bannerbanner
Дергачевские чтения – 2014. Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций
Дергачевские чтения – 2014. Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций

Полная версия

Дергачевские чтения – 2014. Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля


Дергачевские чтения – 2014

От составителя

Настоящее издание содержит материалы XI Всероссийской научной конференции «Дергачевские чтения», которая прошла 6–7 октября 2014 г. на базе Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Организована конференция была усилиями департамента «Филологический факультет» при содействии сектора истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, кафедры русской и зарубежной литературы Уральского государственного педагогического университета и Объединенного музея писателей Урала. Следуя изначально сложившейся традиции, нашедшей свое выражение в общем заглавии научного форума, конференция была посвящена памяти Ивана Алексеевича Дергачева (1911–1991), доктора филологических наук, профессора, первого декана филологического факультета Уральского университета. Однако в этот раз она была приурочена также к знаменательному юбилею – 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, с томиком стихов которого И. А. Дергачев, по его собственному признанию, прошел, не разлучаясь, через всю годину Великой Отечественной войны.

Очередные Дергачевские чтения стали уже одиннадцатыми по счету. Преемственность – одна из отличительных черт этой научной конференции, обеспечившая ей стабильность и узнаваемость в научном мире – вот уже на протяжении более чем двух десятилетий, начиная с 1992 г. Предыдущие юбилейные десятые чтения, состоявшиеся в 2011 г., подвели знаменательный итог почти двадцатилетней работы уральских филологов-литературоведов. По материалам предыдущих конференций был издан специальный указатель, содержащий поименную роспись всех вошедших в сборники материалов статей [см.: 1]. Заслуга в этом принадлежит издателю-составителю, а в течение многих лет и бессменному председателю оргкомитета конференции – доценту кафедры русской литературы УрФУ А. В. Подчиненову. Поразительный факт, отмеченный в предисловии к указателю самим составителем: «За двадцатилетнюю историю только в сборниках материалов чтений было опубликовано свыше 1000 статей более чем 650 авторов. О росте популярности “Дергачевских чтений” в гуманитарных научных кругах свидетельствует и то, что на юбилейную десятую конференцию в 2011 г. было подано около 350 заявок на участие и представлено почти 200 статей, которые потребовали трех (!) томов материалов» [1, с. 5]. Однако, несмотря на столь высокие достижения прошедшего двадцатилетия, проведение нынешних XI Дергачевских чтений призвано было продемонстрировать неослабевающий рабочий ритм научной жизни, актуальность объединенного научного форума уральских филологов.

Основная комплексная тема научной конференции была сформулирована самим И. А. Дергачевым: «Русская литература: национальное развитие и региональные особенности». Но меняющееся время заставляло вносить в нее всё новые акценты и коррективы. Так, уже в 2006-м, а потом и в 2008 г. было предложено уточнение темы, связанное с проблемами жанра и жанрового сознания, с актуальной и мало разработанной проблемой жанровых номинаций. В 2011 г., когда юбилейные десятые чтения совпали с памятным событием – 100-летием со дня рождения И. А. Дергачева, оргкомитетом было принято решение посвятить конференцию основателям уральской филологической школы, профессорам А. С. Субботину, Г. К. Щенникову, В. М. Паверману, В. П. Кругляшовой, Н. Л. Лейдерману [см.: 6, с. 283]. Нынешние чтения также предложили уточнение формулировки исходной комплексной темы: «Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций».

На конференцию было заявлено свыше 130 докладов очных участников, представляющих различные регионы Российской Федерации: Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Пермь, Курган, Оренбург, Ижевск, Уфа, Казань, Воронеж, Красноярск, Новосибирск, Сыктывкар, Кемерово, Омск, Сургут, Хабаровск. Кроме того, в работе конференции приняли участие зарубежные гости – доктора филологических наук Лю Ядин, Ли Чжицян и Чи Цзиминь из Сычуаньского университета (г. Чэнду, КНР). Около трех десятков докладов были представлены заочно, в том числе стендовые доклады из Тараза (Казахстан), Одессы (Украина), Кракова (Польша), Лондона (Великобритания) и Нагоя (Япония).

Отметим композиционную структуру сборника. В первый раздел «In memoriam» включены архивные материалы, высвечивающие еще одну, до сих пор неизвестную грань многосторонней личности Ивана Алексеевича Дергачева – литератора, автора оставшегося в рукописи исторического романа «Мечтатели» об организации в 1836 г. на Чермезском заводе на Каме «Тайного общества вольности». В качестве аналитического комментария к данным материалам публикуется статья Л. С. Соболевой. Раздел второй «Типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций в русской литературе» объединил тексты пленарных докладов и тех сообщений, которые наиболее удачно вписались в заявленную тему.

Следующие разделы повторяют названия основных литературоведческих секций по русской литературе XIX–XX вв. и зарубежной литературе. Особый раздел составили материалы секции «Музей в культуре участия», объединившей усилия сотрудников музейных учреждений Екатеринбурга и Свердловской области.

Особо следует отметить материалы двух научных семинаров, деятельность которых (вместе с работой круглых столов) протекала в рамках Дергачевских чтений. Подборка материалов первого семинара – «Литературное наследие М. Ю. Лермонтова в контексте русской и зарубежной литературы» – по сути, представляет очередной выпуск сериального издания «Лермонтовские чтения» (на данный момент вышло уже три выпуска [см.: 3, 4, 5]). Развернутые тексты докладов и сообщений, озвученных на семинаре, легли также в основу специально подготовленной для журнала «Известия Уральского федерального университета» Лермонтовской рубрики [см.: 2]. Материалы второго научно-практического семинара – «Литература Урала и проблемы литературной регионалистики» – могут быть рассмотрены как дополнение к уже имеющимся сборникам традиционной конференции «Литература Урала: история и современность», функционирующей с 2005 г.

В заключение позволим себе выразить благодарность в адрес тех, кто принял активное участие в продвижении данного сборника в печать: Марии Ивановны Дергачевой, Светланы Ивановны Ермоленко и Татьяны Анатольевны Арсеновой.

Литература

1. Дергачевские чтения: указатель статей по материалам научных конференций, 1992– 2011 / сост. А. В. Подчиненов. Екатеринбург, 2014.

2. Лермонтов нашего времени: К 200-летию со дня рождения писателя // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитар. науки. 2014. № 4 (133). С. 10–75.

3. Лермонтовские чтения: материалы зональной научной конференции, 27 октября 1999 г. Екатеринбург, 1999.

4. Лермонтовские чтения – II: материалы Всероссийской научной конференции, 7–9 октября 2004 г. Екатеринбург, 2004.

5. Лермонтовские чтения – III: материалы Всероссийской научной конференции, 15–16 октября 2009 г. / науч. ред. д. филол. н., проф. С. И. Ермоленко; отв. ред. д. филол. н., проф. Т. А. Ложкова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010.

6. Подчиненов А. В. Дергачевские чтения. Юбилейная всероссийская научная конференция // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитар. науки. 2012. № 2 (102). С. 283–287.

Раздел I

IN MEMORIAM

И. А. Дергачев

«Мечтатели»

Отрывки из глав 1, 3, 8, 4, 141

При въезде на Лазаревское подворье в Перми Петр был арестован двумя жандармами и отвезен в контору при полицейском управлении.

Уже стемнело. Свеча в фонаре вышедшего на звон колокольчиков служителя тускло освещала зашарканное ногами и заплеванное крыльцо унылого серого здания. Окна губернаторского дома напротив были ярки. Доносилась музыка, мелькали лица. Начинался новогодний бал.

Петр шагнул за темный порог. Скрипнула дверь. Совершились обычные формальности:

– Чьих господ? Фамилия? Имя? Отчество? Вероисповедание. Все. Возьмите арестанта.

Железная решетка захлопнулась за ним. В камере было совершенно темно. Нащупал доски кровати и сел. Он вспомнил замешательство Феди, когда передавал ему бумагу, вспомнил мелькнувшую в серебряной пыли декабрьского снега фигуру Клопова и понял все. Он знал, что отсюда ему уже не выйти.

– Любаша, милая, – только шевельнулись губы.

Так Петр Поносов, крепостной служитель Чермозских владельцев господ Лазаревых, практикант при заводском действии, стал арестантом.

(Начало романа)

…Он помнит первые дни проснувшейся любви. Соседская девочка, четырьмя годами моложе него, не задевала воображение, занятое иными более

сильными и красивыми людьми, иными, более значительными и прекрасными событиями из книг. Но жизнь все-таки была жизнь.

И он помнит.

Гряды уже начинали зеленеть. Тонкие вилочки моркови, тычинки гороха, узорчатый листок репы пробивали примоченную землю. Ровные борозды сбегали к пруду. Там на весенней лужайке стояла старая, иссеченная дождями кадка с водой, прикрытая половиками, и около нее, вся сжавшись и подобрав босые ноги под юбку, сидела Любаша. Она раскачивалась из стороны в сторону в напрасном старании избыть горе. Руки, сцепленные на коленях, сжимались, как бы стараясь удержать уходящее без возврата. Голова с большой косой бессильно свисала не в состоянии держаться от упавшей на нее беды. Любаша громко плакала и не заметила подходившего к ней Петра. Он тихо встал возле. Все слова были ненужными, неточными. Они не могли выразить возникшую нежность, сочувствие, тоску. И только концы дрожащих пальцев да глаза голубые затуманенные были вместо слов.

Когда она, наконец, вскинула заплаканное лицо, Петр опустился рядом с ней на колени.

– Петя, Петенька!.. Что теперь будет?.. Не могу я, не могу-у… Наш Вясятка, помер маленький…

Она вся прильнула к нему, прося защиты от надвинувшейся беды, от ужаса смерти близкого…

Так с того дня, дня смерти ее двенадцатилетнего брата, погибшего той порой в заводе, осталась нежность, сочувствие, окрепла любовь…

(Из главы 3-й)

…Десять суток прошли в полусне. Скрип полозьев был надоедлив. Леса растут лишь, чтобы пропустить возок и опять замкнуться в молчании.

Порой по обочинам дороги жались обозы. Лошади увязали по брюхо в снегу. Унылые крестьяне стояли у оглобель. Хмурые лица, поросшие бородами, долгим взглядом провожали казенную тройку. Время от времени они останавливались на постоялых дворах. С клубами пара входили, низко нагибаясь, в черные теплые избы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Екатеринбург, ЦДООСО, ф. 1615 (Уральская ассоциация советских писателей), оп. 1, д. 2. Содержание: л. 53–56 – «Мечтатели»; л. 56 об. – пустой, л. 57–60 – «Мечтатели»; л. 60 об. – письмо в издательство. Тексты написаны почерком И. А. Дергачева на линованной бумаге, синими чернилами, находятся среди других литературных текстов. Сохранилась частичная авторская нумерация: л. 1–4. Публикация подготовлена Л. С. Соболевой.

См. также ее статью на с. 16.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу