Полная версия
Жизнь и учение святителя Григория Богослова
4. Последние годы
Покинув Константинополь, Григорий вернулся на родину с твердым намерением навсегда оставить общественную активность и «сосредоточиться в Боге»:[197] он желал посвятить остаток дней уединению и молитве. Однако в Назианзе он нашел церковные дела в том же состоянии, в котором оставил их шесть лет назад; епископ так и не был избран. Городской клир обратился к Григорию с той же просьбой, с которой обращались к нему после смерти Григория-старшего – принять на себя управление епархией. В течение приблизительно одного года Григорий, несмотря на частые болезни, управлял епархией своего отца, но «как посторонний», то есть по-прежнему как епископ другого города[198].
В 382 году в Константинополе состоялся еще один церковный Собор, на который звали Григория, но он решительно отказался ехать: «Я, по правде сказать, так настроен, чтобы избегать всякого собрания епископов, потому что не видел я еще ни одного Собора, который бы имел благополучный конец и скорее избавлял от зол, чем увеличивал их»[199]. Участие в Соборе 381 года, который закончился для Григория столь плачевно, отбило у него всякую охоту к подобным мероприятиям: «Не буду заседать на собраниях гусей или журавлей, дерущихся между собой без причины, где раздор, где битва и где прежде всего все постыдные тайные дела враждующих собраны в одно место»[200].
Не поехав на Собор, Григорий, однако, пытался на расстоянии повлиять на его благополучный исход, посылая письма своим влиятельным друзьям. «Философствую в безмолвии, – писал он Софронию-ипарху. – …А вас прошу приложить все усилия, чтобы хотя бы теперь, если уж не прежде, пришли в согласие и единство части вселенной, жалким образом разделившиеся, и особенно если увидите, что раздор у них не по вероучительным причинам, а из-за частных мелочных притязаний, как я заметил»[201]. В письме к Сатурнину Григорий выражал опасение, что новый Собор закончится так же постыдно, как и прежний, и что на Соборе могут вернуться к рассмотрению его дела[202].
К концу 383 года здоровье Григория было окончательно подорвано, и он попросил отставку у епископа Феодора Тианского. В письме к нему Григорий жаловался на плохое здоровье и постоянные нападки аполлинариан, прося назначить для Назианзской церкви нового епископа:
…Несправедливо страдает Божия паства, лишенная пастыря и епископа из-за моей мертвости. Ибо держит меня болезнь: она внезапно удалила меня от (управления) Церковью, и теперь ни к чему я не годен, всегда нахожусь при последнем издыхании, еще более ослабеваю от дел… Я уже не говорю о прочем – о том, что восставшие ныне аполлинариане сделали Церкви и чем угрожают… Остановить это не под силу моему возрасту и моей немощи…[203]
Феодор удовлетворил просьбу Григория: на его место поставили хорепископа Елладия, одного из его ближайших помощников. Григорий удалился в свое фамильное имение в Арианзе, где и провел последние годы жизни. То, к чему он всегда стремился, – уединение и досуг – было наконец дано ему. Он вел аскетический образ жизни, хотя и сохранял за собой все свое владение. На время Великого поста он давал обет молчания, при этом продолжая писать письма и стихи и даже принимать гостей, но молча[204]. Свой досуг Григорий посвящал по преимуществу литературным занятиям. Он был уверен в ценности собственного литературного творчества и предвидел, что его сочинения переживут его: «Мой дар – слово; оно, всегда переходя далее, достигнет, может быть, и будущих времен»[205]. В этом предвидении Григорий не ошибся.
Находясь в Арианзе, Григорий вел обширную переписку с людьми самых разных категорий – с епископами, священниками, монахами, риторами, софистами, военачальниками, государственными чиновниками и представителями местной знати. Содержание этих писем очень разнообразно: от жалоб на здоровье до ходатайств о том или ином из близких Григорию людей; от советов относительно духовной жизни до рекомендаций, касающихся литературного стиля. Григорий считал письма произведениями искусства, тщательно отшлифовывал каждое письмо и был высокого мнения о своем собственном эпистолярном стиле. В одном из писем к Никовулу, своему внучатому племяннику, воспитанием которого он занимался на старости лет, Григорий говорит о нормах эпистолярного жанра:
Мера письма – необходимость: не надо ни удлинять его, если предметов немного, ни укорачивать, если предметов много… Вот что знаю о длине письма. Что же касается ясности, то известно, что надо по возможности избегать книжного слога и приближаться к разговорному… Третья принадлежность писем – приятность. Ее же соблюдем, если будем писать не совсем сухо, не без изящества, не без прикрас, и, как говорится, не без грима и не обстриженно, то есть не без мыслей, пословиц и изречений, а также шуток и загадок, ибо всем этим подслащается письмо. Однако не будем пользоваться этим сверх меры: когда ничего этого нет, письмо грубо, а когда этого слишком много, письмо напыщенно. Все это должно использоваться в такой же мере, в какой – красные нити в тканях… Вот что касательно писем посылаю тебе в письме[206].
Никовул был, надо полагать, благодарным учеником: он не только усваивал уроки Григория, но и, по его заданию, занимался подготовкой коллекции его писем к публикации[207].
К позднему периоду жизни Григория относятся его автобиографические поэмы, стихотворения на богословские и нравственные темы, а также многочисленные стихотворения дидактического характера. В числе последних – поэтические переложения библейских и евангельских эпизодов, притч и изречений Иисуса Христа: используя классические формы, Григорий наполнял их христианским содержанием. Арианзский отшельник задался целью создать своего рода компендиум христианской учебной литературы для юношества, которая могла бы заменить собою в качестве образцов для изучения и подражания произведения классиков языческой античности. Об этой цели своего творчества говорит сам Григорий, когда перечисляет причины, побуждающие его писать стихи
Во-первых, я хотел, трудясь для других,Тем самым связать собственную неумеренность[208],Чтобы, хотя и писать, но немного,Заботясь о мере[209]. Во-вторых, юношамИ, конечно, всем, кто любит словесность,Хотел я, словно некое приятное лекарство,Дать нечто привлекательное для убеждения к полезному,Чтобы искусством подсластить горечь заповедей…В-третьих… не хочу, чтобы в словесностиПреимущество перед нами имели чужие…В-четвертых, изнуряемый болезнью,Я обретал радость в стихах, как старый лебедь,Который говорит сам с собою и хлопает крыльями,Воспевая не песнь плача, но песнь исхода[210].Автобиографические стихи позднего периода приоткрывают перед нами внутренний мир Григория в годы его старости. Он много думает о смысле жизни и о смысле страданий. Как и прежде, он любит предаваться размышлениям на лоне природы:
Вчера, сокрушенный своими скорбями, сидел я вдали от людейВ тенистой роще и скорбел душой.Ибо люблю такое лекарство в страданиях,Охотно беседуя сам со своей душой.Ветерки шептали вместе с поющими птицами,Навевая сон с древесных ветвей,Особенно тому, кто изнемог душой. А с деревьевЗвонкие кузнечики, любимцы солнца,Оглашали своим треском весь лес.Рядом была прохладная вода, которая омывала мои ноги…Я же, увлекаемый парением ума,Наблюдал в себе такую борьбу мыслей.Кем я был? Кто я есмь? Кем я буду? Не знаю этого ни я,Ни тот, кто превзошел меня мудростью…Я есмь. Но скажи, что это значит? Что-то от меня уже в прошлом,Чем-то я являюсь сейчас, а чем-то буду, если только буду…Говорят, что есть страна без зверей, как некогда Крит,И есть страна, где не знают холодных снегов;Но из смертных никто никогда еще не мог похвалиться тем,Что, не испытав тяжких бедствий жизни, перешел отсюда.Немощь, нищета, рождение, смерть, вражда, злые люди –Эти звери на суше и на море – все скорби: такова жизнь!И как видел я много несчастий, ничем не подслащенных,Так не видел ни одного блага, которое было бы полностьюЛишено скорби – с тех пор, как к горькому наказаниюПриговорило меня пагубное вкушение и зависть противника[211].В поздних стихах Григория преобладают пессимистические настроения. Он часто вспоминает прежние обиды, жалуется на одиночество и болезни, говорит о старости и богооставленности. Нередко слышна в его словах неудовлетворенность сделанным, опасение за то, что останется незавершенным труд его жизни, что некому будет отредактировать и подготовить к изданию его сочинения:
…Я плачу о том, что отвернулось от меня животворное окоВеликого Христа, Который когда-то внимательно следил за мною,Готовил меня к славе еще во чреве чистой матери моей,Избавлял от холодного моря и от страстей.Плачу о том, что потерял я бразды правления богомудрым народом:Хотя и не сам бросил их, однако не держу их в руках.Ибо этот народ прежде радовался моим речам,Когда благодаря моему языку озаряло его тройственное сияние.А теперь… прильнув слухом к языку моему,Народ жаждет источника, который раньше тек для многих,Но он не дает ему и малой капли.Другие источают сладкий поток[212], но слушателиСкорбят, ибо лишены слова своего отца.Где мои всенощные бдения, во время которых незыблемоУтверждал я свои ноги, как одушевленный камень,Или один беседуя со Христом, или вместе с народомНаслаждаясь священными песнями, исполняемыми антифонно?Где сладкая боль в утомленных коленах, когдаПроливал я горячие слезы и собирал помраченный ум?Где руки, кормившие бедных, служившие больным?До чего доходит истощение обессилевших членов?Больше не воздеваю рук перед чистыми жертвами,Чтобы приобщаться страданиям великого Христа.Больше не устраиваю празднеств в честь победоносных мучеников,Не чествую похвальными словами драгоценную их кровь.На книгах моих плесень, речи недокончены;Какой человек будет столь дружелюбен, чтобы довести их до конца?Все умерло у еще живого. Жизнь моя едва теплится:Она слабее, чем у корабля, разваливающегося по швам[213].Мысль о скоротечности и суетности человеческой жизни – лейтмотив поздней поэзии Григория. Жизнь человека сравнивается с театральной пьесой[214], с непрестанно вращающимся колесом[215], с волейбольным мячом[216], с игрой в шашки[217]. Все меньше остается в распоряжении Григория благ и радостей земной жизни; все больше ум его занят мыслью о предстоящей кончине. Григорий говорит о себе как об одиноком страннике, лишившемся родителей и родины и ожидающем скорой смерти[218]. Он пресыщен жизнью и думает о мире ином[219]. Чувствуя приближение последнего часа, он заповедует своим потомкам не забывать о конце земного странствия и о Страшном Суде:
Последний подвиг жизни близок; несчастное плавание кончено;Уже и наказание вижу за ненавистные злые дела,Мрачный тартар, пламя огня, глубокую ночь,Позор того, что сейчас сокрыто, а тогда будет изобличено…Много страдал я, и мысль объемлется страхом: не начали лиПреследовать меня страшные весы правосудия Твоего, о Царь?Пусть сам я понесу свой жребий, перейдя отсюда…Но вам, будущим поколениям, заповедую: нет пользыВ настоящей жизни, потому что у жизни есть конец![220]Григорий умер около 390 года в возрасте около 60 лет. Перед смертью он позаботился о том, чтобы его имущество не пропало, и составил завещание. Нескольких своих рабов он освободил еще при жизни; других – посмертно, впрочем, надо полагать, далеко не всех[221]. Он позаботился также и о том, чтобы его гробница не осталась без соответствующей надписи, и составил несколько эпитафий самому себе. Вот одна из них:
С младенчества призывал меня Бог ночными видениями.Я достиг пределов мудрости. Плоть и сердцеКонец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Минея месячная, 25 января. Служба святого Григорию Богослову. Икос на утрени.
2
Aksit. Cappadocia, 4.
3
Fox. Life and Times, 1.
4
Strachey. Saints, 53.
5
См.: Василий Великий. Письмо 48 / Ed. Courtonne, 284–285.
6
Сл. 44.
7
Fox. Life and Times, 5.
8
Teja. Organizacion, 23f.
9
Meredith. Cappadocians, 2–3.
10
Сл. 33, 8, 5–7; SC 318, 174.
11
Bernardi. Gregoire, 86. Кесария – современный г. Кайсери в Турции.
12
Сл. 18, 5; PG 35, 989–992 = 1.264.
13
Сл. 18, 12; PG 35, 1000 = 1.268.
14
Сл. 18, 27; PG 35, 1017 = 1.277.
15
Сл. 18, 8–10; PG 35, 993–996 = 1.265–266.
16
PG 37, 979–980 = 2.55. Ср. PG 37, 1033–1034 = 2.351.
17
PG 37, 1001-1003 = 2.61-62. Ср. PG 37, 1034-1035 = 2.351-352.
18
PG 37, 1036 = 2.352.
19
PG 37, 1367 = 2.71.
20
PG 37, 1369-1371 = 2.72.
21
PG 37, 984–985 = 2.56.
22
PG 37, 1006 = 2.63.
23
PG 37, 992 = 2.59.
24
Сл. 7, 6, 1-2; SC 405, 190 = 1.162.
25
Сл. 43, 13; SC 384, 142-144 = 1.610.
26
Сл. 7, 6, 7-8; SC 405, 192 = 1.162.
27
PG 37, 1038 = 2.353. Ср. Gallay, Vie, 33-35.
28
Сл. 7, 6, 10-11; SC 405, 192 = 1.162.
29
См.: Mango. Byzantium, 125-128.
30
PG 37, 1115 = 2.337.
31
PG 37, 1037-1038 = 2.352.
32
Литературная форма повествования блика к описанию бури в «Одиссее».
33
PG 37, 1038–1040 = 2.353.
34
PG 37, 1041 = 2.353.
35
PG 37, 1041 = 2.353–354.
36
PG 37, 1043 = 2.354.
37
Сл. 43, 21, 21–22; SC 384, 168 = 1.617.
38
Сократ. Церк. ист. 4, 26; PG 67, 529 A. Ср. Созомен. Церк. ист. 6, 17; PG 67, 1333 C.
39
Ср. Demoen. Pagan and Biblical Exempla, 211–212.
40
Ruether. Gregory, 25–27.
41
Сл. 43, 15, 11–30; SC 384, 150–152 = 1.612.
42
PG 37, 1044 = 2.354.
43
PG 37, 1554 = 2.260.
44
Сл. 43, 14, 9-12; SC 384, 148 = 1.611. Ср. 3 Цар 9, 3. В тексте Григория игра слов между именем Василий и словом «царство» (βασιλεία).
45
Сл. 43, 14, 21-22; SC 384, 148 = 1.611.
46
Сл. 43, 16, 9–28; SC 384, 152–154 = 1.613.
47
Олимпиодор. Схолии к Григорию Назианзину; PG 36, 906 A.
48
Сл. 43, 17, 1–3; SC 384, 156 = 1.613.
49
Сл. 43, 17, 5–34; SC 384, 156–160 = 1.613–614.
50
Букв. «влечения».
51
Олимпийская ода 6, 1-3.
52
Ссылка на пантеистическое мировоззрение.
53
Сл. 43, 19, 1–20, 19; SC 384, 162–166 = 1.615–616.
54
Письмо 16 / Ed. Gallay, p.18 = 2.422.
55
Там же.
56
Сл. 43, 21, 1–22, 13; SC 384, 166–170 = 1.616–617.
57
Сл. 43, 24, 20; SC 384, 178 = 1.619.
58
Сл. 43, 24, 22–25; SC 384, 180 = 1.619.
59
PG 37, 1046 = 2.355.
60
PG 37, 1046–1048 = 2.355–356.
61
См.: Gallay. Vie, 67.
62
См.: Gallay, Vie, 66.
63
Подробнее об имуществе, принадлежавшем Григорию, см.: Coulie. Richesses, 9–21.
64
То есть налоги.
65
PG 37, 980–981 = 2.55.
66
Ruether. Gregory, 142.
67
См.: Василий. Письмо 223 / Ed. Courtonne, 10–11.
68
Письмо 1 / Ed. Gallay, 3 = 2.411.
69
Письма 4–5 / Ed. Gallay, 4–6 = 2.412–414.
70
Письмо 6 / Ed. Gallay, 7–8 = 2.414–415.
71
Письмо 115 / Ed. Gallay, 88 = 2.502.
72
Полный текст сохранился только в латинском переложении Руфина.
73
PG 37, 1048–1050 = 2.356.
74
PG 37, 1052 = 2.357.
75
PG 37, 1052–1053 = 2.257.
76
PG 37, 1052 = 2.357.
77
PG 37, 1053-1054 = 2.357-358.
78
В рус. пер. Слово 3.
79
Ниже, говоря о понимании священства Григорием, мы будем подробно рассматривать это Слово.
80
Сл. 2, 1, 7; SC 247, 86 = 1.23.
81
Сл. 2, 115, 9; SC 247, 236 = 1.64.
82
Сл. 2, 6, 1-5, 12; SC 247, 94-96 = 1.25.
83
См.: Флоровский. Восточные Отцы, 38-41.
84
См.: Спасский. История, 360.
85
См.: Поеное. История, 362-363.
86
Ср. Pelikan. Emergence, 212.
87
См.: Bowersock. Julian, 83.
88
Browning. Julian, 172.
89
Написанных, впрочем, уже после кончины самодержца.
90
То есть против искупительной смерти Христа – с разрушением христианства.
91
Сл. 4, 68; SC 309, 176-178 = 1.91.
92
Сл. 18, 32; PG 35, 1025 = 1.281.
93
Сл. 18, 34; PG 35, 1029 = 1.283.
94
Сл. 18, 18; PG 35, 1005-1008 = 1.271-272.
95
То есть скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы.
96
Письмо 8 / Ed. Gallay, 10 = 2.241.
97
См.: Письма 16–18 / Ed. Gallay, 17–19 = 2.421–423.
98
Письмо 19 / Ed. Gallay, 19–20 = 2.423–424.
99
Письмо 11 / Ed. Gallay, 13–14 = 2.424–425.
100
Письмо 14 / Ed. Gallay, 16 = 2.416.
101
Письмо 20 / Ed. Gallay, 20–21 = 2.428–429.
102
Письмо 30 / Ed. Gallay, 27 = 2.429.
103
См.: Слова 7 и 8.
104
Письмо 40 / Ed. Gallay, 35 = 2.436.
105
Письма 41 и 43 / Ed. Gallay, 36–37; 39 = 2.438; 440.
106
Письмо 42 / Ed. Gallay, 38–39 = 2.439.
107
Письмо 44 / Ed. Gallay, 40–41 = 2.440.
108
Письмо 45 / Ed. Gallay, 41 = 2.441.
109
См.: Quasten. Patrology III, 231–233.
110
Письмо 58 / Ed. Gallay, 54 = 2.444.
111
Ср. Письмо 59 / Ed. Gallay, 54 = 2.445.
112
Письмо 71 / Ed. Courtonne, 167 = Рус. пер., т.3, с.97.
113
Письмо 47 / Ed. Gallay, 43 = 2.445–446.
114
Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318 = 1.192.
115
Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста.
116
PG 37, 1056–1058 = 2.358–359.
117
PG 37, 1059–1062 = 2.359–360.
118
PG 37, 1065–1066 = 2.361.
119
Письмо 49 / Ed. Gallay, 45 = 2.447.
120
Письмо 48 / Ed. Gallay, 44–45 = 2.448–449.
121
Письмо 80 / Ed. Gallay, 45–47 = 2.449–450.
122
Сл. 18, 35; PG 35, 1033 = 1.284.
123
Сл. 18, 37; PG 35, 1036 = 1.285–286.
124
PG 37, 1065–1066 = 2.361–362.
125
Она скончалась вскоре после Григория-старшего.
126
Пс 26, 10.
127
Письмо 80 / Ed. Gallay, 71 = 2.460.
128
Письмо 76 / Ed. Gallay, 65–66 = 2.460.
129
Слово 43.
130
Ср. PG 37, 1071–1072 = 2.363.
131
Ср. Ruether. Grеgory, 42.
132
PG 37, 1074 = 2.364.
133
PG 37, 1075–1076 = 2.364.
134
Письмо 77 / Ed. Gallay, 66 = 2.463.
135
PG 37, 1251 = 2.404.
136
PG 37, 1292 = 2.406.
137
Письмо 95 / Ed. Gallay, 79 = 2.468.
138
PG 37, 1306 = 2.112.
139
Сократ. Церк. ист. 5, 5; Созомен. Церк. ист. 7, 3.
140
Феодорит. Церк. ист. 5, 3.
141
PG 37, 1076–1079 = 2.364–365.
142
О том, что Максим и Ирон – одно и то же лицо, свидетельствует блж. Иероним, который говорит о Слове 25-м следующее, «Похвальное слово Максиму-философу, по возвращении его из ссылки, имя которого в заглавии некоторые несправедливо заменили именем Ирона на том основании, что есть другое сочинение Григория, заключающее в себе порицание этого Максима, как будто нельзя было одного и того же человека в одно время хвалить, а в другое время – порицать» (О знам. мужах 117). Подробнее об Ироне-Максиме См.: у Mossay, SC 284, 120-141. Ср. Hauser-Meury. Prosopographie, 119-121.
143
Максим носил белый философский плащ и длинную шевелюру.
144
Греческое слово «киник» (циник) созвучно слову κύων (собака).
145
Сл. 25, 2, 1–24; SC 284, 158–160 = 1.358–359.
146
PG 37, 1085 = 2.367.
147
Ср. PG 37, 1088 = 2.368.
148
Впрочем, для профессионального ритора не представляло трудности представить один и тот же объект сначала в положительном, затем в отрицательном свете; это было одно из классических упражнений на занятиях риторикой.
149
PG 37, 1081–1083 = 2.366–367.
150
То есть людей сомнительной веры (м. б. омиев).
151
PG 37, 1090–1093 = 2.369–370.
152
PG 37, 1095–1097 = 2.370–371.
153
PG 37, 1339–1344 = 2.267–269.
154
PG 37, 1102–1105 = 2.372–373.
155
Сл. 26, 3, 29–33; SC 284, 232 = 1.374.
156
Сл. 26, 7, 17–9, 20; SC 284, 242–246 = 1.377–378.
157
Пс 37, 12.
158
Мк 14, 27.
159
Ср. Мф 26, 31–35. Намек на Петра Александрийского, который изменил свое отношение к Григорию под влиянием Максима-Циника.
160
Пс 26, 3.
161
Сл. 26, 17, 15–19, 7; SC 284, 268–270 = 2.383–384.
162
Сл. 33, 6, 8; SC 318, 168 = 1.484.
163
Сл. 33, 8, 1–9, 1; SC 318, 172–174 = 1.485–486.
164
Сл. 33, 11, 1 и 33, 13, 1–2; SC 318, 180–184 = 1.487–488.
165
То есть быть, а не казаться.
166
Дан 13, 42.
167
Сл. 36, 3, 13–23; 6, 3–7; 7, 1–20. Ср. 1 Цар 16, 7.
168
Слово 23 рус. пер.
169
Слово 22 рус. пер.