bannerbanner
Золотой лебедь в бурных водах. Необыкновенная жизнь Десятого Кармапы
Золотой лебедь в бурных водах. Необыкновенная жизнь Десятого Кармапы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

«В его правление в стране было настолько безопасно, что даже старуха могла пройти от одного края страны до другого с мешком золота; вот почему этот период внутренней безопасности в стране известен как эпоха Генмо Серкор („старуха, несущая золото")».

После Джангчуба Гьялцена правление Пхагдру продолжалось в течение двенадцати поколений до линии Цзан, пришедшей к власти в середине XVI века. Они сохранили разделение светской и религиозной властей. Таким образом, светская власть в Тибете сохранялась на протяжении почти трех столетий после Джангчуба Гьялцена. Ситуация изменилась, когда монгольский правитель Гуши-хан вторгся в страну и выиграл войну 1639–1642 годов. Он сделал Пятого Далай-ламу верховным правителем всего Тибета.

Приход к власти Пятого Далай-ламы произошел в период жизни Десятого Кармапы Чёйинга Дордже, невольного заложника тех беспокойных времен. Мы увидим в его биографии (приведенной в Части III этой книги), что – в отличие от амбициозных политиков, духовных администраторов, монгольских военачальников – он испытывал отвращение к власти и политике и избегал их всеми возможными способами. Перед войной 1639–1642 годов Десятый Кармапа был уважаемым и главным духовным мастером Тибета, так же как и двое его непосредственных предшественников, Восьмой и Девятый Кармапы.

Во время правления царей Пхагдру Кармапы, от Четвертого до Шестого, были духовными наставниками правителя, князей дзонгов и других государственных чиновников. Влияние Кармап и их авторитет возвели их в статус главных лам Тибета. Тем не менее, они не обладали никакой политической властью.

Будучи буддийскими учителями Тибетских правителей, Кармапы в то же время выполняли схожую роль и для китайских династий Юань и Мин. Третий Кармапа Рангджунг Дордже (1284–1339) и Четвертый Кармапа Ролпе Дордже (1340–1383) были духовными наставниками монгольских князей, правивших в период династии Юань. Пятый Кармапа Дешин Шегпа (1384–1415) был учителем Юнле (императора династии Мин) и князя Пхагдру Чен-нга (правителя Тибета)[2]. Так началось становление школы Карма Кагью как самой уважаемой буддийской школы Тибета. Этот статус сохранялся за ней до вторжения в страну Гуши-хана.

Четвертый Шамарпа и правление Ринпунг

Четвертый Шамарпа Чёкьи Драгпа (1453–1524) служил Недоном Чен-нга в течение двенадцати лет. В 1483 году, когда царь Пхагдру Кюнга Легпа умер, его сын, царевич Таши Драгпа, был слишком молод для того, чтобы править. Прежде чем уйти из жизни, правитель попросил своего учителя, Четвертого Шамарпу, принять титул Недон Чен-нга и быть регентом для молодого наследника престола.

В качестве Недона Чен-нга Четвертый Шамарпа не решал повседневные вопросы управления. Он назначил Ринпунга Цоке Дордже премьер-министром (или Деси[3]), ответственным за административные вопросы государства. Шакабпа пишет[4]:

«В год Водяного кролика (1483) Гонг-ма Кюнга легпа ушел из жизни. Перед смертью он сильно страдал от привязанности к молодому сыну. Тогда Чен-нга Ринпоче Чёкьи Драгпа (Четвертый Шамарпа) обещал умирающему царю, что он примет титул царя Пхагдру до тех пор, пока царевич не достигнет возраста правления. (После смерти царя) Четвертый Шамарпа твердо[5] правил Пхагдру. Он назначил Рингпунг Цоке Дордже ответственным за государственные вопросы (в роли Деси)».

Четвертый Шамарпа передал все государственные вопросы Деси Ринпунгу. Таким образом он отделил свою роль духовного лидера от своей роли Гонг-ма (Тибетский уважительный термин для выдающихся правителей).

Когда Рипунг Цоке Дордже возглавлял администрацию правительства, он и вся его семья были учениками Четвертого Шамарпы. В начале года Земляной овцы (1499) все дзонги, или управляющие провинций, собрались на конференцию, которую возглавил Деси Ринпунг, чтобы возвести на трон двенадцатилетнего царевича Нгаванга Таши Драгпу. В течение последующих четырех лет Четвертый Шамарпа был советником молодого царя как по духовным, так и по политическим вопросам.

Позже царь женился на девушке из семьи Ринпунг. С этого момента политическая власть и влияние семьи постепенно увеличивались, и цари Пхагдру стали фактически лишь номинальными правителями. Во второй половине 1500-х годов все полномочия перешли от семьи Пхагдру к Ринпунг. Несмотря на упадок и слабость, линия правителей Пхагмо Дру остается одной из самых уважаемых в истории Тибета. Их по праву называли Гонг-ма.

Предупреждения из терм[6]

Школа Ньингма, самая старая из буддийских традиций Страны Снегов, долгое время пользовалась авторитетом среди Тибетцев. Хотя школе не хватало централизованной организации, их влияние было широко распространено, поскольку учителя и храмы Ньингма расположились по всему Тибету и Гималаям.

Дамы Ньингма верили, что когда индийский йогин Гуру Падмасамбхава был в Тибете в VIII веке, он спрятал среди скал и в пещерах сакральные буддийские тексты или предметы, известные как терма. Дамы, открывшие эти термы и передавшие их другим, были известны как тертоны[7].

Тексты терм содержали описания ритуалов для устранения зла и неудач и предназначались для использования в будущем на благо существ. Тертон наставлял учеников, как совершать ритуалы, описанные в найденной терме, и затем передавал им сам текст. Таким образом тертон создавал новую линию передачи этой ритуальной практики. Поскольку учения Гуру Падмасамбхавы передавались в школе Ньингма, тертоны часто были ламами этой линии.

Одна из частей термы называется терлунг и содержит предсказание о событии, плохом или хорошем, которое произойдет в указанный год. Терлунг также указывает на людей, которые будут вовлечены в это событие – положительных или отрицательных духовных мастеров, царей или феодалов. Некоторые из найденных текстов предсказывали гражданские войны и вторжения иностранных завоевателей, иногда указывая год события по лунному календарю.

В XIV–XVI веках все части терлунгов, обнаруженные в открытых термах, содержали одно и то же предсказание: однажды «желтая» школа (Гелуг) призовет армии монголов в Тибет, уничтожит истинную Дхарму и, в конечном счете, приведет к падению Тибета. Некоторые из пророчеств также гласили, что школа Сакья предотвратит грядущее вторжение монголов, совершая пуджи, или молитвенные ритуалы. Обеспокоенные тем, что Дхарма в Тибете может быть уничтожена, все монастыри Сакья проводили многочисленные пуджи, чтобы предотвратить войны.

Вместо того чтобы прислушаться к предупреждениям, некоторые ламы школы Гелуг разозлились на тертонов и пытались их дискредитировать. «Тертоны – обманщики. Как можно добывать Дхарму в пещерах?» – вопрошали они. Им казалось, что некоторые термы нарочно критиковали их школу.

Посредством любопытных рассуждений они также поставили под сомнение истинность терм. Тертоны создали образ Падмасамбхавы, носящего квадратную шапку с павлиньим пером, которую, по словам Гелуг, индийский йогин не стал бы носить. А раз изображение Гуру Падмасамбхавы было неверным, значит, и захороненные им термы также должны быть поддельными, считали гелугпинцы.

Согласно традиции, каждый раз при нахождении тертоном новой термы необходимо было получить подтверждение ее подлинности от ламы высокого ранга. Об этом тертоны часто просили Кармапу. Поскольку в Гелуг полагали, что предсказания терм портят репутацию Желтой школы, а Кармапа подтверждал подлинность найденных текстов и предметов, то и его эта школа считала врагом.

Случай в Джоканге

Основателем Желтой школы Тибетского буддизма был Цонкапа (1357–1419), последователь Четвертого Кармапы Ролпе Дордже. Он также очень уважал Пятого Кармапу Дешина Шегпу. В результате Желтая школа, главная резиденция которой была расположена в Лхасе, сохраняла отличное взаимопонимание с Кармапами вплоть до Седьмого, Чёдрага Доржде (1454–1506).

На протяжении нескольких столетий храм Джоканг в Лхасе считался национальным храмом Тибета (он по-прежнему является одним из самых значимых Тибетских храмов). К 1470-м годам вокруг храмовых стен были построены многочисленные магазины и дома торговцев.

В биографии Седьмого Кармапы написано[8]:

«Седьмой Кармапа трижды видел один и тот же сон, в котором Бодхисаттва Майтрейя сказал ему следующее:

„{Статуя} Джо Шакьямуни, расположенная в районе {храма Джоканг}, была окружена жилыми домами. В силу этого негативного фактора вся Дхарма Будды в мире, и особенно в Тибете, шла на убыль, и в {Дхарма-сообществе в Тибете} пребывало множество запятнанных монахов, не соблюдавших Винаю[9].

Если бы Джоканг окружали жилища монахов, не нарушавших обеты, тогда истинная Дхарма Будды расцвела бы вновь.

Район, где был расположен храм, принадлежал семье Жика Нелпа, спонсирующей Кармап. Поэтому Кармапа попросил их сделать это (построить жилища для монахов). Но из-за постороннего влияния Жика Нелпа не смогли выполнить просьбу. Кармапа также не смог построить резиденцию для монахов {вокруг храма Джоканг}.

Но ему (Седьмому Кармапе) уже принадлежала монашеская резиденция Карма Драцанг рядом с {районом} Джоканг. Он решил расширить ее, чтобы поселить там монахов, соблюдающих обеты Винаи, дабы не игнорировать предсказание Майтрейи.

Тем не менее, когда строительство уже началось, те, кто носили одеяния монахов, а на деле стремились накапливать богатства, были захвачены злом. Они объединились с домовладельцами (мирянами, поддерживавшими Гелуг). Истинные (или неомраченные) монахи из монастырей Сера и Дрепунг не могли их остановить. Нападавшие, числом около пятисот, были вооружены и в шлемах. Те, на ком не было шлемов, использовали чаши для подаяния в качестве защиты. Они уничтожили все построенное.

Около двух тысяч последователей {Седьмого} Кармапы собрались, вооруженные оружием, которое им поднесли[10]. Их было достаточно, чтобы защититься от пятисот нападающих монахов. Они попросили разрешения Кармапы нанести ответный удар. На что он сказал так: «Если мы истинные последователи Будды, мы никогда не совершим таких поступков. Если вы – мои верные последователи, остановитесь (не делайте ничего)".

Позже правительство под управлением Четвертого Шамарпы (пока царь был все еще мал)[11], так же как и многие лорды, такие как господин Джава Трипон, сказали, что они (нападавшие монахи) должны быть наказаны, поскольку нарушили спокойствие этой местности. Ведение войны монахами было позорно. Но Кармапа решительно остановил их (правительственных чиновников и лордов), тем самым очень их расстроив».

Расширение Седьмым Кармапой резиденции около Джоканга встревожило администрации монастырей Сера и Дрепунг, принадлежавших школе Гелуг. Они восприняли это действие как угрозу или вторжение на их территорию. Вопреки их реакции, Тибетское правительство и народ верили, что храм Джоканг принадлежит всем Тибетцам. Поэтому любая школа или кто угодно мог помочь его защитить. Тем не менее, монахи из Сера и Дрепунг подозревали Кармапу в желании захватить храм. Кармапа же, напротив, позволил несдержанным монахам избежать суда или даже порицания.

После случая с храмом Джоканг отношения между монахами из Сера и Дрепунг и Кагьюпами были напряженными в течение нескольких десятилетий, до появления Восьмого Кармапы Микьо Дордже (1507–1554). Его знание Дхармы было несравненным. Он был выдающимся Бодхисаттвой, уважаемым всеми школами. Его авторитет помог устранить раскол между школами Гелуг и Карма Кагью.

Установление правления Цанг

Во время жизни Девятого Кармапы Вангчуга Дордже (1556–1603) в Тибетском правительстве произошли изменения. Контроль перешел от семьи Ринпунг к семье Цанг. Последним Ринпунг Деси был Нгаванг Джигдраг. Его родственник Цанг Цетен Дордже, занимавший высокую должность во дворце, поднял восстание против правления Ринпунг в 1563 году.

В 1565 году Цанг Цетен Дордже захватил власть и стал Цанг Деси[12]. Он сделал своей столицей Шигаце, и его дворец назывался Самдруб Це. Его правление продлилось до 1588 года.

Когда Девятому Кармапе было двенадцать лет (в 1568 году), Цетен Дордже пригласил его в Самдруб Це, из уважения к нему как верховному ламе Тибета. После этого Кармапа отправился во владение Ринпунг к Нгавангу Джидрагу, где оставался три месяца. В этот период он примирил семьи Ринпунг и Цанг и попросил их не мстить друг другу. В результате в Тибете не началась гражданская война.

Благодаря тому, что Девятый Кармапа установил мир, все знатные люди Тибета были ему благодарны и относились к нему как к главной духовной персоне страны. Также они были готовы обращаться к нему за советом даже в правительственных вопросах. Тем не менее, Кармапа оставался минимально вовлечен в государственную сферу, предпочитая сосредоточиться на религиозной деятельности.


С. Сйидам Каттинг

Желатиновая печать по серебру.

Дар миссис С. Сйидам Каттинг, 1972

Из коллекции музея Неварк 73.1114


Дворец Самдруб Це, построен в Шигаце в XVI веке по повелению Цанг Деси, расположен на вершине холма. Десятый Кармапа и Шестой Шамарпа посетили дворец в 1628 году.

2

Первые признаки разлада

После того, как авторитет и популярность Восьмого Кармапы устранили разногласия, вызванные случаем с храмом Джоканг, произошел ряд других инцидентов, связанных с недопониманием между Карма Кагью и администрациями нескольких монастырей Гелуг в Центральном Тибете – Гадена, Серы и Дрепунга. Разлад имел место в первой половине XVI века и положил начало раскола там, где раньше наблюдались исключительно сердечные, уважительные отношения двух религиозных групп. Не все мастера и последователи Гелугпы видели Кармапу и Карма Кагью в негативном свете. Например, обитатели двух монастырей, Гадена Шейкара и Таши Лунпо, не держали зла на Карма Кагью. Только администрации трех вышеупомянутых обителей были вовлечены в конфликт.

Правила этикета и оскорбление

Правительство Ринпунг следовало определенной иерархии лам различных школ. Сами школы также обладали официальным статусом, и среди них Карма Кагью считалась высшей. Когда высокопоставленные ламы встречались, от них ожидалось следование установленному этикету. Так, например, в монастыре Цурпху посетители, входя в главный зал, простирались перед Кармапой в Черной короне и Кармапой в Красной короне (Шамарпой)[13].

Во время жизни Третьего Далай-ламы (1543–1588) произошел случай, положивший начало первым разногласиям между администрацией монастыря Дрепунг и Карма Кагью. Третий Далай-лама был настоятелем этого монастыря; монахи из Серы также признавали его своим главным учителем.

Однажды (точная дата неизвестна) Третий Далай-лама приехал на встречу с Девятым Кармапой и Шестым Шамарпой в монастырь Цурпху. Оба мастера Карма Кагью следовали стандартному этикету и приняли его согласно статусу. Девятый Кармапа остался сидеть на троне, в то время как Пятый Шамарпа поднялся и стоял на своем троне. Тем не менее, некоторые из администраторов Третьего Далай-ламы предпочли интерпретировать тот факт, что ни Кармапа, ни Шамарпа не спустились с трона, дабы поприветствовать Далай-ламу, как сильное оскорбление, нанесенное их духовному мастеру. Они использовали этот факт, чтобы внести разлад между двумя школами.

В автобиографии Пятый Далай-лама (1617–1682) упомянул этот случай в контексте общения с Седьмым Шамарпой (1631–1694), когда тот посетил Далай-ламу[14]:

«Шамар Чог Ги Тулку (Седьмой Шамарпа) прибыл в Лхасу из Цурпху. Мои служащие предположили, что он приехал, так как теперь мы могущественны, а у него нет власти. Поэтому нам не следует оказывать ему почестей.

В давние времена, когда Тхамчад Кьенпа Сонам Гьяцо (Третий Далай-лама) встретился с Девятым Кармапой Вангчугом Дордже и Пятым Шамарпой Кёнчогом Енлагом, Кармапа не встал с трона. Только Шамарпа поднялся. В то время они смотрели на нас свысока.

Есть поговорка: что бы ты ни делал, результат к тебе вернется. Действительно, можно не оказывать им почестей, так как теперь мы могущественны, а они (школа Карма Кагью) – нет. Если мы посадим их на молодого мула[15], им придется это принять. Как они могут бросить нам вызов!

Но, поскольку он (Седьмой Шамарпа) – известный лама высокого ранга, если ты не уважаешь его, это указывает на твои собственные недостатки. Более того: поскольку я родился в семье Чонге Тагце (широко известная семья аристократов), то если я не оказываю уважение, значит, у меня – бескровное лицо (т. е. у меня нет стыда). Поэтому я распорядился принять его с почестями».

Поэма-поздравление, на которую ответили гневом

Другой случай с участием Четвертого Далай-ламы Йонгтена Гьяцо (1589–1617) усилил недоверие между пхобрангом монастыря Гаден[16] и Карма Кагью. Далай-лама был правнуком Алтан-хана и вырос в Монголии. В 1601 году, году Железного быка, когда Далай-ламе было 12 лет, его пригласили в монастырь Гаден, что рядом с Дхасой. Шакабпа так пишет об этом[17]:

«В то время Шестой Шамар Тхамче Кхьенпа Гарванг Чёкьи Вангчуг отправил (Четвертому Далай-ламе) складно написанное послание в стихотворной форме[18]. Сам я прочел его в биографии Четвертого Далай-ламы[19]. Оно было написано в поздравительном тоне и содержало благоприятные пожелания молодому Далай-ламе. Смысл послания заключался в рекомендации получить хорошее образование в Дхарме и других областях знания.

На это следовало ответить любезным посланием. Вместо этого, как указано в исторических записях, известно, что Цегане Дордже, старший брат Третьего Далай-ламы, и Жуканг Рабджампа, секретарь Далай-ламы, чье настоящее имя было Гелег Лхундруб, вместе написали грубый ответ. Это было ничем не обосновано и показало их истинный характер».

Джамьянг, секретарь Шестого Шамарпы, сказал, что секретари Гадена необразованны[20]. Эта критика разозлила администраторов Гелугпы, которые, в свою очередь, поощрили монгольских последователей своей школы, совершавших паломничество в Тибете, разграбить фермы монастыря Цурпху.

3

Возможное примирение сорвалось

В 1606 году, когда Четвертому Далай-ламе было около 17 лет, он посетил южный Тибет и проезжал через область Гонгкар. По случайному совпадению Шестой Шамарпа также был в той же области Тибета. Двое лам могли бы встретиться, чтобы преодолеть разногласия между администрацией Четвертого Далай-ламы и Карма Кагью. Однако некоторые из помощников и Гаден Пхобранг вмешались и предотвратили эту встречу[21]. Шакабпа описывает ситуацию следующим образом[22]:

«Он (Четвертый Далай-лама) прибыл в Гонкар. В то время Шестой Шамар, Чёкьи Вангчуг, был в том же районе Денса Тхил. Если бы они смогли встретиться, это оказалось бы благоприятно для всех аспектов жизни Тибетского общества. Более того, оба были согласны на встречу.

Помощники (Четвертого) Далай-ламы вспомнили о случае из прошлого, когда они (Девятый Кармапа и администрация Пятого Шамарпы) не оказали должного почета (Третьему Далай-ламе). Они сказали: „(Шестой) Шамарпа может быть все так же умен, как и раньше. Если бы мы сказали ему (Четвертому Далай-ламе) об этом (о том, что произошло с Третьим Далай-ламой) и попросили бы его не встречаться (с Шестым Шамарпой), он бы не послушал. Поэтому, если мы отправимся домой, то встреча естественным образом не состоится". И они (Четвертый Далай-лама и его администраторы) вернулись в Дрепунг».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ш(ЕНГ): 82.

2

Титул Чен-нга, означающий «находящийся в присутствии», происходит из времен Дрикунг Джитена Сумгона (1143–1217), когда Драгпа Джунгмо из клана Ланг служил ему в течение 16-ти лет, ни разу его не покинув. Позже, когда его семья правила Тибетом, термин стал одним из обращений к суверену династии Пхагдру. Поскольку Недонг был столицей во время правления Пхагдру, определение «Недон Чен-нга» относится к правителю Пхагдру.

3

Деси означает правитель, премьер-министр или глава правительства.

4

Ш (ТИБ): том 1, 348–349,

5

«Твердо» здесь означает «стабильным и достойным образом».

6

Терма – это сокровища, спрятанные мастерами прошлого, такими как Гуру Ринпоче, для блага будущих поколений. Это могут быть тексты Дхармы, реликвии или Дхарма-предметы.

7

Тертоны, обычно из школы Ньингма, находят спрятанные тексты, или терма, содержащие откровения. Они являются держателями или хранителями этих текстов.

8

БЛ: 559б-560а,1972 г. Издание, перевыпущенное Д. Гьялцаном и Келсангом Легшей в Нью-Дели.

9

Обеты и правила поведения монахов.

10

Среди охотников и мирян существует традиция отдавать в монастыри в качестве подношения свои ножи и иное оружие, если они обязуются не убивать чувствующих существ.

11

См. часть «Четвертый Шамарпа и правление Ринпунг» ранее в этой главе.

12

СШ (ТИБ): том 1, 358.

13

Шамарпа означает «носящий красную корону». В тибетских исторических записях Шамарпа часто упоминается как Кармапа в Красной короне.

14

ДЛ: том 2, 356.

15

Это означает «обращаться с ними как с пустым местом».

16

Пхобранг – монастырская администрация.

17

Ш(ТИБ): том 1, 386.

18

Писать письмо в стихотворной форме было обычаем в то время, как и на протяжении многих веков в тибетской культуре.

19

В оригинале работ стоит примечание Шакабпы: все письмо можно найти на стр. 29 биографии Четвертого Далай-ламы, Норбу Тхренгва.

20

Ш(ТИБ): том 1, 391.

21

В английской версии книги Шакабпы «Тибет: политическая история» на стр. 98 указано, что администрация Кармапы также была против этой встречи. Однако в более полной тибетской версии работы Шакабпы этого не сказано.

22

Ш(ТИБ): том 1, 389–390.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2