Сергием Булгаковым результатов исторического изучения в вопросе священства (см. ниже раздел 8.4) в сравнении с его же отвержением любой исторической критики в том, что касается учения о Богородице (см. ниже раздел 4.3).
94
Gregoire de Nysse. La Vie de Mo'ise ou Tratte de la Perfection en mattere de vertu / Introduction, texte critique et traduction de J. Danielou. 3 ed. Paris : Cerf, 1968. P. 92. (SC; N. 1).
95
Galey John. Sinai und das Katharinen-Kloster. 4. Aufl. Stuttgart; Zürich : Belser, 1983. 111. 120-125.