bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Шайзада Тохтабаева

Этикетные нормы казахов. Часть 1. Будни и праздники

©iPUB 2017

Введение

Существенной частью духовной культуры казахов является традиционный этикет – важнейший индикатор национальной идентичности. По сути, этикет представляет собой квинтэссенцию всей ментальности казахов. Свод правил поведения человека, формировавшийся на протяжении столетий и представляющий собой одно из необходимых условий жизнедеятельности традиционного общества, является значимым историко-культурным источником. Изучение традиционной кинесики, вербальной интонации, ценностных ориентаций, морально-этических предпочтений казахов, связанных со своеобразием образа жизни и хозяйственным укладом, представляется актуальным, значимым и необходимым исследовательским направлением в этнографической науке.

Традиционный этикет, отражая, как внешние проявления этнического менталитета, так и его субстанциональные основы, характеризуется глубиной, многогранностью, ярким этническим своеобразием и обладает известной устойчивостью к инновациям. Как известно, этническое общество основано на коллективном опыте, передаваемом из поколения в поколение двумя путями: на генетическом уровне и через социализацию.

Вместе с тем, этикет как многомерное и полифункциональное явление традиционной культуры, как сложный организм с целой системой взаимозависимых структурообразующих элементов не может пребывать в состоянии постоянной консервации: он дышит, обновляется, переживая процесс определенного развития. В казахском этикете переплетены традиционные устои, хранящие в себе средневековые элементы, правила поведения, связанные с прошлым советским сознанием, а также современные черты мышления, подвергнутые как вестернизации, так и ориентализации; в связи с этим в казахских нормах поведения можно выделить разновременные основные концепты XIX–XXI веков.

Преобладание того или иного пласта в данном духовном явлении связано с местом проживания носителей культуры, их социальной средой, тем не менее, имеются и некоторые базовые элементы традиционного этикета. Эти особенности нравственно-этического характера, связанные с общечеловеческими непреходящими ценностями, заслуживают особого рассмотрения и внедрения в жизнь.

Структура и элементы норм поведения этикета казахов во многом имеют общий характер с традициями соседних этносов; эти связи, в зависимости от структурной части этикета, прослеживаются в разной степени. Рассмотрение межличностного, внутри семейного, праздничного и похоронно-поминального аспектов этикета, охватывающего все главные стороны жизни казахов во взаимосвязи с традициями других народов, позволит выявить динамику этого культурного явления, а также на сущностном уровне установить его связи с традициями народов Евразии.

Те или иные аспекты традиционного этикета казахов упоминаются в зарубежной литературе, начиная со средневекового периода. Отдельные характеристики правил поведения и нравов казахов содержатся также в трудах российских и зарубежных исследователей (любителей-краеведов, естествоиспытателей, путешественников, военных чиновников и т. д.) XVIII–XIX веков. Значимыми представляются как впечатления, описанные европейскими путешественниками (что ценно как взгляд со стороны), так и многочисленные данные носителей традиционной культуры – информантов (что является взглядом изнутри).

При описании обычаев, обрядов, традиций казахов некоторые этикетные штрихи затрагивались дореволюционными авторами (такими, как А. Диваев, Х. Кустанаев, Р. Карутц, Н. Гродеков, Л. Баллюзек, И. Андреев, И. Алтынсарин, И. Ибрагимов, В. Радлов, А. Левшин, С. Руденко и другими). Много интересного материала для разработки темы содержится в сочинениях Ч. Ч. Валиханова.

В советский период традиционный этикет не попадал в поле зрения ученых. Однако этнические традиции, обряды, обычаи и ритуалы, связанные со свадьбой, похоронами, рождением, воспитанием детей, хозяйственно-бытовой деятельностью, художественными ремеслами, религиозными верованиями и т. д., освещались такими исследователями, как А. Маргулан, Х. Аргынбаев, М. Муканов, В. Востров, Э. Масанов, Д. Кармышева, А. Толеубаев, У. Шалекенов, Х. Куанова, И. Захарова, Р. Ходжаева, Н. Масанов, Н. Шаханова, А. Токтабай, С. Ажигали, А. Калыш, А. Галимова, С. Кульсариева, Н. Алимбай, Ж. Ерназаров, К. Байбосынов, Р. Мустафина, Д. Катранулы, Е. Оразбек, Б. Ибраев, К. Ибраева, Б. Хинаят, Р. Кукашев, Ш. Тохтабаева и другими.

Статьи и монографии указанных авторов характеризуются стремлением дополнить опубликованные эмпирические описания системностью анализа с привлечением данных из смежных наук, а также увлеченностью осмыслением знакового содержания рассматриваемых проблем.

При подготовке этой работы весьма полезны были труды Х. Аргынбаева «Семья и брак у казахов» (1973) и «Обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством» (1980). Данные монографии, основанные на оригинальном источнике – полевых материалах автора, собранных в 50-60-х годах XX века (когда многие обычаи еще бытовали в традиционной жизни села), – трудно переоценить, поскольку в них содержатся высоко достоверные данные.

Многое было почерпнуто в монографиях таких авторов, как А. Толеубаев «Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. ХIХ – начало XX века» (1991), Р. М. Мустафина «Представления, культы, обряды у казахов» (1992), Н. Шаханова «Мир традиционной культуры казахов» (1998), Н. Алимбай, М. Муканов, Х. Аргынбаев «Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории» (1998), Ж. Ерназаров «Семейная обрядность казахов: символ и ритуал» (2003), А. Токтабай «Культ коня у казахов» (2004), а также в статьях А. Калыша «Гостеприимство у казахов» (2009), «Обряды переходного возраста у казахов: рождение и детство» (2012). Весьма полезны для подготовки данной книги были содержательные монографии Э. Турсунова: «Генезис казахской бытовой сказки» (1973), «Возникновение баксы, акынов, сыншы и жырау» (1999) и «Истоки тюркского фольклора. Қорқыт» (2001).

В настоящее время этикет как самостоятельная область этнографической науки всё больше привлекает внимание этнологов, историков, педагогов, культурологов и других ценителей традиционной культуры казахов. Появились работы, специально посвященные некоторым разделам этикета. Так, например, Г. Мейрманова проанализировала особенности внутрисемейного этикета у казахов, родственные отношения. А. Омарова и Х. Сатыбалдина рассмотрели речевой этикет казахов (2006). С. Сагнаева и А. Коспанов исследовали институт гостеприимства в казахском обществе (по материалам Западно-Казахстанской области). С. Кульсариева в кандидатской диссертации «Традиции и формирование этнического менталитета у казахских детей» исследовала нормы поведения, механизм формирования у детей национального мышления. В учебном пособии Ж. Солтиевой «Сыпайлык сыры» (1997) приводятся, в форме рассказов, данные о женском этикете, вопросы нравственности, жизненных приоритетов молодежи.

Значительным подспорьем в разработке данной темы стала коллективная монография «Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем» (2001).

Приятным событием явилось появление иллюстрированной книги-альбома «Национальные обычаи и традиции. Казахский этикет» (2012) Б. Каирбекова, в которой в поэтической форме приведены краткие формулы казахских стереотипов поведения.

Интересная информация была почерпнута из книг-альбомов С. Кенжеахметулы «Традиции и обряды казахов» (2004) и «Национальная кухня казахов» (2005), написанных в популярной форме с приведением пословиц и поговорок. Ценность сведений, приведенных С. Кенжеахметулы, определена тем, что автор не только был знатоком казахских обычаев и обрядов, но и сам являлся носителем традиционной культуры.

Несмотря на то, что данная тема некоторое время не была в центре исследовательского интереса, ученые многих стран писали о жесто-мимике у арабов, анализировали частные этикетные ситуации, рассматривали соотношение вербальных и невербальных средств выражения: так или иначе этикетные конструкты всё же попадали в поле зрения отдельных специалистов.

Особое внимание различным аспектам этнокультурной традиции уделили также востоковеды, этнографы стран СНГ. Широкий круг вопросов, связанных с этикетными ситуациями, в 80-90-е годы XX века рассмотрен в сборнике статей «Этикет у народов Передней Азии» (1988). Появление данного труда открыло новое направление исследовательской мысли в области этнологии.

Наибольшее внимание исследователи уделяли особенностям речевого и мимико-жестового поведения, кругу этикетных ситуаций, связанных с разнообразными параметрами жизнедеятельности этносов. В методологическом плане особую ценность представляет статья А. Байбурина, четко изложившего соотношение между понятиями этикета и ритуала, этикета и моральных норм, а также давшего характеристики участников общения; тем же автором полно описаны структура и компоненты этикета.

Важную методическую роль в вопросе изучения традиционного этикета сыграло также появление коллективных сборников статей «Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР» (1982) и «Этикет народов Востока. Нормативная традиция, ритуал, обычаи» (2011).

В сборнике «Этнические стереотипы поведения» (1985) приведена кодификация будничной жизни (еда, работа, отдых), обычно представляющейся неритуализованной (деритуализованной). Авторами продемонстрировано, как осуществляется межуровневая связь внутри модели мира и как преимущественно мифологический уровень (творение мира, его устройство, происхождение человека) соотносится с бытом (этикет, гигиена, еда, распорядок времени и т. п.). Существенной представляется структурная связь между маркированным и немаркированным (праздничным и будничным) уровнями архетипической модели. Проведен, по сути дела, анализ эксплицитной и имплицитной мифологий.

В настоящее время в исследовательских разработках большее внимание стали уделять вербальной интонации, традиционной кинесике (жестам, позе, мимике, ритму), так как данные составляющие этикета играют немаловажную роль в половозрастных взаимоотношениях – как в семье, так и в обществе в целом.

Исследованию норм и принципов поведения женщины на Востоке в период после принятия исламской религии и до настоящего времени не раз уделяли внимание ученые-этнографы и фольклористы, культурологи и философы Казахстана, России, Турции, Ирана, Узбекистана и других стран. Стремительный рост интереса к вопросам «состоявшихся» и укоренившихся норм женского этикета в большой степени объясняется феноменом правил общения и поведения в странах мусульманского Востока.

Настоящая работа подготовлена на основе научного осмысления полевых материалов и литературы с применением системного анализа на стыке смежных наук: этнологии, литературоведения, искусствоведения, философии, этнопедагогики, социологии, семиотики, лингвистики, социальной психологии, культурологии. Этикетные элементы в той или иной мере отражены и в фольклоре: эпосе, сказках, пословицах, поговорках, приметах, загадках, легендах и песнях. При этом следует отметить, что в пословицах (как правило, рифмованных), характеризующихся остротой выражения, прямо отражается отношение человека к ситуации, – а в поговорках, отличающихся образностью и связанностью с определенным жизненным событием, выявляется переносный смысл.

Протяженность территории республики обусловила своеобразные черты в обычаях, обрядах и этикетных конструкциях казахов – иногда эти черты носят противоречивый характер. В дореволюционной литературе также порой содержатся разноречивые сведения. Учитывая это, при подготовке данной работы были использованы только факты, подтвержденные несколькими авторами. Одиночные сведения, не встречающиеся у других авторов, а также вызывающие сомнение, не использовались.

Все обозначенные вопросы, – кинесика, вербальная интонация, этнические стереотипы поведения, установление пространственно-временных аналогий, а также выявление многогранных функций этикета, связанных с различными жизненными параметрами (быт, праздники, воспитание, семейно-родственные отношения, социально-имущественные градации, правовые и похоронно-поминальные события), – рассмотрены с использованием существующих на сегодняшний день методологических разработок.

Введение в научный оборот систематизированных и обобщенных материалов по структуре казахского этикета (кинесике, поведенческому стереотипу, вербальной интонации, речевой культуре иносказания) во взаимосвязи с традициями народов Евразии и Востока позволит осуществить реконструкцию традиционной культуры казахов в более полном объеме.

Предлагаемый труд, написанный в популярной форме и предназначенный для широкой публики, представляет собой, в некотором роде, введение в проблематику. Книга может стать ориентиром для более углубленных исследовательских поисков в будущем.

Автор выражает глубокую благодарность Роме и Рашиду Мынжасаровым за неоценимую помощь в подготовке данной работы, а также носителям традиционной культуры – информантам из сельской местности – за сведения относительно казахского этикета, полученных в ходе полевых исследований. Во избежание перегрузки текста было решено не приводить многочисленные ссылки на сведения информантов, фамилии которых указаны в списке использованных источников.

I. Структура и выразительные средства этикета казахов

Традиционный этикет, определяемый как правила и нормы поведения, основывается на глубинных историко-культурных пластах, в которых спрессованы многовековые традиции. Он был призван содействовать и маркировать структурированное и дифференцированное коммуникативное поведение людей с учетом этнических, половозрастных, социально-имущественных, профессиональных, субкультурных и других различий. Своеобразие этикетной формы духовной культуры народа во многом определялось историческими процессами, хозяйственно-культурными типами, природно-ландшафтными особенностями, биологическими и идеологическими особенностями. Этикет выражается в поведенческой (кинесике, речи) линии, а также в отношении к людям, животным, природным объектам, предметам быта, орудиям труда и способам их использования. Национальный этикет, отражая мировоззрение и ценностные ориентиры народа, понятия о правильном положительном и неверном отрицательном, по сути, раскрывает этнический образ мышления.

В структуре традиционного этикета можно выделить бытовой, праздничный, стратификационный (семейно-родственный, половозрастной, социально-имущественный) и ситуационный. Основой этикетных норм являются ценностные (идеологические, жизненно-практические, морально-нравственные, эстетические) ориентации.

Кинесика, вербальные конструкции, визуальные вещественные материалы, призванные выражать этикетные нормы, относятся к выразительным средствам традиционного этикета. Они основаны на практической целесообразности и символическом содержании. Именно поэтому неотъемлемой частью традиционного этикета является его знаковость, что обусловливает необходимость исследования данного явления культуры в качестве семиотического объекта. Целостное и комплексное изучение традиционного этикета требует междисциплинарного подхода: это необходимо для разностороннего и многоуровнего исследования. В соответствии с этим целесообразно анализировать этикет во взаимосвязи со смежными науками – этнографией, историей, фольклористикой, психологией, педагогикой, философией, лингвокультурологией и т. д.

Следование этническим жизненным ценностям и соблюдение традиционных правил поведения становятся своеобразной защитой индивидуума от стресса и совершения этикетных ошибок, которые могут иметь негативные последствия в морально-этическом плане. Человек, приверженный этическим канонам, живет в рамках стабильных нравственных устоев и чувствует себя уверенно. В его поведенческой линии и психике нет хаоса, неопределенности, жизненного риска. С другой стороны, тот, кто не следует традициям, рискует потеряться в жизни в погоне за другими ценностями. Как считают этнофоры, человек, не придерживающийся правил поведения, основанных на разумных, естественных и удобных для общества мотивациях (речи, жестах, мимике, позах, интонации), в различных жизненных ситуациях может попасть в некорректное положение.

Таким образом, традиционный этикет – это стабилизирующая и унифицирующая основа этноса. Закрепляя координацию взаимоотношений социума, казахский этикет әдеп приобрел своеобразные черты. Во многом его элементы, частично отраженные в шариате, перекликаются с традициями тюркских этносов и народов Востока.

Образовательный процесс в усвоении этикета и его трансляция осуществлялись через обучение, примеры, наущения, трудовые процессы, а также восприятие устного поэтического творчества и народного прикладного искусства. Если сказки, обрядо-бытовая поэзия помогали познанию окружающего мира, жизненных ценностей, способствовали формированию морально-нравственных ориентиров, то эпосы, патриотические песни будили в людях историческое сознание и любовь к Отчизне. Лирические песни, отображая мир чувств, воспитывали позитивные эмоции, наглядно иллюстрируя важность силы любви. Пословицы, поговорки, острословие, назидательные речетативы, основанные на жизненной практике, логике и отличающиеся яркой образностью, юмором, ритмическим строем и рифмовкой, в значительной степени закрепляли этикетные нормы в вербальной памяти.

Важную роль в формировании этноэтикета на визуальном и эстетическом уровнях играло прикладное искусство, призванное художественно преображать весь бытовой уклад. Изумительная красочность, богатое разнообразие и содержательность орнамента, передающего в символической форме космические объекты, флору, фауну и т. д., вызывали у казахов чувства умиротворенности и радости, понятие взаимосвязанности своего «я» с бесконечностью многопланового мироздания. Каждый орнаментальный мотив нес определенную позитивную информацию (о чем пытался сказать мастер), поэтому узор читался как текст и был понятен. Вовлечение в творческий процесс создания произведений прикладного искусства формировало у молодежи трудолюбие, терпение, художественно-эстетическое чутье, чувства цвета и пластики, а также знание символических этноориентиров.

Со временем этикетные правила становились канонами, закрепляясь в традициях (салт-дәстүр), обычаях (әдет-ғұрып) и их составляющих: обрядах (рәсім) и ритуалах (жора). Перечисленные конструкты пронизывают все жизненные сферы и обусловливают необходимость их рассмотрения.

Несмотря на устойчивость и традиционность этикета, некоторые его элементы подвергаются определенной модификации в соответствии с социально-историческими изменениями. При этом его ядро, содержащее преимущественно общечеловеческие ценности, остается сравнительно неизменным. Современный этикет основан на двух составляющих: центростремительной тенденции, без которой невозможно существование этносоциума, и свободном, вариативном, поведении, в котором содержатся центробежные силы [Байбурин, 1988, с. 8]. Вторая составляющая этикета в большей мере подвержена временным изменениям, связанным с исторической судьбой народа. Это было подмечено Ч. Ч. Валихановым еще в XIX веке: «В настоящее время, можно сказать, происходит незаметная, но сильная борьба старины с новизной: мусульманской, подражающей Востоку, и русской» [Валиханов. Заметки…1961, с. 389].

Казахские нормы менталитета и поведения, несмотря на влияние ислама, советской идеологии, глобализационных тенденций, урбанизации, вестернизации, всё же сохранили определенные этнические элементы.

Традиционный этикет, отчасти связанный с архаичными верованиями, основанными на мифологическом представлении о мироздании, содержит в себе временные, пространственные, нравственные оппозиции. «Общество формируется в конкретных исторических условиях, в рамках которых формируются основные свойства и потребности: физиологические (пол, возраст, кровное родство); экономические (закон, права, обязанности); духовные (религия, наука, искусство, нравственное чувство); природа страны, что влияет на менталитет» [Ключевский, 1987, с. 38, 39; Шпилькин, 2007, с. 335–342].

Генезис традиционного этикета

Генезис многих этикетных правил восходит корнями к древности; это выражено в рудиментах анимизма, фетишизма и тотемизма, влившихся в шаманизм и последующие религиозные верования – тенгрианство, зороастризм, манихейство, несторианство, ислам. В зачаточной форме этикетные нормы существовали еще в эпоху палеолита, что во многом способствовало выживанию человеческого коллектива. Так, например, в распределении мяса убитого животного между всеми членами коллектива, в том числе – слабыми, больными, старыми, что способствовало выживанию всего социума, отражен определенный морально-нравственный ориентир.

Начиная с эпохи бронзы, устанавливается этикетное правило посыпания красной охрой покойника, что имитировало обряд сожжения, в чем устанавливаются элементы очищающей магии и приобщения его к культу Огня и Солнца [История, 1977, с. 132]. В обычаях погребения вместе с усопшим его жены, добровольно уходящей с покойным мужем в иной мир, а также захоронения любимого коня в полном снаряжении, посуды, элементов костюма, ювелирных украшений содержится представление о продолжении жизни в ином мире. Со временем такие обычаи, всё более облегчаясь, начинают символизироваться. В старину казашки, выражая свою готовность идти в иной мир за мужем, используют экспрессивные кинетические и вербальные средства, демонстрируя свое горе. Они с громкими причитаниями до крови царапали свое лицо (бет жырту), разрывали мочки ушей, когда снимали серьги (так поступали лишь с покойницей) [Тохтабаева, 2005, с. 277].

Цифровые константы

Традиционный этикет в своей идеологической основе базируется на мифологическом осмыслении универсума, когда важная роль отводилась цифровым константам. Числовой код, возникший в глубине веков, имел определенное значение в миропонимании многих народов [Мелетинский, 1976, с. 230–234]. Бинарная классификация универсума устанавливается еще в культуре массагетов [Толстов, 1948, с. 207, 288] и саков [Акишев, 1984, с. 7–23]. Цифровые константы нашли отражение в мифопоэтической и орнаментальной системах средневекового периода тюркоязычных народов [Турсунов, 1973, с. 76]. В традиционной обрядовой и художественной культуре казахов большое значение имеют числа 2, 3, 4, 7 и 9.

Дуалистическая классификация, делящая мир на оппозиции (верх – низ, день – ночь, правый – левый, земля – небо, рождение – смерть, мужское – женское, огонь – вода и т. д.), пронизывала собой пространственные, временные, социальные, нравственные, оценочные, биологические, религиозные, цветовые и все другие жизненные структуры. Горизонтальная ориентация у древних тюрков была обусловлена движением солнца, поэтому противоположными константами были вперед (восток) – назад (запад), вправо (юг) – влево (север) [Толеубаев, 1991, с. 164]. Амбивалентность прослеживается в фольклоре [Львова, 1988, с. 56] и распределении традиционного жилищного пространства казахов. Так, с верхом связывается почетное место в юрте для гостей (төр), слева от которого располагаются женская, а справа – мужская половины. В соответствии с этим предметы приобретали престижную половую знаковость. Низ, беспорядочные действия, хаос связываются с женщиной, ее образом и жизнедеятельностью, тогда как мужчина ассоциируется с верхом, в том числе – с внешним миром, космосом.

Вещи левой половины юрты (кровать, мебель, посуда и т. д.) осознавались как женские, а правой (конское снаряжение, оружие) – как мужские. По мнению некоторых исследователей [Львова, 1988, с. 31, 149], у тюркских народов Южной Сибири бытовая утварь женской, – то есть северной, нижней, подземной части мира, – половины юрты осмысливается отчасти как вредоносная. Это не подтверждается материалами нашего исследования, поскольку в традиционном сознании казахов, наоборот, существует представление о сакраментальности посуды – ложек, черпаков, чаш и сосудов [Тохтабаева, 2005, с. 294–296]. Некоторые противоположные символы группируются в более емкие оппозиции: огонь, металл, правое, верх, день ассоциируются с мужским началом, а левое, низ, вода, ночь – с женским [Толстов, 1948, с. 288].

Всё, в чем предполагаются возникновение, развитие и завершение, символизирует собой тройка, именно в ней воплощаются абсолютное совершенство и завершенность. Эта цифровая величина делит мир на три вертикальных уровня: верхний – небесный, средний – земной, нижний – мертвый. Трем мирам в сакской мифологии соответствовали определенные животные: верхний мир олицетворяли птицы; средний – звери и домашние животные; нижний – змеи, рыбы [Акишев, 1984, с. 80, 93]. Триадность мира соотносилась с деревом: крона – верхний, ствол – средний, корни – нижний мир.

На страницу:
1 из 3