bannerbanner
Библия как литературный шедевр. Сюжеты, притчи, афоризмы
Библия как литературный шедевр. Сюжеты, притчи, афоризмы

Полная версия

Библия как литературный шедевр. Сюжеты, притчи, афоризмы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, как иней на земле.

Увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Никто не оставляй сего до утра.

Но не послушали они Моисея, оставили от сего некоторые до утра, – завелись черви, и воссмердело.

Разгневался на них Моисей.

Собирали рано поутру, каждый сколько съест; когда же обогревало солнце, оно таяло.

В шестой день собрали вдвое.

Моисей сказал им: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите.

Отложили до утра, и оно не воссмердело, и червей не было в нем.

И покоился народ в седьмой день.

Нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.

Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обетованную.

Бог дает Израилю воду

Не было воды пить народу. И укорял народ Моисея. Сказал им Моисей: что искушаете Господа?

Роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта?

Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.

Сказал Господь Моисею: ударишь в скалу жезлом, и пойдет из нее вода.

Битва с амаликитянами

Пришли амаликитяне и воевали с израильтянами.

Моисей сказал Иисусу Навину: выбери мужей сильных и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, жезл Божий будет в руке моей.

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевали враги.

Но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, он сел на нем, и поддерживали руки его. И были руки его подняты до захождения солнца.

Низложил Иисус Навин врагов острием меча.

Моисей по совету тестя ставит судей над Израилем

На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред ним с утра до вечера.

Видел это Иофор, тесть Моисеев, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего сидишь один, а весь народ стоит пред тобою?

Сказал Моисей тестю: народ приходит ко мне просить суда у Бога; я сужу и объявляю уставы Божии и законы Его.

Но тесть сказал ему: ты измучишь и себя и народ, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его.

Послушай слов моих: будь для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай их уставам Божиим и законам Его, указывай путь, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать.

Усмотри себе из народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их начальниками и письмоводителями.

Пусть они судят народ во всякое время и о важном доносят тебе, а все малые дела решают сами: будет тебе легче, они понесут бремя с тобою.

Явление Господа Моисею на горе Синае. Десять заповедей

В третий месяц по исходе из земли Египетской пришли они в пустыню Синайскую.

Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь: возвести сынам Израилевым: если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете у Меня народом святым.

Весь народ отвечал единогласно: всё, что сказал Господь, исполним и будем послушны.

Сказал Господь Моисею: приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда.

Проведи для народа черту со всех сторон и скажи: всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, пусть не останется в живых.

На третий день были громы и молнии, густое облако над горою Синайскою и трубный звук весьма сильный; вострепетал весь народ.

Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; звук трубный становился сильнее и сильнее.

Изрек Бог к Моисею слова сии, говоря:

(1-ая заповедь) Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим («Да не будет у тебя других богов, кроме меня»).

(2-ая заповедь) Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

(3-ая заповедь) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно («Не поминай имя Господа всуе»).

(4-ая заповедь) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почивал; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

(5-ая заповедь) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

(6-ая заповедь) Не убивай («Не убий»).

(7-ая заповедь) Не прелюбодействуй.

(8-ая заповедь) Не кради («Не укради»).

(9-ая заповедь) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

(10-ая заповедь) Не возжелай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

И сказал Господь Моисею: не делайте предо Мною богов серебряных или золотых.

Постановления о рабах

Вот законы, которые объявишь им.

Если купишь раба Еврея, пусть он работает тебе шесть лет, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром.

Если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его.

Если же господин дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети пусть останутся у господина, а он выйдет один.

Но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, то пусть господин его приведет его пред богов и поставит к двери, или к косяку, и проколет ему ухо шилом, он останется рабом его вечно.

Если кто продаст дочь свою в рабыни, то чужому народу продать ее господин не властен.

Постановления об убийствах и повреждениях

Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то назначу у тебя место, куда убежать убийце.

А если кто с намерением умертвит ближнего коварно и прибежит к жертвеннику, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.

Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.

Кто украдет человека и поработив его продаст, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.

Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.

Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю; и если выбьет зуб.

Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват.

Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина предать смерти.

Если кто разроет яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел, то хозяин ямы должен заплатить, а труп будет его.

Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам.

Постановления о кражах

Если кто украдет вола или овцу, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу.

Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему.

Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его; если украденное найдется у него в руках живым, пусть заплатит за них вдвое.

О всякой вещи спорной дело должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.

Прочие постановления

Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено и возьмет ее себе в жену.

Ворожеи не оставляй в живых.

Всякий скотоложник да будет предан смерти.

Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.

Пришельца не притесняй и не угнетай, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской.

Ни вдовы, ни сироты не притесняйте.

Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.

Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.

Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому.

Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая от правды; и бедному не потворствуй в тяжбе его.

Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного.

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих.

Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнули вол твой и осел твой.

Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте.

И пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками.

Не вари козленка в молоке матери его.

Обещания Господни

Если будете слушаться гласа Моего и исполнять все, что скажу, то будете у Меня народом избранным и святым.

Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.

Ужас Мой пошлю пред тобою, в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь.

Но не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей.

Не заключай союза ни с ними, ни с богами их.

Не должны они жить в земле твоей, чтобы не ввели тебя в грех против меня; ибо, если будешь служить богам их, это будет тебе сетью.

Скрижали откровения

Был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.

Когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.

Золотой телец

Народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, сыновей и дочерей, принесите ко мне.

Он взял их и сделал литого тельца, обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль!

Аарон поставил жертвенник и провозгласил праздник Господу. Сел народ есть и пить, а после встал играть.

Сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал: сделали себе литого тельца и поклонились ему!

Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, истреблю их и произведу многочисленный народ от тебя.

Но Моисей стал умолять Господа: отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего.

И отменил Господь зло, о котором сказал.

Сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения каменные, на которых написаны с обеих сторон письмена Божии.

Услышал Иисус Навин, голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.

Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.

Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда воспламенился гневом, бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, стер в прах, рассыпал по воде и дал ее пить сынам Израилевым.

Сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?

Но Аарон сказал Моисею: ты знаешь этот народ, он буйный. Они сказали мне: сделай нам бога.

Моисей увидел, что народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности. Стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, иди ко мне!

И собрались к нему все левиты.

Он сказал им: так говорит Господь Бог: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

Сделали по слову Моисея: пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

Господь являет Моисею славу Свою

Возвратился Моисей к Господу и сказал: о, Господи! народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей.

Господь сказал Моисею: веди народ, куда Я сказал тебе; Ангел Мой пойдет пред тобою.

Моисей сказал: покажи мне славу Твою.

Сказал Господь: проведу пред тобою всю славу Мою, провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею.

Потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.

Стань на этой скале; когда будет проходить слава Моя, Я покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо тебе.

Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и взойди ко Мне на гору, Я напишу на них слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил.

Прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.

Страшно будет то, что сделаю для тебя.

Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.

Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи, изваяния богов сожгите огнем, ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его – ревнитель.

Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя.

Не бери из дочерей их жен сынам своим и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели сынов твоих в блужение.

Пробыл Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал Моисей на скрижалях слова завета.

Когда сходил Моисей с горы Синая, то не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.

Увидел народ, и боялись подойти к нему.

Он заповедал им все, что говорил Господь. И когда перестал разговаривать с ними, то положил на лицо свое покрывало.

Ковчег откровения

Сказал Господь Моисею: в первый месяц, в первый день месяца поставь ковчег откровения, и закрой завесою.

Приведи Аарона и сынов его, омой их водою, облеки в священные одежды, помажь его и освяти его, чтобы он был священником Мне.

Сделал Моисей все, как повелел ему Господь.

Взял и положил откровение в ковчег.

Покрыло облако скинию собрания.

Когда поднималось облако, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь во все путешествие их.

Левит

Левитами назывались представители колена Левия, из числа которых набирались служители при Скинии (походном храме), а позднее – при Иерусалимском храме.

Священнослужители разделялись на две степени: к первой относились священники (коэны), являвшиеся потомками Аарона, ко второй – остальные левиты.

Книга Левит или «Священнический устав» в основном посвящена религиозно-культовой стороне жизни.

Содержит законы жертвоприношений и праздников, предписания о чистых и нечистых животных, перечни запретов, благословения и проклятия.

Основной их целью является образование из народа общества Господня, состоящего в непосредственном общении с Богом. При этом «личная святость» требуется от всех членов общества («Будьте святы, как свят Я»), поскольку от исполнения установленных требований каждым индивидуумом зависит судьба всего народа.

Из идеи святости народа и каждого его члена проистекают высокие моральные требования к семейной и общественной жизни, обязательность человечного отношения к ближнему, пришельцу, бедняку, нуждающемуся в помощи.

Для формирования общества Господня требовалось обособить избранный народ, не дать ему раствориться в остальном мире, чему прямо или косвенно должна была способствовать значительная часть устанавливаемых требований. Например, правила относительно чистых и нечистых для еды животных не только предохраняли израильтян от инфекций, но и углубляли пропасть между ними и окружающими народами.

На священников возлагалась задача наставлять народ в различении «священного от неосвященного и чистого от нечистого», чтобы осквернение грехом не заставило Бога покинуть свой народ.

В случае, если осквернение грехом все же имело место, священники обеспечивали своевременное очищение с помощью ритуальных пожертвований. Главные жертвы за грехи должны были приноситься в ежегодный День Искупления (Йом Киппур).

Книга, написанная в пустыне и отражающая жизнь в походном стане, содержит также ряд установлений по вопросам гигиены и карантина.

В Книге Левит впервые сформулирована заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя».

О принесении в жертву для очищения от греха

Воззвал Господь к Моисею: объяви сынам Израилевым: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то приносите. И приобретет тот благоволение, во очищение грехов его.

Если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей и сделает что-нибудь, чего не должно делать; за грех свой пусть представит тельца без порока в жертву.

А если согрешит начальник, то, когда узнан будет грех, пусть приведет в жертву козла.

Если же кто не в состоянии принести овцы, то пусть принесет Господу двух молодых голубей.

Очистит его священник от греха, и прощено ему будет.

Поражение сыновей Аароновых

Надав и Авиуд, сыны Аароновы, принесли пред Господа огонь чуждый; вышел огонь от Господа, сжег их, и умерли они пред лицом Господним.

Аарон молчал.

Моисей сказал: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан.

Аарону и сынам его Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы не умереть и не навести гнева на все общество.

Чистое и нечистое

Сказал Господь: не ешьте верблюда, тушканчика, зайца и свинью; к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.

Из всех животных, которые в воде, ешьте, у которых есть перья и чешуя.

Из птиц гнушайтесь: орла, грифа, коршуна и сокола, ворона, страуса, совы, чайки и ястреба, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя, удода и нетопыря.

Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для нас. Ешьте из них: саранчу.

Кто прикоснется к трупу, нечист будет до вечера.

Если же что из нечистого упадет в глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и сам сосуд разбейте.

Всё, на что упадет что-нибудь от трупа нечистых, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты.

Законы о болезнях

Когда у кого появится на коже опухоль, лишаи или пятно, сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его.

Священник осмотрит язву, и если волосы на язве изменились в белые, а язва оказывается углубленною, то священник объявит его нечистым.

А если пятно белое, но оно не окажется углубленным, и волосы на нем не изменились, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней и на другие семь дней. Если лишаи станут распространяться по коже, то объявит его нечистым.

Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист.

У прокаженного, на котором язва, должна быть разодрана одежда, голова его должна быть не покрыта, до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!

Во все дни, доколе на нем язва, он должен жить отдельно, вне стана.

Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего.

Козел отпущения

Говорил Господь Моисею: пусть Аарон возьмет двух козлов и бросит жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения.

Пусть приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, отошлет в пустыню для отпущения, чтобы он нес на себе беззакония в землю непроходимую.

Прочие постановления

Смиряйте души ваши в субботу покоя для вас: это постановление вечное.

Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.

И ни с каким скотом не ложись; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.

Не делайте всех этих мерзостей.

Будьте святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш.

Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, оставшегося от жатвы твоей не подбирай, виноградника твоего не обирай дочиста, и упавших ягод не подбирай; оставь это бедному и пришельцу.

Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.

Не клянитесь именем Моим во лжи.

Не обижайте ближнего и не грабительствуйте.

Плата наемнику не должна откладываться до утра.

Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы споткнуться ему; бойся Господа твоего.

Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя.

Скота твоего не своди с иною породою; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся.

Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.

Не стриги головы кругом, и не порти края бороды своей.

Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.

Не обращайтесь к вызывающим мертвых, не ходите к волшебникам, не доводите себя до осквернения от них.

Пред лицом седого вставай и почитай старца.

Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири правильные.

Кто даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями.

Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; кровь его на нем.

Законы о блудодеяниях

Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка.

Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте.

Кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения, оба да будут истреблены из народа своего.

Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут, бездетными умрут.

Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.

Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее.

Наказание за хуление имени Господня

Вышел сын одной израильтянки, родившейся от египтянина, поссорился с израильтянином; хулил сын израильтянки имя Господне и злословил.

Привели его к Моисею и посадили под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.

Сказал Господь Моисею: выведи злословившего из стана, все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями.

На страницу:
5 из 6