bannerbanner
Благодаря и вопреки. Стихи о жизни, природе и камнях. О веселом и грустном
Благодаря и вопреки. Стихи о жизни, природе и камнях. О веселом и грустном

Полная версия

Благодаря и вопреки. Стихи о жизни, природе и камнях. О веселом и грустном

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Виктор Слётов

Благодаря и вопреки. Стихи разных лет. Книга вторая, с рисунками автора: обо всём понемногу


«Поэзия – это как музыка, застывшая в камне»


© Слётов В. А., 2013

* * *


Виктор Слётов родился в Москве, окончил кафедру минералогии геологического факультета МГУ. Работал в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН. Д. чл. Российского минералогического общества РАН.

Известен как минералог, коллекционер, художник и исследователь природы; автор ряда научных публикаций и уникального научно-художественного проекта «Рисуя минералы»; поэт.

Лауреат международной премии «Филантроп» (2004) за выдающиеся достижения в области культуры и искусства – специальная премия «За новизну и оригинальность в творчестве». В 2001–2004 гг. в соавторстве с В. С. Макаренко издал три альбома «Рисуя минералы». Первый поэтический сборник «Стихи разных лет» вышел в свет в 2005 году. В 2011 году – участие в сборнике «От недр своих…: Стихи выпускников, преподавателей и сотрудников геологического факультета МГУ», в 2013 – в сборнике-антологии «Поэтическая минералогия». Авторский сайт в интернете http://mindraw.web.ru


«Сидел я как-то за микроскопом и разглядывал срез камешка. А заодно слушал музыку, звучал «Pink Floyd». Рисунок как-то сам собой получился, и я никак не могу определиться, – что же именно нарисовал – узор внутри камня или звуки музыки. Уж очень они были «созвучны»…»


Стихи о камнях



Кристалл

Когда наскучит суета,Дела, людские лица,Я знаю выход – я могуВ кристалле раствориться.В его прозрачной глубине– Незыблемая вечность.В нём есть и радость, и покой,И мира бесконечность.

Кристалл и Солнце

Таинственных хранитель сил,И древности преданий– Кристалл холодный, дар Земли,В одежде дивных граней.Вот он лежит передо мной,Глубин земных посланец,И с ним играя, Солнца луч,Свой исполняет танец.

Морион

Откуда, чёрный морион, в тебе такая сила?– С доисторических времен Земля её копила.В своих камнях она дала – защиту нам от силы зла,И помощь от безумья, и повод для раздумья,И тихие мгновенья – души отдохновенья.

Другие измерения

Иные камни в те уносят измеренья,Где Инь и Ян ещё не знали разделенья,Где в диком хаосе гармония рождалась.Застыла в нём. И с ним переплеталась.

И шальной холодок изумруда

И шальной холодок изумруда,И тепло золотого топаза,И простого кальцита премудрость– Лишь они не обманут ни разу.В них, в безмолвных осколках вселенной,Искры вечных гармоний сверкают.Повседневности образ надменныйВ этих искрах бледнеет и тает.Они дарят покой и защиту,Они дарят огонь вдохновенья,Заплетаясь цепочкой единой,С нашей бренностью – в вечности звенья.

Турмалин

Однажды с неба радуга упала в огорченьи,Что краток в небе век её, и нету приключений.А мать-Земля, приняв её, нашла ей примененье —Мол, хватит дурью маяться, раскрась-ка мне каменья!И каждый камень взял, что смог. И что ему положено.Один проказник-турмалин всё мечется встревоженно.Любой наряд ему к лицу. А то и два, и три к концуОн всех камней нарядней стал, и все цвета в себя вобрал.И всё такие яркие, и все такие сочные,Иные его друзочки – как клумбочки цветочные.Теперь он глаз мой радует, и украшают полочки —То призмочки пузатые, то тонкие иголочки.И дома моего уют —Наполнен тем, что в нём живут,Мои друзья, прекрасные каменья,– Дары Природы и источник вдохновенья.

Берилл

Тихий вечер. Тоска, одиночество.И усталость, и нет больше сил.Опостылело всё. И лишь хочетсяВзять, и молча глядеть на берилл.Что ни грань – то картина изографаИ на каждой – особый сюжет,Не создаст гармоничней которогоНи художник, ни маг, ни поэт.В глубине его – воды текучие,Он струится, как вешний ручей,Этот камень поможет при случае– Лучше тысячи лучших врачей.

Кристалл берилла

Я, с детства камни собирая,Без них не мыслю жизнь свою,Но вас, волынские бериллы,Особо трепетно люблю.Когда ничто вокруг не мило,И верх берёт печаль-тоска,– К кристаллу чистого бериллаНевольно тянется рука.От грустных мыслей отвлекая,К себе притягивает взор– Замысловато-лаконичныйЕго поверхности узор.Тепла с прохладою слияньемИ безграничной глубиной —Он, улыбаясь блеском граней,Как будто говорит со мной.О чём-то вечном и великом,О том, что знал, но позабыл.И, может – правда, может – мнится,Что он всегда со мною был.Ужель случайно столь прекраснымКристалл из хаоса возрос?И нужным стал, чтоб днём ненастным,Ответы дать на мой вопрос.Чтоб новой силою наполнить,И поддержать в нелёгкий час,И чтоб о вечности напомнить,И… – чтоб сей стих сложить для Вас.

Топаз

Люблю топазы! Эти камни —Необычайно хороши.Они таят уму загадки,И дарят радость для души.То замутнённый, то прозрачныйРоскошный, или чуть невзрачный,Имея множество личин,Топаз от прочих отличимПохожих внешностью камней– Особой тяжестью своей,Подобной злату россыпей.За эту плотность, этот вес,Он звался на Руси Великой,Почтительно – «тяжеловес».Совсем бесцветный или красный,Медовый, жёлтый, голубой,Зональный ли, секториальный,Или прозрачно-идеальный,В ином – включения найдёшь.В особенности же хорош —Кристалл с фигурами травленья,Когда от жара и давленья,Состав растворов едким сталИ начал разъедать кристалл.И, как резцом, поверхность граней– Точил, сверлил, гравировал.Кристалл, в размерах уменьшаясь,Меж тем крепчал, сопротивляясь.Дефектные теряя части,Он растворялся лишь отчасти.Ядро-ж чистейшее егоДошло до времени сего,С поверхности испещреноБорьбы рельефными следами,Которые из раза в разТак завораживают глаз.Ведь письмена глубин земныхКуда древнее всех иных,И могут рассказать отчасти —Какие там бурлили страсти.

Ставролит

Еще не выросли леса, не волновались воды,Земля, безвидна и пуста – начало всей Природы.Земная твердь и твердь небес,И свет первоначальный.До времени безлюдных местВид грозный и печальный.Но всемогущий Божий Дух,Как первый благовест,Уже вложил в земную твердьПредвечный Божий Крест.Настала полнота времён, и нам из недр творенья,Как чудо Божье явлен Он, – знак скорби и спасенья.

Стихи о милых мне камнях

Полезно камни наблюдать,Над ними можно размышлять,Ценней же прочего – желаньеЗаконы жизни их понять.Прочесть сокрытые в них тайны,Что им присуще, что – случайно.И поделиться, рассказать,О том, что удалось узнать.Однажды, камни наблюдая,Мне вдруг подумалось о томЧто быть немалой пользе в том,Чтоб из того, что мне открылось,Хотя бы маленькая часть —В стихах однажды воплотилась.Так родились в моих сеняхСтихи о милых мне камнях.

Друза

Друза – это полный хаосРазно сросшихся кристаллов.Взрыв, обвал, нагроможденье,Форм и бликов наважденье.Только в каждой новой друзеЧто-то новое таится,В друзах кварц непредсказуем,И со всех сторон искрится,Этот хаос – привлекает,Граней множеством сверкает.Если в прочем беспорядокОгорчает и смущает,То в срастаниях кристаллов– Неизменно восхищает.Дар природы первозданной,Друза с горным хрусталём– Чувства добрые рождает,И приносит радость в дом.

Тела из сросшихся кристаллов

Внутри пород, средь руд, отвалов,Подобны то ежу, то шару,Встречаются то тут, то там– Тела из сросшихся кристалловПирита, кварца и иныхРазнообразных минералов.От центра в стороны растут,Конкрециями их зовут.Плотны, зернисты иль лучистыНо формы, в принципе, любой,Они – конкреции. А что жеОни являют нам собой?Как для великого началомЯвиться может всякий вздор,Так и кристаллов зарожденьюСпособствует мельчайший сор.Конкреции подобны взрывуВ сильнозамедленном кино,– Кристаллов группы, зарождаясь,Растут от точки, расщепляясь,Природа-ж малой точки той —Бывает сложной иль простой.Но для пытливого умаО том написаны тома.В жеодах всё наоборот:От стенок каверн и пустот,Поверхность оных покрывая,Кристаллов дружная семья,У основания срастаясь,Лишь к центру пустоты растёт.Внутри которой создаёт —Подобие дворцовых залов,В которых стенки – из кристаллов.

Изумруд

Изумруд зеленоокий,Цветом сочный и глубокий,Восхитительный и скромный– Не бывает он огромный,Но, не мал и не велик,Он отбрасывает блик.Сохраняя в себе тайныЖизни каменной событий,Наблюдательному взору —Дарит радости открытий.А умело обработан,Обрамлён в златой каркас– Сочной зеленью своеюОн бодрит, и тешит глаз.

Карадаг

Скалы древнего вулкана, как и в юности манят,Снова тянет к Карадагу. Вновь, как много лет назад.Вот приеду к Карадагу, у подножия прилягу,И спрошу у тихой бухты, помнит ли она о том,Как, с мальчишеской отвагой, много лет тому назад,Я, карабкаясь по скалам, был любой находке рад,Из прочтённых книжек зная, что они в себе таят.Но искал неутомимо в этих скалах жилку ту,Где букеты из кристаллов вожделенных минераловВ вулканической породе заполняют пустоту.И нашёл её в замшелой андезитовой скале —В ней, на кварце белоснежном, словно фрукты на столе,Семь пузатых анальцимов как во сне явились мне.Было это в тихой бухте, у подножья диких скал,Наверху же в этих скалах я позднее отыскал —Жилку с множеством раздувов и нетронутых пустот,Где, на стенках нарастая, свой водили хоровод —Со стильбитом расщеплённым ярко-красный гейландит,– Сотни остреньких кристаллов, каждый гранями блестит.И на них – двойник кальцита, жёлт, как мёд пчелиных сот,Обрамлённый цеолитом, так нечасто повезёт.Было быть ему добытым. – Не забыть денёчек тот!Сперва-ж меня заворожила – большая кварцевая жила,Но, хороша издалека, бри близком рассмотрении —Она была совсем пуста. – Вот было огорчение!Забыв о радостях у моря, изнемогая от жары,Я вновь спешил к заветной жиле у вулканической скалы,Чтобы добраться до кристаллов, всё новых ото дня ко дню.– Я эти образцы доныне с любовью бережно храню.

Чёрные квадраты

В рисовании кристалла смысла нет в серьёзном смысле,Если ты его не любишь, не одушевляешь мыслью.Если ты в него не вложишь – понимание природы.Если есть оно, конечно. Если нет – рисуй восходы.Или, может быть, закаты. Или чёрные квадраты.

От граней хрусталя

От граней хрусталяБлеснёт холодный свет.И луч его, скользя к границе мира,Со взглядом перекрестится твоим,Как золотая тонкая рапира.

Перед Творцом

Прежде чем кристалл разрушить,Создавая украшенье,– Помолись перед Творцом,Попроси прощенья.

Творца никто не превзошёл!

Попытки Божью красотуСвоим умом разнообразить —Наверно, тщетны.Исказить, – возможно. Иль обезобразить.Творца никто не превзошёл,Велик лишь тот, кто путь нашёл.

Моя тихая гавань

Возможно, я жив до сих пор потому,Что Бог посылает в прощенье,За грешно-сумбурную бытность мою– Способность с камнями общенья.Какое общение? – спросите Вы.Сказать на словах не сумею, увы.Но если по жизни запутался я,В них – тихая, добрая гавань моя.

Камни молча наблюдают

Сегодня, по статистике,Пол-мира тонет в мистике,Сплошь псевдо-эзотерикиВ коммерческой истерике.Меж тем в умах брожениеО «правильном ношении»,И о бредовых практикахС камнями обращения.И пишется любая чушьБез всякого смущения,Поскольку нет любви к камням,И к людям уважения.Камней же душам молчаливым —Быть высоко над этим сором.Они лишь молча наблюдают,Смеясь над ним своим узором.

О камнях и людях, о чудесах и заблуждениях

«Магия камня, люди и бесы»



Преамбула

Этот раздел требует пояснений. Дабы содержание и причины появления на свет включённых в него стихотворений были вполне понятны всем, в том числе тем читателям, которым, по милости Божией, не довелось лично сталкиваться с явлениями, ставшими здесь предметом иронии и сарказма. Итак, преамбула.

Одним из проявлений массового падения культуры и духовности, заявившем о себе в российской прессе и интернете последних лет и охватившем все постсоветское пространство, стал стремительный рост числа публикаций про сверхъестественные свойства минералов. Массовое увлечение такого рода «мистикой» и лавина сомнительной информации на эту тему, рост числа маргинальных теорий и рассуждений про магические и лечебные свойства камней за несколько лет приобрели масштаб массовой эпидемии.

Всё чаще пересказы фрагментов красивых древних мифов и легенд дополняются современными наслоениями. Тесно переплетаясь с ними, они иной раз превращаются в удивительные псевдонаучно-фантастические опусы. Рождаются и совсем новые, достойные удивления плоды не всегда бескорыстной фантазии наших современников. Разносторонняя некомпетентность многих авторов, берущихся рассуждать на означенную тему, даёт о себе знать в заумной риторике, некорректной трактовке фактов и поверхностности суждений. Нелепо выглядят беспомощные попытки привязать современные суррогаты к мифологиям древних. Магические и целебные свойства минералов часто описывались в глубокой древности, в те времена, когда Земля считалась плоской и стоящей на черепахе и трёх китах, и такие представления относятся к области преданий старины, мифов и легенд. Древняя магия была колыбелью, из которой появилась современная наука; она была необходима для своего времени, однако теперь уже не приносит пользы. В отличие же от органично слитого с повседневной жизнью и целостного мифологического сознания человека древнего мира, где всё, что существует – одушевлено, суть сегодняшних верований в чудесные силы предметов, в частности камней, – в бездуховной меркантильности эпохи потребительского общества.

Казалось бы, уже само по себе навязчивое изобилие таких материалов и безапелляционная форма их подачи должны настораживать вдумчивого читателя, но… задумываться и анализировать зачастую недосуг, а верить в чудо хочется многим. И иные, слепо веря в любые сказки, копируют и развивают дальше, насколько хватает фантазии, даже самые бредовые идеи. И множатся, как тараканы, досужие рассуждения и методики лечения камнями от всего чего угодно, рожденные в большинстве своём энтузиазмом дилетантов, далеких как от геологии, так и от медицины, да и от серьёзной астрологии тоже. Именно от серьёзной астрологии, накопившей немало ценных знаний, но имеющей мало чего общего с тем, о чем идет речь. Эзотерические знания не могут быть предметом обсуждения праздной толпой на базарной площади. Тем не менее число новых авторов и ярых поклонников псевдонаучных идей растет день за днем. Возможно, что изделиям из камня в силу совокупности понятных причин понадобилось в наши дни нечто большее, чем просто торговое название, – не только спрос рождает предложение, но и умелое предложение создаёт спрос. Возможно, но главная причина не в этом.

Испокон веков и во все времена человек стремился к чуду, жаждал сверхъестественного исполнения желаний или разрешения проблем. Любая эпоха смут и перемен сопровождалась резким возрастанием интереса к мистике и всему сверхъестественному. И в наши дни, в новое смутное время, люди потянулись к мистике, но согласно с духом нового времени эта волна массового интереса к ней приобрела особую, приземлённо-прагматическую мутную окраску. Вот и обожествление камней и минералов, наделение буквально каждого из них качеством сказочной «Золотой рыбки». Всего за несколько последних лет камень из объекта научного исследования для одних и чуда Божьего для других превратился в массовом общественном сознании в некую демоническую сущность со множеством невероятных магических свойств, при стремлении видеть в нём источник и орудие общедоступного бытового чуда типа «правильно носи – и всё исполнится». Многие потянулись к камням как к универсальным лекарствам от всех недугов.

Но так ли это невинно и безопасно, как может показаться на первый взгляд, и почему именно российский менталитет оказался более других подвержен такой напасти? Сказался, не в последнюю очередь, сугубо российский конфликт традиций; как только скрепы высокой духовной культуры распадаются, ничто уже не мешает возобладать инстинкту, и люди превращают религию в магию. В целом же, как и всегда, в нашем благословенном обществе существуют влиятельные силы, заинтересованные в снижении роли истинной науки, и людей целенаправленно отучают мыслить критически и приучают слепо верить во всё подряд. Покойный д-р Геббельс утверждал, что «прежде чем покорить любой народ, следует, во-первых, вырвать у него мозги».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу