Полная версия
Журналистика в этнокультурном взаимодействии
В качестве разновидности этножурналистики выделяется этнографическая журналистика – журналистика о жизни и культуре экзотических и реликтовых народов. Различные виды журналистской деятельности имеют свои функциональные особенности. Этническая журналистика выполняет прежде всего культурно-интегративные функции, этножурналистика – культурно-регулятивные функции, в этнографической журналистике на первый план выступают культурно-реляционные функции, значение которых определяется ролевым поведением журналиста в поликультурной среде[3].
Указанные виды профессиональной деятельности и этнологическая культура журналиста неразрывно связаны с теоретическими концепциями, методологией и методикой, разработанными в рамках ряда гуманитарных наук и научных дисциплин. К ним относится прежде всего этнология – наука о закономерностях происхождения и развития этносов, факторах этнического развития и процессов межэтнического взаимодействия. В качестве научной дисциплины этнология сформировалась в нашей стране к 80-м годам XX в. Конечно, и до этого времени в российской и советской науке исследовались единые закономерности происхождения и развития этносов, но изучались они в рамках другой науки – этнографии. Институциализация этнологии как научной дисциплины в нашей стране связана с именем Льва Николаевича Гумилева.
В теории и исследованиях журналистики в этнокультурном взаимодействии большую роль играют положения информационной концепции этнологии. Она сформулирована в трудах С. А. Арутюнова и H.H. и И. А. Чебоксаровых[4]. Этнокультурные связи рассматриваются ими как информационные потоки, с помощью которых осуществляются культурные трансляции и происходит воспроизводство традиций. Значение информационной концепции этноса состоит в том, что она обращена к проблемам человеческого существования в изменяющейся социальной среде. Этнос в таких условиях становится для человека защитой от информационной сложности, обезличенности и неустойчивости. Защитные функции этноса состоят в формировании собственной картины мира, системы ценностей, понятий и символов. Отсюда следует вывод, что значение этничности в жизни отдельного человека с усилением информационного давления на личность будет только возрастать. Следовательно, будет возрастать и роль этнической журналистики, выполняющей функции стабилизатора соционормативной информации.
Этнографическая журналистика основывается на положениях этнографии – науки, предметом которой являются особенности и характерные черты народов мира (этносов). Результаты исследований этнографов служат фактическим материалом для этнологии. Журналисты, с одной стороны, используют этнологические концепции и данные этнографии как информационные материалы для выступлений в СМИ, с другой – применяют методы, разработанные в рамках данных научных дисциплин, для сбора, обработки и анализа информации, проведения журналистских исследований и расследований. Особенности этнографии как науки, обращающейся к конкретным проявлениям этничности и особенностям этнокультурного опыта, позволяют выделить этнографическую журналистику в качестве отдельного направления в журналистской деятельности и как уровень профессиональной квалификации.
Для этножурналистики, обращающейся к проблемам политического взаимодействия народов, формулирующей и обсуждающей принципы национальной политики, большое значение имеет такое развивающееся направление науки, как этнополитология. Этнополитологи исследуют национальные отношения в системе социально-политических процессов и институтов, влияние этнических факторов на политическую власть, идеи, политико-правовые нормы, на деятельность субъектов политики – партий, движений, элит, лидеров, учреждений, организаций.
Составной частью профессиональной квалификации журналиста выступает социологическая культура. Журналистика в качестве социальной профессии в условиях межнационального взаимодействия не может обойтись без опоры на положения, выработанные в рамках этносоциологии – научной дисциплины, изучающей взаимосвязь социальных явлений и процессов с этническими явлениями и процессами. Этническое и социальное в жизни общества тесно переплетаются, часто одно объясняет другое и наоборот, часто возникает соблазн (в том числе и в журналистском отражении) подменить одно другим.
Этносоциологи изучают влияние национальных факторов на социальную структуру населения, этническое разделение труда, социальные факторы формирования этнического самосознания, социальные аспекты межнациональных отношений и межэтнических конфликтов. В современной этносоциологии выделяются два направления исследований: изучение этнической специфики общих социальных явлений (например, института семьи) и исследование социальных факторов этнических элементов культуры (например, языка, обычаев, ритуалов и т. д.).
Одна из задач этносоциологии состоит в анализе общественного мнения по актуальным проблемам межэтнического взаимодействия и национальной политики. Инструментом такого анализа являются социологические мониторинги (серии регулярных, с одинаковой периодичностью, исследований по одной программе) динамики межнациональных отношений и прогнозирования возможных конфликтов. В журналистике применение данных социологических исследований возможно и в качестве материала для публикаций, и как основа для прогнозирования и регулирования межнациональных отношений средствами массовой информации.
В структуре этносоциологического и этнополитического знания выделяется этническая конфликтология – дисциплина, изучающая межнациональные отношения в противостоянии интересов как больших этнических общностей (наций и народностей), так и малочисленных этнокультурных групп, что приводит к возникновению конфликтов и экстремальных ситуаций. Большое значение для конфликтологии имеет опыт изучения социальных причин межнациональных конфликтов и способов их урегулирования. В качестве одного из инструментов регулирования конфликтов выступают журналистика и деятельность средств массовой информации. Наиболее действенной функцией, которая в большей степени может осуществляться журналистикой самостоятельно, является контролирование деятельности политических институтов и организаций, ответственных за провоцирование и углубление конфликтных ситуаций.
Один из эффективных и действенных способов влияния журналистов на восприятие массовой информации состоит в отражении ситуаций межнационального взаимодействия через изображение отдельной личности, обращение к ее судьбе, рассказ об истории ее жизни. В данном случае журналист использует достижения этнопсихологии – междисциплинарной отрасли знаний, изучающей этнические особенности психики представителей различных народов и культур, проблемы национальных характеров и особенности мировосприятия в этнокультурной среде, закономерности формирования и функции этнического самосознания и этнических стереотипов.
Этническая специфика психологических и социально-психологических проблем состоит, с одной стороны, в определении этнокультурной обусловленности психических состояний и внутри-личностных процессов (восприятия, мышления, эмоций, сознания и т. д.), индивидуальных особенностей, желаний, целей и интересов личности, а с другой стороны, в понимании этнокультурной природы межличностных отношений и групповой динамики. Для журналиста знание этнической психологии имеет двойное значение: во-первых, для успешной работы по сбору информации в ино-этнической среде, а во-вторых, при обращении к инокультурной аудитории, когда журналист имеет другой этнокультурный статус.
Особое место среди смежных научных дисциплин занимает эт-нопедагогика, изучающая особенности воспитательных и образовательных процессов у различных народов. Значение этнопедаго-гики для журналистов проявляется в инструментальном качестве, когда журналистика выполняет соответствующие воспитательные и образовательные функции в отношении иноэтнической аудитории. Также формы и методы этнической педагогики могут найти свое применение в журналистском образовании кадров для национальных средств массовой информации.
Большое значение для формирования научного аппарата, теоретической, методологической и методической базы этнической журналистики и этножурналистики имеют теория, социология, политология и психология журналистики. Теория журналистики позволяет определить место и значение журналистики в мире взаимодействующих культур, ее функции и формы существования, перспективы ее развития. Социология журналистики изучает журналистику как социальный институт, закономерности ее функционирования в системе социальных, в том числе этнокультурных, отношений. Политология журналистики обращается к проблемам функционирования журналистики как этнополитического института и регулятивного механизма, соучаствующего в разработке и реализации национальной политики. Психология журналистики дает основания для анализа журналистики как средства взаимоотношений между людьми, изучения поведения журналиста в поликультурной среде, а также особенностей, приемов и механизмов воздействия массовой информации на аудиторию. Вопросы эффективной работы журналиста, обеспечения его безопасности при обращении к тематике межнациональных отношений и повышения ответственности за результаты своей деятельности находят отражение в содержании научных и учебных дисциплин «Правоведение» и «Право и этика СМИ».
Этнологическая культура журналиста возникает, таким образом, на основе синтеза различных сторон профессиональной культуры – политической, правовой, социологической, психологической. В процессе деятельности в условиях национального взаимодействия и дифференциации профессиональной деятельности этнологическая культура становится дополнительной составляющей журналистской квалификации.
1.2. Журналистика в системе этнической культуры
Основным объектом приложения и реализации журналистики в этнокультурном взаимодействии является этническая культура. В этнической журналистике журналист обращается к собственной культуре, в этножурналистике – к особенностям проявления других национальных культур. В различных определениях культуры встречаются указания на ее искусственную природу, ее интерпретируют как совокупность знаковых систем, меру власти человека над природой, творчество, способ и продукт общественной деятельности. Из множества определений в ракурсе исследования журналистики целесообразно выделить подход к культуре как к системе ценностей, которую составляют представления о мире и об обществе, мировоззрение, правила поведения, виды и продукты деятельности, объединяющие людей.
Социологические словари определяют культуру как совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям[5].
Начиная с XVIII в. понятие «культура» начинает противопоставляться «цивилизации», как утилитарно-внешнему, вторичному для человека состоянию. Во второй половине XIX в. произошло оформление понимания цивилизации как деятельности, направленной на улучшение социального устройства, а культуры – как усилий, сопряженных с внутренним усовершенствованием человеческой личности. Однако по вопросу об универсальном характере культурных изменений, о преемственности культуры в достижении прогресса единство достигнуто не было. Евроцентристская философия истории (Гегель, Гердер, Шлегелъ) толковала культурный процесс как восхождение и схождение в единый центр различных тенденций. Идея прерывности культуры наиболее последовательно была воплощена в концепциях Освальда Шпенглера и Н. Я. Данилевского, а принципиальную несоизмеримость различных культур обосновал Карл Ясперс. Современные исследователи, как правило, отождествляют культуру с совокупностью норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе.
В рамках системного подхода культура рассматривается как явление, сочетающее в себе четыре основных элемента.
1. Понятия (концепты). Они содержатся, главным образом, в языке общности и служат цели упорядочивания социального опыта. Возникновение первых человеческих общностей, первобытных культур сопровождалось становлением семиотических систем (прежде всего языка), позволявших людям «передавать друг другу не одни только простейшие трудовые навыки, а любые достижения человеческого знания и мышления…»[6].
2. Отношения. Культуры определяют то, как составные части, выявленные с помощью понятий, связаны между собой – в пространстве, во времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Культурные дифференциации проявляются в том, что люди, принадлежащие к разным культурам, по-разному истолковывают взаимосвязи. В первобытную эпоху формируются представления об отношениях между понятиями, относящимися как к сфере реального мира, так и к сфере сверхъестественного.
3. Ценности. «Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. ‹…› Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является»[7]. Ценности, с одной стороны, нуждаются в обосновании, с другой – сами могут служить обоснованием норм, ожиданий и стандартов взаимодействия между людьми.
4. Правила (в том числе и нормы). Они регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
В содержании этнической журналистики используются понятия, отношения, ценности и правила, соответствующие определенной этнической культуре. Этножурналистика описывает другие национальные культуры с помощью понятий, отношений, ценностей и правил собственной этнической культуры автора и героев журналистского произведения. Особенности этнографической журналистики состоят в том, что автор, описывая этническую культуру, как правило, оперирует понятиями, отношениями, ценностями и правилами, которые, с его точки зрения, свойственны общечеловеческим принципам, и допускает сравнения с собственной культурой.
Любое проявление культуры (даже то, которое инокультурно-му наблюдателю кажется неприемлемым с позиций его системы ценностей) имеет определенную функцию и встроено в систему общественных отношений. Задача журналиста в подобных условиях состоит в расшифровке данной функции и понимании природы функциональных социальных взаимосвязей.
Многочисленные толкования феномена культуры имеют общие основания в том, что творец культуры – человек, а носитель культуры – общество, реагирующее на творчество (позитивно или негативно), принимающее и консервирующее идеи. При рождении культура – средство самовыражения, и только потом – средство общения, организации, воспитания, производства. Человек создает, субъективирует, воплощает себя в произведении, а общество использует, объективирует, превращает произведение в образец, норму, меру или догму. Человек одухотворяет вещь, общество ее материализирует. Исследователи, как правило, имеют дело с культурой в ее объективированных формах, акты культуротворчества оказываются вне поля зрения науки. Самой простой формулой, объединяющей и рождение (субъективацию), и распространение (объективацию) культуры, являются способ и средство деятельности. Этапу рождения свойственны средства самовыражения, этапу распространения – средства жизнеобеспечения.
В исследованиях журналистики наука сталкивается с объективированными ее проявлениями: текстами, выступлениями, жанрами, организациями, мнениями – всем тем, что является выражением структур социального знания – средствами жизнеобеспечения. В исследованиях журналистики как этнокультурного явления на первый план выходят проявления жизнеобеспечения нации как средства ее самопознания и познания других культур, бытия народа через его ежедневное обращение к национально-культурным идеалам и формам культурного существования, эффективности национально-культурной интеграции и консолидации.
Человеческая деятельность реализуется в двух сферах – природной и общественной. В природной сфере реализуется хозяйственная деятельность человека, в общественной – социальная.
Средством реализации хозяйственной деятельности являются экологическая и материальная разновидности культуры, социальная деятельность реализуется через нормативную и духовную культуры.
Экологическую культуру составляет система знаний и представлений о природных условиях деятельности – ландшафте, климате, флоре, фауне, хронологии и т. д., а также принципы существования человеческих сообществ в определенной экологической среде.
Материальная культура представлена созданными или приобретенными человеком вещественными средствами жизнедеятельности. Ее составляют жилище (утварь, интерьер, дом), хозяйственные постройки, одежда, транспортные средства, пищевые продукты, орудия труда, предметы быта.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См., например, пособие для журналистов «Пресса и этническая толерантность», изданное национальным институтом прессы (М., 2000).
2
Социология журналистики: учеб. пособие / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2004. С. 65.
3
Подобнее см.: Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб., 2008. Глава 1.
4
См.: Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
5
Современная западная социология: словарь. М., 1990. С. 147.
6
Леонтьев A.A. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963. С. 29.
7
Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 50.